Классный час «Знакомство с профессией кинолог».
Цель:
-познакомить с профессией кинолога, рассказать о том, чем он занимается.
Задачи:
-активизировать у детей познавательный интерес путем просмотра видеофильма с четкой установкой, какие знания они должны получить для использования в дальнейшей игре
- обогащать и углублять представления о домашних животных;
- учить выделять признаки понятий и сравнивать по содержанию;
-продолжать работу по развитию внимания.
-формировать у детей способность внимательно и доброжелательно выслушивать и анализировать идеи и предложения других детей.
Активизация словаря: кинолог, специалист, дрессировка, площадка, лестница, прыжок, лакомство, похвала, команда; наречия: четко, быстро, вперед, рядом, весело, далеко, игриво, вниз; глаголы: дрессировать, воспитывать, ухаживать, заботиться, лежать, сидеть, кормить, выполнять.
Предварительная работа: наблюдения за собаками во время прогулки, рассматривание картинок и фотографий с животными, чтение отрывков из книги К. Сергиенко «До свиданья, овраг», рассказов В. Чаплиной «Мухтар», Л. Толстого «Пожарные собаки». Рассказ детей о своих питомцах, показ и выставка фотографий своих питомцев.
Оборудование: аудиозапись «Собачьей песни» (сл. и муз. С. Никиты), слайды с изображением пород собак и волка, лисы, проектор, цветные карандаши, презентация профессии кинолога.
Учитель:
В день, наверно, раз по десять, раз по триста каждый месяц,
Больше тысяч раз в году в переулке и в саду,
На вокзале, во дворе, на мосту, на пустыре,
На бульваре, на проспекте вам встречались звери эти.
Может, даже вы видали на ошейниках медали?
А скажите, вам известны их отвага, ум и честность?
Вот об этом-то сейчас и пойдет у нас рассказ.
Ребята, о ком сегодня пойдет рассказ на занятии?
Дети. О собаках.
Учитель:
Сколько живут люди на земле, столько с ними рядом живут собаки, которые помогают пастуху охранять стада овец от волков. В сибирской тайге они вместе с человеком охотятся на соболя. Если нападет на охотника дикий кабан, собака бросится на него и остановит. На севере ездовых собак запрягают в сани и ездят по тундре. На войне собаки-санитары помогали разыскивать раненых, а сейчас помогают искать пропавших людей при взрывах, наводнениях, землетрясениях. Собака никогда не оставит человека в беде.(Показывает слайды.) Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака. Внимательно рассмотрите слайды. Что вы заметили?
Дети. На них изображены собаки и волк.
Учитель:
Для чего здесь волк? Наверное, эта фотография попала сюда случайно, по ошибке?
Дети рассуждают.
Учитель:
подводит итог: Давным-давно люди приручили древнего волка. Они кормили его, ухаживали за ним. Со временем волк стал человеку верным другом и помощником, так появились собаки. Раньше внешне все собаки были одинаковые. Менялась жизнь, менялись люди, менялись и собаки. Появилось очень много пород, которых насчитывается 400 видов. Какие породы собак вы знаете?
Дети. Овчарки, бульдоги, терьеры и т.д.
Учитель:
Все собаки хороши, каждая по-своему. У них, как и у людей, есть профессии. Как вы думаете какие?
Дети. Миноискатели, спасатели, поводыри, пожарники.
Учитель:
Такие собаки называются служебные. Кажется, не бывает такой работы, которая была бы не известна собакам. Они ходят в дозор с пограничниками, охраняют заводы, склады, долго и терпеливо отыскивает следы преступников. Собаки — мастера на все «лапы». Во время войны овчарки помогали раненым, находили их даже в очень трудных, суровых условиях. Овчарка Дик, например, обнаружила 1728 фашистских мин. Собака Барри спасла 40 человек, попавших в снежные завалы. Овчарка Боб спасла 12 детей из пожара. Вы когда-нибудь задумывались, почему породу водолаз назвали именно так? Эти собаки несмотря на свой большой вес и размер очень хорошо ныряют и быстро плавают.
Вы слышали об охотничьих собаках?
Дети отвечают.
Учитель:
Почему их так назвали?
Дети. Их берут с собой на охоту.
Учитель:
. Эти собаки очень быстро бегают. Скорость охотничьих собак развивается до 100 км/ч, как скорость автомобиля.
Физкультминутка
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
А теперь на месте шаг. (2 раза.)
Выше ноги! Стой, раз, два! Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. Десять раз подпрыгнуть
нужно,
Скачем выше, скачем дружно! Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. От души мы потянулись
И на место вновь вернулись.
Учитель:
Ребята, отдохните и послушайте стихотворение.
Минералы ищет геолог.
Языки изучает филолог.
Раскопки ведет археолог.
Это понятно, но
Кто же такой кинолог —
Тот, кто смотрит кино?
Я кинологом стать хочу —
Кинология мне по плечу!
Но папа сказал:
— А ну-ка откроем словарь…
Итак: «Кинология — это наука,
Изучающая собак». Решено:
Буду кинологом —
От собак не оттащите волоком!
Нравятся очень Бульдоги мне
И другие четвероногие!..
— Вы кто: Археолог?
Филолог? Геолог?
Спросят меня и услышат в ответ:
Я по профессии просто кинолог……
Другими словами, собаковед!
Все, что известно и неизвестно про собак, изучает наука кинология. А кинолог — это специалист по собакам. «Кинос» по-гречески — собака, а «логос» — наука. Что получилось?
Дети. Кинология.
Учитель:
Ребята, как вы думаете, чем занимается кинолог?
Дети. Он учит собак, дрессирует их.
Учитель:
Кинолог занимается разведением и дрессировкой собак. Есть специальные школы для собак, где их обучают. На учебно-дрессировочных площадках он готовит собак-спасателей, поводырей для слепых, служебно-разыскных. Инструктирует владельцев собак, как выдрессировать их домашних любимцев. Участвует в национальных и международных выставках, соревнованиях, конкурсах и смотрах собак. Сотрудничает с клубами любителей собак.
Кинологи работают в полиции, таможенной и пограничной службе, в питомниках по разведению собак, клубах собаководов. (Показывает слайды.)
Какими должны быть кинологи?
Дети. Смелыми, добрыми, умными.
Учитель:
Кинологи должны обладать определенной смелостью при работе с разными собаками, любить животных, быть терпеливыми, доброжелательными.
Учитель:
Ребята, у кого дома есть собаки?
Дети отвечают.
Учитель:
Он друзей четвероногих
Всеми признанный знаток,
Воспитатель очень строгий,
Крепко держит поводок.
Учит он в собачьей школе,
Как команды выполнять.
Все боксеры, доги, колли
Назубок должны их знать.
(Кинолог.)
Учитель:
Да, кинолог — учитель собак. Он воспитывает и обучает их. По окончании такой школы собакам выдают удостоверения, лучшим — медали. (Показывает слайд.)
Ребята, а кинологом может стать любой человек?
Дети. Нет. Нужно очень любить животных. А еще хорошо учиться в школе и потом в институте.
Учитель:
Как вы думаете, где можно встретить кинологов с собаками?
Дети. На вокзалах, в аэропортах.
Учитель:
Да, на вокзалах, в аэропортах дежурят кинологи с собаками, которые могут почувствовать взрывчатку. Собаки находят очень вредные вещества. Собаки очень долго учатся и благодаря тонкому нюху находят взрывчатку. Затем незаметно для других подают сигнал хозяину, а тот охраникам по рации. Так собаки спасают тысячи жизней.
Почему именно собаки, а не другие животные?
Дети. Они друзья человека.
Учитель:
Как собака отличает преступника?
Дети. По запаху, у собак очень хороший нюх. Он лучше, чем у других животных.
Учитель:
Как вы думаете, какими качествами должен обладать кинолог?
Дети. Терпением, смелостью, должен любить собак.
Учитель:
Ребята, что кинологу необходимо в работе?
Дети. Спортивные тренажеры, поводок, косточка для собаки, свисток.
Учитель:
Теперь давайте изобразим кинолога на работе. Как он обучает собак или как охраняет нас с собакой на вокзале. Нарисуйте то, что вас больше всего впечатлило.
Дети выполняют. В конце занятия рассмотреть все рисунки и похвалить детей.