Любимый мой край
(классный час, посвящённый 79 годовщине Хабаровского края)
Цель проведения:
- дать ученикам начальное представление о понятиях «гимн», «герб» и «флаг» Хабаровского края;
- создать условия для проявления своей индивидуальность и творческих способностей;
- способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей;
Оборудование: изображение флага и герба Хабаровского края.,
музыкальная запись гимна Российской Федерации,
слова текста гимна, части герба (по количеству групп), цветные карандаши, клей, заготовки-прямоугольники из белой бумаги размером 20х30 см и древко для флажка. (по количеству учащихся), карточки на рефлексию:
Ход занятия:
Этап 1. Организационный момент.
Учитель:
-Послушайте стихотворение:
Амур качает фонари
До самой розовой зари.
Омытый ясной синевой,
Проснулся рано город мой.
Иду бульваром, не спеша,
Слегка волнуется душа,
И чайкой белою в ответ
Мне светлый город шлёт привет.
Забьёт на площади фонтан,
И дрогнет пульс горожан,
Ведь снова тысячи забот
С собою утро принесёт!
Цветёт сирень в моём саду
С японской сакурой в ладу.
Здесь край Земли недалеко,
И здесь так дышится легко!
Люблю осенний листопад,
И дождь, и зной, и летний град,
И то, как греет нас зимой
Своим дыханьем город мой!
Как друг, всегда меня поймёт,
На помощь он ко мне придёт,
Мой город, - он мне Богом дан,
Судьбу делю с ним пополам.
-О чём это стихотворение?
-Какие чувства переполняют душу поэта?
-Игра «Собери пословицу» (группами)
Детям выдаются фрагменты пословиц (Нет в мире краше Родины нашей. Всякому мила своя сторона. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Любовь к Родине сильнее смерти. )
-Как вы понимаете смысл пословиц?
-Как называется наша Родина?
-Как называется край, в котором мы живём?
Учитель:
-Мы живем в Хабаровском крае, который является частичкой нашей необъятной России. Наш классный час так и называется - «Любимый мой край».
-Каждому из нас дорога Россия, её славная история, её древние символы.
-Какие символы нашей страны вам известны? (герб, гимн, флаг)
-Что же такое гимн? Об этом нам расскажет мой помощник-ведущий.
Этап 2.Гимн,герб,флаг Хабаровского края.
1-й ведущий:
Гимн-это торжественная песня. Она исполняется в особых случаях. Зачем это делается? Тем самым выражается уважение к стране, в дни торжественных праздников, государственных собраний, во время парада. Когда исполняется гимн, люди встают. Мужчины должны снять головные уборы.
Учитель:
-Послушайте музыкальную запись гимна России.
-Наш гимн значительно моложе флага и герба. Музыке гимна более 50 лет.
Учитель показывает герб
-Догадайтесь, о каком символе идёт речь. Это эмблема края, изображаемая на печатях, государственных или других официальных документах. (герб)
2-й ведущий:
-Герб-это отличительный знак, который есть у всякого государства. Также герб может быть у города, края, сословия, рода. Посмотрите на герб Хабаровского края и скажите, очертания какого старинного сооружения он напоминает? (щит). В центре щита изображена мощная фигура сидящего на задних лапах чёрного цвета белогрудого медведя, который передними лапами бережно прижимает к груди исторический герб г. Хабаровска.
Голова медведя с раскрытой пастью, красным глазом и высунутым красным языком повёрнута к восходу солнца на восток (в прямом восприятии)
Учитель:
- Почему медведь на гербе Хабаровского края?
3-й ведущий:
Медведь - наш страж и защитник, с древних времён является символом России. С древности медведь соседствовал с русичами, пользовался их уважением за силу и сноровку, всегда был одним из главных и любимых персонажей русских народных сказок. Культ медведя и медвежьи праздники столетиями существовали и у народов Приамурья. К медведю относились как к предку рода, о нём слагали предания, сказки и песни, его изображали на амулетах, ему подражали в танцах.
Белогрудый медведь является нашим дальневосточным видом.
Игра «Собери мозаику» (по группам)
-дети из частей герба складывают его изображение.
Учитель:
-Герб выполнен под девизом: «У России нет окраин!». Как вы это объясните?
Учитель: -А теперь догадайтесь о каком символе пойдёт речь? Это прикреплённое к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов?
(флаг)
-Рассмотрите следующий символ- флаг Хабаровского края. Какой он формы?
-Сколько в нём частей?
-Какого они цвета?
-Как иначе называется флаг?(знамя). Флаг и знамя-это слова, означающие одно и тоже. Только слово знамя - славянское, а флаг-голландское. Раньше на Руси знамя называли стягом.
4-й ведущий:
-Знамёна появились с незапамятных времён- они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамёна имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов войска.
Учитель:
-Какие цвета вы видите на нашем флаге?(зеленый, белый, голубой). Эти цвета выбраны не случайно. Голубой - символ красоты, мягкости, величия. Он также символизирует и обширные водные ресурсы Хабаровского края. Зелёный-символ надежды, радости, изобилия, на флаге символизирует и уникальную флору нашего края. Белый- символ чистоты, добра, скромности., он отражает мирное небо, чистоту помыслов жителей Хабаровского края.
Флаг Хабаровского края выполнен под девизом: «Где раз поднят русский флаг, он уже спускаться не должен!» Слова эти сказал император Николай 1 в 1850 г.
Этап 3.Изготовление сувенирного флажка Хабаровского края.
-Каждый гражданин должен знать символы своего государства и символы того края, в котором он живёт. Сегодня каждый из вас сделает флаг Хабаровского края.
(на партах лежат заготовки-прямоугольники из белой бумаги размером 20х30 см, на которых уже проведены три части; древко-трубочка для коктейля.)
План работы:1.Раскрасить полоски на флаге.
2.Приклеить флажок к древку.
Этап 4. Итог праздника.
Рефлекия:
Метод «Плюс-минус-интересно».
В графу «П» - «плюс»- запишите все, что понравилось.
В графу «М» - «минус»- запишите все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, непонятным.
В графу «И» - «интересно»- запишите все любопытные факты, о которых узнали на уроке,
-Что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, задайте вопросы к учителю.
Звучит песня о Хабаровском крае, дети машут флажками.