СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "В чём ценность дружбы?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель классного часа - формирование представлений о дружбе, её ценности и необходимости, развитие стремления понимать поступки других, мотивировать свои действия.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "В чём ценность дружбы?"»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 49»

















Классный час

«В чём ценность дружбы?»





Работу выполнила

Аверина С.В.,

учитель математики

1 категории









г. Пермь

Цель: формирование основ гармоничного развития личности.


Задачи:

  • формировать представления о дружбе, её ценности и необходимости;

  • учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения;

  • развивать речевые умения;

  • воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу;

  • формировать нравственные качества обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;

  • содействовать развитию дружного, сплочённого коллектива.



Оборудование:

  • проектор;

  • экран;

  • мультимедийная презентация;

  • раздаточный материал.


Ход классного часа:


1.Вступление

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать…

Ну, а может, дружба - это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?


Вопрос учащимся: чему посвящён сегодняшний классный час?

Давайте обсудим вопросы:

- Что такое дружба?

- Нужна ли дружба вообще?

- От чего зависит дружба?

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы к нему было дружеское отношение?


2.Понятие дружбы, друга

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии.

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка».


Задание учащимся: закончить предложение: «Друг - это тот...»

Примерные ответы:

Друг - это тот, кто без слов понимает, что с тобой происходит.

С кем можно поплакать и помолчать.

Кто может выслушать тебя в трудную минуту.

Кто остается верным тебе, даже если от тебя отвернутся все.

Кто понимает тебя тогда, когда никто не понимает.

Кто принимает тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими недостатками.

Кто всегда говорит тебе правду, даже если она тебе не нравится.

Кто может простить даже то, что никогда не простит другой.


3.Продолжи пословицу

О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.


Задание учащимся: продолжить пословицу.

Старый друг лучше … новых двух

Был бы друг, найдется и … недруг

Не имей сто рублей, а имей … сто друзей

Человек без друзей, что дерево … без корней

Без друга в жизни … туго

Сам пропадай, а товарища … выручай

Друга ищи, а найдешь, … береги

Дружба, как стекло: разобьешь – … не сложишь


4. Подбери пословицу (оценка проблемной ситуации)

Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко и потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.


Задание учащимся: подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в данной ситуации, и описать свои действия.

- Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь выбрать подарок маме. (Помогу выбрать подарок: «Друга иметь – себя не жалеть»)

- Вы играли с другом в футбол и он сломал руку. (Доведу его до дома, вызову «скорую» или сообщу его родителям: «Друг познается в беде»)

- Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму: «Друга на деньги не купишь»)


5.Мой идеальный друг

- С любым ли человеком дружат?

- Каким должен быть настоящий друг?

- А какими качествами обладают ваши друзья?

Задание учащимся: выбрать те качества личности, которые важны для дружбы.

- уважение и доверие

- готовность оказать помощь и поддержку

- принципиальность

- лицемерие (не надо)

- умение критиковать (и себя в том числе)

- прямота

- искренность

- честность

- забота

- зависть (не надо)

- бескорыстие

- равенство

- преданность

- верность

- богатый внутренний мир

- хвастовство (не надо)

- требовательность


Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы товарищи прислушивались к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Высокомерие, эгоизм, корысть мешают установлению доверительных, дружеских отношений между людьми.

Дружба несовместима и с предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности.

Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.

Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности.

Без друзей человек не может быть счастлив. Но дружбу нужно заслужить!


6.Для чего нужны друзья?

Дружба - это великая ценность. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.

Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за «красивые глазки». Если умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей.

Вопрос учащимся: А для чего нужны друзья?


Существует мнение, что слово друг образовано от слова «другой», то есть иной, не «Я». И настоящая тайна дружбы содержится в том, что благодаря ей маленькое человеческое «Я» расширяется, включает в себя другую жизнь, обогащается ею. В этом понятии - глубина человеческой сущности, заключающаяся в том, что человек не может быть счастлив один. Уместно вспомнить слова Библии: «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему», то есть сотворим друга, другого, который разделит жизнь, ее заботы и радости.


7. Как бы я поступил? (оценка проблемной ситуации)

Задание учащимся: объяснить свои действия в данной ситуации.

1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.

2. Твой друг употребляет в разговорной речи плохие слова и выражения.

3. Твой друг постоянно обижает слабых.

Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей, своевременные замечания по некорректному поведению будут содействовать укреплению товарищеских отношений.


8. Блиц-опрос «Знаю ли я своего друга?»

Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

Одна пара предполагаемых настоящих друзей приглашается для участия в блиц-опросе. Один из друзей записывает свои ответы на листочке, а второй произносит вслух. Затем ответы сравниваются и по ним делается вывод.


Вопросы учащимся:

- Какой урок у твоего друга самый нелюбимый?

- Твой друг в воскресенье любит спать долго?

- Кем хочет стать твой друг, когда вырастет?

- Какое животное хотел бы иметь дома твой друг?

- В настоящее время твоему другу нравится кто-то из противоположного пола?


Мы видим, что (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Это значит, что между ними установились доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.


9.Притча о дружбе

Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди...

Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.

Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал: «Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется. Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья - это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце. Старайся не ранить их...»


10.Подарок

Друзьям обычно дарят подарки и говорят комплименты – добрые, тёплые, искренние слова, от которых становится приятно на душе.

Ребятам раздаются по одной конфетке, которую предлагается подарить тому, кому они хотят, но обязательно со словами: «Я дарю тебе эту конфету, потому что ты самый…» (сказать о том, что нравится в этом человеке).

11.Подведение итогов

Вопросы учащимся:

- Чем полезен для вас был наш сегодняшний классный час?

- Какие выводы для себя вы сделали?


Предлагаю закончить классный час словами известного мультипликационного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»




9