СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Земля - наш дом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Земля - наш дом"»

МБОУ Харганатская СОШ имени Д.Д. Лубсанова














Классный час «Земля – наш дом»

Класс: 3



















Составитель: Тудупова Наталья Цыренжаповна

Учитель начальных классов






2021 год.

Цели:

Тема: Земля – наш общий дом.

Цели:

1. Обучающая: формировать интерес к изучению Земли, как к дому, в котором мы живём; объяснить, что судьба нашей Земли – наша судьба, раскрыть данную экологическую проблему.

2. Развивающая: развивать навыки экологического мышления, умения применять полученные знания в жизни; развивать основы экологической грамотности, культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за её сохранение; развивать познавательную активность.

3. Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к Земле, как к общему дому для всего живого.


«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны, торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы…..»

Как вы понимаете слова Василия Сухомлинского?

 - Умейте  и вы слушать эту музыку природы, умейте наслаждаться красотой.

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству,- это источник любви к Родине.

Классный руководитель:  Здравствуйте. Насколько урок будет интересным, познавательным, увлекательным будет зависеть лишь от нас и от того, насколько мы готовы к уроку.  

Классный руководитель:

Ребята, давайте мы сейчас посмотрим на красоту природы нашей планеты. (Слайды 1-5). Очень красиво, не так ли?

Показ видеоролика.

Теперь давайте посмотрим на нашу планету в отрывке из мультфильма «Валли».

Итак, где происходит действие? Что случилось с планетой, с Землёй? Где все люди? Почему?

Так о чем мы сегодня будем говорить?

Тема классного часа: «Земля – наш дом» ( слайд 6. )

Среди людей, к сожалению, есть много таких, которые нарушают порядок на планете. И на сегодняшний день существуют 4 основные экологические проблемы:

  • загрязнение воды;

  • загрязнение воздуха;

  • уничтожение лесов

  • «мусорная проблема» (слайд 7)

-На сегодня загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем.

Сегодня в проведении классного часа мне вызвались помогать ребята

Сценка «Суд над мусором»

Классный руководитель:  

Проведём суд над Мусором. Доржима судья, Мэргэн прокурор, Алтана адвокат, свидетель вода Диана, воздух Нелли, нерпа Даша, почва Кристина.


Судья: Слушается дело по обвинению сэра Мусора. ( Н. Арсалан).

Введите обвиняемого в класс. Представляю его - это мусор. 

(костюм мусора: бумажки, огрызки от яблок, пластиковые бутылки, батарейки, лампочки, бутылки стеклянные, …) 

Господа присяжные – остальные ученики.

Судья:  В чём же состоит вина Сэра Мусора против человечества? Слово обвинению.

Прокурор: 

Вина Сэра Мусора против человечества состоит в том, что он превратил города в искусственных монстров, где мало воздуха, пищи, жилья, зато много хлама. 

Люди вынуждены дышать воздухом, состоящим из углекислого газа, серы, ртути и свинца.   Нас окружают высохшие и отравленные моря, озёра и реки. Вырубают леса в больших количествах.   Звери и птицы обречены стать занесёнными в «Красную Книгу». От мусора разводится всё больше грызунов, вредных насекомых. 

Судья: Так что вы хотите? 

Прокурор: Мы хотим жить в чистых домах с чистыми дворами, а не на свалках, дышать свежим воздухом, а не выхлопными газами. 

Судья:  Слово предоставляется Защите. 

Адвокат.

   Уважаемые граждане! Все, что говорили, правильно и справедливо. Но мусора ли в этом вина? Это вы оставляете километры никем неубираемой земли, это вы не ставите урн даже в местах скопления людей. Вы не соблюдаете график вывоза отходов, и, наконец, вы не уважаете и не бережете труд уборщиц и дворников. 

Судья: предоставляется слово свидетелю воздуху

Воздух: Свидетель – воздух

- Ваша честь! Не надо забывать, что многое в мире природы зависит и от чистоты воздуха! Экологическая ситуация остается напряженной. Больше всего загрязняют воздух выбросы автотранспорта и источников теплоэнергетики. Это катастрофа! И мне непонятно, зачем человек себя так наказывает? Спасибо ваша честь.

Свидетель: байкальская нерпа.

- Я боюсь, что если человек не изменит своё отношение к природе, то мы исчезнем.
- Я обвиняю не сам мусор, а человека в том, что он бездумно использует природные богатства, нарушая тем самым экологический баланс.

Свидетель: вода.

- Ваша честь! Я представляю озеро Байкал – это мировая жемчужина, его нужно беречь. Состояние экологии Байкала за последние годы ухудшилось. Я согласен с нерпой, разве мусор появляется ниоткуда? Неужели сам человек, «произодитель» мусора не понимает, что водой пользуются не только животные, растения и рыбы, но и сам человек. Возникает вопрос, неужели человеку нравится грязная вода?
Свидетель - почва.

- Ваша честь! Почва образуется очень медленно, нужно сотни тысяч лет! Зато именно человек разрушает её очень быстро. Со мной обращаются очень плохо. Уничтожили леса на моей поверхности, а ведь они так важны для меня. Сообщаю вам тот факт, что состав почвы ухудшается!
Ведь у меня нельзя только брать! Меня нужно удобрять и давать отдыхать! Спасибо ваша честь.

Судья: предоставляется слово подсудимому.

    Мусор готов послужить людям еще и еще, вы просто не полностью используете возможности мусора. 

    Благодаря мусору в 1783 году братья Монгольфье построили и запустили в небо первый воздушный шар. Идея создания пришла именно тогда, когда они жгли мусор около дома. Первый аэростат был наполнен дымом, который был образован при горении шерсти и сырой соломы. 

     В Голландии из металлического мусора сделали скульптуры и украсили ими парк.

     Если вы будете правильно обращаться с мусором, он не будет никому мешать жить... 

- В защиту своего хозяина человека скажу, да, то, что сделал человек с природой, ужасное преступление. Но ведь человек пытается что – то исправить! Именно человек создал Красную книгу. Именно он создает заповедники и охраняет их. К нашему счастью, люди на Земле разные.


Судья: Интересно. Вот мы выслушали обе стороны. Прошу присяжных выразить свое мнение о виновности мусора. Он виноват или все-таки человечество?

Опрос присяжных.

-Я готова огласить приговор. Подсудимый признается невиновным и освобождается из под стражи в зале суда.  

Выговор выносится в отношении жителей планеты Земля. Именно ваше бездействие и равнодушие привели к экологическому кризису.

Спасибо большое за сценку. Садитесь.

Сейчас давайте мы отдохнем. Физкульминутка.

Физкультминутка «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, тянемся вверх "да" и хлопайте в ладоши, если плохо, то все вместе говорите "нет" и приседаете.

- Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

- Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

- Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

- Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)

- Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

- Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

- Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Анализ спектакля.

Природа – учитель

- Вы сейчас посмотрели спектакль «Экологический суд» и для того чтобы лучше понять экологические взаимосвязи в природе, я предлагаю вам смоделировать "Паутину жизни”. (модель наглядно показывает взаимосвязи в природе и трансформацию экосистемы в целом)

Организация модели. (Слайд 9).

Дети держат карточку. Учитель, создавая экосистему, называет детей,: вода, деревья, воздух, почва, байкальская нерпа, байкальская губка, медведь, лиса, беркут, ягоды, грибы, человек.
Учитель рассказывает легенду: здесь, на берегу Байкала будет стройка завода. Лесоповал - «деревья» уходят, следом за «деревьями» уходят «медведь», «лиса», улетает «беркут», исчезают «ягоды», «грибы». Потом начинается выравнивание местности (« почва» покидает круг), сброс сточных вод («вода» следует за выбывшими), а следом за водой уходят «байкальская нерпа» и «байкальская губка», выброс газов в атмосферу («воздух» улетает), новое поселение человека (« человек» остается стоять один).

Компоненты погибли по очереди, соответственно произошло ослабление и нарушение экологических связей.

Классный руководитель: Да, ребята, необходимо соблюдать законы природы, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь изучает экология.

Вот еще примеры такой взаимосвязи

- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии (слайд 10)

- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах. (слайд 11) Классный руководитель:  - Как видим, природа наказывает тех, кто не выполняет её законов.

Сколько лет живет мусор?

Посмотрите на слайд 12.

Как проблему с мусором нужно решать сейчас? (групповые ответы)

 Посмотрите пожалуйста слайд. Здесь можно увидеть возможные решения по предотвращению появления мусора. (слайд 13-15).

Классный руководитель:  Предотвращение появления отходов. Повторное использование вещей, сознательный выбор покупателем товаров. Чем меньше мы покупаем высокоотходных товаров, тем меньше будет производиться отходов и тем реже будет возникать необходимость их дорогостоящей переработки или вторичного использования. Одним из путей предотвращения появления от ходов является замена пластиковой упаковки на стеклянную и бумажную с последующим сбором стеклотары и макулатуры. Помимо пользы природе, такой подход позволяет семье экономить средства.

Что сделать, чтобы сохранить нашу природу? Ваши мнения.

У каждого листок на столе, работаете в группе. Очень хорошо подумайте.

Далее защита ответов.

Сейчас давайте мы проведем небольшую интересную викторину.

Итог урока. Рефлексия.

   Загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Разбрасываемый по всей планете мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Сжигание отходов приводит к загрязнению воздуха и разрушению озонового слоя. Земля в беде! Спасти Землю, а значит и самих себя, поможет любовь к планете, ответственность за все, что происходит вокруг нас. если мы не изменим своего отношения к природе и её богатствам, то в скором будущем нас ждёт то, что произошло в мультфильме «Валли».