Классный час : “ Умеем ли мы общаться ?”
ЦЕЛЬ: * формирование у учащихся культуры речевого общения друг с другом, с окружающими людьми;
воспитание вежливого , доброго отношения к людям.
Ребята, на нашем предыдущем занятии мы с вами говорили о людях: какие они?
Вы правильно отметили, что все люди, прежде всего, очень разные: есть добрые и злые, есть ( продолжают дети )
Видите, как много разных качеств в людях: хороших и плохих.
Вот перед нами человек ( наклеивается фигурка )
Какими качествами , на ваш взгляд, должен обладать человек, достойный подражания, которому всегда и вовсём можно довериться ?
( Обдумайте свой ответ. Вам в помощь я приготовила карточки, на которых выписала из ваших анкет те положительные качества, которые вы больше всего цените в людях. Видите, как много получилось ? Безусловно все они очень важны, но я попрошу вас выбрать только 3 самых важных, на ваш взгляд )
А теперь давайте попробуем составить коллективный портрет: ( Дети комментируют свой выбор )
Добрым
Отзывчивым
Воспитанным
Я с вами полностью согласна, ребята. А как вы понимаете « быть воспитанным « ?
( умеет вести себя среди людей , хорошо относиться к другим людям ).
Я бы ребята, добавила ещё одно: быть воспитанным – значит уметь устанавливать правильные отношения с другими людьми, располагать их к себе, т.е уметь общаться. Действительно ли это так важно в жизни ?
Итак, начнём.
Если мы посмотрим в толковый словарь, то найдём следующее определение:
“ Общение – это взаимодействие двух или более людей , состоящее в обмене между ними информацией раличного характера “.
Как мы видим, это – взаимодействие людей, а люди как вы уже сказали, очень разные: с одними общаться всегда приятно, с другими не очень; одни легко вступают в разговор, а другие - нет.
Как утверждают психологи, это зависит от характера человека. Труднее всего общаться с человеком у которого несдержанный и взрывной характер.
Я предлагаю вам небольшой тест, который поможет определить: конфликтная вы личность или нет.
ТЕСТ
В классе начался спор на повышеных тонах. Ваша реакция :
1) Не принимаю участия
2) Лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной
3) Активно вмешиваюсь и « вызываю огонь на себя».
Часто ли вы спорите с друзьями ?
1) Только в шутку и то, если это люди не обидчивые
2) Лишь по некоторым вопросам
3) Споры – это моя стихия
Вы стоите в очереди. Как вы реагируете если кто – то лезет вперёд?
1) Возмущаюсь в душе, но молчу
2) Делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону
3) Прохожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком
Дома на обед подали недосоленый суп.
1) Не буду поднимать бучу из-за пустяка
2) Молча возьму солонку
3) Не удержусь от едких замечаний, может быть, даже откажусь то еды
Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится. Ваша реакция.
1) Промолчу
2) Ограничусь коротким , но тактичным замечанием
3) Выскажу всё , что я об этом думаю.
Оценки: 1—4балла
2—2балла
3—0баллов
Давайте подведём итог:
12-20б. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споро и конфликтов, избегаете критических ситуаций. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют высказывайтесь принципиально.
8-11б. Вы слывёте человеком конфликтным, но это преувеличение. Вы конфликтуете, если только нет друго выхода. Вы способны отстаивать своё мнение. Вы не выходите за рамки, не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к Вам уважение .
Меньше 8б. Споры и конфликты - ваша стихия. Ведь вылюбите критиковать других, а если услышите замечание в свой адрес – можете съесть человека. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой характер.
Я думаю каждому из вас есть над чем поразмышлять, исходя из данных нашей анкеты. Даже если вас “определили” , как “ неконфликтную личность”, это ещё не означает, что с вами легко и всегда приятно общаться. Ведь в речевое поведение человека входят и жесты и мимика, и тембр голоса и ещё множество разных факторов определяют вас, как ” приятного собеседника”.
И как сказал один древний мыслитель:
“Стать человеком—большая работа. Нужно работать над собой каждый день, и с каждым днём становиться хоть чуточку лучше “ !
Давайте уже сегодня начнём работать над собой и попробуем общаться и жить без конфликтов. Поэтому пожалуйста помните, что раз общение – это взаимодействие с другим человеком, то этот человек, который перед вами—он самый главный на свете. И как вы к нему должны относиться?
Вот первый закон общения:
1. Самый главный человек на свете -- это тот , кто перед тобой. Относитесь к нему с вниманием и уважением.
А) В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость - неотъемлимое качество общения. Давайте же поигаем в « Речевой этикет «.
( Ребятам раздаются карточки с заданиями , работают в парах ).
( Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую вас! )
( Вы можете мне сказать..? Не моглибы вы мне сказать..? Скажите , пожалуйста..? Разрешите попросить вас… Будте добры ! )
* Какими словами лучше всего начать знакомство ?
( Разрешите представить вам… Разрешите познакомить вас.. Познакомтесь… Вы знакомы..? Как тебя зовут? Позвольте познакомиться. )
( Приношу вам свои глубокие извинения… Позвольте мне извиниться… Простите за… )
( Благодарю вас… Спасибо. Разрешите поблагодарить вас… Заранее благодарен. Признателен вам. Примите мою благодарность. )
* Как попращаться , чтобы людям было приятно вновь встретить тебя ?
( До свидания! Надеюсь видеть вас ещё! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть! Приятно было познакомиться!)
Вот наш второй закон общения :
2. Не забывайте вежливо здороваться , прощаться , извиняться .
Б) Умение высказывать своё расположение к собеседнику – вот ещё одно важное правило общения. Самый простой способ - запомнить имя собеседника. При знакомстве с новым человеком , повторите его имя несколько раз , и постарайтесь в беседе обращаться к нему по имени .
А то ведь вот как часто бывает: ( мини – сценка )
-Бык ! Постой Бык ! Ну погоди ты .
-Ну чего тебе , Ходуля , надо?
-Пошли скорее в раздевалку , Косой там шапку потерял . Ща расхныкается.
-Ха , так его шапку Кабан забрал и за батарею спрятал . Пусть поищет.
Вот так , войдёшь в школу , а кажется , что в страшную сказку попал , где живут некрасивые звери , и разговаривают они мальчишечьими и девчоночьими голосами .
Вот наш третий закон общения :
3. Обращайтесь к собеседнику , называя его по – имени . К пожилым и незнакомым людям всегда обращайтесь на “ Вы “.
Ещё один способ расположить собеседника к себе – умение делать комплименты.
Я предлагаю Вам ещё одну игру :
“ Давайте говорить друг другу комплименты “
( Вызывается 2 человека – мальчик и девочка . Делая вперёд по одному шагу они говорят комплименты . Кто выиграет ? )
Как здорово получилось , правда , ребята ? А вот если бы эту игру назвали так : “Давайте говорить друг другу неприятные слова и всякие гадости “.
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ БЫ ТАКАЯ ИГРА ? ПОЧЕМУ ?
Вот наш четвёртый закон общения :
4. Говорите друг другу как можно больше хороших слов , и никогда не говорите того , что было бы неприятно выслушать вам самим .
В) Сейчас я прочитаю вам строки из стихотворения Расула Гамзатова . Послушайте внимательно и скажите : какой ещё один очень важный закон общения можно определить этими строками .
“Вот человек , что скажишь ты о нём ?”
Ответил друг, плечами пожимая :
“Я с этим человеком не знаком ,
Что про него хорошего я знаю ?”
“Вот человек , что скажешь ты о нём?”
Спросил я у товарища другого.
“Я с этим человеком не знаком ,
Что я могу о нём сказать плохого?”
Вот наш пятый закон общения :
5. Старайтесь не говорить о людях дурно.
Г ) При общении часто возникают трудные ситуации , найти выход из которых порой нелегко. Но нужно. Попытаемся это сделать .
* Игра обижена : « Вчера ты , Витя , шёл мне навстречу и не поздоровался . Это невежливо “. Витя удивлён : « А почему я должен здороваться ? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась.»
Кто прав ? ( Кто культурнее, тот первым здоровается )
* Света говорит : « Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми . Вот у нас соседка такая вредная , что я не хочу ей здоровья желать . Что же мне притворяться ? «
Права ли Света ?
* Иду по улице . Там девчонки , увидели меня и давай обзываться . Что же мне делать ?
( Отделаюсь шуткой , поблагодарю за « хорошие « слова. Промолчу. )
Д) Вот ещё несколько «кадров « из жизни нашего класса , « снятых « скрытой камерой .
( Разигрываются мини-сценки . Просмотрев их, ребята делают следующие выводы )
6. Не перебивайте говорящего . Внимательно выслушайте его до конца . Если кто-то заговорит одновременно с вами , приостановитесь , и дайте ему закончить .
7. Невежливо во время разговора отводить кого – нибудь в сторону , чтобы говорить с ним отдельно ; ещё более невежливо подслушивать , что говорят двое в стороне .
8. Не спорьте по мелочам.
Е ) Посмотрите , как много важных и очень полезных « законов» общения открыли мы сегодня , рассматривая обычные жизненные ситуации . Но учиться можно не только в жизни , много полезных советов вы найдёте , читая книги . Послушайте стихотворение : « Пожалуйста , потише !» И скажите : где нельзя говорить громко и почему?
В какое бы общественное место
Судьба сегодня вас ни привела ,
Учтите , никому не интересно
Всё знать про ваши личные дела.
Про то, что к вам приехал дядя ,
Что кошка утащила пять котлет ,
Что вы немножко пошалили в школе,
А маму вызывает педсовет.
Пожалуйста , потише ! Пожалуйста, потише!
Совсем не обязательно кричать
Ведь вас и так услышат –
Попробуйте всё тихо расскать
О том , что вы вчера ходили в гости ,
Что папа подарил велосипед ,
У дедушки к дождю разнылись кости,
А между прочим дождика всё нет.
Пожалуйста ,потише !
9. Не разговаривай громко , не кричи на улице и общественных местах.
Я надеюсь , используя наши « законы « общения , вы сможете правильно вести себя в различных ситуациях , избегая конфликтов , а окружающим людям всегда будет приятно и уютно в вашем обществе.
Классный час на тему
6