СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Сон".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети узнают что такое сон, зачем люди спят и к какой группе вас можно отнести: "жаворонки", "совы" или "голуби"?

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Сон".»



Классный час по теме: «Сон».

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: сон.
Задачи: 
- уточнить знания детей о сне;
- расширять кругозор учащихся;
- воспитывать чувства ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
Предварительная работа: разучивание стихов, оформление доски и помещения.


Ход мероприятия

Учитель. Когда вы были маленькими, а возможно и сейчас, мамы и бабушки пели вам песенки. Послушайте сейчас такую песенку и ответьте на вопросы.

Звучит колыбельная песня "Спи, моя радость, усни!"

(слова С. Свириденко, музыка В.А. Моцарта)

В доме погасли огни;

Пчелки затихли в саду,

Рыбки уснули в пруду.

Месяц на небе блестит,

Месяц в окошко глядит...

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни!


В доме все стихло давно,

В погребе, в кухне темно,

Дверь ни одна не скрипит,

Мышка за печкой спит.

Кто-то вздохнул за стеной...

Что нам за дело, родной?

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни!


Сладко мой птенчик живет:

Нет ни тревог, ни забот,

Вдоволь игрушек, сластей,

Вдоволь веселых затей.

Все-то добыть поспешишь,

Только б не плакал малыш!

Пусть бы так было все дни!

Спи, моя радость, усни!
Как называют­ся такие песенки? (Колыбельные.)

Как их поют? (Тихо, спокойно, задушевно, протяжно, чтобы песенки ус­покоили ребенка и глазки сами собой закрывались.)

Когда их поют? (Когда укладывают ребенка спать.)

Послушайте внимательно эти загадки и скажите о чём они?

Загадки о сне
1. Что слаще всего на свете?
2. Вроде нет, вроде есть, слаще мёда, а не съесть.
3. На весах не взвесишь, на базаре не продашь, но нет на свете милее его?
4. Не стукнет, не брякнет, ко всякому подойдёт.
5. И рать, и воеводу – всех повалил.
6. Что можно увидеть с закрытыми глазами?
Дети: Это сон!
Учитель. Итак, как Вы уже, наверное, догадались, наш сегодняшний классный час посвящён сну.

Подумайте и ответьте: что же такое сон? Как вы понимаете? (Ответы). А теперь прочитаем определение в толковом словаре.

Сон:
1. Наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения.
2. То, что сниться, грезиться спящему человеку, сновидение. 

Сон – отдых для мозга.

Зачем вообще люди спят?

Вы, наверное, замечали, что после сытного обеда клонит в сон. Почему так происходит?

Чтобы желудок работал хорошо, его клетки надо снабжать кислородом и питательными веществами. Поэтому после плотного обеда кровь приливает к желудку. В это время через головной мозг крови проходит меньше. В результате клетки мозга работают в полсилы. Именно поэтому после обильной трапезы часто клонит в сон. И наоборот – сильное возбуждение приводит к приливу крови к мозгу. Находясь в таком состоянии, трудно заснуть, ведь клетки мозга активно работают. Однако им тоже надо отдыхать. Наш мозг отдыхает во время сна. Вернее, не отдыхает, а работает совсем по-иному, чем в то время, когда мы бодрствуем. В течение дня мозг переполняется разными сведениями и впечатлениями. Нервным клеткам нужно время, чтобы переработать всю эту информацию. Мозг должен решить, что важно, а что нет, что следует запомнить, а что можно и выкинуть из памяти. Пока он занимается этой работой, мы спим, то есть не получаем новых впечатлений. Во сне наш мозг готовится к следующему рабочему дню, приводит себя в порядок. И в то же время он отдыхает. Во время сна поток крови через сосуды мозга уменьшается почти наполовину.

Примерно треть жизни мы тратим на сон. Сон дает возможность организму отдохнуть, а мозгу – переработать полученную за день информацию. Сон очень важен. Лишенный сна человек ощущает усталость, становится раздражительным, ему и работается и думается тяжело.


После хорошего сна, человек чувствует прилив сил, он просыпается бодрым и готовым для новых дел!


Учитель: Современные люди совсем не заботятся о качестве сна, они безжалостно укорачивают время и ломают режим, которые предназначаются им для активного отдыха. Вот почему в 2008 году в рамках проблем со сном и здоровьем человечества Всемирная организация здравоохранения, ввела Всемирный день сна. В первый год он выпал на 14 марта, но во все последующие годы его стали отмечать в пятницу второй полной недели марта. 
2016 год — 18 марта; 2017 год — 17 марта.
 Следует отметить, что этот праздник отмечают люди во многих странах Европы. Это и Австрия, и Швеция, и Франция, и Чехия, и Греция, и Германия, и Бельгия и другие. 
Учитель: Накануне Всемирного дня сна хотелось бы поговорить именно о сне, вспомнить пословицы, поговорки, стихи, загадки, интересные факты и мифы.

Учитель: А теперь вспомним пословицы о сне. 
(Несколько вариантов работы с пословицами: учитель начинает пословицу, а дети её продолжают; можно разрезать текст пословицы, дети должны собрать слова и прочитать пословицу; путём аукциона, чей ряд больше назовёт пословиц о сне).

Пословицы и поговорки о сне
1. Сон – лучшее лекарство.
2. Выспишься – помолодеешь.
3. Сон лучше всякого лекарства.
4. Подушка – лучшая подружка.
5. Нет такого силача, которого сон не поборет.
6. Силён слон, да посильнее его сон.
7. И рад бы не спать, да сон одолел. 

8. Какова постель, таков и сон. 
9. Лучший сон до полуночи. 
10.Сон, что богатство: чем больше спишь, то больше хочется. 

11. Чем меньше сон, тем слаще он.
Скажи мне, как ты спишь, и я скажу, кто ты!

Учитель. Хотите узнать о том, о чем не знает почти никто? Если вы думаете, что ваш характер, весельчак вы или молчун, добрый вы или злой, можно определить толь­ко по вашему поведению в школе или дома, то вы глубоко ошибаетесь! Это очень легко и просто определить зная лишь то, как вы спите. Не верите? Тогда предлагаю проверить на себе, а потом на своих родных, друзьях, знакомых.

Людям, которые любят спать калачиком, то есть, свер­нувшись, как кошечка, хочется, чтобы их опекал кто-то, кто сильнее их. Эти люди способны сделать что-то хорошее, доброе, но вместе с тем они склонны и к проступкам. А вот отвечать за свои поступки они побаиваются. Ведь их поступками руководит только личное настроение, они не думают о последствиях.

Люди, которые любят спать на боку, слегка поджав ко­лени, спокойные и послушные. Они никогда не будут вам лишний раз возражать, спорить с вами. Одним словом, ссориться они не любят. Такие люди легко приспосабли­ваются к разным условиям. Правда, они не очень сме­лы и решительны, зато находчивы, хотя и не выставляют себя напоказ, а стараются быть «такими как все».

Люди, которые спят на спине, заложив при этом руки за голову, отличаются веселым нравом. И хотя они пре­красно знают о своих недостатках, тем не менее, не спе­шат исправлять их, правда, и других людей они воспри­нимают такими, какие они есть. С такими людьми очень легко общаться и дружить, ведь с ними почти невозмож­но поссориться.

Теперь, дорогие друзья, расспросив, кто как спит, вы бу­дете иметь определенное представление о том человеке, мальчике или девочке, с которым вы уже подружились или только собираетесь это сделать.


Учитель: Всех людей условно можно разделить на три группы: «жаворонки», «совы» и «голуби». Вы легко можете определить, к какой из этих групп Вы относитесь.
«Жаворонки» - это те, кто бодро встречают рассвет, встают с постели раньше солнца, но спать они ложатся довольно рано.
«Совы» - это те, кто сладко засыпают поздно ночью и пробуждаются в тот момент, когда солнце уже высоко над горизонтом.
Есть ещё «Голуби» - это все остальные, те, которые не обнаружили у себя каких-либо особых предпочтений, так называемая «серединка», всё у них в норме.

Доклад «Из мира животных»
(Заранее готовят несколько учеников).

1-й ученик. Сон нужен не только детям и взрослым, но и всем зверям, рыбам и птицам.
Некоторые животные, например, медведи или сурки, спят в течение всей зимы. Это называется зимней спячкой. Во время долгих месяцев зимней спячки медведи и сурки накапливают энергию для активной жизни, которая начнётся у них с приходом весны.
Многие считают, что белки впадают в зимнюю спячку. Они в самом деле спят зимой гораздо больше, чем в другое время года, но спячкой это всё же назвать нельзя…

2-й ученик. Многие животные спят в весьма причудливых формах. Летучие мыши и длиннохвостые попугаи спят вниз головой, уцепившись за ветку или выступ скалы. Львы, панды и медведи любят спать на спине. Лев при этом складывает передние лапы на груди, панда подкладывает их под голову, а у мишек они болтаются как попало.
Похожие анна белочек сони во время зимовки тоже спят на спине, прикрыв при этом животик своим пушистым хвостиком, словно одеялом, и сложив ушки (видимо, чтобы не надуло). На спине спят и морские выдры – каланы. Но не на земле, а лёжа в воде. При этом они обматывают своё тело длинными водорослями, чтобы во время сна течение не унесло их в открытый океан.

3-ученик. Слоны спят стоя или лёжа на животе, упираясь бивнями в землю. Самцы козерогов спят, закинув голову назад. Эта поза позволяет им опереться своими огромными рогами о землю и хоть на время сна избавиться от постоянного бремени.
Большинство птиц спит, сидя на ветке. Фламинго и некоторые другие птицы спят, стоя на одной ноге, засунув голову под крыло, а страусы, сидя, распластав по земле вытянутую вперёд шею.
Некоторые рыбы спят, лёжа на дне или на «матрасе» водорослей.

Сонники и сновидения

Учитель. Спасибо, ребята, за интересные сообщения. Как видите, сон нужен всем: и людям, и животным. И на протяжении всего времени, пока мы спим, мы видим сны. Некоторые люди спят так крепко, что наутро, проснувшись, все забывают. А другие, наоборот, запоминают и старают­ся разгадать сны. Сейчас в этом помогают специальные книги для объяснения сновидений - сонники. (Обращает внимание детей на книжную выставку, на которой представлены и сонники.) И если вам интересно, вспомните свой сон, а мы в книге найдем ему объяснение. (По желанию дети рассказывают свои сны.)

А знаете, откуда стало известно, что мы, когда спим, по­стоянно видим сны? Врачам удалось это выяснить с по­мощью прибора, который называется электроэнцефалог­раф. Это прибор, ко­торый принимает и записывает сигналы мозга. К голове человека прикрепляют одним концом множество малень­ких проводков - электродов (человеку при этом ничуть не больно). Другим концом каждый проводочек соединен с устройством, которое принимает сигналы мозга. Рас­сматривая запись этих сигналов, врач может определить, когда мозг активно работает, когда бездействует. Таким образом, было обнаружено, что во сне мозг постоянно работает.

Видят сны не только люди. Вы можете привести при­меры, доказывающие, что и животные тоже видят сны? (Дети делятся своими наблюдениями за кошками и собака­ми.) Если понаблюдать за спящей собакой или кошкой, то можно увидеть, что животное иногда дергает во сне ла­пой, издает звуки: мяукает или поскуливает. Это означа­ет, что животному снится сон и его мозг во сне продолжа­ет работать.


Учитель: Изучив мысли великих людей, и подводя итог классного часа, можно сделать следующие выводы. Порой нам снится то, что в жизни совсем невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось. И всё - таки, что бы мы ни говорили, самое счастливое мгновение счастливого человека - это когда он засыпает. Сон подобно голубю: если вы не трогаете его, он подлетает к вам; если же захотите поймать, то он тут же улетит. Считается, что успех приходит к тем, кто рано встает. На самом же деле успех приходит именно к тем, кто встает в хорошем настроении.
Учитель: А в завершении нашего классного часа давайте послушаем

Правила здорового сна
(На доске плакат с правилами).
Ведущий. Учёные, изучающие влияние сна на здоровье человека, разработали девять правил, которых следует придерживаться.
1. Обязательно ложиться спать и вставать в одно и то же время. (Дети на модели часов показывают нужное время). Учёные и врачи считают, что дети от 5 до 7 лет должны спать ночью 10 часов, а от 8 до 10 лет – не менее 9 часов. За это время в вашем организме происходит возрождение клеток и выделение вредных веществ.
2. Перед сном надо совершать прогулку, принять тёплый душ. Если нет душа – умыться, вымыть ноги, обязательно почистить зубы.
3. Нельзя перед сном смотреть страшные фильмы, слушать захватывающие радиопередачи, читать волнующие книги. Всё это так будоражит мозг, что ему потом очень трудно успокоиться.
4. Не есть на ночь! Ужинать рекомендуется за 1 – 2 часа до сна. Иначе желудку вместо отдыха придётся изо всех сил трудиться, переваривая то, что вы съели. Поэтому заснуть на полный желудок довольно трудно. Покажите на модели часов время ужина.
5. Спать нужно в полной темноте. В темноте спать намного спокойнее, чем при свете. Только в темноте и в тишине можно быстро заснуть.
6. Спать в хорошо проветренном помещении, при открытой форточке. Идеальная температура в спальне – 20 градусов.
7. Спать на ровной постели. Кровать должна быть ровная: высокие подушки и слишком мягкие матрасы приводят к искривлению позвоночника.
8. Спать лучше на спине или на правом боку. Не рекомендуется спать на левом боку, особенно свернувшись калачиком.
9. Не применять снотворного. Систематический приём снотворного со временем поражает нервную систему.


Подведение итогов
Вопросы:
1. Каково же значение сна для детского организма?
2. Какие правила здорового сна вы запомнили?
3. Что интересного о сне узнали?
4. Объясните значение этих слов и выражений: сон, бессонная ночь, сонник, сновидения, недосыпание.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!