XIV
Конспект внеклассного мероприятия для обучающихся 3 класса
Форма занятия: классный час.
Тема:Здоровый образ жизни.
Автор-составитель: Меркулова Людмила Анатольевна, учитель начальных классов,
МБОУ СОШ № 14 с. Соколовского,
Гулькевичского района, Краснодарского края.

Цель:
Задачи:
Продолжать работу над формированием умения определения задач занятия и темы занятия;
Формировать убеждение о необходимости сохранения личного здоровья;
Формировать умение самостоятельно следить за личной гигиеной и состоянием своего здоровья;
Формировать знания о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье человека;
Продолжить развитие воображения, памяти, речи обучающихся; обогащение словарного запаса обучающихся;
Продолжить развитие умения делать выводы, анализировать, отвечать на вопросы;
Воспитывать умение работать в группах, парах.
Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фрагменты мультфильма «Мойдодыр» и «Трубка и медведь»; цветок с правилами на лепестках, картинки микробов, книги о питании, зарядка - «Солнышко лучистое любит скакать», карточки на доске для рефлексии.
Оборудование для обучающихся: карточки с пословицами, картинки с продуктами.
Ход урока.
Организационный момент.

Расслабляющий тренинг.
- Ребята, посмотрите, какое сегодня великолепное теплое утро.
Давайте поприветствуем окружающий нас мир и друг друга.
Здравствуй, солнце золотое! (рисуют руками круг)
Здравствуй, небо голубое! (руки поднимают вверх, машут кистями)
Здравствуй, вольный ветерок! (обмахивают кистями рук лицо)
Здравствуй, милый мой дружок! (поднимают руки вверх и машут ими)
- Ребята улыбнитесь друг другу. Улыбка может согреть вас и ваших друзей теплом и улучшить всем настроение
II. Постановка учебной задачи.
- Ребята, для того, чтобы узнать,тему сегодняшнего занятия нам необходимо составить пословицы из двух частей.
Где здоровье - там и красота
Двигайся больше - проживешь дольше.
Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.
Чистота - залог здоровья.
Цель физической культуры: Быть здоровым и с фигурой
Быстрого и ловкого болезнь не догонит!
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
- Назовите общую тему пословиц и тему нашего урока. (Здоровье)

- Верно. Сегодня мы будем говорить о здоровье. А именно о здоровом образе жизни.
(На доске открывается тема урока)
- На какие вопросы вам хотелось бы найти ответы на данном занятии?
(Ответы детей. Если ребята затрудняются – задать наводящие вопросы или подсказать.)
- Сегодня мы попробуем узнать:
III. Работа над новой темой.
- Представьте себе, что наше здоровье – это большой красивый цветок. Чтобы он расцвёл, нам необходимо узнать правила здорового образа жизни.
На доске кружок от цветка, на котором написано слово «здоровье».
(Просмотр фрагмента из мультфильма «Мойдодыр»30 сек.)
- Из какого мультфильма мы просмотрели фрагмент? Кто автор стихотворения «Мойдодыр»?
-Для чего животные купаются и чистят своё тело? (чтобы не было запаха, быть чистыми, чтобы их не обнаружили другие звери).
-А зачем моется человек?(Чтобы быть чистым, вкусно пахнуть, ничем не заболеть).
-Почему плохо быть грязнулей?
(Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши - человек плохо слышит. Грязная кожа - человек плохо дышит. Грязные руки - появляются кишечные заболевания.)
- У Чистоты есть помощники. Постарайтесь правильно назвать их.
1.В кране нам журчит водица:
«Мойте чаще ваши … (лица).
2. Чтобы выглядеть моложе,
Уход хороший нужен … (коже).
3. Даже взрослому уж сыну
Трёт мочалкой мама … (спину).
4. Чтобы долго быть зубастым,
Чистить зубы надо … (пастой).
5. А у пасты есть подружка.
Чистит зубы, старается.
Скажите, как называется? … (щетка)
6. Превратятся скоро в когти
Неподстриженные… (ногти).
7. Объявляем бой бациллам:
Моем руки только с … (мылом).
8. Зубы ты почисть сначала,
Есть для этого … (не мочало, а щётка и паста).
- Первое правило ЗОЖ. (Содержи в чистоте тело, одежду, жилище.)
На цветке появляется первый лепесток «Соблюдайте чистоту!».
Игра «Полезно, вредно».
На доске расположены картинки с разнообразной едой.
- Ребята, а сейчас поиграем. Снимаете картинку со стены и крепите её на доску, распределяя продукты по группам: полезно и вредно.

- Почему эти продукты полезны? А эти вредны? (Овощи и фрукты - есть витамины, укрепляют здоровье; вредные продукты приводят к болезням, разрушают здоровье).
Частушки
Раньше ели, что хотели,
Не задумывались мы,
А теперь от всякой снеди
Мы бежим как от чумы.
Почему теперь не рады
Съесть полезный йогуртон?
Потому что в нем добавки,
Отравить нас может он!
Мы сегодня съели чипсы
И расстроились до слез,
В интернете посмотрели,
Окислителей там воз.
Шоколадку я купила,
Есть, не есть, боюсь опять,
Надо знать про Е – добавки
Упаковку изучать.
Мы частушки вам пропели,
Вас хотели оградить,
Чтобы много вы не ели,
Если вы хотите жить.
-Объясните, как понимаете пословицу "Овощи - кладовая здоровья".

- Слово «витамин» придумал американский ученый биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество (амин), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединение латинского слова vita (жизнь) с «амин», получилось слово «витамин». Детям 6-7 лет надо съедать в день 500-600 г. овощей.
- Ребята, перед вами две волшебные коробки. Отгадайте, что лежит в первой коробочке?
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)
- Уже четыре тысячи лет употребляется в пищу один богатый витаминами, незаменимый и в наши дни овощ — морковь. В старину ее считали лакомством гномов — сказочных лесных человечков.
Существовало поверье: если отвезешь в лес вечером миску с пареной морковью — утром на этом месте найдешь слиток золота. Ночью гномы съедят морковь и щедро заплатят за любимое кушанье. Доверчивые люди носили в лес миски с морковью, но золото, увы, не находили.
В моркови масса полезных элементов. Это каротин, витамины А, В, С, Д. Издревле знали о целебных свойствах. Ею лечили заболевания носоглотки, сердца, печени. Сок усиливает сопротивляемость при гриппе, лечит горло, бронхит, очищает кровь, улучшает пищеварение.
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки,
И крупной соли полмешка.
(Капуста)
- Капуста — очень древнее растение, а от нее произошло немало других пригодных в пищу растений. Много тысяч лет тому назад капуста была бесполезным растением, которое росло вдоль морского побережья Европы. У нее были яркие желтые цветы и сморщенные листья. От этого дикого предка и произошли более ста пятидесяти разновидностей культурных растений. Наиболее известны обычная капуста, капуста кормовая, брюссельская капуста, цветная капуста, брокколи и кольраби.
Белокочанной капустой в русских деревнях кормились почти целый год. В капусте съедобно всё. Очень полезно есть капусту сырой, в виде салата. Капуста отличный по вкусу продукт, да ещё богатый ценными витаминами. В ней содержится много витамина С. Сырая или квашеная капуста возбуждает аппетит. Листом капусты можно полечить голову.
Это интересно! Выставка книг о правильном питании.
- Ребята, кто побольше хочет узнать о правильном питании почитайте эти книги.
- Поднимите руку, кто питается правильно? Если нет, постарайтесь поправить дело.
- Назовите второе правило здорового образа жизни.
На цветке появляется второй лепесток: «Правильно питайся».
- Ребята, чем надо заниматься, чтобы быть здоровым и весёлым?
-Поднимите руку, кто из вас посещает спортивные секции?

(Зарядка – «Солнышко лучистое любит скакать»)
- Назовите третье правило ЗОЖ.
На цветке появляется лепесток «Больше двигайся!»
- Чтобы нам узнать следующее правило ЗОЖ мы посмотрим отрывок из мультфильма «Трубка и медведь» С. Михалкова.
- Внимательно смотрим, что произошло с медведем.
- Что необычного в мультфильме? (медведь курит)
- Что произошло с медведем из-за курения? (заболел, стал худым, постоянно кашляет, ломит кости, шерсть стала некрасивой, плохо видит).

- Курение является вредной привычкой. Назовите ещё вредные привычки (употребление спиртного и наркотиков).
- Перед вами образ неряшливого человека. Попробуем узнать, какие вредные привычки привели его к этому облику.
Почему нельзя грызть кончик карандаша, ручки? (Зубы будут неровными, инфекция).
Почему нельзя курить? (Желтые зубы, запах изо рта, кашель).
Как влияет на здоровье и внешний вид употребление алкоголя? (Расширяются сосуды – красный нос, жилки на лице, болезни печени, желудка).
Как можно догадаться, что человек употребляет наркотики? (Красный цвет лица и глаз, расширенные зрачки, агрессивность, худоба, бледность, прыгающий взгляд).
Как часто и зачем нужно мыть голову?
Подружка просит Вас дать ей свою расческу. Что Вы сделаете?
Почему нельзя грызть ногти? (Под ногтями микробы, яйца глистов).
Почему нельзя брать в рот несъедобные предметы? (Можно проглотить, проколоть небо или щеку, заразиться болезнями).
Почему нельзя меняться одеждой, обувью, головными уборами? (Можно заразиться кожными, инфекционными заболеваниями, вшами, грибком).
- А что нужно делать, чтобы не приобрести эти вредные привычки?
- Заниматься спортом!
- Найти интересное занятие!
- Заниматься в кружках и клубах!
- Заниматься музыкой!
- Коллекционировать, фотографировать!
- Рисовать, вышивать, петь, танцевать!
- Жить надо интересно, творчески, не давая себе бездельничать и лениться. И тогда не останется времени на вредные привычки!
- Эти привычки самые – самые вредные для человека!
Поэтому выведем четвёртое правило ЗОЖ.
Лепесток «Вредным привычкам «Нет!!!»
- Вы – ученики, а учёба – это тяжёлый труд. И чтобы не переутомляться, надо правильно организовать свой день.Я хочу попросить вас, ребята, помочь третьеклассникам из другой школы: составить режим дня.

Работа в группах.
Проверка:
- Я сейчас предлагаю сверить ваш режим дня с режимом дня соседа по парте. (работа в паре)
- Чем не надо увлекаться, когда отдыхаешь? (просмотром телевизоров и компьютеров)
- Если поработали за компьютером, надо обязательно сделать зарядку для глаз. Что мы сейчас с вами и сделаем, дадим глазкам отдохнуть.

Гимнастика для глаз (1 мин.)
«Лучик солнца».
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной. Моргают глазками.
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись. Делают круговые движения глазами.
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду. Отводят взгляд влево.
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду. Отводят взгляд вправо.
- Надо запомнить, что чередование труда и отдыха необходимы. Это улучшает работоспособность, приучает к аккуратности, дисциплинирует человека, укрепляет его здоровье.
- Назовите пятое правило ЗОЖ.
Появляется на цветке последний лепесток «Соблюдай режим дня».

- Как оставаться всегда здоровым?
- Постоянно соблюдать эти правила, а не от случая к случаю.
IV. Закрепление пройденного.
-Назовите главные правила ЗОЖ.
- Сейчас я предлагаю вам небольшую игру.
Я буду называть слова – характеристики человека, если это характеристика здорового человека, то вы хлопаете в ладоши.
Здоровый человек - это ....... человек.
- Крепкий, сильный; толстый, бледный, неуклюжий, весёлый, ловкий, красивый, сутулый,румяный, стройный.
V. Рефлексия.
- Ребята, выскажитесь по классному часу, выбрав для себя начало фразы.
На доске:
сегодня я узнал…
я понял, что…
теперь я могу…
я попробую…
классный час дал мне для жизни…
мне захотелось…
VI. Итог урока.
Здоровье – это кладезь.
Его нельзя купить,
Однажды потерявши,
Его не возвратить.
Не одолжить у друга,
Не выиграть в лото,
Ведь без здоровья счастье
Поверь уже не то.
Не порадует работа
Да и денег не скопить.
В общем без здоровья плохо,
Очень плохо людям жить.
Несомненно, что здоровье
С детства нужно укреплять
Физкультурой заниматься
Бегать, прыгать и играть.
Желаю вам сохранить здоровье на долгие-долгие годы, ведь здоровье – главное богатство для каждого человека.
- Спасибо вам, ребятки, за работу! Молодцы!

Литература:
Загадки - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/prazdnik-zdorovya-sportivnoe-vneklassnoe-meropriyatie-dlya
Пословицы - http://paers.ru/documents/russkie-poslovicy-i-pogovorki-o-sporte-i-zdorove-dlya-detey
Картинки -https://yandex.ru/images/search
Романенко В. М.Классный час «Здоровый образ жизни» // Завуч. 2008. № 7. С. 125, 128.
Внеклассные мероприятия в начальной школе, выпуск 5. Автор-составитель И.Н. Корбакова, Волгоград: Учитель, 2007
Внеклассные мероприятия в начальной школе, выпуск 4. Автор-составитель Н.В. Лободина, Волгоград: Учитель, 2007.
Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.- М.: «ВАКО», 2007.
Коваленко В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер-М.: «ВАКО»,2007.
Начальная школа . 2004. №7, Уроки здоровья.
Сборник «Внеклассные мероприятия».- М.: «ВАКО»,2006.
Приложение к занятию:
Мультфильм «Мойдодыр» - https://www.youtube.com/watch?v=Huu4c6DoZ_4
Мультфильм «Трубка и медведь» - https://www.youtube.com/watch?v=OoCjz11hS6M
Зарядка – «Солнышко лучистое…» - http://iplayer.fm/song/3239078/.Zaryadka_-_Solnyshko_luchistoe_lyubit_skakat/