Классный час «Урок Победы».
Цели:
расширить представление воспитанниц о Великой Отечественной войне;
формировать отношение к воинским святыням, воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения;
побуждать к изучению истории Великой Отечественной, к сохранению воинских реликвий, к изучению корней своей семьи, рода.
Задача – создать необходимы эмоциональный настрой, побудить воспитанниц к размышлению о долге, памяти, патриотизме.
Оформление: георгиевские ленточки, плакаты, фотографии военных лет.
Ход классного часа:
Вступительное слово «Одна минута войны»
Классный руководитель:
С чего начинается память …
С чего начинается память – с берёз?
С речного песочка?
С дождя на дороге?
А если – с убийства!
А если – со слёз!
Константина Михайловича Симонова.
Сейчас, в эти тёплые осенние дни, так трудно представить себе взрывы, бомбёжки, атаки, страшные битвы, в которых ковалась главная наша Победа. «Одна на всех, мы за ценой не постоим…» - эта победа, действительно, была «одна на всех». Она объединила людей разных национальностей, религий, верований, старых и молодых, мужчин и женщин в один народ, который поднялся против фашизма и победил его. Цена этой победы была очень высока – миллионы человеческих жизней.
День Победы. И в огнях салюта
Будто гром. Запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту,
Да, буквально каждую минуту
Погибало 10 человек!
Как понять и как осмыслить это:
Десять крепких, бодрых, молодых,
Полных веры, радости и света
И живых, отчаянно живых!
У любого где-то дом иль хата,
Где-то сад, река, знакомый смех,
Мать, жена… А если не женатый,
То девчонка – лучшая из всех.
На восьми фронтах моей отчизны
Уносил войны водоворот
Каждую минуту десять жизней,
Значит, каждый час уже шестьсот!..
И вот так четыре горьких года,
День за днём – невероятный счёт!
Ради нашей чести и свободы
Всё сумел и одолел народ.
Классный руководитель: Одни поколения сменяют другие, помнят ли они события 1941-1945 гг?
Вопросов о войне, о том далеком историческом событии возникает очень много, на эти вопросы надо отвечать, ведь, если не знать правды, то можно все придумать, но по-своему. Так сегодня и происходит. Многие государства взяли на себя право переписывать историю Великой войны на свой лад, при этом, естественно, искажаются факты. И не случайно – президент нашей страны Владимир Путин озабочен этой проблемой, он решительно заявляет, что современные школьники должны знать всю правду о войне.
В XX веке было две войны I Мировая и II Мировая.
II Мировая война была самой жестокой, кровопролитной, самым ужасным событием в истории XX века, она унесла миллионы жизней. Виновником этой трагедии стал фашизм.
А когда началась Вторая Мировая война? (Вторая Мировая война началась 1 сентября 1939 года)
Фашистская Германия очень быстро покорила страны Европы, но ей этого было мало – ей нужен был Советский Союз. Государство, которое смогло объединить людей разных национальностей в одну дружную семью. Люди были счастливы, свободны, сеяли хлеб, растили детей и вдруг (слайд № 6. Играет музыка)
Что говорят нам эти цифры:
22 июня 1941 года – (22 июня 1941 года, на рассвете, в 4 утра Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Началась великая Отечественная война)
1418 – (дней и ночей длилась ВОВ)
50 000 000 (жизни людей)
70 - (Победе над фашизмом)
Четыре горьких года – годы подвигов и страданий. Миллионы человеческих жизней. И вот сообщение о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. Кадры кинохроники, счастливые лица людей. Радость со слезами на глазах. Таким было ощущение Победы у тех, кто приближал её как мог.
Чтец: Победа. Она не в испепеляющих залпах «катюш», не в бравурных речах вождей и даже не в грохоте победных салютов. Она в полубезумных лицах старух, бредущих в кадрах военной кинохроники с распростёртыми объятьями навстречу врывающимся в село «тридцатьчетвёркам». Она в дорожных стрелках на дорогах Подмосковья, указывающих расстояние до Берлина. Она в восторженном шепоте «Наши!», несущемся вслед над проплывающими над оккупированными территориями бомбардировщиками с красными звёздами на крыльях.
Чтец: Четыре года крови и страха, но, вместе с тем, и четыре года небывалого единения всей нации, сплочённой чем-то гораздо большим, нежели приказ «ни шагу назад». Бой до последнего человека, последнего патрона. Стойкость, заставившая однажды лучшего полководца вермахта Эриха фон Манштейна сказать, что его люди могут воевать с любой армией мира, но они не готовы к массовому самоубийству. Сотни тысяч снарядов, выточенными защитниками Родины, которым приходилось становиться на табурет, чтобы достать до рукояток станков. Последние крошки хлеба, собранные со стола в умирающем от голода Ленинграде. Лавочкин, Поликарпов, Кошкин, Дегтярёв, Шпагин, Ильюшин, десятки других конструкторов, вернувшихся из лагерей и создавших лучшее оружие, перед которым оказалась бессильна прославленная немецкая инженерная мысль.
Жуков, Рокоссовский, Конев, Василевский, Кузнецов, одним словом бросавшие в бой огромные армии, - и неизвестные командиры, поднимавшие в атаку взводы и отделения.
Чтец: Можно ли было избежать таких жертв? Почему на первом этапе войны более 5 млн красноармейцев оказались в плену? Сколько тысяч отступающих солдат было расстреляно специальными отрядами НКВД? Споры об этом периодически вспыхивают с новой силой, когда очередной исследователь, потрясая неизвестными ранее документальными свидетельствами, рассказывает «как это было на самом деле». И мы спорим привычно, до хрипоты, ничего не решая, но лишь реализуя свою потребность говорить о той войне. Потому что для нас, игравших в детстве с дедовскими орденами, он жива.
Чтец: Война постепенно уходит вместе с теми, кто видел её воочию. Для большинства россиян Победа является важнейшим событием в нашей истории. Победа – это не обелиск, возведённый в память о великом подвиге, это наша вера в собственные силы. В то, что мы, порой разобщённые, порой циничные, порой бездумно шагающие в очередное светлое будущее, можем быть сильны и едины. И вновь, как когда-то в 1941 г., встать в полный рост. Не за кремлёвские звёзды и «вождей всех времён и народов», а за то, что нам дорого, за тех, кого любим. За Победу. Одну на всех!
Классный руководитель:
А как ощущаете Победу вы и ваши ровесники – правнуки тех, кто платил за неё своей жизнью?
Примерные ответы:
Так же. Как отцы и деды;
Ничего не ощущают;
Испытывают гордость, волнение;
Подшучивают над ветеранами;
Радуются выходному дню.
Классный руководитель:
«Чем была оплачена минута,
каждая прекаждая минута,
смеем ли мы это забывать» – спрашивает поэт наших современников. Согласны ли вы с этим? И как лучше отдать долг памяти?
Примерные ответы:
Нужно помнить обязательно, это наш долг;
Нужно быть благодарным, потому что они победили фашизм;
Нужно отдать долг 9 мая, а потом не вспоминать до следующего года;
Нужно устраивать концерты, проводить митинги, фестивали;
Самое лучшее – это просто в тишине постоять у памятника или могилы, возложить цветы;
Самое главное – захоронить всех погибших. В России пока этот долг не выполнен;
Нужно, чтобы за могилами ухаживали не энтузиасты, а люди, получающие зарплату.
Классный руководитель: Уже 78 лет прошло после Великой Отечественной войны. Все эти годы День Победы был самым главным праздником в нашей стране. Никто не смел бросить тень на нашу Победу, никто не смел оскорбить память миллионов погибших. Но всё меньше остаётся свидетелей и очевидцев героических событий, всё труднее дать достойный отпор самодеятельным разоблачителям и правдоискателям. Слышатся уже голоса о «виновности» СССР, о бессмысленности жертв, о том, что нужно было сдаться гитлеровским войскам. Власовцы, бандеровцы, дезертиры, бежавшие с фронта и прочие предатели, оказывается боролись против сталинского режима. А все фронтовики и большинство нашего народа были бессознательной, неполноценной массой, делавшей во время войны не то, что надо было делать. В 1945 г. наши прадеды защитили весь мир от фашизма. Теперь мы должны защитить нашу Победу.
Классный руководитель: Всегда, во все времена, правда ходит по земле тенью за ложью. Всегда, во все времена найдутся подлецы и герои, смельчаки и трусы, глупцы и мудрецы. Продажность и беспринципность так же стары, как благодарность и милосердие. И не первый и не последний раз Россия вскармливает предателей и получает пощёчины от тех, кому была матерью. Отвечая на подобные обвинения, автор книги о Г.К.Жукове известный военный историк Гареев пишет: «Невозможно требовать от каждого человека, чтобы он был патриотом, но если Родина для него чужая, то видимо, можно и нужно рассчитывать, на самую элементарную гражданственность…»
Классный руководитель: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». 9 мая – день всенародной памяти. В этот день в каждой семье вспоминают своих героев, в православных храмах проходят поминальные службы о воинах, павших на полях сражений. Это древняя русская традиция – в дни памяти называть имена погибших. Вспомните и вы имена тех, кто погиб, приближая этот день – День Победы.
Звучит фонограмма песни в исполнении Людмилы Зыкиной «Поклонимся великим тем годам!» (1 куплет)
Минута молчания
Прошу всех встать. Объявляется Минута молчания.(Все встают)
Большой вклад в победу над фашизмом внесли наши земляки.Подмосковье стало непосредственным театром боевых действий и оказало героическое сопротивление немецко-фашистским захватчикам. Немецкой оккупации подверглись 27 районов Московской области, 17 были оккупированы полностью. Был сожжен и разрушен город Истра, пострадали города Верея, Волоколамск, Можайск, Руза, Клин, Наро-Фоминск и другие районные центры Подмосковья. 640 населенных пунктов были уничтожены врагом полностью, 1600 городов частично разрушены. На местах наиболее ожесточенных сражений времен битвы под Москвой расположен комплекс мемориальных сооружений протяженностью около 550 км — «Рубеж Славы». Начал возводиться в 1966 году и к началу XXI века включал в себя более тысячи монументов, скульптур, памятных знаков, ансамблей и сооружений, большая часть которых сгруппирована по основным направлениям боевых действий советских войск, так на 23 км. Ленинградского шоссе установлены обелиск, 3 стелы, противотанковые ежи в честь защитников столицы (Клинско-Солнечногорское направление); мемориалы установлены в поселке Ленино, в городе Истра и Волоколамск, на месте гибели генерала Панфилова в поселке Гусенево, мемориалы героям-панфиловцам у деревни Дубосеково и села Нелидово (Волоколамское направление); на Дмитровском направлении находятся памятники воинам — зенитчикам у города Лобни; защитникам города Яхрома и города Дмитрова, монумент на Перемиловской высоте близ Яхромы; в направлении Серпухова и Наро-Фоминска установлены памятники в городах и на 75 км. Киевского шоссе. Жители Подмосковья самоотверженно трудились на промышленных предприятиях области, в колхозах и совхозах, принимали участие в воскресниках, отправляли денежные средства в фонд помощи фронту. Наравне со взрослыми на предприятиях работали школьники, участвовали в возведении оборонительных сооружений, трудились на колхозных полях, заготавливали дрова, расчищали железнодорожные пути от снега, собирали металлолом. Огромный вклад в достижение Победы внесли города Московской области. Экономика Подмосковья в короткие сроки была переведена на военный лад. Предприятия области наладили производство военной продукции: самолетов, танков, самоходных установок, минометов, автоматов, боеприпасов, одежды для солдат Красной Армии. С приближением линии фронта важнейшие предприятия были эвакуированы вглубь страны, одновременно с этим возникали новые производства для выпуска боеприпасов и ремонта вооружения. На территории эвакуированных заводов Подмосковья действовало более 20 специализированных производств по выпуску артиллерийских установок и стрелкового оружия, 11 заводов изготовляли корпусы для ручных гранат. 59 промышленных комбинатов и 375 артелей промкооперации стали производить боеприпасы, обмундирование для Красной Армии. Предприятия Подмосковья в годы Великой Отечественной войны переведены на военные рельсы. Ремонт боевой техники и оружия был налажен в Коломне, Серпухове, Подольске, Химках, Загорске, Мытищах, Орехово-Зуеве. В Коломне ремонтировали танки, в Серпухове — самолеты и артиллерийские орудия. Подольск выпускал минометные плиты, противотанковые гранаты, танковые сани, бронеколпаки.
Классный руководитель: Прошу садиться. «Ради нашей чести и свободы» - вот за что боролись и погибали защитники Родины. И если мы забудем их имена, если не сохраним уважения к их памяти, мы утратим и честь и свободу.