Министерство Образования и Науки Донецкой Народной Республики
МБОУ «Школы №29 имени В. Н. Масловского города Донецка»
Классный час: « Урок доброты»
Подготовила и провела: Киричок С.В.
2021год
Цель: формирование толерантного отношения к детям и взрослым, имеющих ограниченные возможности здоровья;
- научить детей адекватно реагировать на людей с ограниченными возможностями здоровья;
- сформировать у школьников специальные навыки для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья;
-формировать знания о понятиях добро, толерантность, равнодушие ; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта.
- создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся.
- содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру и толерантному отношению к детям и взрослым, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Оборудование: карточки с вежливыми словами, набор героев сказок, красные и жёлтые квадратики, пословицы на доске, мячик разноцветные человечки, плакат Глобус.
Ход урока:
1.Орг.момент
Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее-
Начнем скорей урок!
Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты. Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама…..(дети продолжают).
Что есть зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.
Мы живем с вами на планете Земля. Раз существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло?
Назовите добрых и злых героев сказок.
2. Тест « Да-нет»
Среди нас живут:
Слабовидящие люди.
1. Могут работать на компьютерах, врачами, летчиками, учителями, водителями автомашин.
2. Могут сами перейти через дорогу.
3. Могут ли читать книги?
4. Могут ли заниматься спортом?
5. Могут ли учиться в обычной школе?
Слабослышащие люди.
1. Могут ли работать учителями, инженерами, конструкторами, водителями машин, хирургами, летчиками?
2. Могут ли заниматься спортом?
3. Могут ли учиться в обычной школе?
4. Могут ли слушать радио, смотреть телевизор?
5. Могут ли быть изобретателями и учеными?
Инвалиды на колясках
1. Могут ли учиться в обычной школе?
2. Могут ли пользоваться общественным транспортом?
3. Могут ли беспрепятственно ходить на работу?
5. Могут ли посещать театры, цирк, зоопарк?
6. Могут ли заниматься спортом и каким видами?
Итак, ребята на примере увидели, как трудно жить людям, потерявшим зрение, слух или движение. Все эти люди нуждаются в вашей помощи и защите. Каким главным качеством мы, здоровые дети и взрослые, должны обладать , чтобы помогать и поддерживать таких детей?
Ответ детей в классе. Людям у которых нет зрения или повреждены глаза мы должны им помогать например, перевести через дорогу, обойти препятствие или быть поводырем в решении каких- либо двигательных задач. Человек только добрый, вежливый, отзывчивый и милосердный сможет помочь этим людям.
Какие вы знаете вежливые слова? А добрые слова(любовь, уважение, милосердие, вежливость, отзывчивость, доброта, сострадание).
Как называют людей у которых слабое зрение, плохой слух, не умеющих самостоятельно передвигаться? (люди с ограниченными возможностями здоровья) ОВЗ. Их называют инвалидами.
А теперь прочитаем пословицу: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху». Как вы понимаете её смысл? Но не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела». А еще, ребята, вам необходимо помнить; начатое дело надо доводить до конца.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - ни пряник, ни конфета.
А как слово « доброта» можно отнести к детям с ограниченными возможностями?
3. Обсуждение понятия толерантность.
- Ребята, как вы понимаете, что такое толерантность?
(ответы детей)
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – УВАЖЕНИЕ, ПРИНЯТИЕ ЛЮДЕЙ, такими, какие они есть.
Люди разные, это нужно понимать и принимать.
Человек имеет право быть ДРУГИМ!!
ТОЛЕРАНТНОСТЬ -
это уважение, принятие и понимание
многообразия мира.
История толерантности
На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные удобные для всех выходы из сложившейся ситуации.
- Учитесь договариваться. Будьте толерантны!
4. Физминутка.
- Мы сейчас поиграем в игру «Приветствие».
Встаньте в круг спиной к центру. Передавая по кругу мячик, называйте своё имя.
Встаньте в круг лицом к центру. Передавая по кругу мяч, называйте присущее тебе качество.
5. Работа в парах
Ситуации.
В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три «2». Кто-то говорит, что он «неумеха», не будем с ним дружить!» Твои действия.
Твой одноклассник сильно заикается. Будешь ли ты обращать внимание на эту проблему ? Как надо себя вести ?
В школе есть ребенок, который сильно хромает из-за болезни. Как нужно вести себя по отношению к нему ?
Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?
6. Игра «Какой ты?»
- А теперь проведем такую игру. Перед вами на столе квадратики разных цветов. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, зелёный – второе.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударишь его.
1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь ей за это...
1.Ты все-таки слушаешь его…
2.Ты не даешь ему говорить…
1.Тебе хочется ответить еще, ты будешь подскакивать на месте, говоря: «Спросите меня…»
2.Ты предоставишь другим возможность ответить….
1.Ты устраиваешь истерику, чтобы не идти гулять…
2.Ты идешь с ними гулять, чтобы они были довольны…
7. Творческая работа. «Загадочная планета»
- Давайте заселим нашу планету человечками. У всех вас человечки разных цветов.
Все человечки разные и поэтому получился яркий дружный хоровод.
8. Подведение итогов.
-Ребята, вы поняли, что такое толерантность? ( Ответы детей)
9. Рефлексия.
- В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни обид. А что же для этого нужно?
Что мы можем сделать, чтобы мир стал лучше ?
Главное, необходимо помнить: инвалидом, к сожалению,
может стать каждый! Инвалид – такой же человек, как и все,
только жить ему гораздо труднее, чем человеку здоровому!
Лишь доброта и участие спасут мир!
Ответы детей:
«Я думаю, что этот урок добра прошел не зря для меня. Может быть, в этот день, кто-то стал чуть-чуть добрее».
«Этот урок не зря назван «Добрым!». Это у нас, у меня все на своих местах, но есть дети, которых называют «инвалидами». И мы должны проявить к ним милосердие, сочувствие и помощь».
10.(Звучит песня «Дружба-это не работа»)