МБОУ «Учхозская средняя общеобразовательная школа»
Краснослободского муниципального района
Республики Мордовия
Классный час
«ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Уральская Наталья Викторовна
2014 год
Учитель. Нашу Землю называют родным и общим домом. О чём пойдёт наш разговор, вы узнаете, разгадав загадку:
(Слайд 1) Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Но знают все: и млад, и стар,
Что она – огромный шар.
(Земля)
(Слайд 2) – Конечно, о Земле.
Человек живет на Земле. Сеет хлеб, сажает деревья, разводит скот, строит дома, машины, самолеты, перекрывает реки, воздвигает гидроэлектростанции. Человек – царь природы! Человек – победитель и покоритель природы! Нет предела человеческому могуществу!
Как же нам сохранить родную планету?
(Слайд 3)
1. Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живём!
Ты только посмотри вокруг –
Тут – речка, там – зелёный луг!
2. В лесу дремучем не пройдёшь!
Воды в пустыне не найдёшь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
3. Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Всё называется Земля!
4. А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты,
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
Учитель. Сегодня мы перелистаем странички нашего журнала и остановимся на станции «Зеленый друг». А кто же нас будет встречать на этой станции? (Деревья, и травы, звери и птицы ).
- Ребята, сегодня мы с вами вспомним правила поведения человека в лесу. Обратим внимание на угрозу, которую представляет воздействие человека на природу;
Будем воспитывать бережное отношение к флоре и фауне страны, всей планеты.
Познакомимся с проблемами охраны окружающей среды;
Мы поговорим о природе, о животных и растениях, о воде и воздухе.
Страница первая (Слайд 5)
«В мире животных»
5. Все-все-все на свете, на свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд!
Кто делает мёд,
И кто делает яд!
(Слайд 6) Учитель. Действительно, ребята! На нашей Земле огромное количество животных, и все они нужны и важны для неё. Мир животных поражает красотой и совершенством. К сожалению, люди не всегда разумно и бережно относятся к братьям своим меньшим. Многие виды животных становятся редкими из-за вмешательства человека: охота, вырубка лесов, осушение рек, всё это ведёт к гибели многих животных.
В 1978 году в нашей стране вышла первая Красная книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды. В этой книге листы разных цветов. Красные - если животных осталось очень мало, менее 2000 особей; жёлтые – если вид быстро уменьшается, сокращается; белые – если этот вид животных обитает только в одном единственном месте на планете (как, например, байкальская нерпа); зелёные – если численность вида восстановлена, люди успели спасти животных от полного исчезновения (как, например, зубр). И есть страшные чёрные страницы, на них – животные, навсегда исчезнувшие с лица Земли.
Вот, например, тур (Слайд 7 ). Этот сильный, злобный бык жил когда-то на территории нашей страны. Он стал объектом охоты, и в итоге в XVII веке все туры были уничтожены. Сейчас его увидеть можно только на картинке.
Или, например, стеллерова корова (Слайд 8 ). Это крупное морское млекопитающее весом до 4 тонн, очень добродушное и доверчивое. Питалось водорослями на мелководье. Впервые увидел и описал это животное натуралист Георг Стеллер. В его честь вид назвали «стеллерова корова». А уже через 27 лет после открытия вид был истреблён. Моряки прямо с лодок гарпунами убивали беззащитных животных на мясо. Стеллерова корова исчезла с лица земли навсегда.
И таких примеров много!
Это Красная книга Республики Мордовия. В ней тоже много животных, ставших редкими в нашем краю. (Показать книгу.) Именно им посвящено задание из первого конверта.
Как в передаче «Поле чудес» необходимо отгадать животных, занесённых в Красную книгу Республики Мордовия.
Выхухоль – это животное называют ещё водяным кротом. Есть два вида – пиренейская и русская, охраняется законом.
Слепыш – грызун, обитающий в степи, ведёт подземный образ жизни, полностью утратил орган зрения.
– Молодцы, ребята! Надеюсь, что вы не забудете этот разговор и всегда будете бережно и с любовью относиться к животным, не только домашним, но и диким, будете их беречь и охранять!
Страница вторая (Слайд 9 ).
«Зелёные друзья»
6. Много трав растёт полезных
На земле страны родной!
Помогают от болезней
Липа, мята, зверобой!
7. Мы растения эти знаем,
Бережём и охраняем.
Соберём не на потеху,
Отнесём мы их в аптеку!
Учитель. Многообразие растений на Земле поражает! Одежду и пищу, мебель и жилище, дрова и музыкальные инструменты, лекарства и многое-многое другое дают нам растения. Поэтому люди называют их «зелёными друзьями».
-А вот и первое задание.
Мини-викторина (Слайд 10-13 ).
«Лекарственные растения»
Ты натёр в пути ногу, какое растение поможет облегчить боль? (подорожник)
Какое болотное растение можно использовать в лесу вместо ваты и йода? (Торфяной мох – сфагнум.)
Какая болотная ягода может заменить лимон? (клюква)
Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Лекарство от кашля.)
Какую траву любят кошки? От каких болезней её применяют? (Валериана. Её применяют при бессоннице и нервных расстройствах.)
Считается, что это растение помогает от 99 болезней. Что это? (Зверобой.)
Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания. Что это? (Чистотел.)
Какие растения помогут укрепить волосы? (Лопух, крапива.)
Какие правила сбора лекарственных растений вы знаете? (Не собирать растения возле дорог, собирать в солнечную сухую погоду, сушить в тени.)
– Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились. Двигаемся дальше.
Страница третья (Слайд 14)
«Птицы»
8. Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо!
9. Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Учитель. Хорошие слова, правда, ребята? Без птичьего племени трудно представить Землю. Птицы – наши верные друзья и помощники. Зимой мы делаем кормушки и подкармливаем птиц. Весной готовим домики-скворечники для них. А вот и следующее задание, давайте посмотрим.
Загадки (Слайд 15-20)
«Друзья сада и огорода»
1. Он в больничной своей палате
Носит пёстренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит – и легче… (Дятел.)
2. Весёлый мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей.)
3. Чёрный, проворный,
Кричит – «Крак!»
Вредителям полей
И огородов враг. (Грач.)
4. Ночная птица, истребляющая мышей в большом количестве. (Сова.)
5.Прилетела к нам с весной,
Путь проделав длинный,
Лепит домик над окном
Из травы и глины. (Ласточка.)
Эта птица умеет ловить мух на лету. (Мухоловка.)
Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)
-Молодцы! Отгадали загадки. А мы будем любить, беречь и защищать птиц, чтобы на Земле всегда звенели птичьи трели!
Страница четвёртая «Вода» (Слайд 21)
– Отгадайте мою загадку:
Прозрачна, текуча, бела и тверда.
Такою бывает в природе … (вода).
8. Из недр Земли забил родник,
Ручьём хрустальным ставший вмиг.
Спешат ручьи, вперёд бегут,
И вот уже рекой текут.
9 Река течёт не как-нибудь,
А прямо к морю держит путь…
И море, как огромный рот,
Все воды рек в себя вольёт.
10. Ну а потом их примет сам
Необозримый океан!
И он омоет шар земной
Водою чистой, голубой!
Учитель. Конечно, ребята, вы хорошо знаете, как важна на Земле вода! Без неё не было бы жизни на нашей планете. Как жаль, что это богатство люди не берегут. В реки и ручьи часто бросают мусор и бутылки, в моря и океаны вытекают тонны нефти и топлива, в озёра сливают сточные воды заводов и фабрик… Грустная картина. А как этого можно избежать? (Ответы детей.)
Игра «Сухое и мокрое»
Учитель произносит слова. Если слово является водой – хлопок в ладоши; если слово имеет отношение к воде, но не сама вода – надо поднять одну руку; если не имеет прямого отношения к воде – не поднимают совсем.
Зонт, лось, подушка, лужа, дым, брюки, капля, гранит, зеркало, камыш, лилия, ветер, курица, акула, барабан, цапля, сосулька, яблоко, пар, фонарь, глина, снег, мыло, бумага, мороз, чайка, туча, облако, солнце, парта, радуга, родник, русло, пруд, древесина.
Учитель. Молодцы, ребята! Если хорошо подумать, то всё на Земле так или иначе связано с водой. Она присутствует в животных и растениях, в воздухе, почве. Без воды невозможно ни одно производство. Выходит, любое слово в нашей игре можно как-нибудь связать с водой.
Итак, мы напоминаем всем, что бесценный дар – чистую воду на Земле надо беречь и разумно использовать. Не тратить зря, не загрязнять вредными веществами и мусором! Пусть на Земле всегда будет голубая и чистая вода!
Страница пятая (Слайд 22)
«Лесные загадки»
11. Бесценна российского леса краса,
Зелёное золото – наши леса.
Богатство лесов береги и храни,
Тебе благодарными будут они!
12.
Дерево, цветок, зверёк и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Учитель. Да, ребята, лес – это огромное богатство нашей Земли! Это дом для зверей, птиц и насекомых. В лесу они находят себе пищу и укрытие, растят своё потомство. Это сложное сообщество растений, где под кронами огромных великанов-деревьев растут кустарники, травы и цветы. Хорошо в лесу и знойным летним днём и морозным зимним!
Посмотрим, какое задание ждёт нас впереди.
Задание: отгадать названия животных.
Загадывают загадки о себе сами животные. Слушайте!
У меня прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутьё: считают, что оно сильнее обоняния человека в миллион раз. А ещё про меня говорят, что меня «ноги кормят». Кто я? (Волк.) (Слайд 23)
Живу я в Австралии. Я очень малоподвижное животное. Я могу несколько часов сидеть в одной и той же позе, обхватив лапами ствол эвкалипта. На землю спускаюсь очень редко. Иногда меня называют медвежонком, но к медведям я никакого отношения не имею. (Коала.) (Слайд 24)
Моё тело покрыто густой шерстью двух цветов – чёрного и белого. В чёрный цвет окрашены лапы, плечи, уши и пятна вокруг глаз, вся остальная шерсть – белая. Живу я в Китае. (Панда.) (Слайд 25)
Я удивительное насекомое. Я «пою» крыльями, «слушаю» ногами, а если меня схватить за ногу, я могу оставить её врагу и удрать без неё. (Кузнечик.)
– Молодцы! Вы хорошо знаете лесных обитателей. Можете узнать их не только на картинке, но и найти в таком хаосе букв.
Страница шестая
«Правила поведения в природе»
Сценка.
Входят туристы с гитарой, рюкзаком, бутылками и пакетами в руках, с магнитофоном.
Турист 1. Сегодня мы пришли гулять,
Благо лес – рукой подать!
Закупили всё подряд:
Еду, спички, лимонад!
Турист 2. Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит.
А пакеты, банки, склянки…
Лес большой, он всё вместит!
Лес, он что, ничей?
Туристы (вместе): Ничей!
Турист 3. Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают,
Жги и лей, руби и бей!
Урны нет, неси в кусты!
Мы с природою на «ты».
Турист 4 Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем!
В речку скинем все бутылки,
В море пусть плывут посылки.
Мы – цари! Молчи, Природа!
Всё здесь наше – лес и воды!
Учитель Ребята! Неужели все туристы так ведут себя на природе?
- Знаете ли вы правила экологически правильного поведения человека в лесу?
1. Оберегай растения и животных. Особенно занесённых в Красную книгу.
2. Не жги осенью траву, так как от неё может загореться лес.
3. Не руби и не ломай деревья и кустарники.
4. Мусор унеси с собой из леса и выбрось в специально оборудованные для этого места или закопай.
5. Жги костры только в специально оборудованных местах: костёр должен быть от деревьев, место костра очищено от травы и обложено землёй, перед уходом костёр залей водой и засыпь землёй.
6. Не разоряй гнёзда и муравейники.
7. Не вырывай с корнем и не обламывай ягодные кусты.
8. Устрой домики и кормушки для птиц и других животных.
9. Не шуми и не тревожь обитателей леса.
Задание из конверта «Что обозначают эти знаки?» (Слайд 26)
Учитель Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете, что можно и чего нельзя делать на прогулке в лесу и на реке. Я уверена, что вы не принесёте вреда природе, как это делали наши «туристы».
Наш классный час подходит к концу. (Слайд 26)
13.
Наша планета Земля
Очень щедра и богата,
Горы, леса и поля
Дом наш родимый, ребята!
14.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над ней и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим!
15.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей!
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!
Учитель. Давайте, ребята, всегда помнить эти слова! Постараемся сохранить красоту и богатство нашей планеты. Не дадим в обиду ни растения, ни животных, сохраним чистую воду и свежим воздух!
Человек – хозяин на Земле. Значит, он должен заботиться о ней, оберегать и сохранять её богатства. Давайте всему этому учиться с детства!