СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час. Тема: " Лосиный остров"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час расширяет  представление детей о разнообразии природного мира, в том числе о редких растениях и животных, занесенных в Красную книгу. Формирует представления о заповедных местах родного края. Презентация приводит учащихся в  заповедник «Лосиный остров».  Занятие  воспитывает чувство ответственности за своё поведение в природе,  вырабатывает  знания о нормах и правилах поведения на природе.

Просмотр содержимого документа
«Классный час. Тема: " Лосиный остров"»

Классный час «Охрана природы. Заповедник « Лосиный остров».»

для учащихся начальной школы

Форма проведения:  классный час.

Цель: Расширить представление детей о разнообразии природного мира, в том числе о редких растениях и животных, занесенных в Красную книгу. Формировать представления о заповедных местах родного края.   Воспитание чувства ответственности за своё поведение в природе, - выработка знаний о нормах и правилах поведения в природе, потребности в общении с природой.

Задачи:

  1. Образовательные:

    • повторить, закрепить знания о животных леса и растениях;

    • формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы; расширять кругозор.

  2. Развивающие:

    • развивать познавательную активность, творческие и коммуникативные способности;

    • совершенствовать мыслительные операции;

    • развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции, речь.

  3. Воспитательные:

    • воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы, осознания своей значимости в решении экологических проблем;

    • формировать умение видеть красоту родной природы;

    • формировать моральные и эстетические убеждения; воспитывать любознательность, пытливость в процессе общение с природой.

Оборудование: ТСО: проектор, компьютер, экран. Карточки с правилами поведения в природе, зеленый конверт с вопросами, для обратной связи ученика, «Красная книга», карточки с стихотворением.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте! Я рада всех приветствовать на нашем мероприятии, тема которого касается всех жителей нашей планеты. Всех, потому что Земля - наш общий дом.

От чего зависит и всегда зависела жизнь человека на Земле? ( варианты ответов детей) Жизнь человека на Земле всегда зависела от обилия животных, от сохранения лесов, от чистоты водоёмов. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие и вы сами отгадаете куда . Закройте глаза и прислушайтесь к звукам! ( слайд 2) Где мы с вами оказались ( В лесу), да не в простом лесу, а особенном и сейчас вы поймёте почему !

Ученики читают стихотворение на карточках:

Хозяйка белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том каждый сук

И каждый кустик знала.


Однажды в лес противный тип

Пришёл с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.


Стал гнуть орешину – сломал.

Зажал под мышкой ветви,

Нашёл один орех – сорвал,

Сорвал второй и третий.


Отбросил куст и, как медведь,

Пошёл себе довольный,

А бедной белке и смотреть

На это было больно.


Учитель: Почему белочке в стихотворении было очень грустно и больно? ( ответы детей)

Для того чтобы такие ситуации, как с белочкой не происходили в разных уголках мира были образованы заповедники, национальные парки.

Как вы понимаете значение слова «заповедник»? (варианты ответов детей)

Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы.

Как вы уже догадались, мы сегодня будем говорить о заповеднике.

В нашей стране много заповедников, но мы остановимся только на одном, т.к. он находится на территории нашего города.

Объявление темы классного часа:

(хоровое чтение). «Охрана природы. Заповедник « Лосиный остров». » ( слайд 3)

Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

В давние времена леса на северо-востоке от Москвы были излюбленным местом для царской охоты. Первый государь Всея Руси Иван Грозный любил здесь ходить на медведя. ( слайд 4 ) Царь Алексей Михайлович на этих землях устроил «Государев ловчий путь» – охотничье хозяйство с особым, заповедным и охранным статусом. Простым смертным здесь было запрещено ловить зверя и птицу, рубить деревья, собирать ягоды, строить дома. ( слайд 5 ) В то время, когда в других подмосковных лесах не осталось почти никакого зверья, здесь по-прежнему водились лоси. Этот факт частично объясняет чудное название «Лосиный Остров». Почему – остров? Просто в старину так назывались леса, расположенные между деревнями и полями, к тому же, Лосиный Остров был окружен глубоким рвом, наполненным водой. Сейчас на этой территории находится « Национальный парк « Лосиный остров»» ( слайд6 )

В парке есть экологические тропы, по которым можно совершать экскурсии. Сегодня я предлагаю пройти по маршруту, который называется «Такой знакомый и незнакомый лес». ( слайд7 )

Физминутка. Дети выполняют движения в соответствии со словами стихотворения Н.А.Рыжовой  «Лесные правила».

Если в лес пришел гулять, ( дети идут друг за другом по кругу)

Свежим воздухом дышать, (поворачиваются лицом в круг, разводят руки в стороны)

Бегай, прыгай и играй, ( бег на месте)

Только чур-не забывай;  

Что в лесу нельзя шуметь, ( руки к губам «Знак тихо!»)      

Даже очень громко петь.     

  Испугаются зверушки, (руки прижаты к груди, дрожат)               

  Убегут с лесной пушки. (бег на месте)    

 Здесь не нужно всех ловить, (при перечислений действий, которые нельзя делать,  загибают пальцы на руке)  

  Топать, хлопать, палкой бить.                                                             

Ты в лесу всего лишь гость. ( руки прижимают к сердцу)         

  Здесь хозяин- дуб и лось.  (руки разводят в стороны)      

  Их покой побереги, ведь они нам не враги.  (низкий земной поклон)

В заповеднике можно увидеть живописные болота и луга, могучие дубы и липы , рощу, которой более 250 лет, отгадайте загадку и вы узнаете какие деревья растут в этой роще.

( слайд8 )

(Учитель читает загадку)

У меня длинней иголки, Чем у ёлки

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)


Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)


На лесной опушке

Стоят подружки.

Платьица белёны,

Шапочки зелёны. (Березы)


Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Елка)

Люди, к сожалению, чаще относятся к природе не бережно. Нужны например, листья для лекарства, а срывают все растение, да еще и с корнем, или нужны корни – и идут копают их тогда, когда растение еще цветет. И не думают о том, что из-за этого с каждым годом растений становится все меньше и меньше. И может наступить такой момент, что растение исчезнет навсегда! Многим растениям и животным уже сейчас грозит исчезновение. Для того чтобы хоть как-то помочь природе создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Именно эта организация издаёт Международную Красную книгу. ( слайд 9 )

Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Ответьте, пожалуйста, почему так называется эта книга? (Красный цвет – это цвет опасности, означает “стоп, не губи”.) Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных. ( слайд10 )

В парке живёт более 200 видов животных. Отгадав загадки вы узнаете какие животные обитают в Национальном парке. ( слайд11 )

(Учитель читает загадки о животных, взятых под охрану)

Тяжелы рога по весу, 
Ходит важно он по лесу:
Он  хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый. 

Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомьтесь - это
(Лось) ( слайд12 )

Учитель: Да, это большое, сильное животное. Водится в наших лесах. Его можно встретить на территории Национального парка Лосиный остров. А сейчас юные исследователи и друзья природы подготовили для вас, ребята, сообщения о лосе.

Ученик 1: Мы нашли об это могучем животном много интересного. Я узнал, что лось – очень крупное животное. Длина тела до 3 метров, высота в холке 2,5 метра, а длина хвоста 12-13 см.

Ученик 2: А я узнал, что масса тела лося очень большая - 360-600 кг. Животное очень сильное, его боятся и волки, и даже медведи.

Ученик 3: Это очень доброе животное, с грозным видом, но сам лось ни на кого не нападает. Любит свежую траву и молоденькие осиновые веточки.

Учитель: Молодцы! Наши юннаты со своим заданием справились.

Кроме лосей можно повстречать новоселов Подмосковья.

(Загадка)

Кто на своей голове носит лес. (Олень) ( слайд12 )

Хорошо чувствуют себя быстроногие лани. Много белок и лис. По ночам веселят округу боровые «лешие» — совы. В заболоченных поймах живут норки и ондатры. Можно встретить и других животных.

(Загадка)

1.Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он. (Кабан)


2.Водяные мастера строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины, и плотину. (Бобры)


3.Тук-тук-тук с утра весь день.

Как стучать ему не лень?

Может, он немного спятил?

- Тук-тук-тук, - в ответ нам ... (Дятел)

(слайды с 13 по 17 просмотр для ознакомления с новыми видами животных)
Учитель: Как мы можем с вами повлиять на то, чтобы виды растений и животных продолжали радовать ещё многие поколения человечества? Нужно соблюдать правила поведения .(слайды с 18 по 26 )
Теперь вы знаете правила поведения в лесу и я вам предлагаю провести игру «Соотнеси правила и картинки».

Проводится игра «Соотнеси правила и картинки». (Запрещающие знаки размещены на доске, к ним подбираются соответствующие правила).

Молодцы, все справились с заданием!


А сейчас мы с вами проведем эстафету добра.
Вы читаете высказывание на листочках и если согласны с ним, кладете в конверт (файл), где написано «Делай так!». Если не согласны – «Не делай так!»
• Уступай старшим место в транспорте
• Обижай слабых и младших
• Здоровайся при встрече
• Обзывай людей
• Бережно относись к своим вещам
• Мучай животных
• Рисуй на партах
• Не рви цветы
• Уважай старших

Молодцы, ребята! Вы все знаете, как нужно поступать в той или иной ситуации, поэтому справились с этим заданием очень хорошо. Наше занятие подошло к концу. И я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом для нас с вами. ( слайд 27)
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою 
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.



Спасибо за внимание!






Литература:

  1. Е. И. Гончарова, Е. В. Савченко, О. Е. Жиренко «Школьный летний лагерь» М.: «Вако». 2004.

  2. Н. А. Касаткина «Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня». Волгоград: «Учитель» 2007.

  3. Житренко О.Е. Классные часы по эстетическому и этическому воспитанию.



Источники информации
  • http://www.solnet.ee/sol/002/z_074.html - загадки о птицах

  • http://www.solnet.ee/sol/002/z_078.html - загадки о животных

  • Официальный сайт Национального парка "Лосиный остров" - Главная...

elkisland.ru












7