СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Слово надо спасать!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

«Слово надо спасать»

(беседа о чистоте  языка и сквернословии в подростковой среде)

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Слово надо спасать!"»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

«Слово надо спасать»

(беседа о чистоте языка и сквернословии в подростковой среде)


Обращаться с языком кое-как - значит

и мыслить кое-как : неточно, приблизительно, неверно.


Л.Н.Толстой.




ЦЕЛЬ: показать учащимся красоту и богатство русского языка и родной речи;

помочь учащимся искоренять лексику, неприемлемую в общении между людьми;

формировать через культуру человеческого общения внутреннюю культуру личности.


МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ: дискуссия, спор, беседа.


НАГЛЯДНОСТЬ, ИКТ: мультимедиа, фрагменты фильмов, презентация.



(вывести на экран)


ПРАВДИВОСТЬ РЕЧИ ХОРОША И ГЛАДКОСТЬ,

НО КАК ПРЕКРАСНА СЛОВ ПРАВДИВЫХ КРАТКОСТЬ.

Алишер Навои


ДЛЯ ВСЕГО В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ЕСТЬ ВЕЛИКОЕ МНОЖЕСТВО ХОРОШИХ СЛОВ. К. Паустовский


ВО ДНИ СОМНЕНИЙ, ВО ДНИ ТЯГОСТНЫХ РАЗДУМИЙ О СУДЬБАХ МОЕЙ РОДИНЫ, - ТЫ ОДИН МНЕ ПОДДЕРЖКА И ОПОРА, О ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ И ПРАВДИВЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК!..

И. Тургенев


КТО НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ДУМАЕТ, ТОТ К ТОМУ НАРОДУ И ПРИНАДЛЕЖИТ. В.И. Даль


РУССКИЙ ЯЗЫК В УМЕЛЫХ РУКАХ И В ОПЫТНЫХ УСТАХ – КРАСИВ, ПЕВУЧ, ВЫРАЗИТЕЛЕН, ГИБОК, ПОСЛУШЕН, ЛОВОК И ВМЕСТИТЕЛЕН А.И. Куприн


ЯЗЫК – ЭТО ИСТОРИЯ НАРОДА. ЯЗЫК – ЭТО ПУТЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ А.И. Куприн



Ведущий: Культура чувств, культура общения, культура речи – из всего складывается общий облик культурного человека. Французский философ Вольтер говорил: ,, Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена ’’. порой мы забываем, что язык – это наша культура, история, богатство. Я думаю, вы со мной согласитесь, что язык меняется и не в лучшую сторону. Что сделать, как себя вести в подобной ситуации?

Слушайте. Думайте. Решайте. Вам, вступающим в новую жизнь, продолжать традицию. Каким он будет?.

Видеоролик


Ведущий: обратите внимание на предложенную тему и скажите, о какой проблеме она позволяет задуматься? ( ответ детей)

Так , что же такое сленг? ( ответы детей )

Молодежный сленг – это особая форма языка.

Сленг – это буквально ,, испорченный язык’’, цель которого – обособить какую – то группу людей от остальной части общества. Главное в это языковом явлении – отход от обыденности, игра, маска.

Среди юного поколения считается модным и привлекательным употребление таких слов, которых не встретишь ни в одном словаре. Ведь значение их никак не связано с самим корнем, а примененные в речи, они служат как бы вычурным элементом и пошлым растворителем грамотного и красивого языка. Вдумайтесь в смысл эти побрякушек, разве они не смешны:

  • Клёвый – хороший;

  • Блин – слово – паразит;

  • Короче – конечно;

  • Пипец – я поражен;

  • Капец – я поражен;

  • Ваще – вообще;

  • Нежданчик – неожиданно;

  • Чё – что;

  • Тормозить – медленно;

  • Лох – плохой;

  • Мобила – телефон;

  • Крыша – защита;

  • Шухер – опасность;

  • Шмон – проверка;

  • Фифти- фифти – 50 на 50;

  • Респект – уважение;

  • Фейсом об тейбл;

Что же можно сказать о человеке, который в порыве гордыни возглашает: ,, а мне по барабану’’. Действительно, верхнюю часть туловища этого человека трудно назвать головою.

А вот слово ,, блин ’’, без которого некоторые не мыслят своего языкового существования, помимо лексической абсурдности носит вполне серьёзный, очень некрасивый подспудный смысл.. Как отмечают исследователи, происхождение этого слова связано с заменой другого, нецензурного слова, начинающегося на эти же буквы. Стоит задуматься, что мы говорим!


Как нужно реагировать на использование сленга в средствах массовой информации? Прочитайте цитаты и сделайте выводы ( работы в группах):

9 класс « Если ты, крендель, не втыкаешь в панк, то дальше можешь не читать. А если втыкаешься, то ещё одна тюлька – эти ребята интервью никому не дают» ( из журнала» Хулиган»);


10 класс « Путин рассказал, как мы пытались выиграть тендер на производство вертолётов, но всё равно ,,пролетели’’» ( из газеты «Комсомольская правда»)

- « можно ли вызывать страхового агента в случае, если вы подозреваете, что ДТП – подстава?» ( из газеты «Комсомольская правда»)


11 класс « Банкиры ожидают дальнейшего обесценивания ,, зеленого’’ и уверены, что всё равно надо сбагрить баксы, пусть даже с убытками» (из газеты « Московский комсомолец»)

(ответы детей)

Скажите, с какой целью современная молодёжь использует в своей речи сленг? (ответы детей)


Прочитайте переводы на сленге некоторых произведений и скажите, хотели бы вы читать такие произведения и учится по таким учебникам? ( работа в группах)


1-й ученик: Ну вот, приехал он в деревню и увидел там девушку ( не помню, как её звали). Решил он её соблазнить. А у девушки парень был Ленский, как сейчас помню. Ну, она поначалу, как порядочная девушка, поломалась, а потом влюбилась в него, как дура. Ленский тут ему дуэль забивает. На дуэли Онегин Ленского пострелял и завалил, тут девка к Онегину. А он ей ручкой делает и уезжает на север бананы рубить. Ну вот, сразу и видно, что он эгоист: сначала влюбил в себя девку, прицепом ещё и парня её завалил. Ну, какой нормальный пацан так сделает.


2-й ученик: И сказал вскоре Иисус братушкам: вступаем в Иерусалим! А когда шли по дороге, то встречавшие их чуваки ломали сучья и бросали под ноги. А некоторые скидывали свой прикид и постилали на дороге. Так пришли они в Иерусалим и сразу устроили раздачу. Лохам же мало не показалось, и решили они замочить пришедших… Но те, кто был поумней, поняли, что это не тема… Приступили к нему лохи иерусалимские и решили его напрячь, спрашивая: платить ли бабки кесарю или послать? ( ответы детей )

Ведущий:

Ситуация. В русском языке есть глаголы: выходить, сходить, слезать, вылезать, спускаться. Какое действие называет каждый из них? Как правильно спросить:

(на катере) – Вы на следующей пристани…?

(на электричке) – Вы на следующей станции…?

(в автобусе, трамвае) – Вы на следующей остановке…?

Когда пароход, катер причаливает к пристани, а кладут сходни и по ним пассажиры сходят.

Когда едешь на поезде, электричке, то приходится сходить по ступенькам вагона. Поэтому и в том и в другом случае принято говорить я схожу, вы сходите. В троллейбусе, автобусе, трамвае есть выход (передняя дверь) и вход (задняя дверь), поэтому пользующиеся городским транспортом входят и выходят.


В автобусе:

  • Вы на следующей остановке сходите?

  • Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: «Вы на следующей остановке слезаете?»

  • Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: «Вы на следующей остановке выходите?»

  • Это замуж выходят. А в автобусе же говорят: «Вы встаете?»

  • Ну и ну! Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, Встаете ли вы?

  • Тогда и оставайтесь в автобусе, если не знаете русского языка!

Игра-практикум.

1.Задания: «Собери пословицы».

1) составьте по двум данным словам поговорки и пословицы.

Дело – смело

Труд – пруд

Болит – говорит

Коса – камень

Перо – топор

Время – потеха

Шило – мешок

Лес – щепки

синица – журавль

Слово – воробей

Вода – брод

телега – сани

2)Подберите к началу подходящее продолжение, чтобы получилась полная пословица.

На словах и так, и сяк…(а на деле никак).

На словах города берет…(а на деле ни шагу вперёд).

Не храбрись словом…(покажи делом).

Щедр на слова…(да скуп на деле).

Пословицы и поговорки делают нашу речь меткой, красочной! Что помогает нам обогащать словарный запас? Конечно, общение и добрые умные книги. Чем больше слов находится в распоряжении отдельного человека, тем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее выражает он свои мысли, чувства, настроение. Нельзя достичь речевого богатства, не изучая изумительный язык народа во всем многообразии его лексики и фразеологии. Перейдем к следующему конкурсу. 3)Конкурс толмачей.

Задание: подобрать фразеологизмы к предложенным словосочетаниям.

Дальний родственник – седьмая вода на киселе.

Ещё молод и неопытен – молоко на губах не обсохло.

Очень умный – 7 пядей во лбу.

Оказаться в глупом положении – сесть в лужу.

Бесследно пропасть – как в воду канул.

Избежать заслуженной кары – выйти сухим из воды.

Трудное начало – лиха беда начать.

Говори правильно. Бесспорно, фразеологизмы делают нашу речь богаче, помогают образнее выражать свои мысли. Но представить себе грамотного человека без умения верно произносить слова, то есть не ошибаться в постановке ударения, тоже невозможно.

Мой дядя выяснял лет сорок

И всё же выяснить не мог,

Как говорить вернее: творог,

А может, правильней –

творог?!

4) Задания: Расставьте ударение в следующих словах:

Звонит, красивее, кухонный, торты , жалюзи, прибывший, квартал, облегчить, скольких, обеспечение, средства, щавель, баловать, столяр.


Но проблема чистоты языка связана не только с ударением! «Первым и чуть ли не важнейшим недугом русского языка в настоящее время считают его тяготение к иностранным словам» - писал К.И.Чуковский несколько десятилетий назад. Одна из проблем чистоты языка и в наше время – это обилие в нашей речи иностранных слов, которые порой вовсе непонятны большинству людей. Заимствование слов – это совершенно естественный языковой процесс, но с «чужеземными словами нужно обращаться осторожно, не употребляя их наобум и невпопад. Перейдём к следующему заданию нашего практикума.

5) Конкурс «Непрошенные гости».

Задание: записать рядом со словами иностранного происхождения отечественные слова – синонимы.

Валюта – деньги.

Карцер – тюрьма.

Менеджмент – управление.

Наркоз – обезболивание.

Шоу – зрелище, представление.

Коммерция – торговля.

Рэкет – шантаж.

Презентация – представление.

Ностальгия – тоска.