СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час. Выдающиеся учёные Крыма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к классному часу (подробно о В.И.Вернадском и А.А.Любищеве)

Просмотр содержимого документа
«Классный час. Выдающиеся учёные Крыма»

Классный час в 12 – А

«Выдающиеся учёные Крыма»

Составитель – Гажала В.А., учитель русского языка и литературы

Цель:

  • расширить знания учащихся об истории родного края, познакомить учащихся с известными учёными, работавшими в Крыму;

  • воспитывать чувство патриотизма;

  • вырабатывать у воспитанников правильное отношение к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;

  • формировать положительное нравственное отношение к таким качествам характера, как обязательность, организованность, собранность;

  • побуждать к планированию времени,

  • развивать навыки публичного выступления, работы с краеведческим и литературным материалом;

Оборудование: портреты выдающихся ученых: академиков В.И.Вернадского, Игоря Курчатова, Владимира Обручева, Абрама Иоффе, Владимира и Александра Палладины. профессора А.А.Любищева, выставка краеведческой литературы.

Форма проведения классного часа : конференция.

Труд ученого — достояние всего человечества, и наука является областью наибольшего бескорыстия.

М. Горький

Дело науки — служить людям.

Л. Н. Толстой

Человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей природы.

Илья Мечников


  1. Вступительное слово учителя

Много выдающихся людей оставили след на крымской земле. Среди них - учёные, заслужившие признание и уважение не только современников, но и последующих поколений. Владимир Иванович Вернадский – человек, опередивший своё время, фигура планетарного масштаба, которому во многом обязан своим рождением и существованием Таврический университет, и Александр Александрович Любищев, учёный энциклопедической широты, один из плеяды ученых, работавшим там вместе с В.И.Вернадским.


2. Сообщения учащихся, сопровождаемее презентацией.

Часть1. История становления высших учебных заведений в Крыму.

Таврический университет, Крымский государственный педагогический институт, Симферопольский государственный университет имени М.В. Фрунзе, Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского — все это вехи в истории существующего ныне Крымского федерального университета имени Вернадского. Свою историю Крымский федеральный университет ведет от создания в Крыму Таврического университета — первого высшего учебного заведения на полуострове.

Торжественное открытие университета состоялось в 1918 году в Симферополе в разгар Гражданской войны и немецкой оккупации Крыма. Первым ректором университета был, профессор Роман Гельвиг Университет насчитывал тогда пять факультетов: историко-филологический, физико-математический, юридический, медицинский и агрономический

В 20-х — начале 30-х годов на базе университета были созданы три высших учебных заведения — педагогический, медицинский и сельскохозяйственный институты. В 1925 году на базе университета был создан Крымский государственный педагогический институт.

Часть 2. Плеяда выдающихся учёных, трудившихся в Крыму.

В университете в свое время учились: будущий академик и основоположник советской атомной науки, трижды герой Социалистического труда Игорь Курчатов, главный конструктор ядерного центра Челябинск-70, трижды герой Соцтруда Кирилл Щелкин. Преподавали: академик, создатель науки биогеохимии и один из создателей учения о ноосфере Владимир Вернадский, академик и писатель-фантаст, автор "Земли Санникова" Владимир Обручев, "отец советской физики", академик Абрам Иоффе, академики Владимир и Александр Палладины. Академик , писатель-фантаст Владимир Обручев Имена выпускников и преподавателей Крымского университета увековечены в названиях городов, улиц и проспектов, горы, вулканы и малые планеты. В Крыму: город Щелкино назван в честь К.И. Щелкина. Крымский федеральный университет носит имя В.И. Вернадского, его именем также назван проспект в Симферополе, станция метро в Москве, многие институты в России и Украине, арктическая станция, научные библиотеки. Именем И.В. Курчатова назван города в России и Казахстане, малая планета, а Российская академия наук ежегодно присуждает премию и золотую медаль его имени за выдающиеся работы в области ядерной физики и ядерной энергетики.

Часть 3. Личность академика В.И.Вернадского –

… Жизни годы

Прошли не даром, ясен предо мной

Конечный вывод мудрости земной:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой!

Ломоносов XX века – так по праву называют академика Владимира Ивановича Вернадского. Учёный поистине планетарного масштаба Владимир Вернадский (1863-1945) вошёл в когорту гениев, создав собственную картину мира, объединив разрозненные знания человечества в стройную систему, доступную каждому пытливому человеку. Главный итог его научной деятельности – развитие учения о ноосфере. Учёный сформулировал принципиально новое представление о биосфере как живом веществе, обосновав революционную по тем временам мысль об участии ноосферы в формировании природной оболочки Земли.

Более 60 лет его творчество было связано с Крымом. Здесь Вернадский подолгу жил, путешествовал, занимался исследовательской работой и писал научные труды, которыми прославился на весь мир.

Одно из крупнейших заслуг академика Вернадского – открытие Таврического университета.

Учёному, которого называют Ломоносовым XX века, присвоено звание «Почётный крымчанин». По инициативе географов ТНУ именем Вернадского названа одна из естественных карстовых полостей на самой высокой в Крыму Бабуган-яйле. Не остались в стороне и астрономы: одна из малых планет – астероид Солнечной системы номер 2809, открытый учёными Крымской астрофизической обсерватории, носит имя Вернадского.

Вернадский как бы связывает воедино век нынешний и век минувший. А еще, пожалуй, — век будущий. Работы Вернадского помогают нам лучше понять жизнь Земли, ее настоящее и будущее, связанное с нами, с нашим трудом и мыслями.

Обладая необычайно обширными знаниями, он умел сам вырабатывать новые идеи — интересные, неожиданные и глубокие.

Многие идеи Вернадского живы сегодня, а некоторые из них еще ждут своего часа.

Он любил и уважал людей — не обобщенный народ, толпу, но человеческую личность; не всех, а каждого. Он верил в великое будущее человечества и стремился приблизить его.

По его собственному признанию, жизнь для него определялась любовью к людям и свободным исканием истины.

Вернадский принадлежал к тем необыкновенным людям, которых не могла сломить старость. Конечно, у него наблюдались все обычные признаки физического старения, не было только у него признаков духовного одряхления. Он продолжал по-юношески жадно вглядываться в окружающий мир, не переставал удивляться чуду жизни, размышлять над вечными тайнами природы.

Из четырехсот шестнадцати опубликованных трудов Вернадского посвящено сто минералогии, семьдесят биогеохимии, пятьдесят геохимии, сорок три истории наук, тридцать семь организационным вопросам, двадцать девять кристаллографии, двадцать один радиогеологии, четырнадцать почвоведению, остальные — разным проблемам науки, истории и т. д. Во многих работах Вернадского осуществлен синтез знаний, объединены самые разнообразные научные сведения, открыты новые области научной мысли.

В его научном творчестве отражались черты его характера, его могучей личности. Постоянная напряженная работа мысли была для него необходимостью. Слова и поступки, мысль и дело, труд и отдых, работа в экспедициях и библиотеках, наука и искусство, личная жизнь и общественная — все было для него спаяно воедино, взаимосвязано. Он был не просто великим ученым — великим человеком, необычайной личностью. Ферсман, как мы знаем, видел в нем не только «крупнейшего естествоиспытателя последнего столетия», но и «человека редкой внутренней чистоты и красоты».

Он сравнительно рано выработал для себя главные принципы научного исследования:.

Проводить детальный анализ.

Видеть за частным общее.

Не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями.

Не избегать вопроса: «почему»?

Прослеживать историю идей.

Собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам.

Изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь).

Связывать науку с другими областями знания, с общественной жизнью.

Не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.

Он рано научился признавать неведомое, но одновременно все более убеждался в существовании «созвучья полного в природе» и все глубже проникал мыслью в скрытые соответствия природных явлений.

Наиболее полная и глубокая концепция биосферы принадлежит Вернадскому. Вернадский связал учение о биосфере с деятельностью человека не только геологической, но и вообще с многообразными проявлениями человеческой личности и человеческого общества:

«В сущности человек, являясь частью биосферы, только по сравнению с наблюдаемыми на ней явлениями может судить о мироздании. Он висит в тонкой пленке биосферы и лишь мыслью проникает вверх и вниз». Все мы, люди, — неразрывная часть живого вещества, приобщенная к его бессмертию, необходимая часть планеты, и космоса, продолжатели деятельности жизни, дети Солнца.

Наука направляет разум человека, позволяя ему верно ориентироваться в явлениях природы, в своей личности.

Вернадский верил в науку.

Для Вернадского разум человека был космическим явлением, естественной и закономерной частью природы. «Наука не существует помимо человека и есть его создание, как его созданием является слово, без которого не может быть науки… в научно выраженной истине всегда есть отражение — может быть чрезвычайно большое — духовной личности человека, его разума».

Вернадский очень рано осознал, что человеческая личность — уникальное, неповторимое явление, особый мир в мире — оценивается не сама по себе, а по степени своей причастности к жизни всего человечества, по той реальной пользе, которую человек приносит окружающим, близким и далеким.

Знаменательно, что именно Вернадский первым заговорил о высокой моральной ответственности ученых за использование их работы во вред людям.

«Задача человека заключается в доставлении наивозможной пользы окружающим» — этот свой принцип Вернадский сформулировал в юности и пронес через всю свою долгую жизнь.

Учение Вернадского о биосфере признано во всем мире. Оно приобрело широкую популярность за последние десятилетия и отчасти затеняет многие другие научные достижения нашего великого соотечественника. А в них не менее или даже более ярко, чем в учении о биосфере, воплотилась его необычайная творческая активность и замечательная способность предвидеть, каким идеям, каким областям знания, каким научным учреждениям и формам организации науки суждено в будущем выдвинуться на ведущее место, иметь большое теоретическое и практическое значение.


Часть 4. «Эта странная жизнь» профессора А.А.Любищева.

Любищев Александр родился 5апреля 1890г в Петербурге. Учился в Санкт-петербургском университете на физико-математический факультете. С 1919 по 1921 Любищев работал ассистентом на кафедре Гурвича в Крымском университете, после в Перми , Самаре, городе Фрунзе, Ульяновске.

Архив его трудов колоссален: более 500 листов (12,5 тыс. страниц машинописного текста) разного рода статей и исследований: работы по систематике земляных блошек, истории науки, сельскому хозяйству, генетике, защите растений, философии, энтомологии, зоологии, теории эволюции, по философии, по истории и литературе объемом свыше 10 тысяч страниц, а сверх этого 56 томов конспектов и критических заметок и, наконец, около 4,5 тысяч писем. Любищев владел пятью иностранными языками, поддерживал переписку со многими выдающимися учёными и мыслителями. Столько, сколько удалось сделать Любищеву, четверо полноценных человека за свою жизнь не сделают.

Система работы, ее планирование и ее организация, позволили ученому достичь колоссальной, всех изумлявшей продуктивности.

С 1916 года (Любищеву тогда было 26 лет) он начал вести ежегодный почасовой учёт расходуемого времени. Он   ежедневно записывал: сколько времени потрачено на основную научную работу, сколько времени - на дополнительную, какие были ещё работы, сколько времени потеряно и почему. Каждый месяц составлялась сводка, каждый год проводился годовой баланс. Учитывалось только "чистое" время - без потерь на организацию, пустые заседания, пустые разговоры, ожидания и пр. Точность учёта - 10 минут. учёт вёлся ежедневно на протяжении 56 лет.
 

А. А. Любищев

"Такая добровольная каторга"

…моя система заключается в следующем. Составляю план работы, веду учет времени, т.е. контроль выполнения плана... Основное в каждом планировании - это контроль за выполнением плана. Часто планируют научную работу, но контроль за выполнением научной работы порой отсутствует.

Далеко не всегда удается план выполнить полностью, но иногда удается и перевыполнить.

Каковы принципы такого планирования и учета?

1. Точность учета работы должна соответствовать качеству данной работы.

2. Работу надо распределить так, чтобы на каждую работу использовать время соответствующей квалификации.

3. Использовать "отбросы времени".

4. Постоянно тренироваться в смысле повышения организации труда.

Что касается общего планирования, то при планировании учитывается прошлый опыт, и точность учета соответствует степени использованного времени. Поясню это.

Мы знаем, что существуют три отрезка активного времени: утро, день, вечер. В этих отрезках времени, называемых вечерними эквивалентами, я и распределяю свое время.

Приведу примеры учета времени из собственной практики.

...Имеющееся время должно быть распределено так, чтобы качество времени соответствовало качеству работы. Что это значит? Например, дома тратится время на чтение художественной литературы. Никто не говорит, что не нужно читать художественную литературу, но ее надо читать тогда, когда невозможно заниматься более интенсивно. А дома, за столом, чем можно заняться?

Проработкой книг в форме рефератов и конспектов, монтировкой и определением насекомых - ведь иначе как за столом вы этим делом заниматься не можете. Читать легкую литературу, в частности иностранную в целях изучения иностранного языка, можно в любых условиях.

После окончания университета мне часто приходилось ездить на трамваях, бывать в командировках. Время, потраченное на поездки, по моей классификации считалось "отбросом времени", и я старался его максимально использовать. Я знаю очень прилично три языка: французский, немецкий и английский. …языки я почти целиком изучал на железных дорогах, в трамваях и очередях, в ожидании приема у врача и т.д. Начал заниматься я, например, английским языком с 1907 г. и за 30 лет очень пополнил запас слов, ознакомился с французской, немецкой и английской литературой и сейчас могу читать любое произведение. Несмотря на мой дефект в произношении, я в Ленинграде в 1934-36 гг. был переводчиком приезжающих иностранных ученых-биологов. Я справлялся хорошо с переводом потому, что у меня был большой запас слов, и потому, что у меня не было ложного самолюбия (что является крупным дефектом). Один мой приятель, который часто бывал за границей, терялся, когда его сразу не понимали. Я же, если меня не понимали, повторял два-три раза, и в конце концов меня понимали.

Привычка использования отбросов времени дает возможность использовать его все более квалифицированно… Как распределялось чтение книг в течение дня? С утра, когда голова свежая, я беру серьезную литературу (по философии, по математике). Когда я проработаю полтора-два часа, я перехожу к более легкому чтению - историческому или биологическому тексту. Когда голова устает, то берешь беллетристику…

Для трамваев у меня тоже не одна книжка, а две или три. Вот как можно использовать много времени из того, которое обычно пропадает.

На заседаниях я занимался зачастую решением задач, причем без ущерба для моей деятельности как члена заседания. Сначала мое поведение вызывало протест, а потом, видя мою активность как члена заседания (реплики, выступления), перестали протестовать.

Использование "отбросов времени" важно потому, что времени не хватает, а тем самым вы можете поддерживать разносторонность ваших интересов».


Часть 5. «Формула» счастья. Обмен впечатлениями от полученной информации, обсуждение. Рекомендации по учёту времени.

«Тот, кто однажды столкнулся с Любищевым, будет снова возвращаться к нему. ... Автор задумывается: можно ли его героя считать действительно героем, а жизнь его — героической, достойной подражания? Так ли все это? Героизм — это вспышка озаряющая — и само озарение, требующая крайнего напряжения сил. Стать героем можно поступком, далеко выходящим за рамки обыденного долга. Совершая подвиг, герой жертвует, рискует всем, вплоть до жизни — во имя истины, во имя Родины. Ничего такого не было у Любищева. ...Была не вспышка, а терпение. Неослабная самопроверка. Изо дня в день он повышал норму требований к себе, не давал никаких поблажек. Но это ведь тоже — подвиг. Да еще какой! Подвиг — в усилиях, умноженных на годы. Он нес свой крест, не позволяя себе передохнуть, не ожидая ни славы, ни ореола. Он требовал от себя всего, и чем больше требовал, тем явственней видел свое несовершенство. Это был труднейший подвиг мерности, каждодневности. Каждодневного наращивания самоконтроля, самопроверки. Впрочем, нашелся человек, который усомнился, подходит ли сюда слово «подвиг». Потому что какой же это подвиг, если он доставляет одно удовольствие? Всегда находится такой усомнившийся человек. И слава Богу, что люди эти не выводятся, хотя никаких благоприятных условий для их размножения не существует. Вопрос усомнившегося человека затруднил автора. Вскоре и у самого автора начались некоторые сомнения. Какой же тут крест, думал автор, если этот крест нисколько же Любищева не тяготил, а, наоборот, приносил удовлетворение, и ни за какие коврижки он не сбросил бы этот крест. А чем он жертвовал ради своей Системы? Да ведь ничем. …. А раз нет подвига, то выходило, и призывать не к чему. А насчет служения науке, то ведь на самом деле не он служил науке, а наука служила ему. Не сразу автор разобрался в том, что все это, так сказать, с точки зрения самого Любищева, и тем более удивительно. Потому что каким душевным здоровьем надо обладать, чтобы чувствовать счастье от ежедневного преодоления. У нас, наблюдающих издали это непрестанное восхождение, все равно рождается чувство восхищения, и зависти, и преклонения перед возможностями человеческого духа. Подвига не было, но было больше, чем подвиг, — была хорошо прожитая жизнь. Странность ее, загадка, тайна в том, что всю ее необычайность он считал для себя естественной. Может, это и была естественная жизнь Разума? Может, самое трудное — достигнуть этой естественности, когда живешь каждой секундой и каждая секунда имеет смысл. То, что он получал от науки, было больше, чем он давал ей, и это было для него естественно, а для нас странно, потому что, казалось бы, он все, что мог, отдавал науке. Множество подобных секретов и странностей скрыто в его жизни, и, честно говоря, автор не всегда может оценить и понять их. Автор, например, не в состоянии извлечь какие-то рекомендации, и хотя повествование кончается, автор еще не может вынести окончательные суждения, дать какие-то советы читателю. Автор надеется, что читатель в них и не нуждается. Потому что сам автор, оставаясь полным раздумий, глубоко благодарен своему герою, который заставил его усомниться в развитии своей жизни.

Д.Гранин. «Эта странная жизнь»

Любишев является основателем и разработчиком принципов постановки целей и учёта времени, сегодня называемых тайм-менеджментом.

Самый главный вывод, полученный из книги Д.Гранина: никогда ничего не поздно начинать,надо быть только уверенным в победе над обстоятельствами, ставить небольшие, но посильные цели, не расслабляться и не лениться.

Хронометраж не самоцель, а инструмент, который помогает отследить, на что тратится время.

Можно делать записи по ходу дела, фиксируя текущие события в свободной форме. Другой вариант – выделить конкретное время. Например, делать записи в конце каждого часа или полутора.. заранее выбрать интервал времени, который будете отображать в хронометраже, например, описывать события за каждые 15 минут. Форма ведения хронометража: «событие-время», или «время-событие». Добавьте третью колонку, в которой будете давать оценку ,например, событие «беседа в чате» или «игра в пасьянс» оцените как «поглотитель» или «бесполезная трата».

Оптимальный вариант ведения хронометража следующий: вести хронометраж постоянно необходимое количество времени – то, которое позволит вам выявить закономерности ваших временных затрат. Кому-то понадобится год, кому-то несколько месяцев. Проводите анализ, корректируйте временные затраты, оптимизируйте их и опять проводите хронометраж.


Подведение итогов.

Жизнь выдающихся учёных наглядно демонстрирует, что их величие не минутное озарение, а результат напряжённого, кропотливого труда. Честное служение делу, ответственность и обязательность – непременные качества настоящего учёного. Изучение наследия В.И.Вернадского и А.А.Любищева востребовано временем.

Источники:

http://timepost.ru/chelovek-i-vremya-lyubishhev-a-a-chast-2.html

http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/4147-z-istoriyi-stanovlennja-ta-rozvitku-vischoyi-osviti-v-krimu-kintsja-xix-pochatku-hh-stolittja.html

http://www.e-reading.by/chapter.php/4004/28/Balandin_-_Vernadskiii__zhizn',_mysl',_bessmertie.html

Баландин Р. К.Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. - http://www.e-reading.by/chapter.php/4004/0/Balandin_-_Vernadskiii__zhizn%27%2C_mysl%27%2C_bessmertie.html

http://rusedin.ru/2013/03/24/lomonosov-xx-veka/

http://vivovoco.astronet.ru/VV/MISC/5/LUBI/LUBI.HTM

http://www.altshuller.ru/engineering/engineering3.asp

http://www.famous-scientists.ru/great/94/

http://www.t-z-n.ru/archives/granin74.pdf

https://www.livelib.ru/book/1000947567

http://crimea.ria.ru/society/20151014/1101244372.html