Классный час на тему: «Я - личность»
Цель: создание условий для формирования у младших школьников осознанной потребности в самопознании и саморазвитии.
Задачи:
1. Создать атмосферу доверия и взаимопонимания в классе как основу для открытого общения с собой и другими.
2. Организовать деятельность, способствующую:
- осмыслению понятия «человек-личность»;
- развитию потребности к самоанализу;
- расширению представлений о себе, определению важных сторон своей личности;
- выявлению тенденции нравственного развития учащихся.
Оснащение:
фломастеры разных цветов,
3 листа с определением понятия слова «личность» (из разных источников),
2 листа с изображением сказочных героев Мальвины и Буратино,
3 листа с перечислением качеств личности,
сборники пословиц и поговорок,
словарь русского языка С.И.Ожегова,
толковый словарь русского языка В.И.Даль, БЭС.
Ход классного часа:
Введение в тему.
Сл 1.- Всем, всем,
Кто весел и кто немножко грустит.
Кто шепчется и тем, кто молчит.
Всем, всем, добрый день!
- Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш разговор. А поговорим мы сегодня о человеке. Да, да… Еще в древности говорили, что человек – самый загадочный на Земле. Наши современники тоже считают, что человек - самое простое и самое сложное существо на Земле. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Кто такой Я?» СЛ2.
И я начну, пожалуй, с себя:
Я – читатель.
(Дети озвучивают свои примеры)
Я - дочь или сын Я – ученик или ученица
Я – брат, сестра Я – сосед или соседка
Я – пешеход Я – покупатель
Я – пассажир Я – зритель и т.д.
- Мы в жизни играем разные социальные роли. Но какую бы роль мы не играли очень важно всегда оставаться человеком, всегда оставаться интересной личностью.
Просмотр видеоотрывка из мультфильма «Головоломка».
- О чём это видео? (об эмоциях, поступках и сторонах личности).
Нашими поступками в жизни руководят эмоции. А оттого, какие поступки мы совершаем, и зависит, какой мы вырастим личностью. Кто догадался, какая тема кл часа.
Сл.3 «Я – личность» так и звучит тема нашего классного часа.
Поисковая работа.
- Сегодня вы будете работать в группах. Вспомним правила работы в группе. Сл.4
- Понятие слова «личность» в разных источниках трактуется по-разному. У вас на столах в каждой группе лежат разные словари. Найдите, пожалуйста, что означает слово «личность» в вашем источнике.
На доску. (заранее напечатанные листы с определением понятия слова «личность» вывешиваются на доску).
- Попробуйте объединить все три понятия в одно и сделайте вывод. Сл. 5
Сценка (эпизод из сказки Л.Н.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»).
- Каждый из вас хорошо знает сказку Л.Н.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Давайте посмотрим небольшой эпизод из этой сказки (выходят двое подготовленных детей, Буратино садится за парту, у Мальвины в руках указка).
Буратино сидит за столом, немного развалившись. Мальвина с указкой в руках спокойным голосом объясняет . . .
М. – Я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
Б. - Два (отвечает не задумываясь)
М. – Подумайте хорошенько.
(Буратино поморщился, поправил колпачок).
Б. – Два
М. – Почему? (разводит руками)
Б. – Я же не отдам никому яблоко, хоть дерись.
М. – У вас нет никаких способностей к математике (произносит с огорчением)
- Вы посмотрели небольшую сценку. Можно ли сказать, что эти герои одинаковы или похожи по своим качествам характера? (Дети отвечают, что нет). Вы абсолютно правы. Каждый человек индивидуален и неповторим. Каждый по-своему уникален и обладает определенным набором качеств.
4.Групповая работа.
- Мы продолжим работу, работая в группах. У вас на столах лежат два фломастера разных цветов и лист, в котором перечислены разные качества личности. Ваша задача – из перечисленного списка выделить положительные и отрицательные качества, показав это разными цветами. (Один представитель от группы зачитывает результат работы группы, и лист вывешивается на доску).
5. Игра «Автобусная остановка».
Сл 6. - А мы продолжим работу. Задача групп, написать какими качествами характера, обладают Мальвина и Буратино. ( На партах листы с изображением сказочных героев.).
- Вы написали качества.
- Зачитайте, какие положительные качества Мальвины вы написали (отрицательные). - Зачитайте, какие положительные качества Буратино вы написали (отрицательные). Каждая группа зачитывает одно качество каждого сказочного героя. Какой можно сделать вывод? (Дети: человек обладает и положительными и отрицательными качествами).
6.Индивидуальная работа.
Сл 7 - А сейчас я попрошу полной тишины. Даю вам одну минуту подумать и озвучить всем нам одно свое положительное качество, которое вам нравится в себе больше всего.
7.Поисковая групповая работа.
- Как мы уже и говорили, в каждом человеке есть и отрицательные качества. Как правило, люди такие качества высмеивали, указывали на них, но делали это мягко и деликатно. Вспомните басни Крылова. Сл.8 У вас на партах лежат сборники пословиц и поговорок. Найдите 2пословицы или поговорки, в которых бы указывалось на какое либо качество личности.
8.Создание схемы конструкции
- сл.9 У вас на партах листы с изображением дерева. Ствол дерева - это «Вы», цветы – эмоции, плоды – поступки. Какими будут плоды этого дерева, зависит от поступков. Я называю поступки, которые иногда совершают дети, а вы, если считаете, что этот поступок хороший – клеете на него яблочко, если плохой не клеете.
А) Анюта выучила много вежливых слов, но применяет их только в обращении со старшим, с одноклассниками же грубит.
Б) Олежка при входе в школу всегда пропускает вперёд учителей, завуча, директора, но не делает этого по отношению к уборщицам.
В) Марина перед сном всей семье желает спокойной ночи, даже кошке.
Г) Алёша старательно выполняет домашнее задание, но только в том случае, если ему за это родители пообещали денежное вознаграждение.
Д) Юра обожает читать, он делает это даже на уроках, заглядывая в книжку под партой.
Е) Денис встаёт в 6 часов утра, чтобы совершить утреннюю пробежку.
З) Вася очень весёлый мальчишка - он придумал каждому однокласснику прозвище- дразнилку.
К) Толя каждый день после уроков заходит в гости к одинокой соседской бабушке, чтобы навестить её, помочь по хозяйству.
Л) Намусорив в коридоре возле окна принесёнными из дома семечками, Женя не стал убирать, заявив, что для этого в школе есть уборщицы.
М) В свой день рождения Ирочка принесла в класс конфеты и угостила всех одноклассников.
Давайте посмотрим, на состояние наших деревьев. У вас на них должно появиться 5 яблочек.
Ствол дерева - это осознание что такое человек, что такое личность.
- Подумайте и дополните
Сл. 10
Я хороший потому что…
Я отвечаю за свои поступки потому что….
Я заботлив и добр потому что…
Подведение итогов.
Закончить наш классный час я бы хотела притчей.
Мудрец поселился на вершине горы. Все к нему приходили, и всем он помогал советом. Но одному человеку стало завидно. И он сказал: «Я всем докажу, что никакой он не мудрец. Я поймаю бабочку, спрячу ее в ладони и спрошу у мудреца, что у меня в руке. Если он скажет: «Бабочка» - я спрошу: «Живая она или нет?». Если он скажет: «Живая», - я сожму ладонь и убью бабочку, а если он скажет – мертвая – разожму ладонь, и она улетит. Пришли к мудрецу. Завистник спрашивает: «Что у меня в ладони?». «Бабочка» - отвечает мудрец. «А живая она или мертвая?» - спросил завистник. Мудрец прищурился и ответил: «Сожмешь ладонь – будет мертвой, а не сожмешь – останется живой. Все в твоих руках».
Личностью не рождаются – личностью становятся. Так вот, ребята, какой вы станете личностью, зависит только от вас самих.