Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова» Кардымовского района Смоленской области
Классный час в 7 В классе по теме
"Конфликты и их решение"
Подготовила: Серкова Е. П.
п. Кардымово
23.09.2024
Цель: научить участников конфликта успешно решать его; рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющие взаимоотношения между людьми; формировать у учащихся уважительного отношения к окружающим людям; помочь детям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций; способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
. В толковом словаре слово “конфликт” означает “столкновение, серьезное разногласие, спор”. Давайте поработаем с этим понятием в парах.
Первая группа объяснит, кого мы называем “конфликтным человеком”?
Вторая группа объяснит, что значит “ конфликтовать”.
Третья группа найдет значение выражения “конфликтная ситуация”.
Четвертая группа пояснит значение слова “компромисс”.
(В течение 5 мин. Дети обсуждают задания в парах.)
Конфликт – это столкновение интересов. И. как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество.
Их характеристики занесены в таблицу:
Приспособление | Избегание | Соперничество | Сотрудничество |
Поиск решения, устраивающего обе стороны. Люди, неуверенные в себе | Стремление добиться своего за счет другого. Сильные, зрелые, уверенные в себе люди | Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Мирные, уступчивые люди | Уклонение от принятия решений. Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные. |
Только все позиции в этой таблице перепутались. Нам нужно восстановить логические цепочки и стрелочками указать правильное Расположение позиции. Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь. (Учитель читает описание поведения, дети угадывают)
(ОТВЕТЫ) Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. (Приспособление.)
Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе. (Избегание.)
Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. (Сотрудничество.)
Конкуренция – стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные, (Сотрудничество.)
Конфликты в школе….
Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Изжить конфликт в школе практически невозможно, можно лишь попытаться повлиять на конфликтную ситуацию или выйти из нее. В решении различных проблем важно умение вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности.
Общение - основа разрешения конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?
Ситуации:
Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите? Будете плакать; Ударите его; Сделаете ему замечание; Не скажете ничего; Пожалуетесь учителю.
Один из одноклассников смеётся над вашим другом. Как вы поступите? Будете плакать; Пожмёте плечами; Будете смеяться над ним; Будете защищать товарища кулаками.
Приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите? Пожалуетесь учителю; Будете кричать; Попытаетесь отобрать её; Отлупите приятеля. (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ).
Правила бесконфликтного общения.
1.Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
2. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
3.В споре будь сдержан и тактичен.
4.Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
5.Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Максим Горький писал: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…». Закончить наше занятие мне хочется следующими словами (записаны на доске):
Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решения окажется верным.
Памятки ученикам
«Формула успешного решения конфликтов»
1. Доброжелательность.
2. Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.
3. Тактичность.
4. Разговор по существу.
5. Поиск компромисса
6. Способность признать свою ошибку; Помните: только дураки и покойники не меняют своего мнения
7. Соблюдение чужого персонального пространства
8. Правильный выбор роли
9. Умение слушать и слышать друг друга
10. Справедливость.
Заповеди поведения в конфликтной ситуации»
КОНФЛИКТ. В этом слове количество букв соответствует количеству заповедей:
К – критику по возможности устранить!
Она нежелательна, ибо выступает в роли психологического топора или зеркала, в котором человек выглядит уродом. В случае неизбежности критика должна быть конструктивной, корректно-щадящей и подаваться в соответствующей обстоятельствам форме.
О – ответственность на 100 % брать на себя!
Как сказал И. Гете, «В споре виноват тот, кто умнее».
Н- непонимание предмета споров, интересов сторон и их позиций устранять!
Если уподобить конфликт сорняку, то инцидент – это ботва, а корнем является конфликтная ситуация, на ней и следует сфокусировать внимание.
Ф – фон конфликта не расширять!
Шаг влево, шаг вправо (прошлые прегрешения, переход «на личности» и т.д.) – это расстрел самого себя!
Л – «леди / джентльмен» (из этого образа не выходить!).
По выражению Б. Рассела, «джентльмен – это человек, в общении с которым чувствуешь себя джентльменом». Лишь исполнение этой роли помогает погасить конфликт.
И – интересы искать общие!
Надо спрашивать не только «Чего Вы хотите?», но и «Почему Вы хотите этого?» Ответ на первый вопрос раскроет позиции оппонента, на второй – интересы. В итоге появится реальная возможность «выйти из окопов войны на общий плацдарм» и начать совместный поиск приемлемого для обеих сторон решения.
К – конструктивное решение искать сообща!
Все возражения и нападки следует переводить в конструктивную форму, задавая вопрос: «Что предлагаете делать?».
Т – терпимость сохранять в любых ситуациях!
В заключение предлагаю вам 12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения. Это правила Карнеги (памятка раздается ученикам.)
1 . Единственный способ одержать верх в споре- это уклониться от него. |
2 . Проявляйте уважение к мнению собеседника. |
3 . Никогда не говорить человеку, что он не прав; если вы правы, признайте это. |
4 . С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона. |
5 .Заставьте собеседника сразу же ответить вам «да». |
6 . Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник . |
7 . Пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему . |
8 . Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника . |
9 . Относитесь сочувственно мыслям и желанием других . |
10 . Взывайте к более благородным мотивам . |
11 . Драматизируйте свои идеи . |
12 . Бросайте вызов, задевайте за живое . |
Классный руководитель. Закончить наше занятие мне хочется следующими словами: « Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих . И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным» .
Если бы наше общество жило по закону “око за око”,
весь мир был бы незрячим.