СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Забота о людях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час посвящен воспитанию в школьниках заботы, внимания,милосердия по отношению к окружающим людям

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Забота о людях"»

«Забота о людях. Помощь ближнему»

(классный час для учащихся 5класса)

Цель:

Воспитание в школьниках доброты и милосердия по отношению к окружающим.

Задачи:

1.Познакомить детей с понятиями «сочувствие», «душевность», «милосердие», «сострадание».

2.Способствовать воспитанию в детях сострадательного отношения к любому человеку, нуждающемуся в помощи.

3.Воспитывать потребность в усвоении нравственных принципов милосердного отношения к людям, терпимости.

Оборудование:

Аудиозапись песни «Если добрый ты» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева); карточки с ключевыми словами; бумага, карандаши, краски.

Ключевые понятия:

Сочувствие, душевность, милосердие, сострадание, эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность.

Определения ключевых понятий:

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастьям других.

Душевность – душевный, полный искреннего дружелюбия.

Милосердие- готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызванное чьим-либо несчастьем, горем.

Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

Черствость – черствый, неотзывчивый, бездушный.

Равнодушие – безразличие, безучастие к людям, к окружающему.

Бессердечность – бессердечный, чуждый мягкости, сердечности; бездушный, жестокий.

(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)


Ход занятия

Без сострадания, милосердия

невозможно жить в мире.

Зигфрид Ленц

1.Вступительная часть

Звучит песня «Если добрый ты» (сл. М.Пляцковского, муз. Б. Савельева).

Так часто мы говорим о доброте. Конечно, с добрым человеком легко общаться, к доброму мы спешим за помощью, о добрых людях вспоминаем с благодарностью. Легко ли быть добрым? Сколько граней у этого простого слова «доброта»? Наконец, можно ли воспитать себя и стать добрее?

Об отношении к тем, кто окружает нас ежедневно и ежеминутно, наш разговор.


2.Основная часть

Работа со словами «сочувствие», «душевность», «милосердие», «сострадание». Работа над эпиграфом к занятию.

Вопросы:

- Что объединяет все эти слова? (Положительные нравственные качества человека, которые проявляются по отношению к другому человеку.)

- Вспомните самые короткие слова с теми же корнями. (Чувство, душа, сердце, страдать.)

- Изобразите их на бумаге красками или цветными карандашами. (Дети рисуют, как правило, яркими красками.)

- Каким вы представляете человека, обладающего хотя бы одним из этих качеств? (Улыбающимся, доброжелательным…)

- Расскажите о таком человеке. (Примеры из жизни детей.)


Люди, умеющие сочувствовать ближнему, то есть любому человеку, находящемуся в определенный момент рядом с ними и нуждающемуся в помощи, проявляющие милосердие, не задумываясь, спешат на помощь человеку. Они чувствуют, когда больно или плохо другому. Для них нет посторонних, поэтому относятся они к ближнему так, как хотели бы, чтобы относились и к ним тоже. Здесь уместно говорить об особом таланте человека – таланте доброты. На словах нам все понятно, а как же на деле?

Рассказ В. Сухомлинского «Пришли навестить больную» (читает учитель).

Марийка очень долго болеет. Лежит в кровати, не может подняться. Иногда приходят к ней подруги.

Вот и сегодня пришли к Марийке Оксана и Валя. Принесли две книжки. Рассказали о пионерском сборе, а потом замолкли и сидят возле кровати. Марийка тоже молчит, и ей очень неловко.

В минуту напряженного молчания из-за тучи выглянуло солнце. В комнате стало светло. Оксана и Валя обрадовались.

- Наконец-то солнышко пригреет, - защебетала Оксана. – Как только потеплеет – в лес пойдем, на речку.

- Может быть, и искупаемся, - радуется Валя.

- И цветов нарвем, и на лодке покатаемся, - продолжала свой веселый щебет Оксана.

Марийка смотрела на них, молчала, и из глаз ее на подушку капали слезы. Оксана и Валя увидели, что Марийка плачет, и удивились:

- Почему же ты плачешь, Марийка? Что у тебя болит? Может, тебе еще одну книгу принести? Вот мы пойдем в магазин и купим конфет…

- Не нужно мне ни книжек, ни конфет, - прошептала Марийка.

Вопросы и задания:

- Почему Марийка заплакала?

- Можно ли говорить о том, что девочки не проявили заботу о ближнем? (Нет, нельзя. Девочки пришли навестить больную подругу, попытались скрасить ее одиночество.)

- О каких человеческих чувствах забыли девочки? (О сострадании, милосердии. Они не подумали о том, что их слова больно ранят Марийку, напомнят ей о болезни и невозможности присоединиться к ним.)

Работа со словами «эгоизм», «черствость», «равнодушие», «бессердечность».

- Как можно охарактеризовать поступок девочек? (Девочки оказались равнодушными к чужому несчастью, ведь именно несчастьем для Марийки было одиночество в больничной палате).

- Изобразите эти нравственные качества на бумаге красками или цветными карандашами. (Дети рисуют, как правило, темными красками.)

Сопоставление рисунков, комментарии детей.

Наверное, Оксану и Валю не стоит винить в данной ситуации. Они не могут понять чужую боль, потому что сердца их закрыты, не восприимчивы к чужой боли. Ничего не случилось, скажете вы, девочка выздоровеет, и вместе с подружками побежит на речку купаться. А девочки? Никто не застрахован в жизни от неприятностей, от болезней. Забыв библейские слова о том, что человек должен относиться к ближнему, как к самому себе, они проявляют эгоизм и равнодушие. У русского народа всегда слово «любовь» было синонимом слову «жалость». Любить – значит жалеть человека. Проявление заботы о ближнем - вот назначение каждого человека.

Рассказы детей о милосердии, сострадании (на примере литературных произведений).

Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения травматизма доктора Г.А. Илизарова спросили: "Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?" Врач - целитель страшно удивился: "Живу так, а не иначе не потому, что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей".

А рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор», в котором писатель повествует о великом докторе Пирогове, бескорыстно помогающем семье Мерцаловых? На слова благодарности упавших духом людей он махнул рукой: «Не стоит благодарности». Доктор не может оставаться равнодушным, так как от его участия зависит жизнь людей: больной девочки, потерявшего надежду отца Мерцалова, голодных и обездоленных детей семейства.

Много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души в нашей жизни. Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Милосердие - традиционная черта россиян.

В 1890 - 1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:

в Санкт-Петербурге - 1981327 рублей; в Москве - 1813060 рублей. А покупательная способность рубля была в те времена другая:

7- 9 рублей стоила корова;

3 - 5 рублей - костюм-тройка;

25- 40 рублей в месяц - зарплата квалифицированного рабочего.

В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.

Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года. Сердца людей распахнулись навстречу пострадавшим. Какие яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека! 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства. Помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки для детей.

Памятка «Как стать милосердным?»

1. Помни добро, и ты никогда не сотворишь зла.

2. Помоги ближнему, раздели беду - и твоя совесть будет спокойна.

3. Радость у кого-то - порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.

4. Люби ближнего. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.

5. Будь милосердным, готовым помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Отрывок из статьи С. Львова «Сострадание – активный помощник» (читает учитель).

Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. И пусть оно не останется просто сочувствием, а станет действием. Содействием. Тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он и молчит, к нему надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. Если ее настроить на волну высокой чувствительности.

Вопросы для дискуссии:

- Что значит, по словам С. Львова, настроить душу «на волну высокой чувствительности»?

- Можно ли прожить без милосердия и сострадания в повседневной жизни? Почему?

- Для кого важнее быть милосердным: для самого человека или для того, кому оказываешь помощь?

- Почему сегодня так велик дефицит милосердия?


3.Заключительная часть

Стихотворение Т. Кузовлевой «Твори добро» (читает ученик).

И жизнью жертвуй,

И спеши

Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Когда кипишь, судьбой униженный,

Ты от бессиья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Сиюминутного суда.

Постой.

Остынь.

Поверь, действительно,

Всё встанет на свои места.

Ты сильный.

Сильные не мстительны.

Оружье сильных – доброта.

В стихотворении "Памятник" А.С. Пушкин подводит итог своего творчества:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Как бы ни трактовали последнюю строку, в любом случае, она есть прямой призыв к милосердию.




Литература

  1. Азбука нравственности. Сост. А. Алексеева.-М.: 1976.

  2. Беседа «О милосердии». // http: //school.vo.uz/load/3-1-0-33

  3. Дик Н.Ф. Лучшие классные часы в 5-7 классах.- Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – с.350.

  4. Приймак Е.И. Классный час в начальной школе «Что нам строить дом построить.// http://festival.1september.ru/articles/509732/