Классный час
«Урок Доброты»
Цель: Способствовать формированию позитивного отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
Задачи:
- научить детей адекватно реагировать на людей с ограниченными возможностями здоровья;
- сформировать у школьников специальные навыки для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья;
- рассказать учащимся о правах людей с инвалидностью.
- пробудить в детях чувство милосердия, готовности помочь людям, попавшим в беду;- воспитывать толерантность.
Ход классного часа:
Классный руководитель:
Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы назвали его «Урок доброты». Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама…..(дети продолжают).
- Жизнь не только прекрасна, но и жестока. В ней есть масса испытаний для каждого из нас.
Все мы живем в обществе. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое. И, к сожалению, бывает так, что у кого-то всего одна рука или их две, но одна рука почти не может двигаться.
У кого-то есть тонкий музыкальный слух, а кто-то совсем не может слышать. Это говорит о том, что все мы разные и у нас у всех разные возможности. И как сказал известный ученый А. Энштейн : «Все мы гении. Но если судить рыбу по её способности лазить по деревьям, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой».
Классный руководитель:
Сегодня мы поговорим с вами о том, как живут эти люди, с какими трудностями они сталкиваются и как их преодолевают, о том, как можно им помочь, чтобы облегчить условия их жизни
Через несколько лет вы станете членами общества и поэтому очень важно, что бы вы с ранних лет научились жить рядом с людьми, имеющими отличные потребности, принимать и понимать их.
- Людей с инвалидностью можно и нужно воспринимать как полноправных членов общества, с ними, как и со всеми, можно дружить, играть, общаться. Люди все разные, и каждый человек ценен по-своему.
Классный руководитель:
Многие люди, несмотря на инвалидность, сумели состояться в своем любимом деле. Эти люди достойны большого уважения и восхищения. Преодолевая физический недуг, работают, воспитывают детей, пишут художественные произведения и научные труды.
Если ты прикован к постели,
Если боль вдруг сковала тебя,
Ты подумай лучше о светлом -
Как струится в речушке вода,
Как летят перелетные птицы –
Взмах крыла в небесах голубых,
Как ложится на стол к тебе листик-
Письмецо от друзей дорогих.
Ты возьмешь тот конверт шелестящий,
Ты возьмешь и откроешь его.
И себя, ощутив человеком,
Улыбнешься всем бедам назло.
Стихотворение неизвестного автора
Классный руководитель:
Вслушайтесь в слова Н. Островского, которые много лет являются эпиграфом журнала «Наша Жизнь», «Ты все сделал, чтобы вырваться из железного кольца? Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной» Эти слова свидетельствуют о жизнелюбии и целеустремлённости тех людей, кто столкнулся с трудностями в жизни.
А, сейчас, я бы хотела, чтобы вы прослушали запись одного великолепного музыкального произведения. Если хотите, можете закрыть глаза. (Прослушивание произведения Людвига Ван Бетховена «К Элизе».
- Скажите, пожалуйста, какое впечатление на вас произвела эта музыка?
-Что вы можете сказать о ней?
-А знаете ли вы, кто автор данного произведения? (Людвиг Ван Бетховен)
-Знаете ли вы, какая особенность была у этого композитора? (Он был глухим)
- А теперь давайте снова окунемся в мир прекрасного, теперь уже в мир поэзии, и послушаем стихотворение девушки, которую зовут Соня Шаталова. (Прослушивание стихотворения из фильма «Клеймо»).
- Какое впечатление на вас произвели эти стихи?
- Как вы думаете, что отличает Соню от других поэтов?
-У Сони Ранний Детский Аутизм. Тяжелая форма.
-А теперь взгляните, пожалуйста, на следующие слайды.
-Какое впечатление производят на вас эти картины?
-Знаете ли вы, кто автор этих картин?
-Автором этих картин является Элисон Лаппер. Женщина, у которой от рождения нет рук.
-Скажите, пожалуйста, что объединяет этих людей? (наличие недуга)
-А какими словами вы могли бы охарактеризовать этих людей? (талантливые, смелые, особенные и т. д.).
-Можно ли сказать, что эти люди ограниченные? (если только в плане здоровья)
-А как людей с ограниченными возможностями здоровья называют у нас? (инвалиды).
-Знаете ли вы, что означает слово «инвалид»?
-Слово «инвалид» произошло от латинского «in» - не (отрицательная приставка) и слова «valido» - ценный. То есть данное слово переводится как «не имеющий ценности».
-Стоит ли так называть людей, как вы думаете?
Отношения здоровых людей к людям с ограниченными возможностями в современном обществе являются очень сложными. В силу ряда существенных причин, порожденных временем множество людей не в состоянии понять проблемы человека с ограниченными возможностями.
Безусловно, сейчас, значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтобы объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традициям, должны научиться вслушиваться во мнение окружающих и признавать свои ошибки. Все это - есть проявление толерантности.
Знаете ли вы, что такое толерантность. Что же это такое? Толерантность — терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – НЕ ЗНАЧИТ РАВНОДУШИЕ! На всех языках это слово обозначает практически одно и то же:
в английском – готовность быть терпимым;
во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
День толерантности отмечается 16 ноября.
- А что значит, по – вашему, принимать человека таким, какой он есть? (быть с ним наравне)
Теперь я хочу предложить вам игру. Я назвала ее «Побудь в моей шкуре». Кто желает попробовать?
1. Вызывается один учащийся, надевает боксерские перчатки и пробует что – нибудь нарисовать или написать на бумаге или на доске.
2. Учащийся пытается вырезать квадрат из бумаги одной рукой. Вторая рука находится сзади.
3. Ученик с завязанными глазами пытается на ощупь прочитать слово, выложенное из детской азбуки.
4. Ученик с заткнутыми ушами пытается понять, о чем его просят.
Посмотрите, что из этого вышло, почему вы не смогли выполнить на первый взгляд простые для вас задания? (ответы детей)
Вот видите, вы очень остро почувствовали свою беспомощность и растерянность.
Каким людям необходима помощь других людей?
Итак, ребята на примере увидели, как трудно жить людям, потерявшим зрение, слух или движение. Все эти люди нуждаются в вашей помощи и защите. Каким главным качеством мы, здоровые дети и взрослые, должны обладать качеством, чтобы помогать и поддерживать таких детей?
Твори добро!
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши-
Не ради славы или сладостей,
А по – велению души.
Вы ещё так юны, у вас здоровые руки, ноги, вы хорошо видите, слышите. Берегите то, что вам дано - ваше здоровье. Всячески укрепляйте его, закаляйте, занимайтесь спортом. Но самое главное - будьте добрее, милосерднее друг к другу. Человека отличает от животных не только наличие разума, но прежде всего, доброта и милосердие.
Я очень надеюсь, что после нашего занятия, вы не останетесь равнодушными к проблемам людей-инвалидов, не будете смотреть на них с жалостью и насмешкой. И если кому-то понадобиться ваша помощь, вы не отвернетесь, а обязательно ему поможете, будь то маленький ребенок или взрослый человек. Ведь люди так не делятся!!!