Муниципальное общеобразовательное учреждение
Желанновская основная общеобразовательная школа
Классный час,
посвященный Дню Конституции
Российской Федерации.
Учитель Антипкина Е. Е.
2010 г.
Цели мероприятия
Познакомить учащихся с основными правами человека.
Применить полученные знания в игровой деятельности.
Способствовать воспитанию законопослушного гражданина.
Действующие лица
Классный руководитель
Там-Там (старшеклассник)
Мне-Мне (старшеклассник)
Ведущая (старшеклассница)
Учащиеся 3-6 классов
Ход мероприятия
Классный руководитель. Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с правилами, которые определяют, как можно поступать человеку и как нельзя. Эти правила называются правами человека. Посмотрите, пожалуйста, сценку про то, как эти права появились в жизни людей.
Ведущая. Давным-давно, миллионы лет назад, на Земле появились люди. Они строили жилища, разводили скот, обрабатывали землю. На древнем острове жило племя. Два жителя этого племени были большими друзьями. Одного звали Там-Там, а другого Мне-Мне. Однажды встретились они под древним деревом.
- Послушай, Там-Там, - сказал Мне-Мне, меня мучает один вопрос. Почему люди на нашем острове так часто ссорятся друг с другом, воюют, вступают в драки? И каждый из них думает, что он прав.
- Наверное, мой друг, - ответил Там-Там, - это оттого, что нет на нашем острове единых правил, которые знали бы все жители острова, соблюдали и могли бы ими пользоваться. Похоже, вечером нужно собраться нашему Совету племени и придумать эти правила.
Поздним вечером вокруг костра собрался Совет острова. Все участники Совета согласились с Там-Тамом и Мне-Мне. Не один час прошёл в беседах, переговорах, прежде чем на древнем острове появились свои правила. Эти правила люди начертали на большой горе и назвали её «Правильная гора».
Первое правило гласило о том, что каждый житель острова должен их соблюдать.
Правило № 1. Каждый должен соблюдать правила.
Учитель прикрепляет карточку с записанным на ней правилом на изображение «Правильной горы»
Ведущая. На острове часто происходили ссоры и драки между жителями. Одни пытались выгнать с острова других. Говорили, что им не место среди жителей острова. Поэтому было принято второе правило о том, что все люди равны в своих правах.
Правило № 2. Все люди равны в своих правах. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все они наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.
Учитель прикрепляет карточку с записанным на ней правилом на изображение «Правильной горы»
Там-Там. Недавно жена моего соседа не разрешила сыну учиться делать лук для охоты. Она сказала, что этому учиться необязательно, отец сделает ему лук сам. И мы начертали следующее, третье, правило об образовании.
Правило № 3. Каждый человек имеет право на образование, которое является обязательным и содействует полному развитию личности.
Учитель прикрепляет карточку с записанным на ней правилом на изображение «Правильной горы»
Мне-Мне. А я слышал, как ругались два соседа. Один сосед заставлял другого пойти с ним на охоту и говорил, что от неё больше пользы, чем от какого-либо труда. А сосед настаивал на рыбалке – рыба полезнее и вкуснее, а охота – это напрасный труд. В результате они поссорились и подрались. Поэтому было придумано четвёртое правило о праве на труд.
Правило № 4. Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда.
Учитель прикрепляет карточку с записанным на ней правилом на изображение «Правильной горы»
Там-Там. Три дня тому назад меня хотели побить за то, что я забыл слова нашей охотничьей песни. Ведь это не преступление, и никто из вас не хотел бы оказаться на моём месте!? Все согласились и приняли пятое правило – против бесчеловечного обращения.
Правило № 5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.
Учитель прикрепляет карточку с записанным на ней правилом на изображение «Правильной горы»
Мне-Мне. А как-то раз вождь племени расправился с одним из жителей острова: связал бедняге руки, ноги и целый день продержал его в своей пещере, пока арестованный не пообещал принести вождю убитого лося. После этой истории было начертано правило шестое – о произвольном аресте.
Правило № 6. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
Учитель прикрепляет карточку с записанным на ней правилом на изображение «Правильной горы»
Там-Там. А к нам в дом вчера заскочила соседка, даже не спросив разрешение войти. Она стала кричать, ругаться, бить нашу посуду. А всё из-за ссоры на улице наших детей. В такую ситуацию не хотел попасть никто из жителей острова, и мы приняли седьмое правило – о неприкосновенности жилища.
Правило № 7. Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательств на честь и репутацию.
Учитель прикрепляет карточку с записанным на ней правилом на изображение «Правильной горы»
Мне-Мне. И ещё одно, восьмое, правило было принято на Совете в тот вечер – о владении имуществом. Очень часто жители острова пытались отобрать личные вещи, скот у своих соседей, потому что завидовали им и хотели иметь то же самое.
Правило № 8. Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишать имущества.
Учитель прикрепляет карточку с записанным на ней правилом на изображение «Правильной горы»
Там-Там. Уже под утро жители острова разбрелись по своим хижинам. Они были радостны и счастливы. Теперь они были уверены, что жизнь их станет спокойной и мирной, ведь у них есть свои правила – законы, которые все будут знать и выполнять. Так и было. Шли годы. Уже не стало Мне-Мне и Там-Тама. Поколения людей сменяли друг друга. Правила, придуманные в тот вечер на острове, дополнялись новыми. Но и сейчас иногда эти правила нарушаются.
Классный руководитель. Мы с вами теперь знаем, по каким правилам должны жить люди, чтобы всем было хорошо. А вот многие герои сказок ещё не знакомы с ними и поэтому допускают ошибки. Поможем им правильно разрешить конфликты?
1-е задание. Командам предлагается в отрывке из сказки (литературного произведения) найти случай нарушения прав человека, вспомнить правило и придумать выход из затруднительной ситуации. У каждой команды свой текст.
– О чём, Заинька плачешь?
- Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Весной её избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня из избушки и выгнала.
Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
(Нарушение правила № 7)
Только бедного безобразного утёнка – того, что вылупился позже других, - обитатели птичьего двора клевали, толкали и осыпали насмешками. Решительно все – и утки, и куры.
- Больно уж велик! – говорили они. Все гнали беднягу, даже братья и сёстры кричали на него:
- Хоть бы тебя утащила кошка, урод несчастный!
А мать добавляла:
- Глаза бы мои на тебя не глядели!
Сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок»
(Нарушение правила № 2)
2-е задание. Команды должны сказать, в каких сказках нарушены правила № 3, № 4 и № 7? (На карточках перечень сказок, прочитанных школьниками заранее)
«Маша и Медведь». Русская народная сказка. (№ 6)
С. Баруздин «Кузнец». (№ 6)
А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». (№ 3)
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». (№ 5)
«Теремок». Русская народная сказка. (№ 7)
«Волк и семеро козлят». Русская народная сказка. (№ 5)
«Колобок». Русская народная сказка. (№ 5)
3-е задание. Командам требуется собрать разрезную картинку, определить из какой она сказки, и соотнести с одним из правил.
«Морозко». Русская народная сказка.
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Классный руководитель. Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданиями и помогли сказочным героям.
10 декабря 1948 г. был принят документ, который назывался «Всеобщая декларация прав человека». Она насчитывала более 30 статей-правил. Среди них и те восемь правил, которых было достаточно древним людям. Декларация рекомендована ООН для всех стран мира.
А в России был принят свой закон – Конституция, который определяет права и обязанности граждан России. Принят он 12 декабря 1993 г.
Кроме того, в мире существует документ, защищающий права детей. Этот документ был принят 20 ноября 1989 г. и называется Конвенцией о правах ребёнка.