«Классный руководитель в современной системе образования»
Автор:Самсонова Галина Михайловна,
МОУ «Амвросиевская школа № 2» Амвросиевского района ДНР,
учитель истории высшей
квалификационной категории,
учитель-методист
Развитие человека происходит на протяжении всей жизни, в условиях реализации ГОС особое внимание уделяется личности учащихся, их духовно – нравственному развитию. Каждый человек формируется и развивается в соответствии с врожденными качествами и способностями, но и социальное окружение, в нашем случае классный коллектив, играет весьма значительную роль в развитии личности.
Классный коллектив влияет на каждого ее члена путем установления определенных правил, традиций, стиля поведения и т.д. значительное влияние на развитие личности школьника оказывают его взаимоотношения со сверстниками, что отражается в статусном положении ребенка в классном коллективе.
Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе. Он создаёт условия для планомерной смены поручений в самоуправлении; для развития интеллектуальных, творческих, нравственных качеств учащихся; для формирования навыков здорового образа жизни. Создает условия для социальной адаптации каждого ребенка к современному обществу;
для укрепления внутрисемейных связей детей и их родителей. Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность уч-ся.
Основные направления работы классного руководителя по организации и развитию классного коллектива: организация самоуправления; организация традиций коллектива; воздействие на межличностные отношения в классном коллективе; организация коллективной деятельности (КТД).
КТД помогают каждому учащемуся раскрыться, показать свои лучшие стороны, которые могут привлечь к нему сверстников. Через КТД происходит формирование и сплочение коллектива – это как восхождение к вершине. Одному туда никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый «коллектив». И здесь привлекать родителей и использовать преемственность поколений.
А.С. Макаренко выделил 4 стадии развития коллектива по характеру предъявляемых педагогом требований и позиций педагога.
1. Первая стадия характеризуется тем, что педагог организует жизнь и деятельность группы, объединяя цели и смысл деятельности и предъявляя прямые, ясные, решительные требования. Преобладают развивающиеся личностные отношения, они еще очень подвижны, нередко конфликтны. Отношения с другими коллективами складываются только в системе личностных отношений членов разных коллективов. Заканчивается первый этап формированием актива. Субъект воспитания – воспитатель.
2. Вторая стадия - требование педагога поддерживаются активом, это наиболее сознательная часть группы предъявляет их к товарищам, требование воспитателя становятся опосредованными. Актив становится опорой педагога и авторитетом для других членов коллектива. Педагог способствует укреплению позиции актива и расширению его состава, вовлекая всех детей в совместную деятельность. Субъект воспитания – актив.
3. Третья стадия – большая часть членов группы предъявляет требования к товарищам и себе и помогает педагогам корректировать развитие каждого. Требования предъявляет коллектив в форме общественного мнения. Общественное коллективное мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива к различным событиям и явлениям в жизни общества и данного коллектива. Субъект воспитания – коллектив.
4. Четвертая стадия – педагог поддерживает самоуправление и интерес к другим коллективам. Происходит побуждение всех членов коллектива к самовоспитанию, создаются условия для развития творческой индивидуальности каждого члена коллектива. Каждый воспитанник сам предъявляет к себе определенные требования. А.С. Макаренко считал, что движение вперед – закон жизни детского коллектива.
Показатели развития коллектива являются мобильность; толерантность, товарищеские взаимоотношения; ответственность за коллективное дело; самостоятельное выдвижение общественно-значимых целей. Ученический коллектив оказывает серьезное влияние на создание и поведение учащихся, от каждого требует подчинения общественному мнению и чем более сплочен коллектив, тем сильнее его воздействие на отдельных учащихся. В совместной деятельности легче обнаружить положительные и отрицательные стороны личности, выявить интересы и склонности учащихся, обеспечить развитие их положительных черт.
Опора на общественное мнение определяет ту атмосферу доверия и требовательности, которая характерна для каждого организованного коллектива. Общественное мнение в классе формируется постепенно. В процессе общественно полезного труда и общественной работы школьники приучаются правильно оценивать поведение товарищей, анализировать достижения и недостатки в деятельности коллектива. Требовательная товарищеская критика и самокритика помогают преодолеть недостатки в поведении учащихся и формировать у них высокие моральные качества. Если ученик, нарушивший дисциплину и порядок в классе, встречает осуждение со стороны товарищей, он старается в дальнейшем не допускать недостойных поступков. В хорошем коллективе обычно плохие поступки не остаются не замеченными. Самокритика, честное признание своих ошибок и недостатков помогают нравственному росту школьников. У них развиваются чувство человеческого достоинства, смелость и мужество.
Таким образом, в условиях реализации ГОС, важнейшая задача классного руководителя это становление классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.
Все понимают, что дети в школу приходят учиться. А на самом деле ( я разделяю мнение В.А. Сухомлинского), что "Учение - это один из лепестков того цветка, который называется воспитанием…». И какая личность выйдет через 11 лет из школы зависит и от нас: учителей и во многом классных руководителей.