Министерство образования Калининградской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Гвардейска
Муниципального образования «Гвардейский район»
Калининградской области
Классный час на тему:
«Ты имеешь право»
2 «Б», 5 «Б» классы
Учитель: Шкабура Ольга Николаевна
высшая квалификационная категория
2008г.
«Ты имеешь право»
Чтец
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем – нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса .
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
Ведущий
Добрый день, дорогие ребята. Наш классный час посвящён нашим правам.
Давным-давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними появились и главные вопросы.
Что люди могут делать и что не могут?
Что они обязаны делать и что не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Ведущий
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь казалась монотонна
и скучна. И люди взялись за решение этих главных вопросов , в результате чего на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Она была принята в 1948 году Организацией Объединенных наций.
Ведущий
Если в точности соблюдать всё, что записано во Всеобщей декларации прав человека, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся. Ну а для этого нужно, по крайней мере, познакомиться со статьями Всеобщей декларации прав человека и Конвенцией о правах ребёнка. Что мы и сделаем на нашей встрече с помощью примеров случаев из разных книг. Потому что нет ни одного литературного произведения на свете, в котором, так или иначе, не затрагивались бы права человека.
Ведущий
В Конвенции о правах ребёнка записано, что» главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребёнок- тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. Было в древности такое государство-Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинам: сильными, здоровыми., выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живёт. А если родился слабым, больным- бросить его вниз со скалы.
-Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? (ответы детей)
Ведущий
Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать. Например, знаменитый русский полководец А. В. Суворов родился слабым, больным ребёнком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил хвори. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А. В. Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
- А сейчас посмотрите сцену и вспомните название сказки и ее автора.
Сценка
Входит царица с зеркальцем.
Царица
Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Зеркальце (Голос)
Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.
Царица вздрагивает. Замахивается и бьет по зеркальцу рукой.
Царица
Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло. Признавайся всех я краше. Обойди всё царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?
Зеркальце (Голос)
А царевна всё ж милее, всё ж румяней и белее.
Музыка стихает. Царица бросает зеркало. Топает ногами.
Царица
Эх, чернавка!
Входит девушка, смиренно склонив голову.
Царица
Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной там оставь, на съеденье волкам.
Девушка, поклонившись уходит. Царица радостно потирает руки.
1 Ведущий
Вот чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась…
Царевна.
Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.
2 Ведущий
Та, в душе ее любя, не убила, не связала; отпустила и сказала…
Чернавка
Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.
Ведущий
Вспомнили название сказки. А кто ее автор? Чем закончилась сказка? Погибла царевна?
Ответы детей.
Ведущий
Несмотря на все злодеяния царевны, царевна все же осталась жива. Помогли ей в этом 7 богатырей, Царевич Елисей и сказочные силы. В наше время о сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни.
Ведущий
Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав ребенка и законах России, и все обязаны соблюдать это право.
Музыкальная вставка.
Сценка «Рыжий, рыжий, конопатый…»
Ведущий
В Конвенции говориться, что каждый имеет право – на имя.
Ведущий
- У каждого из вас есть имя. Давайте познакомимся.
- Сначала девочки назовут свое имя.
- А теперь мальчики.
- Родители вам дали фамилию, придумали имя и эти сведения записали в специальный документ. Свидетельство о рождении, где записано: дата вашего рождения, где вы родились, кто мама и папа. Это ваш первый документ. Он есть у каждого из вас.
Слайд – Свидетельство о рождении.
- Свидетельство о рождении говорит не только о факте появлении на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии.
- Скажите, гражданином какой страны вы являетесь? Значит о вас знакомиться правительство России.
- между прочим, благополучие ребенка во многом зависит от родителей, в шутку, от имени детей написал современный поэт Марк Шварц.
Стихотворение.
Музыка, вбегают два разбойника.
1 разбойник
Кажется, это здесь, Боб, много детей, которых мы похитим.
2 разбойник
Верно Джон, это здесь.
1 разбойник
Ух, сколько мы денег заработаем на этих ребятишках. Всю оставшуюся жизнь буду одни бананы, и шоколад есть, красота!
2 разбойник
Слушай, Боб, а кто заплатит больше за них: Баба яга, Бармалей, Змей Горыныч или злая Мачеха.
1 разбойник
Джон, все они хорошо заплатят звонкой монетой. Разбогатеем мы с тобой.
1 Ведущий
Ребята! Вы только послушайте, что эти разбойники задумали! Давайте разрушим их козни! Они хитрые – могут силой вас похитить, а могут и уговорить, сладости предлагать, а могут и хитростью заманить: попросят пойти с ними кому– нибудь помочь. Что вам нужно делать, как вы думаете?
2 Ведущий
Для дачи ответа, к микрофону приглашаются по одному представителю от отрядов.
Ответы детей.
1 Ведущий
Итак, на угощенье, предлагаемые незнакомым человеком, лучше не смотреть. Если вас пытаются увести силой, то кричите во все горло: «Помогите, я не знаю этого человека». Давайте, попробуем сказать эти слова вместе. Раз, два, начали.
«Дети повторяют слова»
2 Ведущий
А похитителями могут быть не только страшные разбойники, но и милые женщины. Так, что ведите себя осторожно с незнакомыми людьми.
Проводится игра с залом.
Разбойники
Ах, вы наши хорошие и пригожие! Какие чудесные ребятки! Пойдемте с нами, у нас целый магазин сладостей!
Дети
Мы вас не знаем! Мы не пойдем с вами!
Разбойники
Мы хорошие, мы очень детей любим. Буем вам сказки рассказывать!
Дети
Нет, все равно не пойдем!
Разбойники
Вот вы какие! А мы вас силой возьмем, вон у нас какие пистолеты!
Дети
Помогите! Мы не знаем этих людей.
Разбойники
Тише, тише! Чего шум подняли? Не нужны вы нам, мы других детей найдем (собираются уходить).
1 Ведущий
Стойте разбойники, стойте! Не избежать вам наказания за ваше злодейство.
Разбойники
Мы хорошие, мы ничего не сделали!
2 Ведущий
Как же ничего не сделали! Вы же пытались похитить детей. Этим вы пытались нарушить их права. В Конвенции о правах ребенка записано, что государство защищает ребенка от всех форм физического насилия. А разбойников надо сдать в милицию, пусть суд решит, какое наказание к ним применить.
1 Ведущий
В Конвенции о правах ребенка записано, что никто не имеет права издеваться над детьми, никто не имеет права похищать их, никто не должен заставлять детей выполнять непосильную работу.
Слайд – жестокое обращение с детьми.
Ведущий
Посмотрите следующую сцену из сказки и вспомните ее название.
Лиса, заяц и петух – сценка.
Ведущий
Кто вспомнил название сказки?
Какое право нарушила лиса?
Никто не имеет права заставить открыть дверь, а тем более выселить из квартиры. Ни самый главный начальник, ни генерал. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности.
- Вот строки из конвенции: ребенок имеет права спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как мама и папа, т.е. право на неприкосновенность жилища.
Слайд
Звучит музыка, появляется Золушка
Сценка
Золушка
Ах, как бы я хотела хоть одним глазком взглянуть на бал, но у меня много работы. Мне надо подмести пол, перебрать крупу… и так далее.
Ведущий
Ребята вы узнали главную героиню сказки? Кто автор?
В Конвенции говориться, что каждый человек имеет права на отдых и досуг.
(Слайд)
Звучит музыка, появляется Буратино.
Ох, какой же я глупый. У меня было право на образование. Папа Карло подарил мне азбуку, сшил курточку и штанишки, чтобы я как хороший мальчик стал умным и грамотным. А я…? Что я натворил! Я продал азбуку и не пошёл в школу. Вот из-за этого со мной и приключились все несчастья. А хитрые разбойники кот Базилио и лиса Алиса украли у меня деньги, но я теперь знаю закон, в котором говорится, что каждый человек имеет право владеть имуществом и никого нельзя произвольно лишать своего имущества.
Ведущий
В Конвенции сказано, что все дети должны учиться, чтобы быть грамотными, умелыми, воспитанными.
(слайд)
Появляется Колобок.
Погодите, погодите. Я что-то не понял. Я, Колобок Сусекович, воспользовался своим правом свободного передвижения и выбора место жительства. А коварная лиса не посчиталась с моими правами, и…(опустив голову) сами знаете, чем всё закончилось.
Буратино
Ты, как и я, сделал большую ошибку, что ушёл из дома и подверг себя смертельной опасности. А ведь пока мы маленькие, наше благополучие зависит от родителей. Они первыми несут ответственность за нас и поэтому запрещают нам делать то, что может
принести нам вред.
(слайд все права)
Ведущий
Молодец, Буратино, ты много понял.
-А вы, ребята, немножко разобрались в своих правах. А кто из вас попробует вспомнить сказку, в которой герои могут пожаловаться, что было нарушено то или иное право изученное сегодня.(Дети приводят свои примеры).
- Кто знает песню в которой говориться о праве на образование. (Исполнение песни «Учат в школе»).
Чтец
В мире есть закон, что знает каждый
Все его Конвенцией зовут.
Охраняет жизнь, здоровье граждан,
Их права на отдых и на труд.
Нам с тобою тот закон знаком
В жизни нам поможет очень он.
Ведущий
В Декларации прав человека сказано: «Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом в котором живёт и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других людей».
- Какие обязанности есть у вас?
1. Добросовестно учиться;
2. Соблюдать правила поведения;
3. Слушаться родителей;
4. Уважать старших;
5. Беречь своё и школьное имущество;
6. Беречь своё здоровье и здоровье окружающих;
7. Соблюдать чистоту и порядок.
- Молодцы, ребята, вы всё правильно сказали, но некоторые не всегда их выполняют.
- А сейчас посмотрите сценку, может кто-то себя в ней узнает.
Сценка - Мальвина и Буратино.
Мальвина
(приветливо). Здравствуйте, дети!
Буратино
(бурчит себе по нос). Здравствуйте.
Мальвина
Что ты такой невеселый, Буратино?
Буратино
Невеселый и все. А тебе что от меня надо?
Мальвина
(обидчиво). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. – может тебе надо помочь?
Буратино
А что я тебе такого сказал?
Мальвина
Ничего особенного, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.
Буратино
Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!
Мальвина
Буратино, что у тебя за тон?
Буратино
Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.
Мальвина
Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло!
Буратино
Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, веселый, помогаю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток.
Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнулся на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал?
Мальвина
Ребята, почему обиделся Пьеро?
- Почему ему не нравится «шутка» Буратино?
Можно ли разговаривать как разговаривает Буратино? (Буратино уходит)
- А кто защищает права ребенка, ваши, ребята права? (Государство)
- Как вы можете защищать свои права в общении со сверстниками ? (Быть дружными)
Мы на свет родились.
Чтобы радостно жить.
Чтобы вместе играть
Чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты.
- Итак: ребята, наш классный час подходит к концу, на котором вы познакомились с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка.
- Вы знаете какими правами вы обладаете, но не забудьте о том, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором живет.
Я уверена, что сегодня разговор не прошёл даром, и каждый из вас поговорит об этом дома с родителями и в кругу друзей. И давайте исполним песню о дружбе.
Название мероприятия:
классный час «Ты имеешь право»
Место проведения: актовый зал.
Участники мероприятия: учащиеся 2«Б» и 5«Б» классов.
Уровень: районный.
Чем запомнилось мероприятие, его значимость:
В легкой, занимательной форме познакомить детей младшего школьного возраста с некоторыми статьями «Всеобщей декларации прав человека», научить применять их в жизни.
Над чем стоит поработать:
привлекать для проведения мероприятий правового характера юристов.
10