Трудовые будни царских детей
«Весь внешний и духовный уклад домашней жизни царской семьи представлял собой типичный образец чистой, патриархальной жизни простой русской религиозной семьи, — вспоминал М.К. Дитерихс. — Вставая утром от сна или ложась вечером, каждый из членов семьи совершал свою молитву, после чего утром, собравшись по возможности вместе, мать или отец громко прочитывали прочим членам положенные на данный день Евангелие и Послания. Равным образом, садясь за стол или вставая из-за стола после еды, каждый совершал положенную молитву и только тогда принимался за пищу или шел к себе. Никогда не садились за стол, если отец чем-нибудь задерживался: ждали его».
В этом семействе чередование различных занятий также было регламентировано, и соблюдался режим достаточно строго. Но не настолько строго, чтобы стать для детей невыносимым. Распорядок дня не тяготил царевен и царевича.
ОБРАЗОВАНИЕ
Государыня Александра Фёдоровна уделяла пристальное внимание программе учебных занятий своих детей. Софи Буксгевден также пишет: «Ей нравилось присутствовать на уроках, обсуждать с учителями направление и содержание занятий».
ПРИМЕРНЫЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ ВЕЛИКИХ КНЯЖОН
- Подъём в 8 часов утра;
- Молитва,
утренний чай;
- Занятия;
- Прогулка примерно
с 11 до 12 часов утра;
13 часов дня;
до 16.30;
и выполнение ДЗ
примерно до 20 часов;
- Обед около 20.00;
- Игры и легкий ужин -
до 21.00;
- Молитва, чтение
- Подготовка ко сну –
до 23.00.
День заканчивали чтением вслух какой - нибудь книги.
В свободное от учебных занятий время государыня и дочери шили что - нибудь, вышивали или вязали, но никогда не оставались без какого - либо дела.
Государь в это время читал у себя в кабинете и приводил в порядок свои бумаги.
Вечером, после чая, отец приходил в комнату дочерей ; ему ставили кресло, столик, и он читал вслух произведения русских классиков, а жена и дочери, слушая, рукодельничали или рисовали.
Праздность была абсолютно чужда семье последнего императора. Даже после ареста, совершившегося в Царском Селе, Николай Александрович с семейством всегда были при деле.
Внешних развлечений, вроде выездов, балов, царские дети практически не знали. Они сами придумывали себе занятия кроме игр на воздухе, прогулок и физических упражнений — например, организовывали домашние театральные постановки. Эти маленькие пьесы всегда становились радостным событием, давали и детям, и родителям душевное отдохновение даже в трагические дни их заключения.
Великие княжны очень любили решать головоломки. А царевич Алексей, как любой мальчишка, собирал в карман всякие мелочи — гвозди, веревки и так далее — самые интересные игрушки.
РАСПОРЯДОК ДНЯ ЦЕСАРЕВИЧА
- 8.00-8.45 – Подъём, молитва,
- 8.45-9.15 – Утренний чай
- 9.15-9.20 – Пребывание у Ея Величества
- 9.20-10.00 - I урок
- 10.10-10.50 - II урок
- 10.50-12.10 - Большая перемена с прогулкой
- 12.10-12.50 - III урок
- 12.50-14.00 - Завтрак
- 14.00-14.30 - Отдых
- 14.30-16.40 - Занятия и игры на свежем воздухе
- 16.45-17.40 - IV урок
- 17.45-18.30 - Обед
- 18.30-19.00 - Подготовка домашнего задания
- 19.00-19.30 - Массаж
- 19.30-20.30 - Игры и лёгкий ужин
- 20.30-21.00 - Подготовка ко сну
- 21.00-21.30 - Молитва
Как мы видим, учебная нагрузка для 10-летнего мальчика не была запредельной, до этого уроков было больше – более 10 уроков в день по 30 минут. Это примерно 8 уроков по 40 минут. Снижение учебной нагрузки по сравнению с предыдущими годами объясняется тем, что в конце 1912 г. мальчик перенес тяжелую травму, которая едва не свела его в могилу, в буквальном смысле. Поэтому в 1914/15 учебном году продолжал сохраняться щадящий режим обучения
Цесаревич Алексей с учителем русского языка
П. Петровым.
Петергоф
Расписание на 1915/16 учебный год было составлено более плотно. Алексею тогда исполнилось 12 лет и его учебную программу адаптировали к 4–5 классу классической гимназии.
Занятия продолжались шесть дней в неделю, по 4 урока в день. Всего было 23 урока в неделю. Особый упор делался на изучении языков.
По количеству часов в неделю они распределялись следующим образом:
6 уроков;
5 уроков;
4 урока;
3 урока;
3 урока;
Цесаревич Алексей с учителями: П. Жильяр, дворцовый комендант В. Воейков, С. Гиббс, П. Петров
После завтрака учитель и ученик всегда проводили два часа на воздухе. Великие княжны и государь, когда бывал свободен, присоединялись к ним, и Алексей Николаевич веселился с сестрами, спускаясь с ледяной горы, которая была устроена на берегу небольшого искусственного озера.
Царь Николай, как уже было упомянуто, тоже очень любил проводить время с детьми, играя и развлекаясь с ними. «Выходя днем на воздух, любивший много ходить император, обыкновенно обходил парк с одной из дочерей, но ему случалось также присоединяться к нам, и с его помощью мы однажды построили огромную снеговую башню, которая приняла вид внушительной крепости и занимала нас в продолжение нескольких недель»
Как мы уже сказали, время прогулок для всех членов семьи, за исключением императрицы, было временем для занятий физической работой: все очищали дорожки парка от снега, или кололи лед для погреба, или обрубали сухие ветви и срубали старые деревья, заготавливая дрова для будущей зимы.
Благодаря Николаю Александровичу его дети полюбили физические упражнения. Сам государь, по рассказу Юлии Ден, любил бывать на свежем воздухе, он был отменным стрелком, превосходным спортсменом. У него были чрезвычайно сильные руки. Излюбленным его развлечением являлась гребля. Он любил байдарку и каноэ. Когда императорская семья отдыхала в финских шхерах, государь проводил на воде целые часы.
Классная комната вел. кн. Ольги и Татьяны в Александровском дворце
С. Гиббс и вел. кн. Татьяна
После изоляции в марте 1917 всей семьи в Александровском дворце образование младших детей продолжалось усилиями тех, кто остался при семье :
- буквально до последних дней жизни Александра Федоровна преподавала Алексею закон Божий,
- гоф-лектрисса Трина Шнейдер – математику,
- лейб-медик Е.С. Боткин – русский язык,
- фрейлина графиня Гендрикова давала Татьяне уроки искусства,
- баронесса С.К. Буксгевден обучала трех младших сестер игре на фортепиано и давала Алексею уроки английского языка.
Кроме этого, с семьей остались учителя П. Жильяр и С. Гиббс, которые продолжали заниматься с мальчиком.
Находясь в ссылке, наступлением теплой погоды вся семья занималась устройством обширного огорода, и в этой работе с ней вместе принимали участие некоторые офицеры и солдаты охраны, уже привыкшие к царской семье и стремившиеся выказывать ей свое внимание и доброжелательство
Нужно отметить, что такими занятиями, как например, прополка сорняков в огороде, великие княжны не гнушались и до ареста. Старшие же дочери в последние годы царствования их отца, как мы знаем, во время Первой мировой войны, были загружены до предела.
Об этом же пишет и Пьер Жильяр, рассказывая о заключении царской семьи в Тобольске: «Император страдал от недостатка физического труда. Тогда приказали привезти березовые стволы, купил пилы и топоры, и мы могли теперь заготовлять дрова, в которых так нуждались на кухне, а также в доме для топки наших печей. Эта работа на открытом воздухе являлась для нас большим развлечением за время нашего пребывания в Тобольске. Великие княжны в особенности горячо пристрастились к этому новому спорту
РАЗВЛЕЧЕНИЯ
То, что царские дети никогда не сидели без дела, вовсе не значит, что они вообще не отдыхали. Детские игры государыня тоже считала делом, причем делом весьма важным: «Просто преступление — подавлять детскую радость и заставлять детей быть мрачными и важными… Их детство нужно по мере возможности наполнить радостью, светом, веселыми играми. Родителям не следует стыдиться того, что они играют и шалят вместе с детьми. Может, именно тогда они ближе к Богу, чем когда выполняют самую важную, по их мнению, работу».
«Радость и счастье нужны детям не меньше, чем растениям нужны воздух и солнечный свет». Достичь этого поможет «не просто любовь, а созданная своим трудом любовь в повседневной жизни семьи - выражение любви в словах и поступках. Любезность в доме не формальная, а искренняя и естественная».
Большой радостью были для царских детей летние поездки в шхеры или в Крым. Во время этих небольших путешествий матросы учили детей плавать. «Но и кроме купания в этих поездках было много радостного: катание на шлюпках, поездки на берег, на острова, где можно было возиться, собирать грибы.
А сколько интересного на яхтах и судах, их сопровождавших! Гребные и парусные гонки шлюпок, фейерверк на островах» (П. Савченко).
Вся семья любила животных. Кроме собак и кота, у них был осел Ванька, с которым очень любил играть цесаревич. «Ванька был бесподобное, умное и забавное животное, — вспоминает П. Жильяр. — Когда Алексею Николаевичу захотели подарить осла, цирк Чинизелли согласился уступить старого осла, который по дряхлости уже не годился для представлений. И вот таким образом Ванька появился при дворе.
Он очень забавлял нас, так как знал много самых невероятных фокусов.
Так проводили досуг четыре дочери и сын императора Николая II. Их игры и развлечения, способствуя жизнерадостности, нисколько не нарушали детской непосредственности, укрепляли дружбу детей с родителями. Эта тесная дружба способствовала единению семьи не только в радости, но и в горе, когда в заточении святое семейство явило даже враждебно относящимся к ним людям удивительный пример любви и сплочения перед лицом смертельной опасности.