Государственное учреждение образования
«Движковский ясли-сад-базовая школа Ельского района»
Опыт работы классного руководителя
5 класса Барановской Марины Дмитриевны
«Классный руководитель вчера, сегодня, завтра»
«Уча других, мы учимся сами...»
Сенека
Цель воспитательной деятельности: повышение результативности работы учащихся и педагогов через использование современных форм и методов обучения и воспитания.
Основные задачи воспитательной работы:
изучение истории своего края;
воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;
развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;
создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.
У педагога есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие – наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе – это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.
Важной задачей в плане воспитания является формирование дружного, сплоченного детского коллектива. В ходе реализации этого основного направления решаются и более узкие, но не менее важные задачи: формирования нравственной культуры у учащихся и развитие у них индивидуальных способностей и эстетических понятий.
Задача классного руководителя – создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребенок – росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становления личности – утвердить свое уникальное «Я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
В настоящее время являюсь классным руководителем 5 класса. Вместе с ребятами я первый год. В классе 6 учеников с разными способностями, интересам, характерами, отношением к учебе.
Как сплотить столь разных ребят в коллективе?
Как воспитать в ребёнке хорошие качества?
Как научить его уважению, сформировать чувство собственного достоинства?
Прежде всего, я поставила перед собой цель и задачи на все 5 лет работы по моделированию и построению воспитательной системы класса.
Решая задачу со многими неизвестными, я организую работу не только по «горизонтали», но и по «вертикали». Хочу, чтобы мои ученики умели интересы общества ставить выше личных, чтобы они обладали острым чувством долга, ответственности, жили по законам совести и коллектива, были бескорыстными, смелыми, честными и справедливыми.
Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Учащимся представляется возможность оперативной связи, а преподавателю – возможность оперативно реагировать на запросы ученика, контролировать и корректировать его работу. В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. В результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью дистанционного обучения в течение всей жизни.
Одним из важнейших информационно-коммуникационных ресурсов такого взаимодействия является сайт учреждения образования https://dvizhki.schools.by/class/36451, где оперативно размещаю информацию по всем направлениям деятельности класса. Важной функцией сайта является информационная. На сайте родители и учащиеся могут ознакомиться с воспитательной работой, в том числе и в шестой школьный день, расписанием объединений по интересам, спортивных секций. На нем размещаю анонсы предстоящих мероприятий, условия проведения различных акций и всю актуальную информацию. Уже на первом родительском собрании сообщаю родителям о возможностях использования ресурсов сайта, его структуре и основных разделах.
Помимо сайта при организации дистанционного взаимодействия с учащимися и родителями пользуюсь таким инструментом, как социальные сети. Практически каждый подросток сегодня имеет свою страничку в одной или нескольких социальных сетях. В отличие от школьного сайта социальные сети дают больше возможностей для дистанционного общения с учащимися. Социальная сеть ВКонтакте используется в нашем классе. В беседу «Наш класс» включены все учащиеся класса, что даёт возможность оперативно обмениваться информацией, представленной в разных форматах (текст, изображения, аудио- и видеоматериалы). В рамках такой беседы не только наблюдаю за происходящими в ней событиями, но и активно вмешиваюсь в обсуждение и решение актуальных вопросов. Находясь в одной группе с классным руководителем, подросток не теряет связь и со своей «несанкционированной» страничкой, если таковая имеется. В этом случае легче ее найти и познакомиться с ее содержанием, просмотреть, в каких группах состоит ребенок, чем интересуется, какие фотографии выкладывает. Остановлюсь на гражданско-патриотическом воспитании, целью которого вижу формирование таких качеств, как долг, ответственность, честь, достоинство, а также воспитания любви и уважения к традициям Отечества, школы, семьи.
В настоящее время, для развития и процветания нашей республики мало, чтобы человек получил образование в какой-либо своей узкой специализации, также требуется, чтобы человек хотел работать и всячески способствовал развитию своей республики. Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому и историческому прошлому и культуре своего народа, гордость за родной язык. Данная проблема очень актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед педагогами стоит непростая задача сформировать в каждом ребенке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для развития личности.
Первое направление: «Я – гражданин Республики Беларусь» включает проведение информационных часов на платформе Zoom.us по данной тематике, конкурсы творческих работ «Мои права и обязанности», просмотр тематических телепередач, виртуальные экскурсии «Достопримечательности Беларуси» https://topuch.ru/dostoprimechatelenosti-belarusi/index.html, заповедные территории Беларуси http://www.zapovednytur.by/oopt/nacionalnye-parki.html, музейный комплекс старинных народных ремесел и технологий "Дудутки" http://dudutki.by/. Ребята принимали участие в междисциплинарной интеллектуальной игре для учащихся, которая представляет собой викторину в современном понимании, с использованием медиа-контента, информационных технологий для эффективной работы в учебном и воспитательном процессе.
Данная игра актуальна для организации мероприятий в режиме онлайн (дистанционно).
В соответствии с Программой мер по реализации Концепции развития молодежного движения в Республике Беларусь игра составлена по следующим направлениям:
«Я гражданин Республики Беларусь»;
«А память священна»;
«Спадчына»;
«Природа – наш дом, ты хозяин в нем»
Игра-викторина состоит из восьми разделов:
Символы и атрибуты ОО «БРПО
Міфалогія. Казкі, легенды, паданні
Геральдыка гарадоў і вёсак Беларусі
Літаратура Беларусі
Прафесіі
Геаграфія Беларусі
Птушкі Беларусі
Фаўна Беларусі
и двух бонусных кроссвордов:
Знаете ли Вы Беларусь?
Я гражданин Республики Беларусь!
За каждый правильный ответ начислялся 1 балл. Победителем стала староста класса.
Второе направление: «Моя организация», предоставляет детям школьного возраста возможность реализации стремления к объединению со сверстниками и необходимости в оценке своей деятельности со стороны ровесников и взрослых, проявление лидерских качеств, желание найти и проявить себя в разнообразной деятельности. Такую возможность учащимся предоставляет общественное объединение «БРПО» https://brpo.by/, основными формами работы которого являются: коллективное планирование мероприятий, создание летописей пионерской дружины и первичной организации, организация встреч со сверстниками из разных уголков Белоруссии https://www.instagram.com/brpo.by/,
https://vk.com/elskpioner, https://vk.com/gomelpioner.
Третье направление: «А память священна», соприкасается с героическим прошлым своего народа, изучая и сохраняя традиции поколений. При организации данного направления проводятся следующие мероприятия: сбор воспоминаний фронтовиков, детей военной поры, создаем виртуальные альбомы о жизни и борьбе пионеров в годы Великой Отечественной войны и об их вкладе в Победу, проводятся акции по благоустройству памятников и могил погибших в годы войны, фестиваль «Песни военных лет», оформляется фотоэкспозиция «Памяти павших будьте достойны», где представлены фотографии героев Великой Отечественной войны, а также проводились такие виртуальные экскурсии в музей истории Великой Отечественной войны http://www.warmuseum.by/, в Брестскую крепость-герой https://yandex.by/video/preview, мемориальный комплекс «Хатынь» https://ru.wikipedia.org/wiki, мемориальный комплекс «Ола» https://drive.google.com/file/d, мемориальный комплекс «Красный берег» https://drive.google.com/file/d/
Четвертое направление: «Спадчына», с помощью возрождения национальной культуры вызывается интерес у школьников к фольклору, народным праздникам и обрядам.
Основными формами организации используемыми в данном направлении являются работа школьного музейного уголка, Ельского районного краеведческого музея http://museums.by/muzei/muzei-g-gomelya-i-gomelskoy-oblasti/elskiy-kraevedcheskiy-muzey/, участие молодежи в празднике деревни, в фольклорных праздниках «Купалье», «Каляда», «Дожинки» и др., организуются встречи с интересными людьми деревни, с мастерами-умельцами, концерт, конкурс сочинений ко Дню матери, выполнение презентаций на тему «Моя родословная», «Древо жизни», в которой каждый ребенок может изобразить свою родословную в виде небольшого видеоролика, проводятся краеведческие экспедиции по родному краю, и здесь на помощь нам приходит Ельская районная библиотека http://bib-elsk.by/, Движковская сельская библиотека [email protected].
Сенека говорил: «Уча других, мы учимся сами...». И до тех пор, пока у педагога есть желание, и учить, и учиться, он будет соответствовать самой высокой планке, которую установили для него время и общество.
Не все порой удается в работе, но считаю, каким в будущем человеком станет ученик, в большей степени зависит от того, каким был его учитель.
И моя цель – воспитать настоящего человека, способного трудиться, грамотного, творческого, старательного, отзывчивого. Для этого надо знать ребенка, его способности, возможности, надо любить и уважать в нем личность.
В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми:
не запрещать, а направлять;
не управлять, а соуправлять;
не принуждать, а убеждать;
не командовать, а организовывать;
не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях, всех учащихся класса.
Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом.
Я считаю, что именно классный руководитель способен показать ученику и его родителям, что они есть в жизни друг друга, так как большая часть об этом забывает. Стараюсь создать условия для реального самостоятельного разрешения растущим человеком его личных проблем, понимания себя и других, личностного и профессионального самоопределения.
«Если человек каждый день будет делать свое дело, невзирая ни на что, жизнь изменится к лучшему. А сухое дерево, если его поливать каждый день, зацветет…»
Думается мне, что нам, учителям, надо чаще вспоминать эту заповедь. Уверена, любовь и доверие детей невозможно завоевать, только вооружившись современными методиками. Нужен нелегкий труд души. Главное – научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребенок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.
Хочется закончить словами Гете: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других их надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению.