МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА
«Слово надо спасать»
(беседа о чистоте языка и сквернословии в подростковой среде)
Обращаться с языком кое-как - значит
и мыслить кое-как : неточно, приблизительно, неверно.
Л.Н.Толстой.
ЦЕЛЬ: показать учащимся красоту и богатство русского языка и родной речи;
помочь учащимся искоренять лексику, неприемлемую в общении между людьми;
формировать через культуру человеческого общения внутреннюю культуру личности.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ: дискуссия, спор, беседа.
НАГЛЯДНОСТЬ, ИКТ: мультимедиа, фрагменты фильмов, презентация.
(вывести на экран)
ПРАВДИВОСТЬ РЕЧИ ХОРОША И ГЛАДКОСТЬ,
НО КАК ПРЕКРАСНА СЛОВ ПРАВДИВЫХ КРАТКОСТЬ.
Алишер Навои
ДЛЯ ВСЕГО В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ЕСТЬ ВЕЛИКОЕ МНОЖЕСТВО ХОРОШИХ СЛОВ. К. Паустовский
ВО ДНИ СОМНЕНИЙ, ВО ДНИ ТЯГОСТНЫХ РАЗДУМИЙ О СУДЬБАХ МОЕЙ РОДИНЫ, - ТЫ ОДИН МНЕ ПОДДЕРЖКА И ОПОРА, О ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ И ПРАВДИВЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК!..
И. Тургенев
КТО НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ДУМАЕТ, ТОТ К ТОМУ НАРОДУ И ПРИНАДЛЕЖИТ. В.И. Даль
РУССКИЙ ЯЗЫК В УМЕЛЫХ РУКАХ И В ОПЫТНЫХ УСТАХ – КРАСИВ, ПЕВУЧ, ВЫРАЗИТЕЛЕН, ГИБОК, ПОСЛУШЕН, ЛОВОК И ВМЕСТИТЕЛЕН А.И. Куприн
ЯЗЫК – ЭТО ИСТОРИЯ НАРОДА. ЯЗЫК – ЭТО ПУТЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ А.И. Куприн
Ведущий: Культура чувств, культура общения, культура речи – из всего складывается общий облик культурного человека. Французский философ Вольтер говорил: ,, Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена ’’. порой мы забываем, что язык – это наша культура, история, богатство. Я думаю, вы со мной согласитесь, что язык меняется и не в лучшую сторону. Что сделать, как себя вести в подобной ситуации?
Слушайте. Думайте. Решайте. Вам, вступающим в новую жизнь, продолжать традицию. Каким он будет?.
Видеоролик
Ведущий: обратите внимание на предложенную тему и скажите, о какой проблеме она позволяет задуматься? ( ответ детей)
Так , что же такое сленг? ( ответы детей )
Молодежный сленг – это особая форма языка.
Сленг – это буквально ,, испорченный язык’’, цель которого – обособить какую – то группу людей от остальной части общества. Главное в это языковом явлении – отход от обыденности, игра, маска.
Среди юного поколения считается модным и привлекательным употребление таких слов, которых не встретишь ни в одном словаре. Ведь значение их никак не связано с самим корнем, а примененные в речи, они служат как бы вычурным элементом и пошлым растворителем грамотного и красивого языка. Вдумайтесь в смысл эти побрякушек, разве они не смешны:
Клёвый – хороший;
Блин – слово – паразит;
Короче – конечно;
Пипец – я поражен;
Капец – я поражен;
Ваще – вообще;
Нежданчик – неожиданно;
Чё – что;
Тормозить – медленно;
Лох – плохой;
Мобила – телефон;
Крыша – защита;
Шухер – опасность;
Шмон – проверка;
Фифти- фифти – 50 на 50;
Респект – уважение;
Фейсом об тейбл;
Что же можно сказать о человеке, который в порыве гордыни возглашает: ,, а мне по барабану’’. Действительно, верхнюю часть туловища этого человека трудно назвать головою.
А вот слово ,, блин ’’, без которого некоторые не мыслят своего языкового существования, помимо лексической абсурдности носит вполне серьёзный, очень некрасивый подспудный смысл.. Как отмечают исследователи, происхождение этого слова связано с заменой другого, нецензурного слова, начинающегося на эти же буквы. Стоит задуматься, что мы говорим!
Как нужно реагировать на использование сленга в средствах массовой информации? Прочитайте цитаты и сделайте выводы ( работы в группах):
9 класс « Если ты, крендель, не втыкаешь в панк, то дальше можешь не читать. А если втыкаешься, то ещё одна тюлька – эти ребята интервью никому не дают» ( из журнала» Хулиган»);
10 класс « Путин рассказал, как мы пытались выиграть тендер на производство вертолётов, но всё равно ,,пролетели’’» ( из газеты «Комсомольская правда»)
- « можно ли вызывать страхового агента в случае, если вы подозреваете, что ДТП – подстава?» ( из газеты «Комсомольская правда»)
11 класс « Банкиры ожидают дальнейшего обесценивания ,, зеленого’’ и уверены, что всё равно надо сбагрить баксы, пусть даже с убытками» (из газеты « Московский комсомолец»)
(ответы детей)
Скажите, с какой целью современная молодёжь использует в своей речи сленг? (ответы детей)
Прочитайте переводы на сленге некоторых произведений и скажите, хотели бы вы читать такие произведения и учится по таким учебникам? ( работа в группах)
1-й ученик: Ну вот, приехал он в деревню и увидел там девушку ( не помню, как её звали). Решил он её соблазнить. А у девушки парень был Ленский, как сейчас помню. Ну, она поначалу, как порядочная девушка, поломалась, а потом влюбилась в него, как дура. Ленский тут ему дуэль забивает. На дуэли Онегин Ленского пострелял и завалил, тут девка к Онегину. А он ей ручкой делает и уезжает на север бананы рубить. Ну вот, сразу и видно, что он эгоист: сначала влюбил в себя девку, прицепом ещё и парня её завалил. Ну, какой нормальный пацан так сделает.
2-й ученик: И сказал вскоре Иисус братушкам: вступаем в Иерусалим! А когда шли по дороге, то встречавшие их чуваки ломали сучья и бросали под ноги. А некоторые скидывали свой прикид и постилали на дороге. Так пришли они в Иерусалим и сразу устроили раздачу. Лохам же мало не показалось, и решили они замочить пришедших… Но те, кто был поумней, поняли, что это не тема… Приступили к нему лохи иерусалимские и решили его напрячь, спрашивая: платить ли бабки кесарю или послать? ( ответы детей )
Ведущий:
Ситуация. В русском языке есть глаголы: выходить, сходить, слезать, вылезать, спускаться. Какое действие называет каждый из них? Как правильно спросить:
(на катере) – Вы на следующей пристани…?
(на электричке) – Вы на следующей станции…?
(в автобусе, трамвае) – Вы на следующей остановке…?
Когда пароход, катер причаливает к пристани, а кладут сходни и по ним пассажиры сходят.
Когда едешь на поезде, электричке, то приходится сходить по ступенькам вагона. Поэтому и в том и в другом случае принято говорить я схожу, вы сходите. В троллейбусе, автобусе, трамвае есть выход (передняя дверь) и вход (задняя дверь), поэтому пользующиеся городским транспортом входят и выходят.
В автобусе:
Вы на следующей остановке сходите?
Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: «Вы на следующей остановке слезаете?»
Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: «Вы на следующей остановке выходите?»
Это замуж выходят. А в автобусе же говорят: «Вы встаете?»
Ну и ну! Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, Встаете ли вы?
Тогда и оставайтесь в автобусе, если не знаете русского языка!
Игра-практикум.
1.Задания: «Собери пословицы».
1) составьте по двум данным словам поговорки и пословицы.
Дело – смело
Труд – пруд
Болит – говорит
Коса – камень
Перо – топор
Время – потеха
Шило – мешок
Лес – щепки
синица – журавль
Слово – воробей
Вода – брод
телега – сани
2)Подберите к началу подходящее продолжение, чтобы получилась полная пословица.
На словах и так, и сяк…(а на деле никак).
На словах города берет…(а на деле ни шагу вперёд).
Не храбрись словом…(покажи делом).
Щедр на слова…(да скуп на деле).
Пословицы и поговорки делают нашу речь меткой, красочной! Что помогает нам обогащать словарный запас? Конечно, общение и добрые умные книги. Чем больше слов находится в распоряжении отдельного человека, тем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее выражает он свои мысли, чувства, настроение. Нельзя достичь речевого богатства, не изучая изумительный язык народа во всем многообразии его лексики и фразеологии. Перейдем к следующему конкурсу. 3)Конкурс толмачей.
Задание: подобрать фразеологизмы к предложенным словосочетаниям.
Дальний родственник – седьмая вода на киселе.
Ещё молод и неопытен – молоко на губах не обсохло.
Очень умный – 7 пядей во лбу.
Оказаться в глупом положении – сесть в лужу.
Бесследно пропасть – как в воду канул.
Избежать заслуженной кары – выйти сухим из воды.
Трудное начало – лиха беда начать.
Говори правильно. Бесспорно, фразеологизмы делают нашу речь богаче, помогают образнее выражать свои мысли. Но представить себе грамотного человека без умения верно произносить слова, то есть не ошибаться в постановке ударения, тоже невозможно.
Мой дядя выяснял лет сорок
И всё же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог,
А может, правильней –
творог?!
4) Задания: Расставьте ударение в следующих словах:
Звонит, красивее, кухонный, торты , жалюзи, прибывший, квартал, облегчить, скольких, обеспечение, средства, щавель, баловать, столяр.
Но проблема чистоты языка связана не только с ударением! «Первым и чуть ли не важнейшим недугом русского языка в настоящее время считают его тяготение к иностранным словам» - писал К.И.Чуковский несколько десятилетий назад. Одна из проблем чистоты языка и в наше время – это обилие в нашей речи иностранных слов, которые порой вовсе непонятны большинству людей. Заимствование слов – это совершенно естественный языковой процесс, но с «чужеземными словами нужно обращаться осторожно, не употребляя их наобум и невпопад. Перейдём к следующему заданию нашего практикума.
5) Конкурс «Непрошенные гости».
Задание: записать рядом со словами иностранного происхождения отечественные слова – синонимы.
Валюта – деньги.
Карцер – тюрьма.
Менеджмент – управление.
Наркоз – обезболивание.
Шоу – зрелище, представление.
Коммерция – торговля.
Рэкет – шантаж.
Презентация – представление.
Ностальгия – тоска.