Классный час
«Наши права и обязанности».
Цели:
Познакомить детей с основными положениями Конвенции;
Соотнести права и обязанности детей;
Способствовать осознанию ответственности за свои права;
Формировать положительное отношение к правам других.
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый – самый важный? (Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там - король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пеленок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребенок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!
Учитель. Сегодня наше занятие мы посвятим теме «Наши права и обязанности». - Скажите, а кто прежде всего проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права?
Дети. Родители.
Учитель. Конечно, ваши родители, семья — важная часть общества. Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибли более 50 миллионов людей, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война — самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что третья мировая война уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить эту глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию — ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.
Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. От них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни они нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены. 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательство заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии. Во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании. Ребята, попробуйте перечислить жизненные ситуации, где ребенок оказывается в трудном положении.
Учащиеся:
Дети, оставшиеся без попечения родителей;
Безнадзорные и бездомные дети;
Дети-инвалиды;
Дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии;)
Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий ( в том числе дети - вынужденные переселенцы и дети-беженцы);
Дети - жертвы насилия;
Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы;
Дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.
Учитель. Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения. Сейчас вы являетесь школьниками.
- Какие права есть у каждого школьника?
-А какие обязанности?(выслушивается мнение детей)
-Чтобы мы смогли точнее ответить на эти вопросы, давайте выясним значение слов "права", "обязанности".
НА ДОСКЕ:
ПРАВА ОБЯЗАННОСТИ
*Права - свобода личности, условия учебы, работы, жизни, которые государство дает человеку, защищает его.
*Обязанность - требования к поведению и отношениям, которые человек должен выполнять. Давайте теперь попробуем заполнить схему, какие же права и обязанности имеет каждый ученик.
ПРАВО ОБЯЗАННОСТИ
на учебу; добросовестно учиться;
на каникулы;
соблюдать правила поведения;
на занятия,
бережно относиться к имуществу школы;
Учитель. При рождении ребенка родители дают ему имя. Фамилию, имя, отчество записывают в специальный документ. - Как он называется? Дети. Свидетельство о рождении. Учитель. Там же записывают место и дату рождения, сведения о родителях. Это первый документ ребенка. Он говорит не только о факте появления ребенка, но и о том, что этот новый человечек является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии. - Скажите, гражданами, какой страны вы являетесь? Дети. России. Учитель. Следовательно, о вас заботится Правительство России.
Вопрос: Вам всем известна сказка про Маугли? Как вы думаете, является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст. 1.)
Вопрос: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным? (Каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинство. Ст. 23.)
Вопрос: Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Нарушает ли он при этом его права? (Право на тайну переписки. Ст. 16.)
Вопрос: Как вы думаете, что необходимо, чтобы эти права соблюдались? (Ученики высказывают свое мнение.)
Учитель: Для этого нужно выполнять важную обязанность — уважать права другого. А сейчас мы поиграем в игру «Разрешается – запрещается». Я буду говорить о каком-то праве, а вы – находить соответствующий ему знак и отвечать «Разрешается или запрещается»
Игра «Разрешается – запрещается».
Посмотри на этот знак:
Человечек поднял флаг.
Слушать мнение ребёнка Разрешается.
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребёнка
Строго Запрещается.
С мамой дети должны жить,
Папу своего любить,
Своей семьёю дорожить –
Это Разрешается.
Эта грань обозначает:
Мать с ребёнком разлучают.
Сердце надрывается
Это Запрещается.
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться.
Это Разрешается.
Бедный трудится ребёнок,
Мало у него силёнок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Строго Запрещается.
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить –
Это Разрешается.
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго Запрещается.
Учитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня услышали. - С каким важным документом вы познакомились? - Какой организацией он был принят? - Кто призван обеспечивать соблюдение прав ребенка? (Государство, родители, сами дети). - Каким правом вы пользуетесь сейчас, в школе? (Правом на образование.)
Именно это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.
Вот и подходит к концу наше сегодняшнее занятие. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные права человека. - Какие выводы вы для себя сделали? Какие извлекли уроки из общения с товарищами? (Ответы детей)
Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми:
Умейте выслушивать своего собеседника не перебивая;
Умейте признавать, что были не правы;
Помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;
Говорите всегда только правду;
Радуйтесь успеху товарища;
Дал слово – держи его, дал обещание – выполни!
Товарищи взрослые и дети!
За свое будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте
Хорошими людьми вырастайте!
Учитель. Я вновь вам напомню о том, чтобы вы соблюдали свои права и уважали права другого человека – не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило: Худо тому, кто добра не делает никому.
До встречи!
г.Южно-Сухокумск
2009г.
Классный час
в 1 «б» классе
о правах и обязанностях детей
«Наши права
и обязанности».
Кадырова Л.Б.