СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Учись жалеть и беречь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час для 3 - 4 классов на экологическую тему, с участием героя-мальчика Жалейкина и животных. Подготовленные дети инсценируют ситуации, команды - выполняют задания.

Просмотр содержимого документа
«Анкета»

Анкета-заявка

участника краевого заочного конкурса

методических материалов по эколого-биологическому образованию детей


1. Полное название образовательного учреждения (по Уставу) ________________________

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Нижнегусихинская средняя общеобразовательная школа»

2. Полный адрес учреждения, телефон - 659582 Алтайский край, Усть Пристанский район, село Нижняя Гусиха, улица Береговая 12 , 8 385 54 29354

____________________________________________________________________________

3. Фамилия, имя и отчество автора (полностью) Лещенко Елена Витальевна

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Занимаемая должность Учитель начальных классов

_____________________________________________________________________________

5. Номер телефона автора раб. 8 385 54 29354

сот. 913 082 42 30

e-mail ngupr@.yandex.ru

6. Вид методической продукции (программа, сценарий, технология преподавания, дидактический материал и др.) сценарий классного часа

7. Название конкурсного материала (должно соответствовать названию работы, указанному на титульном листе) классный час «Учись жалеть и беречь»

_____________________________________________________________________________

8. Номинация «Методическое обеспечение экологического образования»

_____________________________________________________________________________

Согласие на обработку персональных данных лиц, чьи сведения указаны в данной заявке:

Субъект дает согласие на обработку своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

Настоящее согласие действует бессрочно со дня подписания.

Подтверждаю, что ознакомлен (а) с положениями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», права и обязанности в области защиты персональных данных мне разъяснены.


« 26 » октября 2015 г. ______________ ( Лещенко Е.В. )

Подпись с расшифровкой





Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Приложение 1

Карточки для определения темы классного часа:

1. Слово жалеть без мягкого знака.










ж






а




л




е




т









2. Слово беречь без мягкого знака.












б






е




р




е




ч








Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»

Приложение 3.









Кукла шьётся легко и быстро. Пригласите помочь детей. Они будут в восторге.

Для этой куклы перчатки используйте флис, фланель, трикотаж, ситец, остатки любой ткани – всё, что есть под руками и подходит по цвету. В первую очередь сшейте перчатку. Затем сшейте голову, набейте её и оденьте на перчатку. Отрегулируйте по высоте и аккуратно пришейте к перчатке.теперь на голову «оденьте» волосы. Волосы можно сделать из нарезанного флиса или пряжи. На место глаз пришейте пуговицы чёрного, голубого, коричневого или зелёного цвета. На место носа пришейте розовую пуговицу. Рот можно нарисовать или вышить.

Изображения животных наклейте на картон и вырежьте.




Просмотр содержимого документа
«Приложение 4»

Приложение 4.

Круг с секторами на магнитную доску.








Растения Птицы






Звери Рыбы






Насекомые Человек

Просмотр содержимого документа
«Приложение 5»

Приложение 5.


Карточки с изображениями нужно разрезать по линиям, чтобы получились пазлы.



































































Просмотр содержимого документа
«Приложение 6»

Приложение 6

Список используемой литературы


    1. Симонова Л.П. Ключи от природы. Учебно – методическое пособие. – М.: Агар, 1997. – 144 с.

    2. Тихонов А.В., Рысакова И.В. Природа России. Определитель.- М.: ЗАО «Росмэн-Пресс», 2010. – 160с.: ил.

    3. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьёва Л.И. С любовью к природе: Дидактический материал по природоведению для начальной школы/ Под ред. И.Д. Зверева. – 3-е изд. –М.: Педагогика, 1983. – 232 с., ил.





Список электронных ресурсов


1. http://vmusice.net/mp3/%F1%F2%F3%EA+%E4%FF%F2%EB%E0

2. http://download-sounds.ru/les/

3. http://xmusic.me/s/51204679-Sedoj_dyatel_-_Drob/

4. http://volna.org/jekologija/ekologhichieskaia_katastrofa.html 5.http://allforchildren.ru/pictures/beetle.php

6. http://bestspictures.ru/cat.php?id=nature

7. http://steshka.ru/babochki-kartinki

8. http://5klass.net/zip/okruzhajuschij-mir/Mir-zhivotnykh-2-klass.zip


Просмотр содержимого документа
«Приложение2»

Приложение2.

Карточки для 1 команды.


малина




Крапива




Шиповник









Телорез





Сосна










Карточки для 2 команды.





Ёж


Олени





рысь



Конь



Пчела


волк

Просмотр содержимого документа
«Текст песни»

Текст песни «Евгений Николаевич Птичкин - Не дразните собак»


слова М. Пляцковского

музыка Е. Птичкина

Не дразните собак,

Не гоняйте кошек,

Не жалейте для птиц

Ни зерна, ни крошек!

И тогда воробьи

Песенкой разбудят.

А царапать и кусать

Вас никто не будет!

Если очень шуметь

Около берлоги,

То придется потом

Уносить вам ноги.

И пчела просто так

Тоже не пристанет.

Ведь ни жалить, ни рычать

Зря никто не станет.

Ни к чему обижать

Бабочку на ветке.

Веселее в лесу

От ее расцветки.

Не пугайте жуков

С длинными усами.

И поверьте, что жуки

Вас не тронут сами!

Если вам по душе

Красота земная,

Берегите ее,

Устали не зная!

Непременно тогда

Станем мы друзьями...

А про кошек и собак

Пойте вместе с нами!

Просмотр содержимого документа
«классный час учись жалеть и беречь»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Нижнегусихинская средняя общеобразовательная школа»







Лещенко

Елена Витальевна

Классный час

(с элементами игры).

3 – 4 класс





Тема: «Учись жалеть и беречь»



















Нижняя Гусиха

2015 год

Цели и задачи:

  • формирование представлений и элементарных знаний об экологии;

  • анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;

  • развитие индивидуальных способностей учащихся;

  • воспитание бережного отношения к природе;

  • формирование познавательных интересов во внеурочное время.

Оборудование:

  • Презентация для классного руководителя «Учись жалеть и беречь!»

  • Конверты с пазлами;

  • Конверты с карточками;

  • Круг с секторами;

  • Компьютер, Мультимедийный проектор;

  • Магнитная доска;

  • Кукла-перчатка, изображения животных для инсценирования































Ход классного часа

  1. Организационный момент.

Классный руководитель: (слайд 1) Сегодня на классном часе вы будете учиться, а чему угадайте. Прочитайте продолжение названия темы по первым буквам рисунков. (Приложение 1)

На доске надпись, начало темы

У

ч

и

т

е

с

ь


ь


и


ь

!

(Карточки с рисунками убираются по ходу прочтения детьми)

  1. Вводная беседа.

Кл. руководитель: Ребята, а как вы думаете, что нужно жалеть и беречь?

(слайд 2)

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём! (Лес. Природа)

Лес – это не просто лес, это город с тысячами жителей. Дома – это норы и гнёзда. Жители – это звери и птицы, насекомые и пауки, растения и грибы.

А разве нужно учиться жалеть и беречь? Разве вы не умеете это делать? А сама природа не умеет это делать? (???) Сегодня мы в этом и разберёмся.

  1. Работа исследовательских групп.

Кл. руководитель: «Научное Общество юных экологов» поможет нам в этом. Первый вопрос на который ответят «юные экологи»: Умеет ли природа защищаться? (слайд 3)

Работа в исследовательских группах.

Дети делятся на две команды. 1 команда - определяет по картинкам, как защищаются растения. 2 команда – определяет по картинкам, как защищаются животные. (Приложение 2) (слайды 4 - 8)

Кл. руководитель: Вот видите, не такая она и беспомощная. Но почему тогда нужно природу жалеть и беречь? Природа может сама защитить себя, сама сберечь. Кто угрожает ей? Давайте посмотрим, что происходит.

4. Инсценировка ситуаций.

Инсценировка с помощью кукол - перчаток ситуаций из поучительных рассказов Николая Сладкова о мальчике Жалейкине. (Приложение 3)

«Жалейкин и дятел»

(слайд 9) Звучит запись стука дятла. Жалейкин подходит тихо, крадучись. Он хватается за голову.

Ведущий: Пришёл Жалейкин в берёзовую рощу. Слышит: стучит кто – то топором. Подкрался и видит: сидит на берёзе дятел и долбит её изо всех сил. Только щепки летят. Жалко стало берёзу. Он как закричит:

Жалейкин: Кыш, вредная птица! Носищем своим все берёзы попортишь.

Ведущий: запустил в дятла палкой. Дятла прогнал, и не разглядел, что дятел-то сухую берёзу долбил. Очищал её от жуков, личинок и гусениц.

Расплодились жуки – короеды, дубоеды, древоточцы. Стали берёзы в роще болеть и сохнуть. А Жалейкин, знай, охраняет рощу от дятлов. То палкой в дятла, то из рогатки. Была живая весёлая роща, а стала – мёртвый сухостой да валежник.


Ведущий: Вопросы 1 команде «Научного Общества юных экологов»: Прав ли Жалейкин, спасавший берёзы от дятлов? Что на самом деле делал дятел на дереве?

Инсценировка с помощью кукол - перчаток ситуаций из поучительных рассказов Николая Сладкова о мальчике Жалейкине. (Приложение 3)

«Жалейкин и лягушонок»

(слайд 10) Звучит кваканье лягушек. Появляется Жалейкин.

Ведущий: Под кочкой в сыром болоте заметил Жалейкин маленького, слабенького лягушонка.

Жалейкин: Бедный, несчастный малыш! Как же плохо тебе, бедняжке, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно!

(Берёт лягушонка и несёт его, садит в шкатулку.)

Ведущий: Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на тёплое солнышко и весело рассмеялся от радости.

Жалейкин: (Смеётся) Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то что в своём грязном болоте!

Ведущий: А лягушонок не радуется, а лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате.

Как увидел его Жалейкин, так и заревел! (Жалейкин плачет) Всего лягушонка облил слезами, и вовремя: ещё немножко – и лягушонок бы околел!

Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. (Жалейкин хватает шкатулку и бежит) Тому самому, где и сыро, и грязно, и холодно. Но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей тёплой и чистой комнате.

Кл. руководитель: Вопросы 2 команде «Научного Общества юных экологов»: Почему чуть не погиб лягушонок? В каких условиях живут лягушки в своём доме – в природе?

Инсценировка с помощью кукол - перчаток ситуаций из поучительных рассказов Николая Сладкова о мальчике Жалейкине. (Приложение 3)

«Жалейкин и птенчик»

(слайд 11) Звучит пение птиц в лесу. На маленьком пеньке сидит птенец.

Ведущий: Шёл Жалейкин по лесу и слушал пение птиц.

Жалейкин: До чего же хорошо поют!

Ведущий: Вдруг видит – птенчик сидит на пеньке. Маленький, беспомощный, одинокий…

Жалейкин: Наверное, он, бедняга, из гнезда выпал и родители его потеряли! (Хлюпает носом) Я возьму бездомного сиротку домой (радуется) и горькую жизнь его сделаю сладкой! (подаёт сладости) Для тебя, пернатый друг, мне не жалко даже конфет! Ешь досыта ириски, подушечки и леденцы. Пей на здоровье лимонад, какао и кофе. Помни доброту и пой весёлые песни.

Кл. руководитель: Ребята, как вы думаете, от таких «забот» птенчик запоёт?

Жалейкин: Ну что я опять сделал не правильно? Ребята?

(Ответы детей)

Кл. руководитель: Нужно ли жалеть природных обитателей? Как вы думаете ребята?

Жалеть природных обитателей надо, но жалеть умеючи, не так как это делал Жалейкин. Жалеть – значит не вредить, не губить, не разорять, не лишать животных своего дома, а помогать, подкармливать, оказывать помощь раненым и покалеченным или попавшим в беду животным.

А есть ли среди вас такие Жалейкины? Как от таких Жалейкиных защититься природе?

  1. Игра «Берегите природу»

Материал: игровое поле, картинки (сектора) со схемами (Приложение 4)

Кл. руководитель: Я предлагаю ещё одно исследование.

На доске большой круг – это природа. Он разделён на сектора - «квартиры». В каждую «квартиру» мы сейчас заселим представителей из природного мира, но для это нужно отгадать загадки. (слайды 12-13)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (дерево)

Стоит Егорка

В красной Ермолке;

Кто ни пройдёт,

Всяк поклон отдаёт. (Земляника)

- Каким словом можно объединить отгадки? (растения) Заселите первую квартиру изображением жителей. (слайд 14-15)

Кто по ёлкам ловко скачет?

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет?

Сушит на зиму грибы? (белка)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы? (заяц)

- Каким словом можно объединить отгадки? (звери) Заселите вторую квартиру изображением жителей. (слайд 16-17)

Грудь красна, как маки летом,

Огоньком мелькает, но

Угадайте, мне за что же

Имя снежное дано. (снегирь)


Не ворона, не синица,

Как зовётся эта птица?

Примостилась на суку –

Раздалось в лесу: «ку-ку!» (кукушка)


Кл. руководитель: Каким словом можно объединить отгадки? (птицы) Заселите третью квартиру изображением жителей. (слайд 18-19)

Драчун и забияка,

Живёт в воде,

Кости на спине –

И щука не проглотит. (ёрш)

Вильнёт хвостом

Туда-сюда.

И нет её,

И нет следа. (рыба)

Кл. руководитель: Каким словом можно объединить отгадки? (рыбы) Заселите четвёртую квартиру изображением жителей. (слайд 20-21)

В лесу у пня

Суетня, беготня:

Народ рабочий

Весь день хлопочет. (муравьи)

Прыгает пружинка –

Зелёная спинка. (кузнечик)


Кл. руководитель: Каким словом можно объединить отгадки? (насекомые) Заселите пятую квартиру изображением жителей.

Здесь ещё одна пустая квартира осталась. Как вы думаете, кто должен жить там? (слайд 22-23)


На Земле он всех умней

Потому и всех сильней!

(Человек. Он то же относится к природе.) (слайд 24)

Кл. руководитель: А теперь немного поразмышляем. Давайте уберём один какой-то сектор круга, например «растения». Скажите, что может произойти со всеми остальными жителями? (Природа погибнет и вместе с ней человек.)

Кл. руководитель: А почему? (Нарушится экологическое равновесие, в природе всё взаимосвязано.)

Кл. руководитель: Уберите второй, третий …что случится? (Нарушится экологическое равновесие, в природе всё взаимосвязано.)

Кл. руководитель: Уберите сектор «человек». Что произойдёт, с оставшимися живыми объектами на Земле, если человек исчезнет? Что изменится в природе? Какой вывод из этого сделали? (Без человека природа не погибнет, а человек может погубить природу) (слайд 25)

Вывод: Всё в природе взаимосвязано. Человек должен понимать это и бережно относиться к окружающему миру.

  1. Игра «Собери пазлы» (изображения экологических катастроф)

(Приложение 6)

Кл. руководитель: Сейчас вы получите конверты. Внутри каждого изображение, которое нужно собрать и ответить на вопрос: что изображено? кто виноват в произошедшем? (Дети собирают изображения из пазлов, отвечают на вопросы) (слайд 26-29)

Кл. руководитель: Скажите, нужно беречь природу? Что вы предлагаете для этого?

(Предложения выносятся на доску) (слайд 30)


Пробудить совесть, справедливость и благородство.

Разбудить разум человека.

Кл. руководитель: Природа общий дом растений, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател.

И будь в этом доме добрым и умным Великаном! Вот таким, о котором нам рассказала поэтесса Е. Серова.

Я шагаю по лужайке –

Великан в трусах и майке.

Сверху ясно мне видна

Вся зелёная страна.

Вот улитка – добрый гномик –

На себе таскает домик.

Вот квартирка для жука –

Дырка старого пенька.

Вот стоит высотный дом –

Муравьи хлопочут в нём.

Вот цветок ромашка –

В нём живут букашки.

Эта малая страна

Вся кругом заселена!

Если я, великан,

Захочу, как лихой ураган,

Налечу!

Все дома я могу

Разломать!

Всех жильцов на лугу

Растоптать!

Если я захочу…

Только я не хочу!

Я – добрый Великан!



7. Рефлексия (Цель – подвести итог проделанной работе на классном часе.)


Кл. руководитель: (слайд 31)

Дополните предложения:

Я узнал … Я научился … На классном часе мне было …



8. Задание на дом.

Кл. руководитель: Нарисуйте плакаты по услышанным рассказам о Жалейкине или вспомните случаи из своей жизни, когда вы по незнанию поступили так же, как он. Эти плакаты мы поместим на стенде, для других детей школы. Пусть они учатся тоже жалеть и беречь природу вместе с нами.

В заключении я предлагаю спеть песню «Не дразните собак» Евгения Николаевича Птичкина. (Звучит фонограмма)




7



Просмотр содержимого презентации
«учись жалеть и беречь»

МКОУ «Нижнегусихинская средняя общеобразовательная школа»  Лещенко Елена Витальевна Учитесь жалеть и беречь!

МКОУ «Нижнегусихинская средняя общеобразовательная школа» Лещенко Елена Витальевна

Учитесь

жалеть и беречь!

Что нужно жалеть и беречь?

Что нужно жалеть и беречь?

Умеет ли защищаться природа? Растения:  Животные:

Умеет ли защищаться природа?

Растения:

Животные:

Растения

Растения

Животные

Животные

животные

животные

растения

растения

  • Колючки
  • Шипы
  • Зубчики – зазубрины
  • Фитонциды
  • Жгучие волоски
  • Живица
Животные

Животные

  • Иголки
  • Рога
  • Жало
  • Копыта
  • Когти
  • Зубы
Стоит Егорка В красной ермолке; Кто не пройдёт, Всяк поклон отдаёт. (?)

Стоит Егорка

В красной ермолке;

Кто не пройдёт,

Всяк поклон отдаёт. (?)

Кто по ёлкам ловко скачет?  И взлетает на дубы?  Кто в дупле орехи прячет?  Сушит на зиму грибы? (?) Что за зверь лесной Встал, как столбик под сосной? И стоит среди травы – Уши больше головы? (?)

Кто по ёлкам ловко скачет? И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет? Сушит на зиму грибы? (?)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы? (?)

Грудь красна, как маки летом,  Огоньком мелькает, но  Угадайте, мне за что же  Имя снежное дано. (?) Не ворона, не синица, Как зовётся эта птица? Примостилась на суку- Раздалось в лесу: «ку-ку!» (?)

Грудь красна, как маки летом, Огоньком мелькает, но Угадайте, мне за что же Имя снежное дано. (?)

Не ворона, не синица,

Как зовётся эта птица?

Примостилась на суку-

Раздалось в лесу: «ку-ку!» (?)

Драчун и забияка,  живёт в воде,  кости на спине –  и щука не проглотит. (?) Вильнёт хвостом Туда – сюда. И нет её, И нет следа. (?)

Драчун и забияка, живёт в воде, кости на спине – и щука не проглотит. (?)

Вильнёт хвостом

Туда – сюда.

И нет её,

И нет следа. (?)

Прыгает пружинка – Зелёная спинка. (?)

Прыгает пружинка –

Зелёная спинка. (?)

Пробудить совесть Пробудить справедливость Пробудить благородство Разбудить разум человека
  • Пробудить совесть
  • Пробудить справедливость
  • Пробудить благородство
  • Разбудить разум человека
Я узнал… Я научился… На классном часе мне было…
  • Я узнал…
  • Я научился…
  • На классном часе мне было…