Мои нравственные ценности .
Два мира есть у человека: Один, который нас творит, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н.Заболоцкий.
Государственное казённое образовательное учреждение « Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1 » Волгоградской области
Мои нравственные ценности.
Классный час.
Зенкина Н.П., учитель французского и немецкого языка
первой квалификационной категории
Ответьте письменно, продолжив следующие строки:
· Неповторимый человек…
. Во мне меня радует то, что…
. Когда я думаю о себе, то всегда…
. Я чувствую, что в жизни я смогу…
Прежде чем познакомиться с содержанием выбранной проблемы, предлагаем обратиться каждому из вас к самому себе, как к неповторимому человеку, а также испытать себя – готовы ли вы к изучению этой проблемы.
Когда Всевышний решил создать человека, между духами небесными произошел раскол. Один говорил: “Сотвори человека”. - Другие говорили: “Не твори его”. - “Сотвори его”, - говорил дух Милосердия, - “он будет верить милость на Земле”. - “Не твори его”, - говорил дух Правды, - “он ложью осквернит душу свою”. -“Сотвори его”, - говорил дух справедливости, - “добрыми делами он жизнь украсит”. -“Не твори его”, - говорил дух Мира, - “землю враждою заполнит он”. Поверг Господь Правду на Землю. И взмолились Ангелы Служения, говоря:
-“Владыка миров! Зачем пятнаешь ты Правду, печать величия твоего? Подними её с Земли, Господи!” -И пока духи вели спор между собою, осуществилось дело божественного творчества.
-“Для чего”, - сказал Господь, - “пререкания ваши?
Сотворение человека уже свершилось”.
- 1 Активная жизнь, полная деятельности, эмоций.
- 2. Друзья.
- 3. Деньги (обеспеченность, отсутствие затруднений).
- 4. Жизненная мудрость (зрелость, жизненный опыт).
- 5. Здоровье (физическое и душевное)
- 6. Интересная работа.
- 7. Красота (умение видеть прекрасное в природе и искусстве).
- 8. Любовь.
- 9. Образование (возможность учиться, быть культурным, развитым).
- 10. Свобода (самостоятельность, независимость).
- 11. Счастливая семейная жизнь.
- 12. Счастье других.
- 13. Развитие (работа над собой, самосовершенствование).
- 14. Развлечения.
- 15. Реализация (полное использование возможностей, сил и способностей).
- 16. Творчество (возможность творческой деятельности).
- 17. Уважение других людей.
- 18. Уверенность в себе.
Определите главные для вас ценности .
Вам предложен список ценностей, расположенных произвольно. Пожалуйста, прочитайте их внимательно и отметьте ценности, наиболее важные для вас лично, выстроив их по мере значимости (№1, №2, №3 и т. д.). Достаточно указать 5 – 6 ценностей. Эти номера напишите рядом с соответствующими ценностями
Человек! Это высокое звание .
Человек, как звезда, рождается Средь неясной, туманной млечности, В бесконечности начинается. И кончается в бесконечности... Поколеньями созидается век за веком земля нетленная. Человек, как звезда, рождается Чтоб светлее стала Вселенная .
Что такое нравственность .
- Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.
- (П. Гольдбах )
- Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей.
- (Гельвеций )
Мораль и нравственность – понятия-синонимы.
- Мораль в переводе с латинского так и означает «нравственность». Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя человеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, уважение к старшим и многое другое.
В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.
Существует ли моральный кодекс? Кто следит за его соблюдением? Каким образом нормы морали распространяются в обществе? (обсуждение).
Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.
Зачем любить и ненавидеть?
Зачем терять, зачем искать? Зачем былое вспоминать? Зачем живые все живут? В чем смысл жизни заключен? Возможно ли другого изменить? Открыть, сломать и вновь свинтить, Судьбу без колебаний предсказать, Потом туда дорогу смело указать И не давать с дороги сбиться, Толкать и осуждать, мешая ошибиться? А кто нам дал такое право? Того и я не знаю, ох, не знаю, право… В чем заключен ее закон? И не дает покоя мне, Моей недетской голове Один единственный вопрос: Зачем родился я и рос?
Как называется наука о нравственности?
- Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям.
- Все вы, конечно же, помните строчки из стихотворения Владимира Маяковского
- Крошка сын к отцу пришел,
- И спросила кроха:
- Что такое хорошо
- И что такое плохо?
- Как бы вы объяснили это мальчику? (обсуждение).
Поступать плохо – это значит:
- Наедине с самим собой поступать не так, как поступал бы на глазах у людей;
- Лениться и бездельничать;
- Быть жадным, корыстолюбивым, негостеприимным;
- Требовать у отца и матери того, что не заслужил трудом;
- Лицемерить, говорить не то, что думаешь и чувствуешь;
- Заискивать перед тем, кто сильнее тебя;
- Давать пустые обещания, нарушать слово;
- Проходить равнодушно мимо человеческой беды, горя;
- Употреблять свою силу, физическое превосходство во зло;
- Отступать перед опасностью из стремления сохранить покой, благополучие;
- Молчать, когда надо говорить, и говорить, когда надо молчать;
- Пустословить, произносить всуе святые имена;
- Смеяться над увечными;
- Не любить и обижать животных;
- Не считаться с мнением родителей, не заботиться о них.
- Малодушничать, уходить от ответственности за свой поступок
- Наушничать, доносить на товарища;
Мы смотрим сквозь красивые зеркала И видим жизнь как сгусток темноты. Совсем не различая ни тепла, Ни счастья, ни любви, ни красоты. И доброта в тех зеркалах — обман, Притворство и губительное зло... Так почему же мы так смотрим сквозь туман На лживое, продажное стекло? Зачем плохое в людях замечать И о чужих ошибках говорить? Зачем от черной зависти страдать, На всех потоки ненависти лить? Мы просто перестали уважать, Ценить добро, смеяться и любить. Мы постепенно стал и забывать, Что значит в полном смысле слова – жить.
Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни?
- Весь (нравственный) закон в одном слове заключается: люби ближнего своего, как самого себя.
(Апостол Павел)
- Около двух тысяч лет назад евангельская проповедь о любви к человеку, подобно молнии, озарила древний мир. Евангелие принесло в мир новые духовные ценности: веру, надежду, любовь. Но любовь, по словам апостола, - больше
«Христианская мораль – мораль становления человеческой личности
- – возводит к совершенству и вместе с тем побуждает вырваться из рамок замкнутого индивидуализма и слить свою жизнь с жизнью всего человечества. Заповеди Христа о совершенстве личных свойств человека: «Блаженны чистые сердцем…», «Блаженны алчущие и жаждущие правды…», «Блаженны милостивые…», «Блаженны миротворцы…», «Блаженны гонимые за правду…», «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный», «Познайте истину, и истина сделает вас свободными», «Веруйте в свет, да будете сынами света», «Будьте милосердны, как Отец ваш милосерд» - краткие, как афоризмы, но глубокие по содержанию, служат путеводной звездой для многих людей нашей современности. Из чистого евангельского источника утоляли свой душевный голод и все те, кто в прошлом веке стал провозвестником подлинной высокой морали: Белинский, Добролюбов, Л. Н.Толстой. Впоследствии они отошли от церкви, но мораль у них осталась евангельская».
- (Из книги «Наука и религия»)
«Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения».
Л. Н.Толстой
Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чём он, по - вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять? (обсуждение).
- Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе.
- (Э. Фромм)
- Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть.
- (Цицерон)
В разобщении по политическим и идейным мотивам.
- В эгоизме (каждый по себе).
- В исчезновении элементарной культуры поведения.
- В утрате идеологической и ценностной ориентации.
- В том, что порвалась связь поколений.
- В чём ещё?
Однажды с нами произошла такая история. Было самое обыкновенное утро, и на улице лежал снег, а они самым обыкновенным образом шли в школу. Недалеко от школы им повстречался незнакомый человек. Широкоплечий, загорелый, в лихой фуражке моряка дальнего плавания, он сразу направился к Вале и Мите. Так бывает! Видимо, и моряк обратил на них внимание, потому что сначала замедлил шаг, потом дружески улыбнулся а, наконец, сказал: “Извините меня, миледи! Прошу прощеная, сэр! Мне кажется, у дамы замерзли руки. Если позволите, я донесу портфель”. И прежде чем ребята сообразили, что к чему, загадочный моряк взял из Валиных рук портфель и зашагал рядом. Весь оставшийся путь до школы моряк болтал с ребятами весело и непринужденно. А перед самой дверью он вручил Валин портфель Мите, козырнул им и исчез. Вероятно, на этом бы всё и кончилось, но на другой день в такое же обыкновенное утро Валя остановилась и сказала Мите: Сэр, у миледи замерзли руки. Возьмите-ка ее портфель. И Митя взял портфель. Но вот перед самой школьной дверью ребята столкнулись с Витькой и Андреем: “Ха, - закричал Витька, - Вы только посмотрите на эту парочку! Ты что, Митька, ишак? Ила она больная? Или ты нанялся?”.
“ Покраснел! Покраснел! Покраснел! — закричал на всю улицу Андрей. - Витька, ты только погляди, какой он красный!” Митя смутился, он действительно покраснел. Но тут на помощь пришла Валя. Как ни в чем не бывало она сказала: “Прошу, сэр, не обращайте внимания, мы опаздываем”. И Митька вспомнил тут веселого моряка. Нет, моряк ни за что не отдал в такой момент портфель Вале. И в Мите заговорила гордость. Он решительно шагнул вперед, распахнул школьные двери, пропустил Валю и помог ей снять пальто. “Благодарю, сэр”, - сказала Валя и направилась в класс. С тех пор Митя носит Валин портфель в школу и помогает ей снимать пальто.
Так простой прохожий своим ненавязчивым мужским нравственным примером показал Мите, что такое быть мужчиной ,вдохнув в него глоток мужества, смелости, доброты. И как правильно отреагировал Митя, да и Валя оказалась не из робкого десятка.
“ Чтобы стать мужчиной...”
- Чтобы стать мужчиной, Мало им родиться. Чтоб стать железом, Мало быть рудой. Ты должен переплавиться, Разбиться и, как руда, Пожертвовать собой.
У человека всегда есть выбор,
но основное назначение человека — творить добро, а для этого требуются усилия. Всё высокое и доброе имеет корни в хороших поступках (пример про царя, который отменил жестокий закон – отрубать руки за воровство). Я хочу привести пример, где очень тесно переплетаются два очень важных человеческих качества: любовь и добро
В одной стране был очень жестокий обычай отрубать руки за кражу. Вельможа, любимец царя, был уличен в краже. Царь издал указ отрубать ему руку, несмотря на то, что он очень сильно любил этого вельможу.
У вельможи была дочь. Она узнала о наказании и пришла к царю. Она протянула царю свои маленькие хрупкие ручки и попросила: Отрубите мои руки, я всё выдержу, только не трогайте руки моего отца, они ему нужнее, чем мне, пожалуйста, прошу Вас”. “Хорошо, - сказал царь. — Мы отрубим твои руки”. Царю очень понравилась эта маленькая девочка, которая так любит своего отца. И царь вспомнил в эту минуту свою дочь и подумал: “А любит ли меня так моя дочь, пошла бы она на такой поступок?”
И вот девочку повела на казнь, она вытянула свои ручки, в эту минуту она думала об отце, который находился в тюрьме. Сверкнул меч и опустился, не задев даже кончиков ее маленьких пальчиков. “Царь прощает отца за великую любовь твою!” - объявил посланец царя.
На другой день царь окончательно отменил этот жестокий указ навсегда. А на дворе казни поставил столб с надписью, где описал подвиг девочки. В конце надписи крупными буквами было написано: “Счастливы отцы, у которых такие дети!”
Добро и зло
Добро и зло творить Всегда во власти всех людей, Но зло творится без труда, Добро творить трудней. Рождает зверя зверь. Рождает птица птицу. От доброго — добро, От злого — зло родится.
Диагностика отношения к нравственным ценностям. (обсуждение).
Список желаний :
- 1. Быть человеком, которого любят.
- 2. Иметь много денег.
- 3. Иметь самый. современный компьютер
- 4. Иметь верного друга.
- 5. Мне важно здоровье родителей.
- 6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
- 8. Иметь доброе сердце.
- 9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
- 10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Пусть трудно быть Человеком с большой буквы, но в этом и есть смысл жизни. Закончить наш урок нравственности хочу словами Иоанна Златоуста о назначении человека:
“ Не для того Бог ввел нас в настоящую жизнь и дал нам душу, чтоб мы пользовались только настоящим, но для того, чтобы все делали для жизни будущей”.