Классный час на тему
«Жизненные ценности и искусство жить достойно»
Цели:
1.Определить понимание учащимися понятия «жизненные ценности» и выяснить взаимосвязь этого понятия с понятием «жизненные ориентиры»
2. Расширить представления о философском понятии «ценность»
3. Выделять главное в рассуждениях по поводу влияния имеющихся у человека жизненных ценностей на формирование его жизненных ориентиров.
4. Задуматься о важности определения основополагающих для выбора жизненной стратегии жизненных ценностей.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1. Притча «Все в твоих руках»
Да ребята, все в наших руках, смысл жизни в наших руках.
Смысл жизни тем богаче и тем многограннее, чем больше смысл действий человека выходит за пределы его собственных мелких и корыстных интересов, за пределы повседневной борьбы за выживание, ради самоутверждения. Такое значение невозможно навязать извне. Это результат глубокого и искреннего внутреннего убеждения и, прежде всего, осознанного выбора своего жизненного пути и предназначения.
Так человек создает свою собственную систему ценностей, свое мировоззрение, свою картину мира.
2. Итак, тема нашего классного часа: «Жизненные ценности и искусство жить достойно». Мы с вами сейчас попытаемся понять, что самое главное нужно знать человеку, чтобы воспитывать в себе качества, которые характерны для свободной личности, которая из любых ситуаций способна выйти достойно. Какие ценности необходимо усвоить в своей жизни, чтобы добиться признания и уважения окружающих людей и «оставить свой лик» если не в веках, то хотя бы в памяти близких.
Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греческого axios - ценность и logos – учение). После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований сформировалось несколько типов теорией ценностей. Отметим лишь некоторые из них:
Ценность – это цели стоящие перед человеком, значимость тех или иных факторов для личности;
Ценность – это понятие, указывающее на культурное, общественное и личностное значение(значимость) явлений и фактов действительности;
Ценность – это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта.
Как мы видим из этих понятий, суть одна, ценность – это смысл жизни.
3. Притча «Жизнь – это…»
Здесь я хочу обратиться ещё в одну притчу. Некий молодой человек шёл по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монетку. Он нагнулся и подобрал её. Пошёл дальше в поиске других монет. И действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой попадаются иногда золотые монеты».
Жизнь – это благо, это дар, который даётся человеку лишь однажды. И от него самого зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь.
Известно, время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
4. Работа в группах
Сейчас попробуем сами наполнить содержимое своей жизни, то есть выберем жизненные ценности, которых считаем приоритетными. Перед вами в конвертах сложены некоторые ценности. Каждая группа выбирает три. Что получилось?
Вот каждая группа выбрала три приоритетных на свой взгляд ценностей. При выборе мы видим сходства и различий. Да ребята смысл жизни (ценностей) зависит от уровня рассмотрения.
А теперь попробуйте разложить карточки с ценностями в две группы: общечеловеческие и материальные ценности.
►семья, здоровье, красота, доброта, талант, жизнь, способность, родина, работа, доверие, деньги, карьера, роскошь, профессия, престиж, родные, активная жизненная позиция, осведомленность, компетентность, справедливость, милосердие и т.д.
5. Работа в группах
Каждая группа может добавить ещё одну ценность находя из раздумий древних философов, пословиц и поговорок.
1 группа:
- Без дружбы никакое общение не имеет ценности;
- Друзья познаются в беде;
- Старый друг лучше новых двух;
- С другом веселее при удаче, легче в беде;
- Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
2 группа:
- Любви все возрасты покорны;
- Всему начало – любовь…;
- Любите в жизни только один раз: се есть закон природы и совет разума;
- Любовь всегда останется зерном и центром, на который навивается вся поэтическая нить.
3 группа:
- Счастье – это хорошее расположение духа, благосостояние, гармония, симметрия и невозмутимость;
- Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом;
- Когда ты счастлив сам,
Счастьем поделись с другим!
4 группа:
- За добро добром и платят;
- Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям;
- Доброта без разума пуста;
- Добрый человек в добре живет век;
- Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе.
6. Вывод.
Искусство жить достойно – это умение правильно выбирать жизненные ориентиры и жизненные ценности.
Сейчас, сидя за партами, вы выбирали, при выборе сомневались, советовались, боялись ошибиться… Ребята, а жизнь всегда выбор, в жизни всегда приходится выбирать. Послушайте притчу о том, как старик учил своего внука жить и делать правильный выбор
7. Притча «Что такое жизнь»
Старый дедушка объясняет маленькому внуку, что такое жизнь.
СТАРИК: «Видишь ли, жизнь – это постоянная борьба внутри тебя двух волков. Один волк олицетворяет собой страх, ненависть, зло, неприязнь. А второй волк олицетворяет любовь, уважение, доброту, радость».
ВНУК: «А какой же волк в конце концов побеждает?».
СТАРИК: «Тот, которого ты кормишь...».
В заключение мне хочется прочитать вам стихотворение Леонида Мартынова «След»:
А ты?
Входя в дома любые –
И в серые,
И в голубые,
Входя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо в след,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Желаю вам воспитывать в себе качества, которые характерны для свободной личности, которая из любых ситуаций способна выйти достойно, жить достойно!!!