СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный руководитель вчера, сегодня, завтра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный руководитель вчера, сегодня, завтра»


Государственное учреждение образования

«Движковский ясли-сад-базовая школа Ельского района»





Опыт работы классного руководителя

5 класса Барановской Марины Дмитриевны


«Классный руководитель вчера, сегодня, завтра»
















«Уча других, мы учимся сами...»

Сенека


Цель воспитательной деятельности: повышение результативности работы учащихся и педагогов через использование современных форм и методов обучения и воспитания.


Основные задачи воспитательной работы:

  • изучение истории своего края;

  • воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;

  • развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;

  • создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.


У педагога есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие – наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе – это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.

Важной задачей в плане воспитания является формирование дружного, сплоченного детского коллектива. В ходе реализации этого основного направления решаются и более узкие, но не менее важные задачи: формирования нравственной культуры у учащихся и развитие у них индивидуальных способностей и эстетических понятий.

Задача классного руководителя – создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребенок – росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становления личности – утвердить свое уникальное «Я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.

В настоящее время являюсь классным руководителем 5 класса. Вместе с ребятами я первый год. В классе 6 учеников с разными способностями, интересам, характерами, отношением к учебе.

Как сплотить столь разных ребят в коллективе?

Как воспитать в ребёнке хорошие качества?

Как научить его уважению, сформировать чувство собственного достоинства?

Прежде всего, я поставила перед собой цель и задачи на все 5 лет работы по моделированию и построению воспитательной системы класса.

Решая задачу со многими неизвестными, я организую работу не только по «горизонтали», но и по «вертикали». Хочу, чтобы мои ученики умели интересы общества ставить выше личных, чтобы они обладали острым чувством долга, ответственности, жили по законам совести и коллектива, были бескорыстными, смелыми, честными и справедливыми.

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Учащимся представляется возможность оперативной связи, а преподавателю – возможность оперативно реагировать на запросы ученика, контролировать и корректировать его работу. В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. В результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью дистанционного обучения в течение всей жизни.

Одним из важнейших информационно-коммуникационных ресурсов такого взаимодействия является сайт учреждения образования https://dvizhki.schools.by/class/36451, где оперативно размещаю информацию по всем направлениям деятельности класса. Важной функцией сайта является информационная. На сайте родители и учащиеся могут ознакомиться с воспитательной работой, в том числе и в шестой школьный день, расписанием объединений по интересам, спортивных секций. На нем размещаю анонсы предстоящих мероприятий, условия проведения различных акций и всю актуальную информацию. Уже на первом родительском собрании сообщаю родителям о возможностях использования ресурсов сайта, его структуре и основных разделах.

Помимо сайта при организации дистанционного взаимодействия с учащимися и родителями пользуюсь таким инструментом, как социальные сети. Практически каждый подросток сегодня имеет свою страничку в одной или нескольких социальных сетях. В отличие от школьного сайта социальные сети дают больше возможностей для дистанционного общения с учащимися. Социальная сеть ВКонтакте используется в нашем классе. В беседу «Наш класс» включены все учащиеся класса, что даёт возможность оперативно обмениваться информацией, представленной в разных форматах (текст, изображения, аудио- и видеоматериалы). В рамках такой беседы не только наблюдаю за происходящими в ней событиями, но и активно вмешиваюсь в обсуждение и решение актуальных вопросов. Находясь в одной группе с классным руководителем, подросток не теряет связь и со своей «несанкционированной» страничкой, если таковая имеется. В этом случае легче ее найти и познакомиться с ее содержанием, просмотреть, в каких группах состоит ребенок, чем интересуется, какие фотографии выкладывает. Остановлюсь на гражданско-патриотическом воспитании, целью которого вижу формирование таких качеств, как долг, ответственность, честь, достоинство, а также воспитания любви и уважения к традициям Отечества, школы, семьи.

В настоящее время, для развития и процветания нашей республики мало, чтобы человек получил образование в какой-либо своей узкой специализации, также требуется, чтобы человек хотел работать и всячески способствовал развитию своей республики. Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому и историческому прошлому и культуре своего народа, гордость за родной язык. Данная проблема очень актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед педагогами стоит непростая задача сформировать в каждом ребенке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для развития личности.

Первое направление: «Я – гражданин Республики Беларусь» включает проведение информационных часов на платформе Zoom.us по данной тематике, конкурсы творческих работ «Мои права и обязанности», просмотр тематических телепередач, виртуальные экскурсии «Достопримечательности Беларуси» https://topuch.ru/dostoprimechatelenosti-belarusi/index.html, заповедные территории Беларуси http://www.zapovednytur.by/oopt/nacionalnye-parki.html, музейный комплекс старинных народных ремесел и технологий "Дудутки" http://dudutki.by/. Ребята принимали участие в междисциплинарной интеллектуальной игре для учащихся, которая представляет собой викторину в современном понимании, с использованием медиа-контента, информационных технологий для эффективной работы в учебном и воспитательном процессе.

Данная игра актуальна для организации мероприятий в режиме онлайн (дистанционно).

В соответствии с Программой мер по реализации Концепции развития молодежного движения в Республике Беларусь игра составлена по следующим направлениям:

  1. «Я гражданин Республики Беларусь»;

  2. «А память священна»;

  3. «Спадчына»;

  4. «Природа – наш дом, ты хозяин в нем»

  5. Игра-викторина состоит из восьми разделов:

  6. Символы и атрибуты ОО «БРПО

  7. Міфалогія. Казкі, легенды, паданні

  8. Геральдыка гарадоў і вёсак Беларусі

  9. Літаратура Беларусі

  10. Прафесіі

  11. Геаграфія Беларусі

  12. Птушкі Беларусі

  13. Фаўна Беларусі

и двух бонусных кроссвордов:

  1. Знаете ли Вы Беларусь?

  2. Я гражданин Республики Беларусь!

За каждый правильный ответ начислялся 1 балл. Победителем стала староста класса.


Второе направление: «Моя организация», предоставляет детям школьного возраста возможность реализации стремления к объединению со сверстниками и необходимости в оценке своей деятельности со стороны ровесников и взрослых, проявление лидерских качеств, желание найти и проявить себя в разнообразной деятельности. Такую возможность учащимся предоставляет общественное объединение «БРПО» https://brpo.by/, основными формами работы которого являются: коллективное планирование мероприятий, создание летописей пионерской дружины и первичной организации, организация встреч со сверстниками из разных уголков Белоруссии https://www.instagram.com/brpo.by/,

https://vk.com/elskpioner, https://vk.com/gomelpioner.

Третье направление: «А память священна», соприкасается с героическим прошлым своего народа, изучая и сохраняя традиции поколений. При организации данного направления проводятся следующие мероприятия: сбор воспоминаний фронтовиков, детей военной поры, создаем виртуальные альбомы о жизни и борьбе пионеров в годы Великой Отечественной войны и об их вкладе в Победу, проводятся акции по благоустройству памятников и могил погибших в годы войны, фестиваль «Песни военных лет», оформляется фотоэкспозиция «Памяти павших будьте достойны», где представлены фотографии героев Великой Отечественной войны, а также проводились такие виртуальные экскурсии в музей истории Великой Отечественной войны http://www.warmuseum.by/, в Брестскую крепость-герой https://yandex.by/video/preview, мемориальный комплекс «Хатынь» https://ru.wikipedia.org/wiki, мемориальный комплекс «Ола» https://drive.google.com/file/d, мемориальный комплекс «Красный берег» https://drive.google.com/file/d/

Четвертое направление: «Спадчына», с помощью возрождения национальной культуры вызывается интерес у школьников к фольклору, народным праздникам и обрядам.

Основными формами организации используемыми в данном направлении являются работа школьного музейного уголка, Ельского районного краеведческого музея http://museums.by/muzei/muzei-g-gomelya-i-gomelskoy-oblasti/elskiy-kraevedcheskiy-muzey/, участие молодежи в празднике деревни, в фольклорных праздниках «Купалье», «Каляда», «Дожинки» и др., организуются встречи с интересными людьми деревни, с мастерами-умельцами, концерт, конкурс сочинений ко Дню матери, выполнение презентаций на тему «Моя родословная», «Древо жизни», в которой каждый ребенок может изобразить свою родословную в виде небольшого видеоролика, проводятся краеведческие экспедиции по родному краю, и здесь на помощь нам приходит Ельская районная библиотека http://bib-elsk.by/, Движковская сельская библиотека [email protected].

Сенека говорил: «Уча других, мы учимся сами...». И до тех пор, пока у педагога есть желание, и учить, и учиться, он будет соответствовать самой высокой планке, которую установили для него время и общество.

Не все порой удается в работе, но считаю, каким в будущем человеком станет ученик, в большей степени зависит от того, каким был его учитель.

И моя цель – воспитать настоящего человека, способного трудиться, грамотного, творческого, старательного, отзывчивого. Для этого надо знать ребенка, его способности, возможности, надо любить и уважать в нем личность.

В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми:

  • не запрещать, а направлять;

  • не управлять, а соуправлять;

  • не принуждать, а убеждать;

  • не командовать, а организовывать;

  • не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях, всех учащихся класса.

Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом.

Я считаю, что именно классный руководитель способен показать ученику и его родителям, что они есть в жизни друг друга, так как большая часть об этом забывает. Стараюсь создать условия для реального самостоятельного разрешения растущим человеком его личных проблем, понимания себя и других, личностного и профессионального самоопределения.

«Если человек каждый день будет делать свое дело, невзирая ни на что, жизнь изменится к лучшему. А сухое дерево, если его поливать каждый день, зацветет…»

Думается мне, что нам, учителям, надо чаще вспоминать эту заповедь. Уверена, любовь и доверие детей невозможно завоевать, только вооружившись современными методиками. Нужен нелегкий труд души. Главное – научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребенок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.

Хочется закончить словами Гете: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других их надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению.