СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Вежливость на каждый день

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Вежливость на каждый день»

Классный час

«Школа вежливости. Культура поведения и ты»

Ход классного часа

Чтобы подготовиться к данному мероприятию и говорить с другими о вежливости, мы должны вспомнить, что же за качество «вежливость» и можем ли мы себя назвать вежливыми. Для этого задумаемся над вопросом:

- Всегда ли вы вежливы с мамой и папой, с друзьями, с одноклассниками, с учителями?

- Ребята, а как мы называем человека, который никогда не грубит, вежлив и внимателен с людьми, и поэтому всякому с ним легко и приятно? (ВОСПИТАННЫМ.)

- Конечно, воспитанным. Ведь вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остаётся с человеком навсегда.

- Итак, тема сегодняшнего классного часа «Школа вежливости. Культура поведения и ты!».

Наша задача: выяснить что такое вежливость, какого человека можно назвать вежливым, и каких правил надо придерживаться, чтобы быть вежливым.

- Что же такое «Вежливость» и когда появилось это понятие?

До XVI века вежа означало «знаток», тот, кто знает правила приличия.

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Толковый словарь даёт такое определение вежливости:

Вежливость - моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.

-Какого человека называют вежливым? Какие слова обязательно должны быть в речи вежливого человека? Давайте составим с вами собственное дерево вежливости в процессе игры «Закончи фразу»


Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.

- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (СПАСИБО)

- Зазеленеет старый пень, когда услышит… (ДОБРЫЙ ДЕНЬ)

- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (ЗДРАВСТВУЙТЕ)

- Когда нас бранят за шалости, говорим... (ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА)

- И во Франции и в Дании на прощанье говорят... (ДО СВИДАНИЯ)

- Нужно знать, как дважды два, все волшебные слова, в день, пожалуй, раз до ста говорю... (ПОЖАЛУЙСТА)

- Какие ещё вежливые слова вы знаете?

- Как надо произносить вежливые слова? (с уважением к человеку)

1-е правило: При общении всегда необходимо говорить друг другу вежливые слова. Слова приветствия, слова благодарности и т.д.

Слова: «До свиданья!»,                                

«Спасибо», «Простите»,                            

«Пожалуйста», «Здравствуйте» -          

Щедро дарите!                                            

Дарите прохожим,                                      

Друзьям и знакомым.                                  

В троллейбусе, В парке,                                                        

В школе и дома.  

Слова эти очень И очень важны.

Они человеку

Как воздух                                                                                               

Нужны.

Без них невозможно

На свете                                         

прожить

Слова эти надо

С улыбкой дариmь/                                       

Человек – существо общественное и не живёт изолированно от других людей. Он встречается в кругу семьи с родственниками, отмечает праздники с близкими людьми, приглашает в гости друзей и наносит визиты сам. При любом общении нужны правила поведения, которые веками складывались в быту и находили свое отражение в русских пословицах, например:

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив”,

Потчевать потчуй, а неволить не неволь”,

К обедне ходят по звону, а к обеду по зову”,

Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай”,

В гости ходить – надо и к себе водить”,

Умей в гости звать, умей и встречать”,

Приехал – не здоровался, уехал – не простился”, - говорили о невежливом госте.

У него гостят четыре угла, он сам себе рад” - обсуждали негостеприимного человека.

-Назовите, какие вы знаете русские пословицы, в которых отражены правила этикета. (Ответы учащихся).

Очень хочется посмотреть, как вы знаете правила этикета?

    Кто здоровается первым, если встретились младший и старший?

(младший)

   Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе с незнакомым? ( да)

     Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (ответ – да, можно просто кивнуть, но к не кричать через весь автобус)

     С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в парке, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (ответ – да )

·       Кто подает первым руку – старший  младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (ответ –первым подает руку старший младшему, женщина – мужчине, начальник – подчиненному)

                Слово учителя: Вот видите, мнения ваши  не совпали. Одним кажется, что лучше поступать так, а другим иначе. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Следуйте этому правилу – и никогда не ошибетесь.

        Правила этикета очень разумны. Когда юноша идет с девушкой по узкой дорожке, ему следует пропустить ее вперед, но если дорога незнакома, а идти  страшно, то юноша или девушка  должен идти первым?

       Если вы позвонили по телефону кому-то, то вы первым должны поздороваться и сразу назвать себя. Для чего? (ответ – чтобы собеседник не ломал голову, с кем он разговаривает).

       Подобных  доказательств можно привести много. Давайте попробуем вместе. Я начну – а вы продолжайте:

·       Тарелку с супом нельзя наклонять ни к себе, ни от себя, т.к…….

·       Навещая заболевшего друга,  не задерживайтесь долго, потому что…..

·       Размахивать изо всех сил руками, рассказывая о чем-нибудь, не стоит, т.к……….

2-е правило: Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно. Не доставляй своим поведением неудобство другим людям.

«Человек может обойтись без многого – но не без человека! Так, французский  врач  Ален Бомбар доказал, что человек после кораблекрушения  мог бы продержаться в океане не меньше месяца, но обычно умирает не третьи сутки! Почему? Это смерть не от истощения, а от одиночества. Именно поэтому человек хочет иметь  друзей, но он должен научиться дружить!!! А значит, не конфликтовать по мелочам.

V     Тест «Насколько вы конфликтный человек»:

1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

             А) не принимаю участия;

             Б) лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

             В) активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».

2. Выступаете вы где-нибудь с критикой старших?

              А) нет;

              Б) только, если имею для этого веские основания;

              В) критикую всегда и по любому поводу;

3.  Часто ли вы спорите с друзьями?

                А) только в шутку или если они люди необидчивые;

                Б) лишь по принципиальным вопросам;

                В) споры – моя  стихия.

4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

               А) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

               Б) делаю замечание – надо же научить хулигана хорошим манерам;

               В) прохожу вперед и  начинаю следить за порядком.

5. Дома  на обед подали несоленый суп. Ваша реакция:

               А) не буду поднимать бучу из-за пустяка;

               Б) молча возьму солонку;

               В) не удержусь от  едких замечаний и, быть может, откажусь от еды.

6. В транспорте вам наступили на ногу:

              А) с возмущением посмотрю на обидчика;

              Б) сухо, без эмоций сделаю замечание;

              В) выскажусь, не стесняясь в  выражениях.

7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится:

               А) промолчу;

               Б) ограничусь коротким тактичным замечанием;

               В) выскажу все, что я об этом думаю.

8.  Не повезло: на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь:

          А) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово: никогда больше не участвовать в этом безобразии;

          Б) не скрою досады, но отнесусь к этому с юмором, пообещав взять реванш;

          В) проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить лохотронщику.

БАЛЛЫ:

«а» - 4 очка; «б» - 2 очка; «в» - 0 очков.

22-32 очка:  Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если потребуют обстоятельства, высказывайтесь смелее.

12- 20 очков: Вы  слывете человеком конфликтным, но это преувеличение. Вы конфликтуете, если только нет другого выхода, когда все другие способы исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы  «не выходите  за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.

до 10 очков : Споры и конфликты – ваша стихия,  ведь вы любите критиковать других. Если  же  услышите замечание в свой адрес, можете съесть человека живым. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами, т.к. ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой характер!!!


Поэтому, третье правило в нашем «Своде правил воспитанного человека»:

3-е правило: Старайся избегать конфликтов и ссор. Не спорь по пустякам, научись уступать другим.


Вл. Солоухина «Слово о словах»

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.


- Вежливость – это качество, которое не разделимо с добротой. А как вы понимаете, что такое доброта?

(Высказывания детей, обобщение учителя)

Учитель: А вот какое определение я прочитала в толковом словаре.

Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других людей.

Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть.
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

  Слово учителя: А какие поступки вы считаете добрыми?

(Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача – добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить. Добрый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинить им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом.

А всегда ли вы готовы прийти на помощь другому человеку? Подумайте над этим вопросом.

В нашем «Своде правил воспитанного человека» появляется

4-е правило: Дари добро людям!

Перед каждым из вас волшебный лепесток.

Сегодня в течение для вы постараетесь сделать доброе дело кому-нибудь в школе, от которого вам и окружающим вас людям станет радостно.и напишите о нём на этом волшебном лепестке.

Зачитывать мы не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому, как английская пословица гласит: “Кто добр поистине, добро творит в молчании.

- В конце дня вы свой лепесток сбросите в почтовый ящик. Потом мы с вами подведём итоги добрых дел.



Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни. Надо уметь жить среди людей, вежливо вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. Научиться по- настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Мы сегодня вывели 4 важных правила вежливости и доброты, на самом деле их гораздо больше. Но давайте хорошо усвоим эти и будем им всегда следовать

Учитель: Всего вам доброго! И пусть составляющими частями в вашей жизни станут внимательность, доброжелательность, скромность, отзывчивость, деликатность, воспитанность.