СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Живи по закону - отступай по совести"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Живи по закону - отступай по совести"»

Классный час

«Наши права и обязанности».

Цели:


  • Познакомить детей с основными положениями Конвенции;

  • Соотнести права и обязанности детей;

  • Способствовать осознанию ответственности за свои права;

  • Формировать положительное отношение к правам других.



Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый – самый важный? (Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там - король, здесь – президент.


Про вождей и про царей знаем мы с пеленок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребенок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его – право на надежду!


Учитель. Сегодня наше занятие мы посвятим теме «Наши права и обязанности». - Скажите, а кто прежде всего проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права?

Дети. Родители.

Учитель. Конечно, ваши родители, семья — важная часть общества. Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибли более 50 миллионов людей, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война — самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что третья мировая война уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить эту глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию — ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.

Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. От них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни они нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены. 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательство заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии. Во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании. Ребята, попробуйте перечислить жизненные ситуации, где ребенок оказывается в трудном положении.

Учащиеся:

  • Дети, оставшиеся без попечения родителей;

  • Безнадзорные и бездомные дети;

  • Дети-инвалиды;

  • Дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии;)

  • Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий ( в том числе дети - вынужденные переселенцы и дети-беженцы);

  • Дети - жертвы насилия;

  • Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы;

  • Дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.

Учитель. Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения. Сейчас вы являетесь школьниками.
- Какие права есть у каждого школьника?
-А какие обязанности?(выслушивается мнение детей)
-Чтобы мы смогли точнее ответить на эти вопросы, давайте выясним значение слов "права", "обязанности".
НА ДОСКЕ:
ПРАВА ОБЯЗАННОСТИ
*Права - свобода личности, условия учебы, работы, жизни, которые государство дает человеку, защищает его.
*Обязанность - требования к поведению и отношениям, которые человек должен выполнять. Давайте теперь попробуем заполнить схему, какие же права и обязанности имеет каждый ученик.


ПРАВО ОБЯЗАННОСТИ

  • на учебу; добросовестно учиться;

  • на каникулы;

  • соблюдать правила поведения;

  • на занятия,

  • бережно относиться к имуществу школы;

Учитель. При рождении ребенка родители дают ему имя. Фамилию, имя, отчество записывают в специальный документ. - Как он называется?   Дети. Свидетельство о рождении. Учитель. Там же записывают место и дату рождения, сведения о родителях. Это первый документ ребенка. Он говорит не только о факте появления ребенка, но и о том, что этот новый человечек является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии. - Скажите, гражданами, какой страны вы являетесь? Дети. России. Учитель. Следовательно, о вас заботится Правительство России.

Вопрос: Вам всем известна сказка про Маугли? Как вы думаете, является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст. 1.)

Вопрос: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным? (Каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинство. Ст. 23.)

Вопрос: Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Нарушает ли он при этом его права? (Право на тайну переписки. Ст. 16.)

Вопрос: Как вы думаете, что необходимо, чтобы эти права соблюдались? (Ученики высказывают свое мнение.)

Учитель: Для этого нужно выполнять важную обязанность — уважать права другого. А сейчас мы поиграем в игру «Разрешается – запрещается». Я буду говорить о каком-то праве, а вы – находить соответствующий ему знак и отвечать «Разрешается или запрещается»




Игра «Разрешается – запрещается».


Посмотри на этот знак:

Человечек поднял флаг.

Слушать мнение ребёнка Разрешается.


Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребёнка

Строго Запрещается.


С мамой дети должны жить,

Папу своего любить,

Своей семьёю дорожить –

Это Разрешается.


Эта грань обозначает:

Мать с ребёнком разлучают.

Сердце надрывается

Это Запрещается.


Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться.

Это Разрешается.


Бедный трудится ребёнок,

Мало у него силёнок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Строго Запрещается.


Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить –

Это Разрешается.


Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго Запрещается.


Учитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня услышали. - С каким важным документом вы познакомились? - Какой организацией он был принят? - Кто призван обеспечивать соблюдение прав ребенка? (Государство, родители, сами дети). - Каким правом вы пользуетесь сейчас, в школе? (Правом на образование.)

Именно это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

Вот и подходит к концу наше сегодняшнее занятие. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные права человека. - Какие выводы вы для себя сделали? Какие извлекли уроки из общения с товарищами? (Ответы детей)

Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми:


  • Умейте выслушивать своего собеседника не перебивая;

  • Умейте признавать, что были не правы;

  • Помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;

  • Говорите всегда только правду;

  • Радуйтесь успеху товарища;

  • Дал слово – держи его, дал обещание – выполни!



Товарищи взрослые и дети!

За свое будущее мы все в ответе!

Права и обязанности свои знайте

Хорошими людьми вырастайте!

Учитель. Я вновь вам напомню о том, чтобы вы соблюдали свои права и уважали права другого человека – не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило: Худо тому, кто добра не делает никому.

До встречи!












г.Южно-Сухокумск

2009г.





Классный час

в 1 «б» классе

о правах и обязанностях детей


«Наши права

и обязанности».
















Кадырова Л.Б.