КОУ ВО «Землянская школа-интернат для детей с ОВЗ».
Классный час на тему :
«Толерантность –гармония в многообразии».
Выполнила: воспитатель
Сафонова Н. В.
2015г.
Цели:
-сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
-формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
-воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
-развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
-способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
Оформление доски: эпиграф
Мир начинается с тебя, и только ты
способен сделать его мирным
Ф. Вольтер
Оборудование: конверты с карточками, задания для выполнения ,ручки ,листы.
Ход классного часа.
Воспитатель.
-Здравствуйте, ребята! Вы хотите жить без конфликтов с родителями? Хотите, что бы в будущем от вас не ушла любимая девушка? Хотите поехать за границу и найти себе друзей? Если вы хотите всё это получить, быть успешными в жизни, то нам просто необходимо познакомиться с толерантностью. Я хочу вас научить жить в мире непохожих людей и идей.
Все мы разные: толстые и худые, блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей: африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.
Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот, что значит быть толерантным. Об этом мы и поговорим сегодня.
- Выскажите, пожалуйста, свои мысли о том, что означает это слово? Как вы чувствуете, что оно обозначает? (Ответы ребят.) - Замечательно, к вашим ответам хочу добавить, как понимают это слово в разных странах.
Определения понятия толерантности.
“Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.
Такие нормы человеческого сознания и поведения еще называют толерантными.
Теперь давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением. Задание № 1
У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.
Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.
Конверт 2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.
Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.
Конверт 4: поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.
Качества, которые чаще всего встречаются, крепятся на плакат.
- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
-А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?
В своей жизни нам приходится общаться с людьми разных культур, рас и национальностей. Россия – одна из многонациональных стран мира, на территории которой сосуществуют более 100 народностей, исповедующих разные религии.
Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как
Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.;
Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп;
Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;
Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики - из поляков.
Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?
Задание № 2
ПРИВЕТСТВИЯ .
Участники получают карточки с приветствиями из разных стран .
-сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
-потереться носами (Новая Зеландия);
-пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
-показать язык (Тибет);
очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
-помахать рукой;
-обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).
Участники разбредаются по комнате и приветствуют друг друга способом, указанным на карточке.
Обсуждение:
Понравилась ли вам игра? Попробуйте догадаться, из каких стран происходят ваши приветствия;
Было ли трудно здороваться каким-то способом?
Показались ли какие-то из приветствий смешными?
как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?
какую роль играют приветствия в нашей жизни?
Как вы думаете, национальность влияет на взаимоотношения людей?
Упражнение «Откуда я родом?»
Вспомните откуда родом ваши родители, бабушка и дедушка. К каким этническим группам вы себя относите (какими словами вы описываете свою принадлежность: россиянин, москвич, русский, православный).
Каковы преимущества разнонациональной личности? В многообразии наша сила.
Толерантность – объединяет.
Упражнение «Сходства и различия» Задание № 3
На доске записывается слово «ЛЮДИ» и доска делится на две половины, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая – «РАЗЛИЧИЯ». Ученики называют эти признаки, учитель записывает сходства и различия людей, живущих на планете Земля.
Вопросы для обсуждения:
Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
Национальность влияет на взаимоотношения людей?
Лица людей каких рас и национальностей вам трудно различить?
Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?
Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?
Как общаются между собой люди разных поколений: старшего и молодого?
Ученики приходят к выводу: о человеке судят по тому, как он строит отношения в семье и с окружающими, его умению грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?
Мы все разные, но нас объединяет то, что мы учимся в этом классе.
Задание «Учимся ценить индивидуальность» № 4
Учащиеся рассаживаются по кругу, у каждого есть бумага и ручка.
Учитель: Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы – «как все», но не менее важна и наша индивидуальность. Её можно и нужно ценить.
Напишите о тех признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. Информация должна носить позитивный характер. На это отводится 3-4 минуты. После того, как вы будете готовы, мы зачитаем записи вслух, а группа будет отгадывать, кто автор утверждений.
Учитель собирает листочки, записи зачитываются, участники определяют автора. Если этого не удаётся, то автор сам называет себя.
Ученики ещё раз отмечают положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга. Они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблемы, учатся друг у друга. Если бы люди ценили собственную индивидуальность, им было бы легче принимать отличия других.
Чтение рассказам “Перед вами две дороги. Выбирайте...”
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.
- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.
- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.
- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
- Спасибо, леди, спасибо...
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.
- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.
Почему молодой человек отказался помочь?
Как бы вы поступили в этом случае?
Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты. Давайте будем толерантными, терпимыми, всегда, независимо от того, господствует на улице хмурый ноябрь или знойный август.
Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всегда светило яркое солнце, а рядом была любимая мама.Ч еловек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее .
Упражнение «Акростих».
Класс делится на группы, каждой группе выдается лист бумаги.
На листе вертикально записывается слово толерантность, группе необходимо «расшифровать» каждую букву слова, чтобы в итоге сложилось единое представление о понятии.
Например:
Т - творчество
О - обсуждение
Л – любовь к ближнему
Е-единение
Р - радость
А - активность
Н - ненасилие
Т - терпимость
Н - надежда
О - осмысление
С - симпатия
Т – товарищество
Воспитатель:
-Что изменилось в твоём понимании толерантного поведения?
-Как ты считаешь, было ли толерантным взаимодействие участников занятия?
-Как ты оцениваешь, трудно ли тебе быть толерантным?
- Спасибо вам за работу. Вы были активны, открыты для общения. Мне было приятно с вами работать. Удачи вам в совершенствовании себя, будьте толерантными друг к другу.