Методическая разработка классного часа
для учащихся 7 класса
Подготовила
Хавроненко Лина Васильевна
Еремеевка 2020 год
Цель: воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.
Задачи:1. Развивать у детей творческие способности, способствовать их разнообразному самовыражению, творческому отношению к собственной жизни;
2. Используя проблемные ситуации, научить детей жить в согласии друг с другом, ценить друг друга.
3. Создать такую атмосферу, в которой проявление толерантности станет потребностью и необходимостью.
Эпиграф на доске: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Л. Н. Толстой
Необходимые материалы:
2 открытки или картинки, разрезанные по количеству ребят в классе (для деления класса на 2 команды);
Кроссворд на внешней стороне доски;
16 карточек с пословицами;
16 полосок со словосочетаниями видов работы;
2 листа бумаги, 2 ручки;
Разноцветные фишки;
Форма проведения: урок - викторина
Высказывания по данной теме развешаны по классу :
«Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей. Он развивается в ответ на их характер и поведение».
Эрих Фром
«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители - пример ему».
Себастьян Брандт (XVI в)
«Брак – это многолетний героический труд отца и матери, поднимающих на ноги своих детей».
Бернард Шоу
А. Шопенгауэр
«Мысль о том, что я сын хорошего отца, останавливала меня от дурных поступков».
А. Нащокин (из письма А. С. Пушкину)
«В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека, храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу».
В. А. Сухомлинский
Семья- это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.
Семья- это ячейка общества. Общая для всех членов семьи деятельность- обеспечение личного счастья каждого члена семьи и воспитание граждан нашего общества. Причем семья - наиболее доступная для нашего человека область человеческого счастья.
Человеческое счастье необходимо для общества, его здоровья, и поэтому оно социально ценно. Внутренняя сплоченность современной семьи зависит в основном от психологических причин. Семью создают два человека, каждый из которых имеет свое «Я», свою индивидуальность. Семья объединяет «я» в «мы», «моё» - в «наше». При этом необходимо такое единство, в которой с одной стороны интересы семьи, а с другой стороны – личные интересы каждого из её членов. Именно такой скачок, связанный с переходом «я» в «мы», должен стать для людей, создающих семью, источником радости и удовлетворения.
Когда появилось слово “семья”?
Когда – то о нём не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
,,Сейчас я тебе семь вопросов задам
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я".
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: "Я".
- Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…
Сказала она знаменитых семь “Я”.
Вот так на земле появилась семья.
1.КОНКУРС «Разгадай кроссворд»
Вам нужно разгадать несложный кроссворд на тему родственных отношений.
рис. 1 кроссворд | 1. Сын моей матери. 2. Мой родитель. 3. Брат отца или матери. 4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня. 5. Та, что дала нам жизнь. 6. “Святая кровь” – мать мужа. 7. Сестра мамы или папы. 8. Сын моего ребенка. 9. Мой наследник. 10. Сын моей сестры или брата. 11. Отец мужа. |
2.КОНКУРС “НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ”
О семье много пословиц и поговорок. Ваша задача – соединить предложения правильно, по смыслу. (Двум командам раздаются карточки. В течении двух минут ребята соединяют предложения, а после по очереди называют полученные предложения. По одному баллу получает команда за каждый правильный ответ. )
-Не родись красивой, а родись ….(счастливой).
– Любовь – кольцо, а у кольца ….(начала нет, и нет конца).
– У семи нянек дитя …. (без глаза).
– Милые бранятся только …. (тешатся).
– Гость на пороге – счастье в … (доме).
– Дом без хозяйки … (сиротка).
– Дом вести … (не бородой трясти).
– Яблоко от яблони … (не далеко падает).
– Чем богаты, … (тем и рады).
– В гостях хорошо, … (а дома лучше).
- Не нужен клад … (когда в семье лад)
- Когда семья вместе … (так и душа на месте)
- Один в поле … (не воин)
- Семья в куче… (не страшны и тучи)
- Дома и стены …(помогают)
- Мой дом …(моя крепость).
3.КОНКУРС «ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ»
А можно наш класс назвать семьей? У нас с вами тоже школьная семья. И впереди еще не один год совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.
- Каковы ваши обязанности в семье?
Вам предстоит распределить обязанности среди членов семьи. Наклейте словосочетания доску и ознакомьте с ними нас.
Каждой команде раздаются заранее заготовленные словосочетания на полосках бумаги. Задача детей распределить домашние зела между четырьмя членами семьи: мамой, папой, дочерью, сыном.
Мыть посуду Мыть полы Мыть обувь Вытирать пыль Стирать Готовить завтрак Готовить обед Готовить ужин | |
А могли бы вы взять часть обязанностей своих родителей на себя?
Вывод: есть такая пословица: «Счастье не птица – само не прилетит». Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме уют, тепло, гармония. Там, где все заботы лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение, непонимание.
В народных пословицах и поговорках сказано о том, что не так -то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло: дом вести – не бородой трясти, дом построить – не шапку на голову надеть.
Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Семьи на Руси были большие и дружные. Жили весело, уважали старость, оберегали младость. Вокруг каждого из нас много родных, с ними мы связаны незримыми нитями. Говорят, что тот род силён, который предков помнит и чтит.
В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: «Как удаётся вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая друг друга?» В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое?
(ученики отгадывают это слово – ТЕРПЕНИЕ)
4. Конкурс «Юные поэты»
Сейчас вам предлагается составить небольшое стихотворение, используя последние фразы.
____________________________дом
__________________________живем
_______________________________я
___________________________семья
5.Конкурс «Мой дом – моя крепость»
Каждая команда отвечает на вопросы по очереди, получая балл за каждый правильный ответ.
- Как называется жилище кавказских горцев, сложенное из камня? (Сакля)
- Как называется постройка из жердей, покрытая ветками, соломой, травой? (Шалаш)
- Как называется крытое углубление в земле, вырытое жилья? (Землянка)
- Как называется отдельное жилое помещение в доме с кухней, передней? (Квартира)
Продолжите фразу А. Герцена “ Семья начинается с …” (детей).
Как называют римскую богиню счастья? (Фортуна).
Какой овощ долгое время считался не пригодным для пищи и назывался “чертовым яблоком”? (картофель).
Жена сказочного персонажа Михаила Потаповича? (Настасья Петровна) .
“Чем меньше женщину мы любим, тем…” (легче нравимся мы ей.).
Закончите известное выражение М. Горького “Дети – это живые цветы…” (земли).
Автор “ Свадебного марша”? (Мендельсон).
Из какого мяса делают котлеты по-киевски? (курятина).
Кто из поэтов, так говорил своим друзьям. “Я женился, чтобы дома иметь свою Мадонну” (А.С. Пушкин).
Кто такая свояченица? (сестра жены).
Что такое бутоньерка? (маленький букет).
Как называется книга – свод правил поведения в домашней жизни, появившаяся в 16 веке? (Домострой).
У нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге.
Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте придумаем правила, которые помогут нам жить дружно и уютно в нашем классе.
Правила могут быть такими:
Называть друг друга по именам.
Защищать наших друзей, если их обижают.
Помогать им в беде.
Помогать им в учебе.
Не грубить друг другу.
Не пускать в ход кулаки.
Не говорить друзьям обидные слова.
Мы сегодня с вами выяснили, что «погода в доме» зависит во многом от нас самих. У всех из нас есть долг перед своими родными людьми. Любить можно безотчетно, но долг же требует осмысления и душевной работы.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья - это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем.
Мишук Т. П.
Читает ученик:
Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом. Здесь ждут тебя всегда с любовью И провожают в путь с добром Отец, и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, Им интересно впятером. | Малыш для старших как любимец, Родители во всем мудрей, Любимый папа – друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите и цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть её дороже На этой сказочной земле. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Счастлив тот, кто счастлив
у себя дома».
Л. Н. Толстой
«Характер и нравственное поведение ребёнка –
это слепок с характера родителей.
Он развивается в ответ на их характер и поведение».
Эрих Фром
«Ребёнок учится тому,
что видит у себя в дому.
Родители - пример ему».
Себастьян Брандт
«Брак – это многолетний
героический труд
отца и матери,
поднимающих на ноги
своих детей».
Бернард Шоу
«Жениться – это значит
наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».
А. Шопенгауэр
«В семейной жизни надо считаться с мыслями,
убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека,
храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу».
В. А. Сухомлинский
Не родись красивой, а родись | счастливой. |
Любовь – кольцо, а у кольца | начала нет, и нет конца |
У семи нянек дитя | без глаза |
Милые бранятся только | тешатся |
Гость на пороге | –– счастье в доме. |
Дом без хозяйки | сиротка |
Дом вести | не бородой трясти |
Яблоко от яблони | не далеко падает |
Чем богаты, | тем и рады |
В гостях хорошо, | а дома лучше |
Не нужен клад | когда в семье лад |
Когда семья вместе | так и душа на месте |
Один в поле | не воин |
Семья в куче | не страшны и тучи |
Дома и стены | помогают |
Мой дом | моя крепость |
Мыть посуду Мыть полы Мыть обувь Вытирать пыль Стирать Готовить завтрак Готовить обед Готовить ужин | |
Мыть посуду Мыть полы Мыть обувь Вытирать пыль Стирать Готовить завтрак Готовить обед Готовить ужин | |
Конкурс «Юные поэты»
____________________________дом
__________________________живем
_______________________________я
___________________________семья
Конкурс «Юные поэты»
____________________________дом
__________________________живем
_______________________________я
___________________________семья
Называть друг друга по именам.
Помогать им в беде.
Защищать наших друзей, если их обижают.
Помогать им в учебе.
Не грубить друг другу.
Не пускать в ход кулаки.
Не говорить друзьям обидные слова.