СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Старый Оскол в памятниках"

Нажмите, чтобы узнать подробности

С чего начинается родина для младшего школьника? С воспитания любви к малой родине - его родному городу,..

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Старый Оскол в памятниках"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа № 23 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»











Конкурс методических материалов

по патриотическому воспитанию детей и подростков «Воспитать патриота».


Номинация «Лучшая методическая разработка по патриотическому воспитанию»



Классный час «Старый Оскол в памятниках»



Труфанова Тамара Яковлевна, учитель начальных классов





















г. Старый Оскол

2021год



Пояснительная записка

В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом, любви к родному городу, уважения к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне. Процесс формирования патриотических качеств личности в школе для обучающихся с ОВЗ осуществляется по тем же правилам, как и в других образовательных организациях, так как наличие у ребенка отклонений, не изменяет общей идейной направленности воспитательной работы с ним.

Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях родного народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Классный час является одной из форм воспитательной работы и занимает достойное место в системе ее организации. Чувство патриотизма у обучающихся - это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей, который закладывается именно в начальных классах.

Цель: вызвать интерес к достопримечательностям родного города, желание пополнять свои знания о нём различными путями: чтением книг, походами в музей, театр.

Задачи: познакомить с историей Старого Оскола, с его достопримечательностями, развивать интерес к прошлому и настоящему родного края, воспитывать любовь к малой родине, чувство патриотизма и гордости за родной город, уважение к защитникам Родины.

Область применения – классные часы, урок мир природы и человека.

Формы и методы реализации – беседа, просмотр презентации, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий о родном городе, чтение художественной литературы, проведение викторин, квест – игр, акций.

Возрастные группы обучающихся – обучающиеся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.

Ожидаемые (полученные) результаты. У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья появится интерес к достопримечательностям родного города, желание пополнять свои знания о нём различными путями: чтением книг, походами в музей, театр…



Цель: вызвать интерес к достопримечательностям родного города, желание пополнять свои знания о нём различными путями: экскурсий, бесед, чтением книг, походами в музей, театр.

Задачи: познакомить с историей Старого Оскола, с его достопримечательностями, развить любовь к малой родине, воспитывать чувство патриотизма и гордости за родной город.

Оборудование: презентация, песни, картинки, иллюстрации.

Ход

Звучит музыка. Учитель обращает внимание на украшенную доску шарами, картинками, фотографиями, иллюстрациями.

Городов немало есть на свете.

Мы, пожалуй, всех не назовем,

Но один из них всего дороже –

Это город наш, где мы живем.

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о нашем родном городе Старый Оскол. 5 февраля в нашем городе знаменательная дата. Какая? Мы с вами живем в красивом, благоустроенном городе. А что вы знаете о нём?

  Я предлагаю проверить, как вы знаете наш город.

Игра «Загадки - отгадки».

  1. Каждый ребёнок знает это место. 
    Там находиться очень интересно. 
    Есть там машинки, карусели, батут, 
    Ждут ребятишек развлеченья тут.
    (Детский городок аттракционов)

  2. Здесь можно узнать историю края, можно проникнуть вглубь старины. 
    Каждый из нас туда попадая, коснется знаний глубины. 
    Собирай-ка всех друзей и скорей иди в … (Музей).

  3. Живут тут животные разные самые: львы и медведи, волки и ламы. 
    Каждый, кто там хоть разок побывал, много полезного сам увидал. 
    (Зоопарк)

  4. Это здание – храм искусства, никогда не бывает в нем пусто. 
    Спектакли и сказки ждут ребят там: актеры всегда очень рады всем нам. 
    (Театр)

  5. Ходим туда мы и с классом и с мамой, он современный в городе самый. 
    Кино и мультяшки покажут вам там. 
    Что это за зданье, догадайся сам. (Кинотеатр «Быль»).

  6. Здесь мы получаем знания, 
    Делаем с тобой задания, 
    Лепим, кушаем и шкодим, 
    И друзей себе находим. 
    И ни дня без баскетбола. Это всё родная … (Школа)

А теперь давайте совершим путешествие по родному городу и его памятным местам. А кто из вас знает, что такое памятники? Памятник- это: 1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-чего-н. (выдающейся личности, исторического события). П. Пушкину. Надгробный п. П.-обелиск.

2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологический п. Памятники письменности (древние рукописи).

Памятник природы природный объект, охраняемый государством (например, уникальное дерево, водопад, гейзер).

Давайте поговорим с вами об основателях Старого Оскола, которыми являются князь воевода Иван Солнцев – Засекин, глава Иван Мясной и подъячий Михаил Нечаев. В праздник - День города на площади у кинотеатра «Октябрь» 12 сентября 2009 года им был открыт памятник:

«Основателям Старого Оскола:

Князю воеводе Ивану Солнцеву – Засекину

Голове Ивану Мясному

Подъячему Михаилу Нечаеву».

Общая высота сооружения почти 10 метров (высота постамента -3 метра 40 см, высота скульптурной композиции – 6 метров 20 см). Материал: медь и гранит. Автор скульптурной композиции – заслуженный художник России А. А. Шишков.

Ученик: А вы знали, что князь святой  благоверный Александр Невский –небесный покровитель Старого Оскола. Его имя носит главный собор нашего города. 12 сентября 2010 года в нашем городе состоялось торжественное открытие и освящение  архиепископом памятника  святому Александру Невскому. Фигура Александра Невского в полный рост установлена на холме, она внушительно смотрится при въезде в центральную часть города. В правой руке  Александр Невский держит меч, левая рука открыта. 

Князь словно предупреждает: «Кто с добром к нам придёт, того с радостью в гости ждём.  Кто с мечом идёт, от меча и погибнет». Автор памятника - белгородский скульптор, заслуженный художник России Анатолий Шишков. На памятнике выгравирована надпись «Не в силе бог, а в правде». Проходят годы и века, а имя Александра Невского помнят все русские люди, потому что сражался он за родное Отечество. Сражался и побеждал.

Ученик: А я знаю о том, что здание духовного училища было выстроено на Михайловской улице (теперь это наша Революционная) к концу 90-х годов XIX века. Здание имело сложную конфигурацию. Окна первого этажа высокие, арочной формы.. Оригинальное переплетение из металла и навес были изготовлены старооскольскими кузнецами братьями Ланиными. Купола, надстройки, башенки украшали крышу здания. Все это не сохранилось до наших дней. Лишь старые фотографии напоминают нам о красоте здания и архитектуре того времени. Здесь раньше размещался зимний театр, Дом культуры, а сейчас Оскольский театр для детей и молодежи.

Ученик: А в центре города на пересечении двух улиц Курской и Михайловской (Ленина и Революционной) стоит дом купца Лихушина. Здание было построено в начале XX века. Интересна история его строительства. Раньше здесь стоял неказистый домик околоточного надзирателя Петрищева. Место было престижное напротив Михайловского храма да еще в центр. В послевоенные годы в здании размещалась почта. В настоящее время здесь размещается старооскольский краеведческий музей.

Ученик: Болгарские строители внесли большой вклад в создание внешнего облика города Старый Оскол. Они приняли участие в строительстве заводов, больниц, домов культуры, школ, детских садиков, жилых домов и многого другого. В память об этом в нашем городе установлен монумент советско-болгарской дружбы, который находится между микрорайонами Молодогвардеец и Весенний, на бульваре Дружбы Архитектором памятника является С. Феоктистов, авторами скульптуры — С. Герасимов, А. Бурганов.

Учитель: Ребята, а вы знаете, что это за памятник? Да, это памятник первой руде. Он находится на центральной улице города – улице Ленина. Этот кусок руды весом в 5 тонн получен 5 ноября 1968 года в 15 часов 30 минут в Стойленском карьере, где был произведён первый массовый взрыв. Первую руду зачерпнул машинист экскаватора А.И. Аришин, а вывез руду из карьера водитель В.Ф. Чесноков.  А с 1969 года началась систематическая поставка аглоруды комбинатам страны. Первый камень олицетворяет промышленное освоение КМА.

Учитель: Выразительная летопись нашего народа воплощена в архитектурных формах памятниками церковного зодчества, которые на протяжении многих веков были центром искусства: это скульптура, резьба по дереву, монументальная живопись, фрески, иконопись. Монументальная церковная архитектура являлась лицом города. Дополнение к красоте природы – творение рук человеческих: храмы церкви. История сохранила в Старом Осколе лишь каменные памятники церковного зодчества. Это шесть церквей, относятся к XVIII, XIX и началу XX веков – Троицкая, Ямская, Казацкая, Соковская, Ездоцкая, Гуменская. Узнать подробнее о них вы сможете, нажав вот эту кнопку – «Узнать подробнее!»

(Звучит песня «Тёмная ночь» в исполнении М. Бернеса.)

Учитель: Были и у нашего города и народа трудные годы. Свидетельствуют об этом памятники и мемориалы, посвященные событиям Великой Отечественной войны. В начале июля 1942 года после тяжелых оборонительных боев наш город попал под оккупацию немецко-венгерских войск. Оккупация продолжалась семь месяцев до начала февраля 1943 года, когда Старый Оскол был освобожден войсками Воронежского фронта. О мемориальном комплексе «Атаманский лес»,  - посвященном памяти советских солдат, погибших в ходе Воронежско - Ворошиловградской операции (1942 год) и Воронежско - Касторненской операции (1943 год) - решающих событий для безопасности существования города Старый Оскол во время Великой Отечественной войны, вы узнаете подробнее, нажав кнопку «Узнать подробнее!»

В память о событиях войны и о великих полководцах нам напоминают многие памятники, но об одном мне хотелось бы вам рассказать. Это памятник Г. К. Жукову. Он находится на микрорайоне Жукова. Давайте о нём прочитаем вместе, нажав кнопку «Узнать подробнее!»

Бои отгремели под Старым Осколом 
Ещё в сорок третьем году,
Но в памяти нашей душевный осколок,
Он в сердце – всегда на виду.
Всё меньше становится в жизни героев,
Уходят они на погост.
Мы памятник в парке солдатам построим
В граните, как есть, во весь рост.
И помнить обязаны всех поимённо
Пока мы в России живём.
1-й ученик

В музеях храним полковые знамёна
Как символ побед над врагом!

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

2-й ученик

Пусть память светлую о ней

Хранят об этой муке,

И дети нынешних детей

И наших внуков внуки

3-й ученик

Наследники великой этой славы,

Ее мы чтим и бережно храним

Героями гордимся мы по праву.

И стать на них похожими хотим.

Ребята, наш город продолжает хорошеть, развиваться. Население его составляет уже свыше 250 тысяч человек. И в канун такой памятной даты Старого Оскола так и хочется сказать:

Старый Оскол, милый Оскол,

Ты особенный город!

Старым напрасно назвали тебя:

Ты так прекрасен и молод!

Заключительное слово учителя.

Наш долг – любить Родину так, как ее любили наши предки, сделать для Родины то, что они не успели. Герои не умирают. Они всегда с нами, и доказательство этому в День Победы шествие бессмертного полка. Спасибо же вам, живущим в нашей памяти, за подаренную нам, ценой собственной жизни, жизнь и свободу!

Дорогие ребята, наш классный час подошёл к концу, но исследование истории своего города ещё не закончено. У нас много интересных мест, памятников старины, героев - участников Великой Отечественной войны, о которых мы с вами вместе будем узнавать на следующих классных часах. А сейчас я предлагаю вам, подняв смайлики, сказать, понравилось ли вам принимать участие в классном часе или нет. Смайл «солнышко» означает «приятно было вспоминать, слушать, рассказывать. Смайл «тучка» - было скучно, неинтересно.



Список литературы

1. Буторина, Т.С., Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова - СПб: КАРО, 2004.

2. Касимова, Т.А., Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005.

3. Интернет ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/ .