Классный час « Знакомство с музеями города Алматы»
Цель: расширение и углубление знаний учащихся о музеях города в рамках программы «Туған – жер» , способствовать формированию представлений об истории родного края, как неотъемлемой части истории народа, чувства гордости за свой город.
Задачи: научить ребят видеть и ощущать красоту родного города.
Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли. Воспитание чувства любви и гордости за свой город.
Оформление: наглядно – демонстрационный материал, презентация «Музеи города Алматы»,
Ход урока.
1. Вступление.
Учитель: Здравствуйте уважаемые учащиеся и гости нашего классного часа. Наше мероприятие мы проведем необычно. Вы посетите наши музеи города вместе с ребятами- экскурсоводами.
Итак, вашему вниманию представляю Музей истории города Алматы
Экскурсоводы группы 1 рассказывает:
Музей истории города Алматы был открыт в сентябре 2002 года. Долгое время, не имея постоянного адреса и кочуя по помещениям, музей держался только на энтузиазме его работников. Они вели активную работу по сбору археологических и документальных материалов.
Долгие годы музей истории города Алматы и его окрестностей скитался из одного помещения в другое, последним стабильным местом его пребывания стал небольшой зал в легендарных «Трех богатырях» на проспекте Достык. Более года назад стал обсуждаться вопрос о переносе музея в историческое место – здание Верненского детского приюта на улице Кабанбай батыра, в котором долгое время располагался медицинский колледж. В течение 2016 года в здании велись работы по перепланировке интерьеров и подготовке экспозиционных залов. В преддверии Нового года музей наконец открылся.
Экскурсия по залам музея истории города начинается в холле здания. Именно через этот проем, обрамленный не то щупальцами Ктулху, не то широкой кроной алматинского апорта, лежит вход в первый зал. Зал, с которого начинается музей, посвящен раннему железному веку и сако-усуньскому периоду на территории алматинской агломерации. Все оригинальные экспонаты были либо найдены сотрудниками музея во время раскопок, либо выкуплены из частных коллекций. Некоторые предметы верненского и советского периодов были подарены. Каждая надпись дублируется на трех языках. Некоторые залы оборудованы голограммами, проецирующими изображения экспонатов музея в почти первозданном виде.
В залах средневекового периода, охватывающих тюркский период до монгольского завоевания, воссозданы эпизоды быта жителей городищ, находившихся на территории Алматы, стоянки и поселения предгорьев Заилийского Алатау.
Специалисты «Казреставрации» соорудили репродукцию системы водоснабжения средневековых городов, чтобы посетители имели представление о том, как в прежние времена ко дворам подводили воду.
Здесь же представлены монеты, на которые ссылались власти города, аргументируя тысячелетний юбилей Алматы:
В настоящее время экспозиция музея составляет более 35 тысяч экспонатов. Музей раскрывает историю нашего города и особенности жизни людей в этом регионе в период с древнейших времен – эпохи бронзы до настоящего времени.
Экскурсоводы группы 2
Центральный государственный музей Республики Казахстан является одним из старейших и крупнейших музеев не только Казахстана, но и всего Центрально-Азиатского региона. Фондовые коллекции музея насчитывают около 300 тысяч единиц хранения. В настоящее время в музее функционируют семь основных стационарных экспозиционных залов, разнохарактерные коллекции которых позволяют получить наглядное представление не только о палеонтологическом прошлом, но и о древней, средневековой, новой и современной истории и культурном наследии Казахстана.
Начало созданию музейных коллекций было положено в 30-х гг. ХIХ столетия в г. Оренбурге, где при Неплюевском военном училище был организован «Музеум Оренбургского края». Одним из его организаторов был известный языковед, автор «Толкового Словаря русского языка» Владимир Даль. В основу фондов музея в разные годы вошли коллекции не только музея Оренбургского края (1924 г.), но и Жетысуйского (Семиреченского) областного музея (1929 г.) и республиканского антирелигиозного музея (1941 г.). Музей размещался в здании Вознесенского Кафедрального собора, являющегося уникальным архитектурным комплексом г. Алма-Аты, построенным в 1904-1907 гг. по проекту известного верненского архитектора А.П.Зенкова.
В 1944 году музей был отнесен к І-ой категории и получил свое нынешнее наименование - Центральный государственный музей Казахстана. В дальнейшем Центральный государственный музей в своем формировании и развитии пережил ощутимые события и в качестве одного из основных культурно-просветительских и научных учреждений внес неоценимый вклад в развитие республики. Начав свою деятельность в XIX веке и пережив все потрясения XX века, Центральный музей принимал активное участие в организации и развитии других музеев республики. Пережив Оренбургский, Кзыл-Ординский, Алма-Атинский периоды и достигнув определенных результатов в исследовании археологического, этнографического и географического богатства края, музей знакомил общественность с историей страны.
Современное здание музея было построено в 1985 г. по проекту архитекторов Ю.Ратушного, З.Мустафиной и Б.Рзагалиева. Оно по праву считается одним из лучших архитектурных сооружений во всем центральноазиатско-казахстанском регионе. Общая площадь здания Музея составляет более 20 тыс. кв. м., экспозиционно-выставочная - около 7000 кв. м. Фондовые и экспозиционные коллекции Музея насчитывают около 300 тысяч единиц хранения исторического, археологического и этнографического характера. В числе экспонатов музея уникальные памятники материальной культуры, отражающие культурную традицию и историю Казахстана с древнейших времен до современности.
Большой вклад в формирование музейного собрания внесли и известные деятели казахской культуры, литературы и искусства, ученые-историки, политики, общественные деятели. В числе их имена А. Байтурсынова, А. Жиренчина, Г. Мустафина, К. Бадырова, А. Маргулана и многих других.
Руководители Центрального государственного музея - А.М.Жиренчин (1942-1951 гг.), С.С.Есова (1956-1973 гг.), Р.И.Космамбетова (1974-1995 гг), Г.Б.Дюсенбинова (1995-1997 гг.), Е.Т.Жангелдин (1997-1999 гг.) внесли посильный вклад в развитие головного музея Казахстана. Был организован целый ряд историко-этнографических экспедиций в различные регионы республики, в результате которых было собрано огромное количество материалов, отражающих быт, традиции казахского народа, искусство, политическую и социальную историю жизни народов многонационального Казахстана.
С 1999 г. музей возглавляет Нурсан Алимбай - признанный в стране и за рубежом ученый-этнолог. Он автор свыше трехсот научных публикаций, в том числе монографических исследований по различным аспектам номадологии, этнологии и традиционной культуре казахов, фольклористике и музеологии.
За последние десять лет ЦГМ РК под руководством Нурсан Алимбай взял курс на принципиально новое структурно-функциональное преобразование музея в качестве специфического научно-исследовательского и культурно-образовательного института. Как свидетельствует мировой опыт, именно функционирование музея, в первую очередь, как научной структуры, позволяет ему на более высоком уровне реализовывать и свои разнохарактерные образовательные функции. В 2005 году Музей получил официальный статус научно-исследовательской организации, что послужило новым импульсом к совершенствованию научно-исследовательской (в том числе и фондовой) и культурно-образовательной работы. ЦГМ РК в качестве самостоятельного субъекта научно-исследовательской деятельности активно участвует в реализации социально и научно значимых многочисленных исследовательских проектов в рамках реализации крупномасштабной Государственной программы «Культурное наследие». По результатам исследований были выпущены свыше 30 изданий, в том числе научные каталоги по археологии, этнографии, нумизматике и нарративным источникам по древней и средневековой истории Казахстана. Все они получили высокую оценку специалистов и научной общественности не только в республике, но и в научных кругах ряда зарубежных стран (Франция, Италия, Германия, Россия и т.д.).
ЦГМ РК достаточно долго выполнял и выполняет функции головного учреждения в музейном пространстве страны, а в его богатейших фондах хранятся и в залах экспонируются самые ценные раритетные историко-культурные памятники нашего народа, являющиеся национальным достоянием. С 2008 года в музее функционирует Научная библиотека, созданная по инициативе и при непосредственном участии Нурсан Алимбая. В эти годы введена программа «Музеолог» по электронной каталогизации и паспортизации фондовых коллекций, инициированная ЮНЕСКО, которая является нововведением в музейной практике стран Центральной Азии.
Экскурсоводы группы 3
Государственный музей искусств имени А. Кастеева является крупнейшим художественным музеем Казахстана и ведущим научно-исследовательским и культурно-просветительским центром в области изобразительного искусства.
С первого момента своего основания музей стал главным центром художественной жизни Республики Казахстан. За многие годы в его коллекции собраны произведения мастеров Западной Европы, русского, советского искусства, стран Востока, изобразительного и прикладного искусства Казахстана.
На сегодняшний день собрание музея насчитывает более 23 000 экспонатов, составляющих национальное достояние страны. Коллекция музея имени Кастеева является крупнейшим архивом декоративных и графических произведений искусства в Казахстане. Также считается одной из лучших коллекций в СНГ.
История Государственного музея искусств им. А. Кастеева Республики Казахстан начинается с 1935 года, когда Совет Народных Комиссаров Казахской АССР принял 23 сентября Постановление об организации Казахской государственной художественной галереи. Особое внимание в этом Постановлении уделялось проведению юбилейной художественной выставки в честь 15-летия Казахской АССР, которая и дала начало нашей коллекции.
В 1965 году Совет Министров КазССР принял решение о выделении галерее собственного здания. Здание было спроектировано казахстанскими архитекторами Эльзой Кузнецовой, Ольгой Наумовой и Борисом Новиковым специально для нужд музея, и в 1976 году галерея была переименована в Государственный музей искусств Республики Казахстан. В его состав также вошел Республиканский музей прикладного искусства (образован в 1970 г.). Для посетителей новое здание музея было открыто 16 сентября 1976 года. В январе 1984 г. музею было присвоено имя Народного художника Казахской ССР А. Кастеева (1904-1973 гг.).
В настоящее время Государственный музей искусств РК им. А. Кастеева является крупнейшим художественным музеем страны и ведущим научно-исследовательским и культурно-просветительским центром в области изобразительного искусства.
Богатая, разнообразная, бесценная коллекция дает яркое представление о художественной культуре Казахстана, стран Европы и Азии, мастеров прошлых эпох и настоящего времени. Число экспонатов основного фонда музея составляет более 25 000 единиц.
В музее имеется несколько научных центров: изобразительного искусства Казахстана, декоративно-прикладного искусства Казахстана, классического зарубежного искусства, зарубежного искусства нового времени, фондов, реставрации, выставок и экспозиции, менеджмента и внешних связей, научной экспертизы, экскурсионного обслуживания, информации и издательской работы.
Сегодня музей становится центром притяжения новых культурных инициатив. Широкие и многообразные контакты музея искусств позволяют, наряду с постоянной экспозицией, регулярно организовывать персональные выставки работ мастеров Казахстана, а также художников ближнего и дальнего зарубежья, выставки частных коллекций, которые вызывают огромный интерес любителей изобразительного творчества (более 60 выставок за год).
Одной из основных задач музея является пропаганда и популяризация музейных ценностей, привлечение все более широкого круга зрителей, в большей мере удовлетворение потребностей населения в ознакомлении с особо популярными явлениями мировой художественной жизни.
ГМИ РК им. А. Кастеева ведет помимо научно-исследовательской работы реставрационную и образовательную деятельность, ежегодно организуются международные, республиканские научные конференции, семинары и круглые столы. Научные сотрудники музея выступают с докладами не только на республиканских, но и на международных конференциях.
Фундаментальные исследования становятся основой монографических и других изданий.
Экскурсоводы группы 4
Музей Д. А. Кунаева был открыт в январе 2002 года. На данный момент экспозицию музея составляют более 3000 экспонатов. В основном, это документы, фото и видеоматериалы, портреты, предметы быта и личные вещи Динмухамеда Ахмедовича. Также в фонде музея находится достоверно воссозданный рабочий кабинет Первого секретаря республики.
В личной библиотеке Кунаева хранятся сочинения русских, советских и зарубежных классиков, книги по искусству и архитектуре народов мира, ценное издание первого «Толкового словаря живого великорусского языка» Даля.
На основании постановления Президента РК «Об увековечении памяти Д.А.Кунаева» от 24 февраля 1994 года в январе 2002 года к 90-летнему юбилею Д.А. Кунаева официально открылся «Музей Д.А. Кунаева».
Основой для создания музея послужили поступившие от родственников собрания семейных меморий: документов, фото и видео материалов, портретов, предметов быта. Позже они были дополнены поступлениями от друзей и соратников Д.А.Кунаева.
Особая ценность музея заключается в полноте и подлинности интерьеров мемориальной квартиры. Экспонируемые материалы дают представление о том, каким скромным и простым человеком был Динмухамед Ахметович, как он жил, отдыхал, чем увлекался. 5 марта 2018 года в музее Д.А. Кунаева состоялось открытие выставки "Әйел жанның қанаты". На выставке были представлены редкие фотографии из семейных архивов Кунаевых.
Зухра Шариповна родилась в городе Атбасар Акмолинской области в состоятельной семье. Рано повзрослев, Зухра Шариповна закончила рабфак по специальности счетовод-бухгалтер, по тем временам эта была современная и почетная профессия. Работала бухгалтером в Наркомате совхозов. Круг ее интересов, устремлений был удивительно разносторонним. Она отлично знала русскую, казахскую, зарубежную классику, занималась рукоделием. Изучала английский язык, побывала во многих странах. Зухра Шариповна особенно уважительно относилась к религии. Из-за рубежа она всегда привозила Кораны.
Динмухамед Ахмедович с Зухрой Ялымовой познакомился в 1937 году, когда он приехал в Алмату в первый трудовой отпуск. Его друг по институту Масгуд Бакаев попросил передать письмо хорошей знакомой его жены – Зухре Ялымовой, проживающей на Фурманова, 125. Так они познакомились. Началась переписка. Когда в 1939 году Динмухамед Ахмедовича переведут в город Риддер, он спросит у Зухры Шариповны « - Как ты смотришь, Зухра, если в Риддер мы поедим вместе?». Это будет признанием в любви и предложение о создании семьи. Кунаевы прожили долгую и счастливую жизнь. У них была вечная любовь и уважение друг к другу.
Здесь можно увидеть обстановку, в которой жил бывший руководитель Казахстана, и при этом оценить его невероятную, для занимающих столь высокую должность, скромность... Бывает приезжаешь в другой город, а смотреть там совершенно нечего и писать о нём потом совсем не хочется. Но бывает и наоборот: приезжаешь даже не в город, а в квартиру, и хочется написать о каждой вещи, которая там лежит, и об историях, которые эти вещи хранят. Такое желание было у меня в музее-квартире Кунаева, в которой всё осталось практически нетронутым со времён, когда там жил Динмухамед Ахмедович.
Музей Кунаева был открыт в 2002 году, а вот доступ в квартиру - только в 2012 году, к его 100-летнему юбилею. Пожалуй, это один из самых атмосферных музеев Казахстана, потому что вместо стандартных витражей с экспонатами здесь можно увидеть обстановку, в которой жил бывший руководитель Казахстана, и при этом оценить его невероятную, для занимающих столь высокую должность, скромность
Экскурсоводы группы 5
Музей казахских народных музыкальных инструментов открыт в 1980 году. Как и все аналогичные учреждения, занимающиеся собиранием и хранением памятников истории и произведений искусства, он является визитной карточкой города Алматы, одной из его культурных достопримечательностей. Само здание музея также является памятником истории и архитектуры Казахстана. Это образец деревянного зодчества общественной застройки города Верного начала ХХ века, построенный в 1908 году, знаменитым зодчим А.П. Зенковым.
В экспозиции Музея выставлены личные домбры поэтов, жырау и композиторов - Абая, Жамбыла, Махамбета, Амре Кашаубаева, Дины Нурпеисовой, Нургисы Тлендиева и других известных деятелей музыкального наследия нашего государства.
В настоящее время музей располагается в здании бывшего Дома офицерского собрания, построенного в 1908 году архитектором А. Зенковым.
Здание музея было построено в 1908 году, и само по себе является уникальным архитектурным памятником истории и культуры республиканского значения. Собор в стиле древнерусского зодчества построен по проекту знаменитого архитектора А. П. Зенкова. Это одно из немногих сохранившихся зданий верненской эпохи.
Перед зданием музея установлено скульптурное изображение национального музыкального инструмента наркобыза.
А это — самый древний и самый мистический казахский инструмент в коллекции музея, наркобыз баксы Жараса, которому более 300 лет. Наркобыз являлся главным ритуальным предметом казахских шаманов.
В зале археологии показана эволюция музыкальной культуры казахского народа. Здесь имеются уникальные экспонаты. Например, этот древний камень с петроглифами, «Алтарь шамана», датированный IV в. до н. э. Он весит пять тонн.
Здесь собрана уникальная коллекция музыкальных инструментов как казахского народа, так и других стран. В экспозиции музея представлено 297 музыкальных экспонатов, а в фонде хранится еще около 2 тысяч.
Еще один древнейший тюркский музыкальный инструмент — семиструнный жетыген. С ним связано очень много легенд и историй. По одной из них, его создатель — старец, у которого было семь сыновей. В один из самых тяжелых периодов, в годы джута, он теряет всех своих детей одного за другим. Каждый раз, когда умирал один из его сыновей, он натягивал по одной струне, и в итоге на свет появился жетыген.
В фондах музея хранится свыше 1000 экспонатов, здесь собрано более 60-ти видов типов и разновидностей казахских народных музыкальных инструментов, которыми пользовались выдающиеся певцы-импровизаторы, поэты и композиторы Абай, Биржан, Жамбыл, Ыхлас, Сейтек, Дина, Кызыл Жырау, А. Жубанов, К. Азербаев, А. Хасенов, М. Ержанов и др.
При музее создан фольклорно-этнографический ансамбль «Саздар Сазы».
Экскурсоводы группы 6 Музей Природы
Результаты палеонтологических исследований раскрывают хронологию эволюции животного мира. Изучая шаг за шагом страницы каменной летописи недр Земли, ученые восстанавливают облик ландшафтов геологических эпох фанерозоя (от 570 млн. лет до современности), представляющих значительный интерес для понимания истории формирования современного растительного и животного мира Северного полушария, и Казахстана в том числе. Следует особо отметить, что, начиная с находки скелета гигантского носорога в 1912 году, были сделаны десятки научных открытий, которые принесли мировую известность Казахстану как уникальнейшей стране для палеонтологических исследований. Благодаря своему географическому положению, размеру территории и разнообразию ландшафтов, Казахстан характеризуется многообразием животного мира с доисторических эпох и до современности включительно. Со времени создания сектора зоологии с 1932 г. и по 1958 г. учеными Института зоологии АН КазССР был собран и изучен разнообразный научный материал о животном мире Казахстана. Эти коллекции останков древних доисторических животных, собранные учеными-палеонтологами и геологами в Тургайской, Зайсанской впадинах и в Центральном Казахстане в 1948-1957 годах, дали идею для создания музея. Эта инициатива своевременно была поддержана первым президентом Академии Наук КазССР академиком К. И. Сатпаевым. С 1959 года музей начал принимать первых посетителей и постепенно приобрел широкую популярность далеко за пределами республики. Официальное открытие музея, в соответствии с Постановлением Президиума АН Казахской ССР от 29 апреля 1961 г. за № 44, было приурочено к 40-летнему юбилею Казахской ССР.
Основная цель музея – популяризация животного мира Казахстана от простейших до высокоорганизованных существ, с древнейших геологических эпох до наших дней.
С 2012 года функционирует экспозиция палеонтологического зала, начата работа по созданию экспозиции зоологического зала.
Палеонтологическая экспозиция отражает многообразие и богатство животного мира геологического прошлого Казахстана и представлена скелетами и останками вымерших животных, собранных в основном на территории Казахстана.
На протяжении 50 лет, благодаря своей научно-образовательной и природоохранной направленности, музей приобрел широкую популярность не только в республике, но и далеко за ее пределами. В музее проводятся стажировки для специалистов и занятия для студентов по спецкурсам с использованием наглядных материалов по исторической геологии и древним животным, по гельминтологии и паразитологии, по вопросам охраны природы. Экскурсии, проводимые музеем, имеют большое образовательно-просветительское значение в повышении уровня знаний не только школьников, туристов, но и посетителей разной возрастной категории.
Первый зал состоит из двух отделов, объединенных в две экспозиции - пустынные и горные ландшафты. Каждая экспозиция раскрывает животный и растительный мир местных биотопов. Особое внимание уделено видам, внесённым в Красную книгу.
Во втором зале представлена диорама «Дикоплодовые растения Алматинского заповедника». На стенах оформлены экспозиции «Птицы нашего края» и «Растительный мир». Научные коллекции насекомых, грибов, мхов, лишайников, гнезда птиц и насекомых расположены в стеклянных витринах.
В вестибюле находятся стенды, на которых показано расположение заповедников Казахстана и схема Алматинского заповедника. Ещё три стенда рассказывают о трёх направлениях деятельности заповедника – службе охраны, научной работе, пропаганде знаний о природе и др.
В музее собрано более 3000 экспонатов. Ценность этого музея состоит в том, что он знакомит посетителей с биологическим разнообразием местной природы. Здесь можно увидеть горных обитателей Заилийского Алатау – снежного барса, медведя, волка, кабана, косуль и горных козлов. Есть пустынные представители – сайгак, кулан, джейран. Множество птиц – беркут, степной орёл, бородач–ягнятник, белоголовый сип, филин. Представлены тропические и местные виды бабочек, жуков, пауков, стенды редких, лекарственных и ядовитых растений, более 200 видов грибов, мхи, лишайники, гнёзда птиц и насекомых.
Здесь посетители убеждаются, что наша Алматинская область уникальна по своему биологическому разнообразию. На сравнительно небольшой территории встречаются почти все природные зоны, характерные для Северного полушария Земли. Пустынные и полупустынные участки сменяются степями, переходящими в горные лиственные, смешанные и хвойные леса. Альпийские луга (джайляу) напоминают тундру, а на высоте более 3,5 тысяч метров в горах находится зона вечного льда и снега, как в Арктике. В процессе экскурсии посетители получают представление о флоре и фауне всего региона, начиная с равнинных песчаных пустынь и заканчивая высокогорными скальниками и ледниками.
Эксурсоводы группы 7
Основателем первого геологического музея в Казахстане можно считать Каныша Имантаевича Сатпаева, который предвидел научную значимость и практическую важность для будущего сбора, и сохранения эталонов руд и минералов, особенно с исчезающих в процессе промышленного освоения объектов. Именно его приказом в трудном 1942 году при Институте геологических наук Казахского филиала Академии Наук был создан геологический музей, имеющий научную направленность и являющийся бесспорным лидером по количеству и разнообразию геологических образцов Казахстана.
Музей был организован по инициативе академика Каныша в годы Второй мировой войны. Послевоенное время ознаменовалось быстрым развитием музея: коллекции пополняются уникальными собраниями камней, образцами горных пород, руд и минералов, исчезающих в процессе освоения территорий, представлены полезные ископаемые, которые можно найти в недрах республики. Особенность коллекции — она была создана на основании фондов большого количества различных музеев и частных собраний.
В настоящее время выставка располагается в подвальном помещении Министерства геологии. Интерьер музея способен впечатлить любого посетителя: экспозиция начинается в фойе, дальше гости выставки спускаются на лифте в залы, где представлены основные коллекции музея. Помещение стилизовано под шахту, гости выставки увидят стены, вырубленные в каменном массиве, вагонетки, наполненные рудой.
«Казахстан – страна великих природных контрастов, – писал академик К. И. Сатпаев, – здесь есть низменности, расположенные на десятки метров ниже уровня Мирового океана, и вместе с тем – высочайшие горные хребты, вершины которых покрыты вечными ледниками.
Север Казахстана столь же суров по климату, как Сибирь, а на жарком юге произрастают растения субтропиков. В Казахстане обширные пространства занимают мертвые пустыни и, вместе с тем, огромны массивы плодородных земель, где выращиваются рекордные урожаи зерновых и технических культур».
Казахстан сегодня – это еще и одно из немногих государств мира, обладающих уникальной минерально-сырьевой базой. Согласно обзору мировой горнодобывающей промышленности, в Казахстане из 55 видов минерального сырья (в том числе 29 видов металлов) добывается 39 (23 вида металлов). По количеству и качеству многих видов минерального сырья республика имеет показатели, значительно превосходящие среднемировые.
Необходимость сбора и сохранности наглядной геологической информации в виде геологических музеев или официальных ведомственных коллекций руд и минералов с целью демонстрации, сравнения, научного исследования уникальных и эталонных геологических образцов на сегодняшний день очевидна.
Руды и минералы на территории Казахстана собирались с древнейших времен, о чем говорят многочисленные выработки прошлого. Однако началом сбора образцов, с целью их научного изучения и сохранности для потомков, видимо, можно считать 1700 год, когда Петром I был основан Приказ рудокопных дел, а основанная в 1714 г. Кунсткамера уже имела минеральный кабинет – прообраз геологических музеев. Экспедиции Академии наук, созданной в 1724 г., одна за другой доставляли в столицу многочисленные образцы (в том числе и с территории современного Казахстана), демонстрирующие минеральные богатства Империи.
Безусловно, основной сбор коллекционного геологического материала Казахстана пришелся на более поздние исторические сроки.
Бурное развитие промышленности потянуло за собой развитие геологической науки и рост числа различных геологических учреждений, которые формировали собственные коллекции. Сегодня украшениями экспозиций многих геологических (и не только) музеев России и мира являются экспонаты, родина которых – богатейшие недра Казахстана. Это великолепные дендриты самородной меди Жезказгана, друзы горного хрусталя Актаса, кубы пиритов Акчатау, уникальные кристаллы диоптаза Алтын-Тобе, яшмы Рудного Алтая, Центрального Казахстана и многое другое.
В 1969 году на базе геологических коллекций Казахского института Минерального сырья и Казгеофизтреста, была организована постоянно действующая научно-техническая Выставка Министерства геологии. В 1997 г. по инициативе министра геологии С. Ж. Даукеева, Выставка была реконструирована и переименована в Геологический Музей Республики Казахстан. Новый Музей был открыт 26 августа 1997 года. В основу музея лег лучший коллекционный материал бывшей Выставки, лучшие образцы руд и минералов из коллекций территориальных геологических управлений, экспонаты частных коллекций. Под музей был перестроен цокольный этаж здания Министерства геологии. Музей получил не только новое помещение, уникальное по дизайну и интерьеру, он заново возродился, его обновленная экспозиция приобрела эффектную информационно-презентационную направленность.
Оборудованный по последнему слову музейной техники, отличающийся великолепным современным дизайном и оригинальным интерьером, укомплектованный геологическими образцами высокой эстетической ценности, новый музей прекрасно решает поставленные перед ним задачи.
Оригинальность Музея проявляется уже в фойе, из которого посетители попадают в основные залы с помощью лифта, сделанного по образу шахтерских клетей, предназначенных для транспортировки людей в шахтах. При выходе из лифта открывается Малый зал музея, внутреннее оформление которого имитирует горизонтальную горную выработку – штрек. Специфическое освещение, каменные стены, фрагменты деревянной крепи, вагонетка, поставленная на отрезок рельсового пути и заполненная образцами различных руд и горных пород, звуковые эффекты работающих машин и механизмов создают ощущение нахождения под землей. В конце Малого зала, рядом с рельефной картой основных месторождений полезных ископаемых Казахстана, каждое из которых обозначено миниатюрной лампочкой, на высоком постаменте установлен бюст К. И. Сатпаева – основателя Казахстанской геологической школы, создателя и первого президента Академии наук Казахстана. В следующем, Большом зале, расположены основные экспонаты Музея. В витринах минеральной коллекции выставлены эффектные образцы минералов и руд, которые дают достаточно полное представление о богатстве недр Казахстана, о геологическом разнообразии планеты Земля и просто о красоте «камня». В конце витрин минеральной коллекции, находится уникальная коллекция казахстанских агатов. На подиумах и тумбах по всей площади зала расположены крупногабаритные образцы руд и минералов с различных месторождений. В этом же зале располагаются кинозал, компьютеры с образовательными геологическими программами, макеты, плакаты, карты, фотографии, которые наглядно разъясняют многие геологические процессы. В расширяющейся части зала расположена 15-ти метровая, красочно расписанная панорама «История развития жизни на Земле».
Геологический музей Республики Казахстан ведет научные исследования по некоторым прикладным аспектам геологии, постоянно совершенствует и пополняет коллекцию руд и минералов, совершая экспедиции в различные уголки республики, участвует во многих семинарах и международных минералогических выставках, демонстрируя богатства и возможности Казахстана.
Учитель: Вот мы и посетили Музеи города Алматы. Спасибо за внимание. Думаю, что летом на отдыхе Вы со своими родными сходите в музеи нашего города.