СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Твори добро!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного часа  "Твори добро" для начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Твори добро!»»

Классный час «Твори добро!»

Цели:

формировать у детей стремления совершать добрые поступки,

пробуждать добрые чувства, желание изменить мир к лучшему.

Задачи:

  1. Учить размышлять над нравственной сутью поступков.

  2. Дать детям почувствовать, что добро – это радость для окружающих и самого себя.

  3. Воспитывать доброту и милосердие, уважение друг к другу, окружающим, стремление прийти на помощь.

  4. Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

Оборудование: название темы классного часа, пословицы, рисунки детей о добрых делах , большой круг для солнышка, ладони, презентация, запись мультфильма «Просто так!» , песни «Хорошо бродить по свету карамелькой за щекой», кукла «Лиза»


Вводно – мотивационный момент

1. Ребята, закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь ,откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

Ребята, я сейчас вам прочитаю рассказ, а вы подумайте, о чем мы будем рассуждать сегодня.

«Добрый мальчик» В.  Брэйэр

Один мальчик пришел в парк пострелять из рогатки в птиц. Это было его любимое занятие. А  неподалеку шел  с тросточкой слепой старик; он услышал, что кто - то недобрый  стреляет в птиц, и позвал;

- Будьте добры! Кто тут есть?

- Ну, я, ответил мальчик.

- Мальчик, - сказал  слепой, - ты не мог бы меня проводить  до дому?

- А вы три рубля дадите?- спросил мальчишка.  Тогда доведу.

- У меня  только рубль ….- растерялся слепой.  Пожалуйста, доведи меня до дому.

-Ладно, рубль – тоже деньги, - сказал мальчишка и взял старика под руку. Тот назвал свой адрес, и они пошли.

Вот вышли из парка, идут по улице, где много прохожих, и прохожие говорят друг другу вслух;

 -Бедный старик. И какой добрый мальчик. Наверно его внук.

Мальчишка услышал, как его назвали добрым, и покраснел. А люди шли и говорили:

- Смотрите, какой добрый, стеснительный мальчик: он  покраснел, когда его похвалили.

Наконец он довел  старика до дому, и тот протянул ему рубль.

- Нет, - сказал мальчишка, вдруг заплакал и  побежал.

- Спасибо, добрый мальчик! – крикнул  ему вслед слепой старик.

А мальчик  еще сильнее заплакал.

Ребята, а как вы думаете, почему он заплакал? (ему было стыдно). А как его называли прохожие? (добрый)

А  был ли он на самом деле добрым? (нет, т.к. просил 3 рубля за свое доброе дело?)

А есть надежда, что он станет добрым? (да)

Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем вести беседу? (о доброте).

- Наш классный час так и называется: «Твори добро»

     Мы часто слышим слова: добрый человек, добрые дела, доброта, и не задумываемся над тем, какой глубокий смысл вложен в эти слова.

Что такое добро?  (это все хорошее, доброе, красивое.)

Добрый человек – это тот, 
• кто любит людей природу
• готов в трудную минуту прийти им на помощь. 
• вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим 
• кто думает не только о себе, но и о других. 

Добрый человек - значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь.
Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное. 

Что есть  зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.    Многие из вас правильно понимают, что такое доброта. А теперь давайте посмотрим , как  в словаре русского языка, описывается, что такое доброта .

1 Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям.

2 Доброта – стремление делать добро другим, душевное расположение к людям.

3  Добро – нежность,  забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь

песня «Если  добрый ты»).

- Какие пословицы  о доброте вы знаете?

Вставим пропущенные  слова: 

Жизнь дана на …. дела. 

Мир не без …людей. 

 -  Спасибо, молодцы! А что объединяет все эти пропущенные   слова?  

  Посмотрите, я  нарисовала особый  Дом  и назвала его домом Доброты, где 

фундаментом будет сама Доброта. 

Стихи о доброте

 Чтобы  дом был настоящим домом Доброты, каждый кирпичик имеет своё название, попробуем с вами их отгадать. 

Пожалуйста, добавьте строчки вежливыми словами :

  • Зазеленеет старый пень, когда услышит:(добрый день)

  • Мальчик вежливый, говорит, встречаясь:(здравствуйте)

  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо)

  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы:(спасибо)

  • Когда нас бранят за шалости, говорим :(простите, пожалуйста)

  • И во Франции, и в Дании на прощанье говорят:(до свидания).

Какие слова мы называли? Как их можно назвать?

 -  Какие слова могут жить в нашем домике? (добрые) Первый шаг к доброте - это доброе слово

- Первый кирпичик как назовём? (добрые слова)

Стихи о доброте

 -  Какие слова могут жить в нашем домике? (добрые)

Обсудим ситуации, которые происходят с детьми Сценка «Однажды утром».

Петя проснулся от звонка будильника. Очень хотелось спать, а между тем надо было собираться в школу.

- Ненавижу слово «надо» и «будильник»,-пробурчал Петя, вставая с кровати.

На кухне бабушка готовила завтрак.

_ Доброе утро, мой хороший,- улыбнулась она Пете.

- Что на завтрак приготовила,- спросил внук.- Фу, опять блины! Видеть их не могу!

- Петенька, съешь немного блинчиков, ты такой худенький,- попросила бабушка.

-Ну вот, ты ко мне с утра пристаешь, и утро совсем не доброе. Хмурое и противное. Это все ты, ба, виновата. Ты и твои блинчики!

-Что вы можете сказать о Пете?

- Мне кажется, в вашей жизни были случаи, когда вас обижали.

- Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость, незащищенность.)

- Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили?

-А были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то?

- Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Лиза (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги).

-Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Лизе что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя).

- Посмотрите на Лизу, изменилась она? Такая ли она была в начале?

- Что в ней изменилось и почему?

- Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, сказать что-то приятное).

- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

- Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале? Нет. Почему?

- А хотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же? - 

-Боль остается в душе еще очень долго, и никакие хорошие слова не могут ее разгладить.

- Какой из этого можно сделать вывод - подберите пословицу.

Не делай другим того, что себе не желаешь.

 Игра «Солнечный лучик добра»  (берешь в руки солнышко и говоришь: Я чувствую себя счастливой, когда ……….

А вы? Я чувствую себя счастливым, когда………

Ребята, предлагаю поиграть в добрые слова. Замените  все плохие слова добрыми, 

противоположными по смыслу: 

1. грубость (вежливость)

2. ненависть (любовь)

3. обман (доверие)

4. злость (доброжелательность)

5. равнодушие ( внимательность).

- Молодцы! Вот такими добрыми качествами , как вежливость, любовь, доверие, 

уважение и доброжелательность  должен быть наделён каждый человек. 

- Любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.

Сказанное слово попадает в сердце человека.   Вместе  с добрыми словами у нас

 должны быть и добрые мысли. 

- Какой следующий кирпичик Дома Доброты? ( добрые мысли)

 А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться? Что мы 

должны совершать?

- Следующий кирпичик Дома Доброты добрые поступки.

1)Ситуация 1

Миша пришел домой к Пете, чтобы вместе делать уроки. Работали они добросовестно, серьезно. В это время пришла Петина мама с тяжелыми сумками и сказала: «Петя, помоги мне отнести в кухню сумки». Петя ответил: «Мама, мы ведь серьезным делом заняты - уроками».

- Что вы скажете о поведении мальчиков? Как нужно было поступить?(Обсуждение.)

Ситуация 2. Вова заходит в школу, следом идёт Оля с пакетом и рюкзаком.

Как поступит Вова?

Сценка «Синие листья»

2.По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

-Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет,- ответил мальчик.

- Мама?- удивилась подружка.

- Нет!

- Ну, тётя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!

Василий Сухомлинский «Яблоко в осеннем саду»

-Что вы можете сказать о девочках?

- А теперь предлагаю посмотреть мультфильм (Просмотр мультфильма «Просто так»)

- Ребята, чему учит этот мультфильм? (быть добрым, открытым, вежливым, внимательным)

-Вам 8-9 лет. Какие добрые дела вы уже успели совершить? (здороваться, не врать, не ругаться, снимать шапку, пропустить девочку в дверях и …)

Показ рисунков детей «Наши добрые дела».

Творческое задание «Дерево Добрых Дел».

- Каждый из вас волшебник, который может творить добрые дела.

- Перед вами Дерево Добрых Дел, которое поможет вспомнить о ваших добрых делах. Расскажите о них. (В результате на дереве появится столько цветов, сколько добрых дел вспомнят дети.)

Игра «Я тоже»

Какие добрые дела вы можете сделать

1.-В классе? (Полить цветы, помочь одноклассникам, пропустить вперед девочек…)

2. - Дома? (Помогать родителям, соседям…)

3. – На улице? (Навести порядок, не шуметь, посадить дерево, полить цветы…)

4.- На природе? (Любить и беречь природу…, кормушки,)

Учитель: Вот сколько добрых и хороших поступков вы можете совершить.

А теперь давайте с вами немного поразмышляем на тему «Чем я богат».  У меня в руках две шкатулки: в одной лежат красивые украшения, а также деньги. Это – богатство. Его можно потрогать руками, полюбоваться на эти вещи. Что можно сделать с этим богатством?(Ответы детей.)

         А в другой шкатулке  – радость, доброта, честность, вежливость. Это тоже богатство, богатство человеческого сердца. Но его нельзя потрогать руками. Может это и не богатство вовсе? Как вы думаете, что лучше копить, собирать всю жизнь: богатства из первой шкатулки или из второй?

(Ответы детей, обсуждение, обмен мнениями.)

Вывод: прочнее и ценнее то богатство, которое находится в нашем сердце, его можно  почувствовать.

Творческое задание. Аппликация «Мир».

На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации. Дом, школа, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация.

(«Мир»)

- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно и радостно.)

 Игра «Солнечный лучик добра»  (берешь в руки солнышко и говоришь: Я чувствую себя счастливой, когда ……….

А Вы? Я чувствую себя счастливым, когда………

Когда Бог сотворил землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: "О, Боже! Есть ли в Твоем Творении что-нибудь крепче этих гор?" Бог отвечал: "Железо крепче гор, так как оно разбивает их". А есть что-нибудь сильнее железа?" – "Да, огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его". – "А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня?" – "Есть, вода, так как она тушит огонь". – "О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды?" – "Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться". – "О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?" – "Есть, добрый человек, и его поступки»

Правила Доброты

Рефлексия.

ПАМЯТНИК ДОБРОТЕ.

-Знаете, что есть памятник доброте?

-А выглядит он так. (Одуванчик с пушинками в виде ладошек, на которых изображены открытые глаза, как символ открытого для доброты сердца).

-Как вы думаете, почему выбрали одуванчик? (легкий, парашютики разлетаются, оседая в разных местах, часто прорастая там, где не очень хорошая почва, Т.Е. – РАСПРОСТРАНЯЮТ ДОБРО).

Под «Одуванчиком» написано:

«Человек только тогда человек, когда он добрый. Доброта решение всех проблем.

Там где доброта, там нет границ.

- Ребята, посмотрите на доску, что вам напоминает большой желтый круг? (солнце)

- Вам нравится оно? Почему? (не греет, не улыбается, нет лучиков)

-Мы можем изменить солнце? (да) Как?

-Возьмите свою ладошку, в центре напишите слово Я, на пальцах - свои положительные качества и прикрепите к солнцу. (ребята выполняют свои работы под музыку « Песенка о доброте»)

- Солнце изменилось? Какое оно теперь? Нравится вам такое солнце?

- От кого зависит доброта на земле? (От нас самих)


Дарят одуванчики гостям