Воронина И.П.
Открытый классный час-тренинг в 7-г классе
ЗЕРКАЛО,
или мы в окружающем мире
(Классный час продолжает работу по развитию социального интеллекта учащихся, в частности, следует за классным часом «Как я воспринимаю мир», в ходе которого ребята выяснили, к какому типу репрезентативной системы относится каждый из них и т.д.)
Цели: развитие навыков позитивного общения; формирование представления о вербальном и невербальном общении; формирование мнения о необходимости принятия правил в обществе и следования им как в своих интересах, так и в интересах всего общества, и ответственности за соблюдение этих правил.
Ребята сидят на стульях, расставленных в виде треугольника вершиной к доске (у вершины – классный руководитель), на каждой «стороне треугольника» - звено класса.
На доске – название классного часа и эпиграф:
Помни, что угол падения равен углу отражения.
Если отбросить сомнения – в зеркало стоит взглянуть.
Вечное юное зеркало, вечно правдивое зеркало
Служит единственной дверкою в мир, где нельзя обмануть.

Разминка.
В начале классного часа учитель просит ребят ответить на некоторые вопросы о том, как часто они смотрятся в зеркало, нравится ли им то, что они там видят; что означает, по их мнению, выражение «Глаза – это зеркало души». Затем они зачитывают эпиграф и высказывают свое мнение о том, чему же будет посвящен классный час.
«Если вы уже устали, сели - встали, сели – встали…»
Учитель предлагает ребятам встать или остаться сидеть в зависимости от выбора.
Пусть встанут те, кто:
предпочитает пить кофе, а не чай;
больше любит зиму, чем лето;
оптимист, а не пессимист;
больше похож на кошку, чем на собаку;
больше является визуалом, а не кинестетиком;
кто регулярно выполняет домашние задания;
кто утром просыпается счастливый;
кто с удовольствием идет в школу и др.

Учитель предлагает ребятам высказать свое мнение о том, что мы выяснили, выполняя это упражнение ( что все люди разные, иногда они похожи чем-то с одними, иногда – с другими, но все мы – члены одного коллектива, и др.).
Вербальное общение. Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется,
И нам сочувствие дается, как нам дается благодать…
(Ф.И.Тютчев)
Учитель спрашивает ребят, с помощью чего мы обычно общаемся (слова, речь). Такое общение называется вербальным. Далее ребята рассуждают о том, что слова бывают разные, ими можно человека обрадовать, окрылить, а иногда очень больно обидеть.
Упражнение «Комплименты».
Учитель предлагает ребятам послушать песню Булата Окуджавы «Давайте восклицать», а затем сделать комплимент сидящему рядом. Начинает учитель, и по цепочке ВСЕ ребята получают и говорят комплимент.
После этого упражнения ребята отмечают, что комплименты получать всегда приятно, и надо постараться чаще говорить и делать приятные вещи.
Невербальное общение.
Далее учитель обращает внимание ребят, что иногда и без помощи слов мы можем понять, какое у человека настроение, или поддерживает ли тебя, например, учитель при твоем ответе, – при этом используется, мимика, жесты, такое общение называется неречевым или невербальным. Особенно хорошо удается невербальное общение людям, которые прекрасно друг друга понимают – друзьям. Ребята соглашаются, что часто пытаются передать друг другу информацию или обменяться мнением без слов.
Упражнение «Контакт». Учитель предлагает продемонстрировать умение налаживать контакт без слов: «договориться» с кем-то из ребят глазами и по сигналу учителя (хлопку) поменяться с ним местами. Упражнение выполняется два раза.
Затем ребята делятся впечатлениями, быстро ли им удалось наладить контакт с другими ребятами, все ли получилось так, как они хотели.
Жить в обществе – жить по правилам.
Антуан де Сент Экзюпери высказал в своей книге «Маленький принц» важную мысль: «Главное глазами не увидишь, чутко одно лишь сердце». Все мы испытываем состояние, когда на сердце становится тяжело, особенно если сделаешь что-то не так. Как будто этим убивается частичка любви, частичка самого себя… Наверное, если бы люди в глубине души не понимали, не любили друг друга, то они никогда бы не смогли жить вместе… А как жить вместе? – ведь люди все такие разные – мы это выяснили в начале классного часа…
Игра-эстафета «Зачем нужны правила».
Учитель раздает мелкие предметы в разном количестве командирам звена – первым в ряду ученикам. Каждый ряд составляет команду.
Учитель: - Игра началась! (Ребята выражают удивление: как играть?)
Учитель делает вид, что удивляется тому, что ребята не знают, как играть, и объясняет, что они должны передавать предметы до последнего ученика по одному. Далее объявляет: «Игра началась!»
Очень быстро останавливает игру, просит передать предметы опять капитану. Учитель говорит, что они забыли, что передавать предметы нужно только левой рукой. Далее объявляет: «Игра началась!» Снова останавливает игру, просит передать предметы опять капитанам. Учитель говорит, что они перепутали, передавать предметы нужно только правой рукой. Далее объявляет: «Игра началась!».
Теперь ребята доигрывают до конца. Но победителя учитель выбирает по своему усмотрению, что вызывает возмущение.
Обсуждение:
- Чем вы недовольны?
- Что вам не понравилось?
- Что нужно изменить, чтобы игра была честной, справедливой?
Вывод: должны быть правила. Эти правила должны быть известны. Правила должны быть четкими, ясными, понятными. Они не должны меняться в ходе игры. Все участники игры должны быть равны. Не должно быть дискриминации.
Далее учитель выводит ребят на разговор о правилах, по которым живет школа, в частности, затрагивает болезненный вопрос формы. Ребята высказывают свое мнение по этому поводу.
Заключение.
Учитель рассказывает ребятам притчу о дикобразах, которые, замерзнув в зимние морозы пытались найти умеренное расстояние друг от друга, чтобы не так сильно ощущать холод и не колоть друг друга иголками.
Так и людям необходимо найти такое умеренное расстояние друг от друга, чтобы учитывать интересы каждого.
Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель просит ребят поделиться впечатлениями от классного часа, что понравилось, что нет, что они узнали нового.