Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
ГБПОУ «Железноводский художественно-строительный техникум»
Классный час « В человеке должно быть
всё прекрасно…»
Подготовили:
классный руководитель
группы №5
«Автомеханик»
Сало В.А.;
мастер п/о группы №5
Яркова Н.В.
пос. Иноземцево
2016 год
План:
1. Кто такой «культурный человек?»
2. Вежливость порождает и вызывает вежливость.
3. О вкусах не спорят, о манерах надо знать.
4. Поведение человека как образ жизни.
5. Язык мой: враг или друг?
Цели занятия:
1.Познакомить учащихся с некоторыми элементами этикета.
2. Обсудить проблемы поведения учащихся в техникуме и дома.
3.Формировать эстетический вкус в одежде, прическе, в манерах поведения, воспитывать стремления совершать красивые поступки.
4. Воспитать позитивно окрашенные отношения между одногруппниками, воспитать умения правильно общаться друг с другом и со взрослыми.
Ход мероприятия:
Добрый день дорогие учащиеся, уважаемые гости и коллеги!
Тема нашего сегодняшнего классного часа «В человеке все должно быть прекрасно…».
Эпиграфом классного часа являются слова великого русского писателя А. П.Чехова « В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Думаю, что эта тема будет полезной и интересной, как и для учащихся, так и для взрослых, так как в нашей повседневной жизни мы часто встречаемся с невежливостью, оскорблением, унижением. ( Знакомство с планом занятия)
1.
Итак, что значит культурный и воспитанный человек?
– Как вы ответите на этот вопрос?
В толковом словаре сказано, что «воспитанный – это умеющий хорошо вести себя».
– Кого мы считаем воспитанным? Может быть, того, кто получил высшее образование?
Жизнь показывает, что нельзя каждого образованного человека считать воспитанным и культурным. Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создает для этого благоприятные условия.
Воспитанный и культурный человек обладает достаточным тактом, он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя: он не теряется в незнакомом обществе, умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть, умеет общаться, уважает старших, корректно и уважительно относится к женщинам и детям.
Иногда можно услышать от многих молодых людей такое: « Да, я знаю как себя вести, как быть воспитанным, но сейчас это мне ни к чему, а когда понадобится, то я все смогу сделать, так как надо» Это неверное рассуждение. Правила поведения нужно выработать уже в детстве чтобы не чувствовать себя неловко в любой обстановке, вести себя правильно, естественно и не принужденно.
Мы часто встречаем в техникуме такую картину, когда студенты обижают друг друга: или нечаянно толкнут, то им очень трудно просить прощения, извинится. Хотя нужно сказать всего два слова «Извини», « Прости».
Правила хорошего тона играют большую роль в жизни каждого человека и при поступлении на работу, в карьерном росте, во взаимоотношениях друг с другом, с родителями, с взрослыми. Когда мы говорим о культуре человека, мы используем два понятия: внешняя и внутренняя культура.

Культура человека
внешняя
внутренняя
В отличие от этикета этика официально нигде не зафиксированы, и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к младшему. И поэтому быть или не быть культурным, воспитанным человеком полностью зависит от личного выбора каждого. Каждому человеку подсказывает
совесть.
Давайте послушаем. Как вы думаете, какой он культурный человек?
Культурный человек- это не тот, который просто соблюдает внешние приличия, а тот, который поступает по своей совести. И именно совесть является мерилом культурности человека.
А теперь проведем анкетирование. Ученики из приведенных ниже прилагательных выписывают себе те слова, которые к ним относятся.
Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, открытый, хитрый, жадный, врун, грубый, любопытный, ласковый, эгоист, безответственный, откровенный, тихий, агрессивный, скрытный, вымогатель, нахал, жестокий, безразличный ко всему происходящему, мстительный, крикливый, мягкий.
Эти данные после будут анализированы и будут полезны в работе с классом.
В воспитании культурного человека очень много усилий вкладывает школа. Но результат будет еще лучше, если родители возьмутся за это дело. Воспитанность человека, его хорошие манеры, уважение к другим, умение правильно общаться начинается в детстве. Дети очень подражают старшим. Если ребенок каждый день видит хамство, грубость, сквернословие, обман, то, как бы ни старалась школа помочь ребенку жить по законам добра очень трудно. Семья должна быть примером, образцом культуры поведения, общения.
Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.
1. Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
3.Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно.
4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.
5.Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии вашего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
6.Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение- это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
2.
Вежливость-это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Она включает внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность.
Рождается ли человек со всеми этими качествами или нет? Конечно, нет. Их надо воспитывать, тренировать каждый день эти простые действия. Но даже самые простые действия требуют определенных умений. Чем чаще мы повторяем правильные действия и поступки, тем меньше усилий они требуют от нас, тем естественнее, непринужденнее, красивее становится наше поведение. Не закрывайте глаза на горести и беды, окружающих тебя людей, поймите чужую боль, старайтесь радоваться успехам других, учите просить прощения извиняться за свои проступки.
Пример. Умеем ли мы здороваться? Послушайте.
« …Бежит Кеша по переулку: руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку подфутболивают. Навстречу ему - школьная медсестра. Он на бегу
Бодро прокричал не то «дрась», не то «брысь» и помчался вперед. Что хотел сказать Кеша, она так и не поняла. А он, оказывается, поздоровался.
Здравствуйте!
Поклонившись мы друг другу сказали.
Хотя были совсем незнакомы, Здравствуйте!
Что особого тем друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте!» больше мы ведь ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Игра «Цветок вежливости»
Учащиеся делятся на группы. Каждая группа берет один лепесток. Вспомнить обороты речи, которые уместны в данной ситуации. Кто больше выражений скажет, тот и победитель. За правильный ответ 10 баллов. ( Приветствие, извинения, просьба, благодарность)
Ситуация.
« В трамвай вошла группа молодых людей. Они шумны и беспардонны, излишне громко смеются, рассказывают друг другу анекдоты. Рядом стоит пожилой мужчина.
Мужчина: Эй вы, мелюзга, а ну-ка прекратите здесь орать.
Юноша: Эй, ты, папаша, помалкивай, не твоё это дело!
Мужчина: Ах ты, сопляк! Мерзавец! Я тебя научу, как себя вести!
Можно ли подобным образом научить вести себя хорошо? Кто виноват? Кто поступил, повел себя неправильно? Проявляется ли здесь вежливость? Нет. Они оба нарушили речевой этикет, проявили невежливое отношение.
«Вежливость порождает и вызывает вежливость» сказал Э. Роттердамский голландский богослов и филолог, живший в 15 веке. Только тогда, когда мы сами будем вежливы к окружающим нас людям, мы дождемся вежливого обращения к себе. Все зависит от нас самих. Вежливость сплачивает нас, вызывает чувство душевного удовлетворения, взаимной радости. И наоборот, грубость, бестактность разъединяет людей, даже родных и друзей, вызывает чувство вражды.
3.
Что такое вкус? Как вы это понимаете?
Вкус- чувство, понимание изящного, понимание критерии красоты, умение одеваться со вкусом.
Большую роль в нашей внешности играет одежда. Опрятная, красивая, модная, со вкусом подобранная, она очень украшает человека. Но надо ли следовать моде? Безусловно, однообразие приедается, а новая мода вносит разнообразие, освежает внешность, а значит, улучшает самочувствие, радует глаз, поднимает тонус.
Но порой случается так, что человек надевает на себя такую одежду, которая ему совсем не идет, не подходит по фигуре, ногам, росту, цвету глаз и волос. Те , кто создаёт моду, говорят: элегантно- это просто, строго и незаметно с первого взгляда. Самое главное: одежда должна быть удобной, красивой, практичной, но не броской.
«Модно одета»- это вовсе не означает, что девушка привлекательна в этой одежде. А вот «одета со вкусом» - значит, одета так, как ей идет, она привлекательна в этой одежде.
Несколько слов о прическе. Она - элемент внешней культуры человека. Лучшая прическа та, которая вам идет и которую легко держать в порядке.
Но, ребята, бывает и так: у человека свежий цвет лица, аккуратно уложенные волосы, одежда в порядке, и все-таки он не производит приятного впечатления. При самом модном платье и при самых привлекательных чертах человек выглядит не симпатично. Почему? Не хватает хороших манер.
Что такое манера?
Манера- а) внешние формы поведения; б) способ что-нибудь делать; та или иная особенность поведения, образ действия.
Игровые ситуации.
1 Вы опоздали в кино. Как себя вести, если все-таки пустят, в темном зрительном зале?
2. На школьном вечере. Музыка, танцы, вдоль стены девочки, мальчики – в противоположной стороне зала. Один из них направляется в сторону девочек, смотрит оценивающе, размышляя, кого из них пригласить танцевать: пригласил одну, вторую, третью- все отказались. Извинился и отошел.
Анализируется ситуация: Почему ему отказали? Как отказали: тактично или бестактно? Правильно ли вел себя юноша? Как он должен был поступить?
Манеры поведения зависят от ситуации, в которой вы оказываетесь: за столом, в кино, в школе, в малознакомом или в хорошо знакомом обществе и т. д. Главное, чтобы человек в своем поведении не опирался на необходимость соблюдения внешних приличий , а на свою совесть, чтобы у него и лицо, и одежда, и душа, и мысли были прекрасными. Не зря Ш.Монтескье сказал: « Освобождение себя от соблюдения правил приличия- значит искать средства для свободных проявлений своих недостатков»
4.
Мы постоянно находимся среди людей: очень близких, родных, в кругу друзей, хороших знакомых или малознакомых – на работе, во время учебы, в гостях, клубах, кружках, театре, кино, музее, магазине, в столовой, ресторане, поезде, самолете, на пляже – везде и всегда.
Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза. Марк Аврелий: «Если бы ты даже хотел этого, ты не мог бы отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него».
Но готовы ли мы, хотим ли и умеем ли вести себя со всеми окружающими нас такими разными людьми так, чтобы и мы, и они чувствовали взаимное удовлетворение общением?
Поведение человека... Мы как будто знаем о нем все или, во всяком случае, очень многое. Вместе со всеми мы негодуем и повторяем, что в нашем обществе – дефицит милосердия, доброжелательности, бескорыстия в отношениях между людьми, очень низкая культура поведения. Люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, нетактичны, невежливы; многие крикливо и безвкусно одеты, не умеют правильно и красиво говорить...
А мы сами? Задумываемся ли о том, как ведем себя с разными людьми, в разных ситуациях? Умеем ли уважать, сочувствовать или сострадать, тактично помогать? Правильно ли понимают и истолковывают наше поведение окружающие?
А так ли уж это важно – думать о своем поведении, когда в современном мире существует столько интересных и сложных проблем? Ведем себя, как все – и ладно. А ладно ли?
Поведение человека – это образ его жизни и действий. Именно в поведении проступает сущность личности человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, взгляды, вкусы, желания, предпочтения. Только по поступкам мы судим о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах. А определяется поведение всей системой отношений человека к действительности, прежде всего, его отношением к окружающим людям.
Общая культура поведения проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, служебных, семейных, личных.
Любые нарушения правил культуры поведения или отсутствие этой культуры ведут к нарушениям отношений между людьми. Каждый знает из своего опыта, как бывает обидно и как портится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не извинится, или скажет грубое слово, или не поймет вашего состояния и будет шутить, когда вам совсем не до шуток. Этот кто-то – малокультурный и невоспитанный человек.
Именно человеколюбие – главная ценность в поведении каждого из нас. Обычно бывает так, что в тот или иной период времени одному человеку живется легче, другому – труднее; одному выпадет больше радости, другому меньше; у одного на душе спокойно, у другого тревожно. Важно уметь видеть и понимать, кому ты должен сочувствовать, сострадать, помогать, а от кого и когда сам вправе ожидать поддержки и помощи. Это – основа тончайших человеческих взаимоотношений, которая определяет суть наших поступков от самых незначительных в повседневной жизни до весьма ответственных за жизнь, судьбу другого человека – того, кто находится рядом с тобой.
Жить в обществе и быть свободным от общества – нельзя.
5.
Послушайте легенду.
В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксана. Однажды Ксан пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар и купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки. На это Эзоп ответил: «Ты велел, Ксан, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви» Такое рассуждение понравилось Ксану и его гостям.
В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, Ксан приказал приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил…языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: «Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка. Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят. ССОРЯТСЯ. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушить города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка? Этот вопрос заставил Ксана и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.
Вы согласны с тем ,что язык и враг человека и друг?
Ребята, умеем ли мы с вами общаться? Я почти уверен, что вы скажете «Да». Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего просто разговор, обмен информацией. В то же время всем известно, что понятие «общение» намного обширнее, чем наше обычное «Привет» и «Пока». Как же правильно общаться? Послушаем наших учащихся.
Ученик. Самым частым видом общения является разговор. Во время разговора мы используем язык. Язык бесценный дар, которым наделен человек. Это орудие человека. И каждый несет ответственность за свои высказывания, так как слово может оказать на человека огромное воздействие, слово может убить, слово может спасти.
Ученик. Стих. СЛОВО о СЛОВАХ.
Слова бывают разные- то дельные, то праздные,
То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.
Есть слово- утешение и слово удушение.
Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно- грязные.
Одни помогут выпрямить, другие - душу вытравить.
Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.
Слова высокой доблести, и самой низкой подлости…
Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.
Так сей же не иначе, как чистейшими отборными.
Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,
Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.
В. Полторацкий.
Эти слова обращены не только поэтам, но и к нам.
Легко ли общаться? Жить среди людей и общаться с ними так же нелегко, как и изучать математику или физику. Человек должен общаться не только с людьми своего круга, но и с людьми совсем незнакомыми. «Обращаться с языком кое-как,- отмечал Лев Толстой, - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно» Даже очень интересный разговор многое теряет, если речь говорящего человека засорена грубыми, нецензурными, невыразительными словами. Нужно всегда следить за своей речью. Характер общения определяет не только словарный запас, но и тон, интонация, грамматически правильно оформленная речь. И очень обидно когда наши ученики в своем кругу разговаривают громко, не культурно, много лишнего, но когда нужно сформулировать мысль, сделать пересказ, они не находят нужного слова.
Ситуации. «Телефонный разговор»
Учащиеся приглашаются к телефону. Вытягивают номер телефона, по которому нужно позвонить. А на номерах имена людей, которым нужно срочно позвонить.
Ситуация 1. Звонок учительнице вечером. Вы хотите спросить, будет ли завтра у вас русский язык вместо физкультуры.
Ситуация 2. Звонок маме на работу. Но трубку берет начальник мамы.
Ситуация3. Звонок другу. Хочешь узнать, как проведете выходной день.
Сила слова беспредельна. Иногда доброе слово, сказанное в ваш адрес, комплимент, теплое слово в трудную минуту поднимает ваше настроение. ( Бывали у вас такие ситуации?) Не значит ли это, что нужно быть добрее друг другу? И если я сам не стараюсь сделать свои отношения с окружающими людьми доброжелательными, то соответственно ни о каком ответном добром отношении речи быть не может. Как вы думаете, какая черта характера является фундаментом, основой общения? Чем каждый человек хочет быть окружен?
Доброта- качество, обозначающее гуманное отношение ко всему живому, готовность помочь ближнему.
Доброта делает человека обаятельным, красивым, улыбчивым, радостным. Добрым человеком может быть тот, кто внимателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя – живи для других» (Сенека, рим. философ)
Доброта. Это качество воспитывается постепенно. Самому стараться сделать свои отношения с окружающими доброжелательными. Очень ёмко о добром человеке сказал В.Ключевский: «Добрый человек - не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло» Итак, давайте выведем формулу человеческого общения.
Человеческое общение
Доброта
Терпение Уважение
А теперь пожелания и памятка для учащихся.
1. Чаще говорите вежливые слова.
2.Говорите всегда правду. Ложь не красит человека.
3.Будьте естественны в общении.
4.Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес .
5.Не перебивайте старших,
6. Не загрязняйте свою речь нецензурными словами.
7. Никогда не оправдывайте себя. ( Меня не понимают, не ценят)
8. Помните, по своей природе общение-это ежедневный труд.
Заключительно слово.
Все сказанное, на первый взгляд, вроде бы не очень то важно. Дело не в том, в какой руке вы держите нож и вилку, а в отношении к себе и в уважении к окружающим. Помните, манеры не пустяки; они плод благородной души и честного ума. Чтобы быть воспитанным, культурным человеком необходимо работать над собой, следить за своей внешностью, за речью, соблюдать манеры поведения в повседневной жизни и помните слова. А П. Чехова «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Классный руководитель группы № 5 В.А. Сало