Открытый классный час «Здоровый образ жизни»
“Человек – высшее творение природы.
Но для того, чтобы наслаждаться её
сокровищами, он должен, по крайней мере,
отвечать одному требованию: быть здоровым.” А.А. Леонов.
Цель:
Закрепить знания детей об основах здорового образа жизни.
Задачи:
1. Образовательные:
• Систематизировать и обобщить знания детей о полезных и вредных привычках,
• Дать представление о пагубных привычках, о том, что важнее прививать полезные привычки, чем искоренять вредные.
• Раскрыть творческие способности учащихся.
2. Воспитательные:
• Воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни и пропагандировать его.
3. Развивающие:
• Развивать у детей творческие способности, внимание, логическое мышление.
Предварительная работа:
Конкурс рисунков на тему «Я выбираю спорт».
Ход классного часа.
В народе говорят, что за деньги здоровье не купишь. Заботиться о нём надо с первых дней жизни. До определённого возраста здоровье ребёнка берегут его родители. Но, подрастая, он должен делать это сам: укреплять его, развивать данные природой возможности. К сожалению, не все люди это понимают. Спохватываются только тогда, когда здоровью уже причинён вред.
Мне очень хочется, чтобы вы выросли здоровыми, сильными людьми. Сегодня наш классный час посвящён очень важному вопросу – вопросу здоровья.
А теперь настала пора нам всем вместе отправиться в прекрасную страну под названием “Здоровье”. Для начала попробуйте дать определение: что такое здоровье? (слайд 1)
Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни
Мы начинаем путешествие по “Морю здоровья”.
Впереди цветущий прекрасный остров привычек. Там свежий воздух и ласковое солнце. А что такое привычки? (слайд 2)
Привычка – это то, что делаешь постоянно. Например, привычка одеваться или чистить зубы, или заправлять свою постель.
Чтобы сформировалась привычка, необходимо повторять какое – то действие многократно, изо дня в день, и тогда человек начнёт его выполнять не задумываясь.
Процесс формирования привычки нам поможет игра «Привычка».
Учащиеся встают в круг и, если команда ведущего начинается со слов «прошу», выполняют различные действия («Прошу присесть», «Прошу повернуться», «Прошу поднять руку» и т.п.)
В определённый момент ведущий перед командой не произносит слово «Прошу» и тогда группа не должна выполнять указание.
Ну, а сейчас попробуйте отгадать, что же нам помогает формировать здоровые привычки.
1.Белое корыто к полу прибито. (Ванна)
2. Худая девчонка – жесткая чёлка, днём прохлаждается, а по утрам да вечерам работать принимается. (Зубная щётка)
3.Белая река в пещеру затекла, по ручью выходит – со стен всё выводит. (Зубная паста)
4. Светло поле-сторона, идёт по полю борона, пшеницу разгребает,
порядок соблюдает. (Расческа)
5.Ускользает, как живое, но не выпущу его я. Дело ясное вполне -
пусть отмоет руки мне. (Мыло)
6. Там, где губка не осилит, не домоет, не домылит, на себя я труд беру:
пятки, локти с мылом тру, и коленки оттираю, ничего не забываю. (Мочалка)
7.Вафельное и полосатое, ворсистое и мохнатое, всегда под рукою -
что это такое? (полотенце)
(слайд 3) Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными.
Итак, ответьте, пожалуйста, на вопрос, какие вы знаете полезные привычки? (привычка чистить зубы, умываться, заниматься спортом)
Но на этом острове есть Вулкан вредных привычек, который время от времени извергается и губит всё живое вокруг.
Полезные и вредные привычки
(На столе лежит пакет с коробочками, пачки из - под туалетного мыла, духов, косметических кремов и сигарет.)
Найдите признак, по которому можно все эти красивые коробочки разделить на две группы.
Почему вы именно так разгруппировали? (кремы, мыло, духи помогают ухаживать за кожей человека и приносить пользу, а сигареты приносят вред человеку)
Да, привычки бывают полезными и вредными. Многие привычки могут оказать влияние на здоровье человека.
(слайд 4) Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными.
Среди вредных привычек, имеющихся у людей, есть привычки, которые часто становятся губительными для здоровья. Какие вы знаете вредные привычки? (ответы детей) Давайте остановимся на некоторых из них.
Употребление алкогольных напитков
А как вы думаете, зачем люди пьют алкогольные напитки? Что такое алкоголь? (слайд 5)
Алкоголь — это вещество, которое содержится в спиртных напитках (водке, вине, пиве и т. д.) В переводе с арабского, алкоголь означает «одурманивающий». Основой всех алкогольных напитков является этиловый спирт, который и вызывает состояние опьянения.
Приходилось ли вам общаться с людьми, которые выпили много алкоголя?
Как ведут себя такие люди? Какое чувство они вызывают у вас?
Взаимодействуя с различными органами и системами организма человека, алкоголь становится активным участником обмена веществ, организм постепенно привыкает к алкоголю и требует его все больше и больше. Возникает зависимость от алкоголя, приводящая к болезни — алкоголизму. Алкоголь — это средство, которое способно человека разумного превратить в безрассудное существо.
С каким животным сравнивают пьяного человека? («Напился как свинья!»)
Алкоголь может стать причиной:
- ссор и драк;
- болезней;
- аварий на дорогах и предприятиях;
- смерти людей.
Употребление наркотиков
ещё более опасно, чем употребление алкоголя
Почему нельзя слушать чужих людей, брать у них незнакомые продукты, пробовать их, нюхать?
Есть одурманивающие вещества, которые могут выглядеть очень привлекательно — в виде жвачек, таблеток, витаминов, сигарет, приятно пахнущих веществ. Попробовав их один раз, захочется снова и снова. Эти вещества называются «наркотиками». От наркотической зависимости очень трудно вылечиться. Поэтому, не вступайте в разговор с незнакомыми людьми. Не садитесь в чужие машины. Не принимайте угощение от посторонних людей.
(слайд 6) К чему приводят наркотики?
• Изменению психики
• Появляются галлюцинации, т.е. видения, которые реально не существуют
Наркотики могут стать причиной:
- ссор и драк;
- болезней;
- аварий на дорогах и предприятиях;
- смерти людей.
Курение табака
(слайд 7) Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое табак и откуда он к нам пришёл, что происходит с человеком, когда он курит сам, и что происходит с теми некурящими людьми, которые его окружают во время курения и вдыхают его дым от его сигарет.
Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин.
Европейцам долго не было известно курение табака. Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба, наблюдавшие, как индейцы выпускали изо рта дым, втягивая его из листьев, свёрнутых в трубки, зажженные на конце. Такие трубки индейцы называли «сигаро». Нередко индейцы клали сушеные тлеющие листья в специальные сосуды, которые называли «табако».
В Россию табак был завезён англичанами в 1585 году через Архангельск. Курение и нюханье табака жестоко преследовались. С приходом к власти Петра 1 запрет был отменён.
Табачный дым вреден всем! В горящей сигарете в процессе сгорания табака образуется огромное количество вредных, опасных для жизни человека веществ. (слайд 8)
Никотин – это яд, который содержится в табаке и вызывает привыкание.
Смолы – это название нескольких веществ, которые возникают при горении табака.
Угарный газ – это один из ядов, содержащихся в табачном дыме.
(слайд 9) Пассивное курение – это вдыхание некурящими дыма чужих сигарет и дыма, выдыхаемого курильщиками.
• На какие органы влияет табачный дым?
► табачный дым при входе попадает в лёгкие (загрязняет лёгкие. Он мешает чистому воздуху поступать в лёгкие.)
► сигаретный дым влияет на работу сердца (сердце начинает сокращаться чаще, изменяются сосуды, по которым кровь поступает в сердце, сердце начинает болеть)
Последствия курения формируются медленно, вредные вещества накапливаются и постепенно приводят к развитию различных заболеваний. Особенно опасным является приобщение к курению в детском и подростковом возрасте, т.к. ещё не сформировавшемуся организму очень трудно противостоять токсическому действию табака.
Снижается работоспособность человека, ослабевает зрение, слух, память. Меняется поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для их жизни и жизни окружающих. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многого не узнают в жизни.
• Как влияет курение на внешность человека?
• человек худеет;
• цвет лица у него становится некрасивым;
• волосы не блестят – они становятся тусклыми, безжизненными, ломкими;
• кожа становится тонкой и сухой, становится морщинистой, цвет кожи желтоватый, нездоровый;
• под глазами тёмные круги, глаза воспалённые, покрасневшие;
• зубы желтеют, начинают портится, изо рта у курильщика всегда идёт неприятный запах, даже жвачка и зубная паста не помогают;
• одежда курильщика имеет неприятный запах, пахнет кислым табачным дымом.
Наше путешествие продолжается дальше, и теперь мы с вами увидим, что кроме этих вредных привычек существуют и другие причины, приводящие нас к нездоровому образу жизни.
(слайд 10) Движение – это жизнь. А что же мы видим? Люди могут часами сидеть у телевизора или компьютера. Двигательная активность сходит постепенно к нулю. Это очень вредит здоровью.
Учитель делит класс на три команды.
Задача I команды: Придумать и показать физические упражнения для людей, работающих за компьютером;
II команда через 2 минуты расскажет, как издавна народ относился к здоровью. Вы получите карточки с незаконченными пословицами. Ваша задача – закончить пословицы о здоровье.
Чистота - (Ответ: залог здоровья)
Здоровье в порядке - (Ответ: спасибо зарядке)
Если хочешь быть здоров - (Ответ: закаляйся)
В здоровом теле - (Ответ: здоровый дух)
III команда соберет пословицы из 2-х частей
Сладостей тысячи, а здоровье одно.
Овощи, фрукты – полезные продукты.
Будешь «Колу» пить, смотри, растворишься изнутри.
Будешь «Сникерс» кушать сладкий, будут зубы не в порядке.
(слайд 11,12)
Ну, а мы с вами сейчас проведём гимнастику для глаз.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ, при работе на компьюторе.
1.Зажмурьте глаза, потом откройте их. Повторить 5 раз.
2.Делайте круговые движения глазами. Повторить 10 раз.
3.«Напишите» глазами дату своего рождения.
4.Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем указательного пальца: медленно приближайте его к кончику носа, а затем медленно отводите его обратно. 5 раз.
5.Смотреть в окно вдаль втечение 1 минуты.
6.Быстро поморгать (1—2 мин.) (улучшается кровообращение глаза).
Ну, а сейчас я хочу проверить вашу эрудицию. Я вам задам вопросы, а вы должны ответить: да или нет
1. Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья? (Да)
2. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (Нет)
3. Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10000 тысяч человек? (Да)
4. Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да)
5. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (Да)
6. Правда ли, что молоко полезнее йогурта? (Нет)
7. Взрослые чаще, чем дети ломают ноги? (Да)
8. Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (Да)
Ну и подведём итог нашего классного часа. (слайд 13) Каждый человек вправе выбирать сам, как ему жить: сосуществовать с вредными привычками или вести здоровый образ жизни. Давайте ещё раз вспомним, что (слайд 14,15)
Полезно для человека
• соблюдать режим дня
• соблюдать гигиену
• правильно и регулярно питаться
• заниматься спортом
• вовремя и самостоятельно делать уроки
• бывать на свежем воздухе
• делать утреннюю зарядку
• следить за чистотой своей одежды и своего жилища
• слушать родителей и близких людей
• закаляться
Вредно для человека:
• прогуливать занятия в школе
• грубить и не уважать старших
• много сидеть у телевизора или за компьютером
• гулять в неположенных местах, где есть опасность для жизни
• пробовать незнакомые вещества
• есть много сладкого
• грызть ногти
• драться
• курить
• читать книги
• посещать кружки
А сейчас давайте еще раз вспомним, что же составляет основу здорового образа жизни человека?
Если человек здоров, он всегда будет энергичен и активен, всегда сможет преодолеть трудности на своём пути, им будут гордиться родители, любить и уважать друзья, он сможет могого достичь и стать замечательным специалистом, нужным и полезным людям.
Я полагаю, что каждый из вас может гордиться собой, если научится самостоятельно мыслить, если научится говорить НЕТ любым вредным привычкам. (слайд 16) И пускай нашим девизом станут слова – “Мы за здоровый образ жизни!”
«Лист самооценки»
Фамилия, имя ученика_____________________________
Расставьте стрелочки
Узнал что-то новое
Было интересно
Я
Было неинтересно
Было понятно
Ничего не понял
Активно участвовал
«Лист самооценки»
Фамилия, имя ученика_____________________________
Расставьте стрелочки
Узнал что-то новое
Было интересно
Я
Было неинтересно
Было понятно
Ничего не понял
Активно участвовал
«Лист самооценки»
Фамилия, имя ученика_____________________________
Расставьте стрелочки
Узнал что-то новое
Было интересно
Я
Было неинтересно
Было понятно
Ничего не понял
Активно участвовал
Чистота –
Здоровье в порядке –
Если хочешь быть здоров -
В здоровом теле -
Сладостей тысячи,
а здоровье одно.
Овощи, фрукты –
полезные продукты.
Будешь «Колу» пить, смотри,
растворишься изнутри.
Будешь «Сникерс» кушать сладкий,
будут зубы не в порядке.