«Всегда ли дружба важнее всего?»
Цель: формировать умение строить отношения с людьми.
Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав – всякий будет с тобой.
М. Твен
Сегодня мы проведём с вами доверительный разговор.
Как вы думаете, о чём?
Оглянись внимательно вокруг себя. Можешь ли ты с уверенностью сказать, что тебя окружают друзья?
Мы затронем одну из самых важных тем – тему дружбы.
«Всегда ли дружба важнее всего?»
1. Что такое дружба?
2. Нужна ли дружба вообще?
3. Почему люди дружат?
4. Почему люди ценят дружбу?
Дружба – это прежде всего искренность, критика ошибок товарища. Друзья должны первыми дать понять тебе, что ты неправ, что ты поступаешь некрасиво. Дружба - это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи кто твой друг, и я скажу, кто ты».
Настоящая дружба – это возможность говорить друг другу правду. А иначе вы не верите по-настоящему друг другу, не понимаете и не уважаете друг друга.
Какими качествами должен обладать друг? верный, отзывчивый, должен помогать в трудную минуту, поддерживать
Зачем человеку друзья?
Почему рельсы всегда рядом?
Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придется нести на себе целый трамвай.
Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.
- Как вы поняли смысл этой притчи? (Ответы учащихся)
Разбор ситуаций в группах, дискуссия.
Ситуация №1
Аня была лидером в классе. Её любили все, потому что она была веселой и очень
общительной. А Вера была тихой и застенчивой. Заговорить в присутствии многих ребят ей было очень трудно. Если она заболеет, ребята и не заметят, что ее нет. Но у нее было много других достоинств: она могла быстро и без суеты решать задачи, коллекционировала редкие и красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки дружили, были, что называется «не разлей вода».
Вопросы для обсуждения:
1. Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями?
2. Какие качества вы цените в друге?
Ситуация №2
Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года, с тех самых пор, как Олег переехал в новый район и стал учиться в этой школе. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло.
А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.
Вопросы для обсуждения.
1.Что случилось с Мишей?
2.Почему он повел себя так?
3. А как бы повели себя вы в такой ситуации?
4. Были ли вы в вашей жизни подобные ситуации?
5. Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?
Ситуация №3
В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне звонит Олег (лучше называть вымышленные имена, не встречающиеся в классе) и просит помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег - мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был признателен мне, Я думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть не ему, а мне была нужна его помощь, то он, тоже не задумываясь помог бы мне. А как бы вы поступили на моем месте?
Ситуация №4
Когда мы готовили спектакль для Новогоднего праздника, то всем хотелось получить главные роли. Я предложил дать главные роли тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал, Илья сказал, что лучше дать главные роли тем, кто уже проявил свои способности. Наш руководитель театральной студии предложила тянуть жребий. Но я точно знал, что Игорь очень хотел играть роль Бармалея, хотя и никогда в наших постановках не принимал участия. Мы стали тянуть жребий, и роль досталась Илье. Я его долго уговаривал уступить Игорю эту роль, но хоть Илья всегда играл в школьном театре и в этот раз мог отказаться, он не согласился со мной. Я видел, что Игорь был очень расстроен, но помочь ему мог только морально. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Ильи?
Ситуация №5
Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках - упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет коробком с порошком и порвал его. Все содержимое пакета рассыпалось по всей улице. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать все с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной моего несчастья. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Николая?
Ситуация 1
На перемене.
На перемене общаются две подружки.
- Лена, я сегодня не выполнила домашнее задание по математике. Дайте списать задачу.
- Не дам, сама делай.
- Ах, так, тогда я с тобой больше не буду дружить.
- Ну ладно держи тетрадь.
Ситуация 2
На перемене.
Коля на перемене разрисовывает стены. Миша, молча, наблюдает за происходящим.
Входит учительница в класс:
-Кто разрисовал стену?
Мальчики промолчали.
Ситуация 3
Кукла.
-Ирочка, у тебя опять новая кукла. Такая красивая, если ты мне дашь
поиграть я буду с тобой дружить.
- Ладно, возьми поиграй.
Ситуация 4
На перемене.
Наташа перед уроком чтения обратилась к подруге.
-Катя, я не выучила стихотворение наизусть. Давай ты тоже скажешь, что не выучила.
Катя ничего не успела сказать, прозвенел звонок и учительница вызвала ее первой. Она прочитала стихотворение выразительно и получила пятерку.
а перемене Наташа сказала:
- Ах, вот ты какая! Ты мне больше не подруга!
Пословицы о дружбе.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Человек без друзей, что дерево без корней
Не тот друг, кто потакает, а тот друг, кто на ум наставляет
Не хвались другом три дня, а хвались три года
Игра «Продолжи предложение»
• Помогай другу: Если друг не умеет что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.
• Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее.
• Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.
• Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
• Умей принять помощь, советы и замечания других ребят
П
равила дружбы
• Помогай другу: если друг не умеет что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.
Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее.
• Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него.
•
Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается;
Не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
Рефлексия: Я понял сегодня, что…Больше всего мне запомнилось сегодня…
Песня «Дружба крепкая»
5