«Забота о людях. Помощь ближнему»
(классный час для учащихся 5класса)
Цель:
Воспитание в школьниках доброты и милосердия по отношению к окружающим.
Задачи:
1.Познакомить детей с понятиями «сочувствие», «душевность», «милосердие», «сострадание».
2.Способствовать воспитанию в детях сострадательного отношения к любому человеку, нуждающемуся в помощи.
3.Воспитывать потребность в усвоении нравственных принципов милосердного отношения к людям, терпимости.
Оборудование:
Аудиозапись песни «Если добрый ты» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева); карточки с ключевыми словами; бумага, карандаши, краски.
Ключевые понятия:
Сочувствие, душевность, милосердие, сострадание, эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность.
Определения ключевых понятий:
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастьям других.
Душевность – душевный, полный искреннего дружелюбия.
Милосердие- готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызванное чьим-либо несчастьем, горем.
Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
Черствость – черствый, неотзывчивый, бездушный.
Равнодушие – безразличие, безучастие к людям, к окружающему.
Бессердечность – бессердечный, чуждый мягкости, сердечности; бездушный, жестокий.
(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)
Ход занятия
Без сострадания, милосердия
невозможно жить в мире.
Зигфрид Ленц
1.Вступительная часть
Звучит песня «Если добрый ты» (сл. М.Пляцковского, муз. Б. Савельева).
Так часто мы говорим о доброте. Конечно, с добрым человеком легко общаться, к доброму мы спешим за помощью, о добрых людях вспоминаем с благодарностью. Легко ли быть добрым? Сколько граней у этого простого слова «доброта»? Наконец, можно ли воспитать себя и стать добрее?
Об отношении к тем, кто окружает нас ежедневно и ежеминутно, наш разговор.
2.Основная часть
Работа со словами «сочувствие», «душевность», «милосердие», «сострадание». Работа над эпиграфом к занятию.
Вопросы:
- Что объединяет все эти слова? (Положительные нравственные качества человека, которые проявляются по отношению к другому человеку.)
- Вспомните самые короткие слова с теми же корнями. (Чувство, душа, сердце, страдать.)
- Изобразите их на бумаге красками или цветными карандашами. (Дети рисуют, как правило, яркими красками.)
- Каким вы представляете человека, обладающего хотя бы одним из этих качеств? (Улыбающимся, доброжелательным…)
- Расскажите о таком человеке. (Примеры из жизни детей.)
Люди, умеющие сочувствовать ближнему, то есть любому человеку, находящемуся в определенный момент рядом с ними и нуждающемуся в помощи, проявляющие милосердие, не задумываясь, спешат на помощь человеку. Они чувствуют, когда больно или плохо другому. Для них нет посторонних, поэтому относятся они к ближнему так, как хотели бы, чтобы относились и к ним тоже. Здесь уместно говорить об особом таланте человека – таланте доброты. На словах нам все понятно, а как же на деле?
Рассказ В. Сухомлинского «Пришли навестить больную» (читает учитель).
Марийка очень долго болеет. Лежит в кровати, не может подняться. Иногда приходят к ней подруги.
Вот и сегодня пришли к Марийке Оксана и Валя. Принесли две книжки. Рассказали о пионерском сборе, а потом замолкли и сидят возле кровати. Марийка тоже молчит, и ей очень неловко.
В минуту напряженного молчания из-за тучи выглянуло солнце. В комнате стало светло. Оксана и Валя обрадовались.
- Наконец-то солнышко пригреет, - защебетала Оксана. – Как только потеплеет – в лес пойдем, на речку.
- Может быть, и искупаемся, - радуется Валя.
- И цветов нарвем, и на лодке покатаемся, - продолжала свой веселый щебет Оксана.
Марийка смотрела на них, молчала, и из глаз ее на подушку капали слезы. Оксана и Валя увидели, что Марийка плачет, и удивились:
- Почему же ты плачешь, Марийка? Что у тебя болит? Может, тебе еще одну книгу принести? Вот мы пойдем в магазин и купим конфет…
- Не нужно мне ни книжек, ни конфет, - прошептала Марийка.
Вопросы и задания:
- Почему Марийка заплакала?
- Можно ли говорить о том, что девочки не проявили заботу о ближнем? (Нет, нельзя. Девочки пришли навестить больную подругу, попытались скрасить ее одиночество.)
- О каких человеческих чувствах забыли девочки? (О сострадании, милосердии. Они не подумали о том, что их слова больно ранят Марийку, напомнят ей о болезни и невозможности присоединиться к ним.)
Работа со словами «эгоизм», «черствость», «равнодушие», «бессердечность».
- Как можно охарактеризовать поступок девочек? (Девочки оказались равнодушными к чужому несчастью, ведь именно несчастьем для Марийки было одиночество в больничной палате).
- Изобразите эти нравственные качества на бумаге красками или цветными карандашами. (Дети рисуют, как правило, темными красками.)
Сопоставление рисунков, комментарии детей.
Наверное, Оксану и Валю не стоит винить в данной ситуации. Они не могут понять чужую боль, потому что сердца их закрыты, не восприимчивы к чужой боли. Ничего не случилось, скажете вы, девочка выздоровеет, и вместе с подружками побежит на речку купаться. А девочки? Никто не застрахован в жизни от неприятностей, от болезней. Забыв библейские слова о том, что человек должен относиться к ближнему, как к самому себе, они проявляют эгоизм и равнодушие. У русского народа всегда слово «любовь» было синонимом слову «жалость». Любить – значит жалеть человека. Проявление заботы о ближнем - вот назначение каждого человека.
Рассказы детей о милосердии, сострадании (на примере литературных произведений).
Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения травматизма доктора Г.А. Илизарова спросили: "Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?" Врач - целитель страшно удивился: "Живу так, а не иначе не потому, что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей".
А рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор», в котором писатель повествует о великом докторе Пирогове, бескорыстно помогающем семье Мерцаловых? На слова благодарности упавших духом людей он махнул рукой: «Не стоит благодарности». Доктор не может оставаться равнодушным, так как от его участия зависит жизнь людей: больной девочки, потерявшего надежду отца Мерцалова, голодных и обездоленных детей семейства.
Много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души в нашей жизни. Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Милосердие - традиционная черта россиян.
В 1890 - 1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:
в Санкт-Петербурге - 1981327 рублей; в Москве - 1813060 рублей. А покупательная способность рубля была в те времена другая:
7- 9 рублей стоила корова;
3 - 5 рублей - костюм-тройка;
25- 40 рублей в месяц - зарплата квалифицированного рабочего.
В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.
Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года. Сердца людей распахнулись навстречу пострадавшим. Какие яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека! 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства. Помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки для детей.
Памятка «Как стать милосердным?»
1. Помни добро, и ты никогда не сотворишь зла.
2. Помоги ближнему, раздели беду - и твоя совесть будет спокойна.
3. Радость у кого-то - порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.
4. Люби ближнего. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.
5. Будь милосердным, готовым помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Отрывок из статьи С. Львова «Сострадание – активный помощник» (читает учитель).
Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. И пусть оно не останется просто сочувствием, а станет действием. Содействием. Тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он и молчит, к нему надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. Если ее настроить на волну высокой чувствительности.
Вопросы для дискуссии:
- Что значит, по словам С. Львова, настроить душу «на волну высокой чувствительности»?
- Можно ли прожить без милосердия и сострадания в повседневной жизни? Почему?
- Для кого важнее быть милосердным: для самого человека или для того, кому оказываешь помощь?
- Почему сегодня так велик дефицит милосердия?
3.Заключительная часть
Стихотворение Т. Кузовлевой «Твори добро» (читает ученик).
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой униженный,
Ты от бессиья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь, действительно,
Всё встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта.
В стихотворении "Памятник" А.С. Пушкин подводит итог своего творчества:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Как бы ни трактовали последнюю строку, в любом случае, она есть прямой призыв к милосердию.
Литература
Азбука нравственности. Сост. А. Алексеева.-М.: 1976.
Беседа «О милосердии». // http: //school.vo.uz/load/3-1-0-33
Дик Н.Ф. Лучшие классные часы в 5-7 классах.- Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – с.350.
Приймак Е.И. Классный час в начальной школе «Что нам строить дом построить.// http://festival.1september.ru/articles/509732/