СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Знай свои права"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час, посвященный Дню Конституции Российской Федерации.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Знай свои права"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Желанновская основная общеобразовательная школа














Классный час,

посвященный Дню Конституции

Российской Федерации.







Учитель Антипкина Е. Е.










2010 г.

Цели мероприятия


  1. Познакомить учащихся с основными правами человека.

  2. Применить полученные знания в игровой деятельности.

  3. Способствовать воспитанию законопослушного гражданина.


Действующие лица


Классный руководитель

Там-Там (старшеклассник)

Мне-Мне (старшеклассник)

Ведущая (старшеклассница)

Учащиеся 3-6 классов


Ход мероприятия


Классный руководитель. Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с правилами, которые определяют, как можно поступать человеку и как нельзя. Эти правила называются правами человека. Посмотрите, пожалуйста, сценку про то, как эти права появились в жизни людей.


Ведущая. Давным-давно, миллионы лет назад, на Земле появились люди. Они строили жилища, разводили скот, обрабатывали землю. На древнем острове жило племя. Два жителя этого племени были большими друзьями. Одного звали Там-Там, а другого Мне-Мне. Однажды встретились они под древним деревом.

- Послушай, Там-Там, - сказал Мне-Мне, меня мучает один вопрос. Почему люди на нашем острове так часто ссорятся друг с другом, воюют, вступают в драки? И каждый из них думает, что он прав.

- Наверное, мой друг, - ответил Там-Там, - это оттого, что нет на нашем острове единых правил, которые знали бы все жители острова, соблюдали и могли бы ими пользоваться. Похоже, вечером нужно собраться нашему Совету племени и придумать эти правила.

Поздним вечером вокруг костра собрался Совет острова. Все участники Совета согласились с Там-Тамом и Мне-Мне. Не один час прошёл в беседах, переговорах, прежде чем на древнем острове появились свои правила. Эти правила люди начертали на большой горе и назвали её «Правильная гора».

Первое правило гласило о том, что каждый житель острова должен их соблюдать.



Правило № 1. Каждый должен соблюдать правила.


Учитель прикрепляет карточку с записанным на ней правилом на изображение «Правильной горы»


Ведущая. На острове часто происходили ссоры и драки между жителями. Одни пытались выгнать с острова других. Говорили, что им не место среди жителей острова. Поэтому было принято второе правило о том, что все люди равны в своих правах.


Правило № 2. Все люди равны в своих правах. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все они наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.


Учитель прикрепляет карточку с записанным на ней правилом на изображение «Правильной горы»


Там-Там. Недавно жена моего соседа не разрешила сыну учиться делать лук для охоты. Она сказала, что этому учиться необязательно, отец сделает ему лук сам. И мы начертали следующее, третье, правило об образовании.


Правило № 3. Каждый человек имеет право на образование, которое является обязательным и содействует полному развитию личности.


Учитель прикрепляет карточку с записанным на ней правилом на изображение «Правильной горы»


Мне-Мне. А я слышал, как ругались два соседа. Один сосед заставлял другого пойти с ним на охоту и говорил, что от неё больше пользы, чем от какого-либо труда. А сосед настаивал на рыбалке – рыба полезнее и вкуснее, а охота – это напрасный труд. В результате они поссорились и подрались. Поэтому было придумано четвёртое правило о праве на труд.


Правило № 4. Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда.


Учитель прикрепляет карточку с записанным на ней правилом на изображение «Правильной горы»


Там-Там. Три дня тому назад меня хотели побить за то, что я забыл слова нашей охотничьей песни. Ведь это не преступление, и никто из вас не хотел бы оказаться на моём месте!? Все согласились и приняли пятое правило – против бесчеловечного обращения.


Правило № 5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.

Учитель прикрепляет карточку с записанным на ней правилом на изображение «Правильной горы»


Мне-Мне. А как-то раз вождь племени расправился с одним из жителей острова: связал бедняге руки, ноги и целый день продержал его в своей пещере, пока арестованный не пообещал принести вождю убитого лося. После этой истории было начертано правило шестое – о произвольном аресте.


Правило № 6. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.


Учитель прикрепляет карточку с записанным на ней правилом на изображение «Правильной горы»


Там-Там. А к нам в дом вчера заскочила соседка, даже не спросив разрешение войти. Она стала кричать, ругаться, бить нашу посуду. А всё из-за ссоры на улице наших детей. В такую ситуацию не хотел попасть никто из жителей острова, и мы приняли седьмое правило – о неприкосновенности жилища.


Правило № 7. Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательств на честь и репутацию.


Учитель прикрепляет карточку с записанным на ней правилом на изображение «Правильной горы»


Мне-Мне. И ещё одно, восьмое, правило было принято на Совете в тот вечер – о владении имуществом. Очень часто жители острова пытались отобрать личные вещи, скот у своих соседей, потому что завидовали им и хотели иметь то же самое.


Правило № 8. Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишать имущества.


Учитель прикрепляет карточку с записанным на ней правилом на изображение «Правильной горы»



Там-Там. Уже под утро жители острова разбрелись по своим хижинам. Они были радостны и счастливы. Теперь они были уверены, что жизнь их станет спокойной и мирной, ведь у них есть свои правила – законы, которые все будут знать и выполнять. Так и было. Шли годы. Уже не стало Мне-Мне и Там-Тама. Поколения людей сменяли друг друга. Правила, придуманные в тот вечер на острове, дополнялись новыми. Но и сейчас иногда эти правила нарушаются.

Классный руководитель. Мы с вами теперь знаем, по каким правилам должны жить люди, чтобы всем было хорошо. А вот многие герои сказок ещё не знакомы с ними и поэтому допускают ошибки. Поможем им правильно разрешить конфликты?

1-е задание. Командам предлагается в отрывке из сказки (литературного произведения) найти случай нарушения прав человека, вспомнить правило и придумать выход из затруднительной ситуации. У каждой команды свой текст.

– О чём, Заинька плачешь?

- Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Весной её избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня из избушки и выгнала.

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

(Нарушение правила № 7)


Только бедного безобразного утёнка – того, что вылупился позже других, - обитатели птичьего двора клевали, толкали и осыпали насмешками. Решительно все – и утки, и куры.

- Больно уж велик! – говорили они. Все гнали беднягу, даже братья и сёстры кричали на него:

- Хоть бы тебя утащила кошка, урод несчастный!

А мать добавляла:

- Глаза бы мои на тебя не глядели!

Сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок»

(Нарушение правила № 2)


2-е задание. Команды должны сказать, в каких сказках нарушены правила № 3, № 4 и № 7? (На карточках перечень сказок, прочитанных школьниками заранее)


  1. «Маша и Медведь». Русская народная сказка. (№ 6)

  2. С. Баруздин «Кузнец». (№ 6)

  3. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». (№ 3)

  4. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». (№ 5)

  5. «Теремок». Русская народная сказка. (№ 7)

  6. «Волк и семеро козлят». Русская народная сказка. (№ 5)

  7. «Колобок». Русская народная сказка. (№ 5)


3-е задание. Командам требуется собрать разрезную картинку, определить из какой она сказки, и соотнести с одним из правил.


  1. «Морозко». Русская народная сказка.

  2. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»


Классный руководитель. Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданиями и помогли сказочным героям.

10 декабря 1948 г. был принят документ, который назывался «Всеобщая декларация прав человека». Она насчитывала более 30 статей-правил. Среди них и те восемь правил, которых было достаточно древним людям. Декларация рекомендована ООН для всех стран мира.

А в России был принят свой закон – Конституция, который определяет права и обязанности граждан России. Принят он 12 декабря 1993 г.

Кроме того, в мире существует документ, защищающий права детей. Этот документ был принят 20 ноября 1989 г. и называется Конвенцией о правах ребёнка.