СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классные часы по ПДД для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработки классных часов по ПДД для 5 класса (8 штук) с итоговым тестом.

Просмотр содержимого документа
«Классные часы по ПДД для 5 класса»

Классные часы по ПДД

5-й класс


Классный час № 1

ТЕМА “НАШ ПУТЬ В ШКОЛУ

И НОВЫЕ МАРШРУТЫ”


Учитель рассказывает о близлежащих улицах, о транспорте, который движется по ним, называет наиболее опасные места, спрашивает детей о том, где надо переходить проезжую часть (повторение и закрепление знаний учащихся о правилах дорожного движения, изученных в начальной школе).

Учащиеся рассказывают о микрорайоне, в котором они живут, называют места, разрешенные для движения пешеходов (тротуарная дорожка, пешеходный переход).

Учитель обращает внимание на ближайшие остановки общественного транспорта.

Учащиеся рассказывают о правилах поведения на общественном транспорте.

УЧИТЕЛЬ. Ребята, после того как мы с вами изучили обстановку в районе, вспомнили правила для пешеходов и пассажиров, давайте назовем наиболее безопасные маршруты.

(На выбор учащимся предлагаются следующие маршруты от дома: в школу, в библиотеку, на стадион, в кинотеатр, в магазины и т. д.)

УЧИТЕЛЬ. Заслушаем рассказы и выберем из них тот, где весь путь пройден без ошибок.

Учащиеся представляют свои рассказы. Выбираются лучшие. Учитель комментирует.



Классный час № 2


ТЕМА “ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПРАВИЛ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ”


УЧИТЕЛЬ. Ребята, сегодня мы займемся повторением. Но прежде хотелось бы привести некоторые примеры дорожно – транспортных происшествий, которые произошли с учащимися нашего города (поселка). За _________ месяцев в городе (поселке) произошло _______ дорожно – транспортных происшествий. Пострадало _______ человек, причем из них ______ по своей вине. Так, например… (бежал на красный свет, переходил дорогу в неположенном месте и т. д. Сообщаются конкретные материалы по данным дорожно – транспортной службы).

На своем пути в школу, магазин, театр, на стадион – всюду вы встречаете дорожные знаки. Они окрашены в яркие цвета и видны издалека. Многие из этих знаков вам хорошо известны. Знаки облегчают работу водителей, помогают им и пешеходам правильно ориентироваться в сложной обстановке дорожного движения. Назовите известные вам группы дорожных знаков.

УЧАЩИЙСЯ. Существует 7 групп дорожных знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации (таблички).

Учитель вешает таблицу или берет карточки с изображением знаков и проводит опрос учащихся.

Учащиеся называют знаки и их значение.

УЧИТЕЛЬ. Расскажите о видах перекрестков, дайте определение понятию “перекресток”.

Учащиеся дают определение, называют виды перекрестков.

УЧИТЕЛЬ. Покажите на таблице основные линии дорожной разметки, назовите их назначение. (Вывешивается таблица с линиями дорожной разметки).

Учащиеся показывают и называют линии разметки и объясняют их значение.

УЧИТЕЛЬ. Где можно переходить дорогу?

УЧАЩИЙСЯ. По подземным или надземным переходам, по пешеходным переходам типа “зебра” или там, где установлен указательный знак “Пешеходный переход”.

УЧИТЕЛЬ. Какие правила надо соблюдать при переходе дороги?

УЧАЩИЙСЯ. При переходе дороги надо сначала посмотреть налево, в сторону приближающихся транспортных средств, а дойдя до середины, остановиться, затем посмотреть направо, и если путь свободен – можно продолжать путь.

УЧИТЕЛЬ. А если вы не успели перейти дорогу, то как вы поступите?

УЧАЩИЙСЯ. Нужно остановиться на островке безопасности, а если его нет, то на середине проезжей части.

УЧИТЕЛЬ. Можно ли переходить улицу около крутого поворота?

УЧАЩИЙСЯ. Нет. Это очень опасно, потому что из-за поворота может неожиданно выехать какое-нибудь транспортное средство.

УЧИТЕЛЬ. Движение на наших улицах управляется с помощью средств регулирования. Назовите их.

УЧАЩИЙСЯ. Существует два вида регулирования дорожного движения: сигналы светофора и регулировщика.

УЧИТЕЛЬ. Расскажите и сигналах светофора для регулирования дорожного движения.

УЧАЩИЙСЯ. Переходить улицу можно только при зеленом сигнале транспортного светофора или зеленом сигнале пешеходного светофора (высвечивается зеленый сигнал идущего пешехода или надпись: “Идите”). При красном сигнале транспортного светофора и красном сигнале пешеходного светофора переходить улицу запрещается. Желтый сигнал светофора предупреждает о смене сигнала светофора и запрещает движение как водителям, так и пешеходам.

УЧИТЕЛЬ. А теперь с помощью жезла продемонстрируйте сигналы регулировщика и объясните их значение.

(Учащиеся демонстрируют сигналы регулировщика).

УЧИТЕЛЬ. Мы знаем, что автомобиль мгновенно остановить нельзя, он пройдет определенный путь от нажатия на тормоз до полной остановки. Дайте определение понятию “остановочный путь” и объясните, от чего он зависит.

Учащиеся дают определение и объяснение.





Классный час № 3


ТЕМА “ДВИЖЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

ГРУППАМИ И В КОЛОННЕ”


УЧИТЕЛЬ. Сегодня мы с вами повторим основные правила для пешеходов при движении по тротуарам и при посадке в общественный транспорт.

Как должен двигаться пешеход по тротуару?

УЧАЩИЙСЯ. Придерживаясь правой стороны.

УЧИТЕЛЬ. А как должен идти класс (группа)?

УЧАЩИЙСЯ. Парами, взявшись за руки.

УЧИТЕЛЬ. А если подошел автобус, надо быстрей, опередив всех, подняться в салон?

УЧАЩИЙСЯ. Нет, надо пройти по очереди, пропустив старших, инвалидов, матерей с детьми.

УЧИТЕЛЬ. Посмотрите на рисунок: здесь мы видим группу детей в сопровождении взрослых. Ребята идут строем, взявшись за руки. Другая группа переходит проезжую часть. Впереди и сзади группы идут взрослые с поднятыми красными флажками. Группа должна переходить проезжую часть только на разрешающий сигнал светофора или жезл регулировщика и только по пешеходному переходу. На соседнем рисунке мы видим, как группа детей, по два человека, в порядке очереди входит в автобус. У автобуса стоят двое взрослых с красными флажками. (Демонстрация рисунка).

Заходить в общественный транспорт нужно через среднюю и заднюю дверь, а выходить через две двери. При движении надо держаться за поручень, стоя с левой стороны. К выходу надо проходить по правой стороне. Находясь в салоне, нельзя прислоняться к дверям.

На автобусе, перевозящим группу детей, устанавливается специальный знак. Он называется “Опознавательный знак транспортного средства, перевозящего группу детей”. Это квадратный знак с красным окаймлением и черными силуэтами бегущих детей (учитель демонстрирует знак). А если понадобиться перейти дорогу, выйдя из транспортного средства, как это следует сделать?

УЧАЩИЙСЯ. Мы пойдем по пешеходному переходу, на зеленый сигнал светофора или на перекрестке. На загородной дороге перейти проезжую часть можно на участке, где она хорошо просматривается в обе стороны.

УЧИТЕЛЬ. Как следует идти по пешеходу по загородной дороге?

УЧАЩИЙСЯ. По левой обочине, навстречу движению транспорта.

УЧИТЕЛЬ. Верно. Но бывают случаи, когда люди идут и по направлению движения транспорта. Это – движение в колонне. Посмотрите на рисунок: учащиеся идут колонной, по 4 человека в ряду (больше нельзя!), придерживаясь правой стороны проезжей части. Спереди и сзади их сопровождают взрослые с красными флажками. Ночью колонну надо сопровождать с зажженными красно-белыми фонарями.

А теперь ответим на вопросы.

1. Как надо вести себя, если вы идете в группе?

2. Какой стороны тротуара нужно придерживаться?

3. Где можно переходить проезжую часть группе учащихся?

4. Для чего служат красные флажки в руках у взрослых?

5. Что делать, если сменился сигнал светофора, а класс, группа еще находится на проезжей части?

6. Чем оборудуется транспорт, перевозящий детей?

7. Где идет колонна школьников за городом?

8. Сколько человек может идти в ряду колонны?


Классный час № 4

ТЕМА “ТРУД ВОДИТЕЛЯ”


УЧИТЕЛЬ. Сегодня мы с вами поговорим о профессии водителя, трудной и ответственной.

Каждый год с конвейеров автозаводов сходят потоки новых автомобилей. Автомобили необходимы для народного хозяйства. Они доставляют всевозможные грузы в самые труднодоступные места страны.

В городе большую часть населения обслуживает транспорт общего пользования – трамваи, автобусы, троллейбусы.

На улицах часто встречаются специальные автомобили: пожарные, милицейские, “скорая помощь” и др.

Всеми этими транспортными средствами управляют водители.

Во всех концах страны и днем и ночью, в жару и в холод в кабинах автомобилей мы видим людей, которые ведут машины, перевозящие грузы и пассажиров. Водителю мало уметь только управлять машиной, он отвечает за доставку пассажиров и груза, за безопасность на дороге. Водитель должен отлично знать все правила дорожного движения и строго соблюдать их.

На водителе лежит большая ответственность. Он должен внимательно следить за дорогой, за сигналом светофора, за дорожными знаками и указателями, выбирать подходящую скорость, дистанцию, следить за автомобилем, за его технической исправностью.

Если шофер допустит небрежность, не выполнит хотя бы одно из того, что мы перечислили, может случиться несчастье.

Но общая безопасность на дорогах складывается из правильного поведения и водителей, и пешеходов. Если пешеходы будут строго выполнять свои обязанности, то опасность аварии уменьшится.

И в самом деле: едет автомобиль, шофер внимательно следит за дорогой, и вдруг внезапно на дороге появляется пешеход. Что делать шоферу? Придется или резко тормозить, или сворачивать в сторону. А машину сразу остановить нельзя, вот и происходит авария по вине пешехода. Поэтому каждый пешеход должен знать, что от его поведения зависит безопасность на дорогах, а строгое соблюдение правил дорожного движения – это его обязанность.

(Желательно, чтобы в беседе принял участие профессиональный водитель и рассказал о профессии и труде водителя).

А теперь вспомним тему нашей беседы и ответим на вопрос.

1. В чем трудность работы водителя?

2. Почему нельзя отвлекать водителя во время движения автомобиля?

3. Какие автомобили вы знаете? Расскажите об их назначении.

4. Как надо вести себя на улице?


Классный час № 5


ТЕМА “ПЕРЕВОЗКА УЧАЩИХСЯ

НА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЯХ”

УЧИТЕЛЬ. Ребята, сегодня мы поговорим с вами о правилах перевозки людей на грузовых автомобилях. Давайте вспомним все, что вам известно об этих правилах. Давайте посмотрим на плакат. Опишите этот автомобиль.

УЧАЩИЙСЯ. На автомобиле установлен опознавательный знак транспортного средства, перевозящего группу детей, в кузове установлены сиденья.

УЧИТЕЛЬ. На уровне бортов?

УЧАЩИЙСЯ. Нет, ниже, чтобы было удобнее сидеть и не упасть при движении и на поворотах.

УЧИТЕЛЬ. Верно, сиденье устанавливается на высоте не менее 15 см от края борта. А высота дополнительного борта должна быть не менее 80 см от пола кузова. Если сиденья устанавливаются вдоль заднего или бокового борта, они должны иметь прочную спинку. Иногда сверху кузова натягивается тент, чтобы защитить пассажиров от ветра, дождя и солнца.

Теперь ответьте на вопрос, каким образом следует садиться в кузов грузового автомобиля?

УЧАЩИЙСЯ. Следует подниматься в кузов по лестнице.

УЧИТЕЛЬ. У какого борта нужно ставить лестницу и почему?

УЧАЩИЙСЯ. У правого борта, там нет движения.

УЧИТЕЛЬ. Итак, в автомобиль следует подниматься со стороны тротуара или обочины, т. е. правого борта по ходу движения автомобиля, или со стороны заднего борта. Так же надо и высаживаться из автомобиля. В кузове автомобиля, перевозящего группу детей, должно находиться не менее двух взрослых.

Теперь ответьте, что запрещено делать, находясь в кузове грузового автомобиля во время движения.

УЧАЩИЙСЯ. Запрещается вставать, ходить по кузову, сидеть на бортах, толкаться.

УЧИТЕЛЬ. Правильно. И последнее: при перевозке группы детей в грузовом автомобиле или автобусе должен быть включен ближний свет фар.

Ответьте на вопросы:

1. Расскажите о правилах посадки в грузовой автомобиль.

2. Каким знаком оборудуется автомобиль, перевозящий группу детей?

3. Почему нельзя подниматься в кузов грузового автомобиля с левой стороны (со стороны проезжей части)?

4. Почему опасно стоять в кузове, сидеть на бортах и переходить с места на место во время движения автомобиля?


Классный час № 6

ТЕМА “ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ

СИГНАЛЫ ВОДИТЕЛЕЙ”


УЧИТЕЛЬ. Сегодня мы поговорим о том, как во время дорожного движения водитель предупреждает о своих действиях окружающих.

Давайте вспомним, как едут различные автомобили по улицам города. Они перестраиваются из ряда в ряд, делаю повороты и развороты, обгоняют друг друга, предупреждая об этом сигналами. Как могут подать сигналы водители? Чем для этого оборудуются автомобили?

УЧАЩИЙСЯ. Световыми сигналами.

УЧИТЕЛЬ. Верно. Сигналы перед началом движения, поворотами подают указателями поворотов.

Для того чтобы просигнализировать о левом повороте или развороте, водитель включает указатель поворота – загораются левые мигающие огни спереди и сзади автомобиля. А что надо сделать, чтобы указать правый поворот?

УЧАЩИЙСЯ. Включить правый указатель поворота.

УЧИТЕЛЬ. Правильно. А как быть велосипедистам? Ведь у велосипеда нет световых указателей поворота, а у автомобиля они могут быть неисправными, и как же поступить тогда?

УЧАЩИЙСЯ. Необходимо просигнализировать рукой.

УЧИТЕЛЬ. Для левого поворота водитель транспорта вытягивает в сторону левую руку. Сигнал “Поворот направо” водитель тоже покажет левой рукой, но согнув ее в локте.

Водители двухколесного транспорта могут показать поворот направо вытянутой правой рукой или согнутой в локте левой рукой.

Когда водитель захочет замедлить ход или остановить автомобиль, он нажимает на тормоз. Что тогда происходит?

УЧАЩИЙСЯ. Сзади автомобиля загораются два красных фонаря.

УЧИТЕЛЬ. Верно, это включается указатель торможения – стоп – сигнал. Если он поврежден, водитель должен поднять левую руку вверх – это сигнал торможения. Сигнал торможения – поднятая вверх рука – одинаков для водителей всех транспортных средств.

В вечернее время, как правило на загородных дорогах, автомобили часто обгоняют друг друга, сигнализируя об этом переключением фар. По этому сигналу водитель впереди идущего транспорта уступает дорогу.

Автомобили снабжены и звуковым сигналом. Но в населенных пунктах водитель им пользуется лишь в исключительных случаях для предупреждения дорожного происшествия.

Все сигналы одинаково важны как для водителей, так и для пешеходов, так как при переходе дороги нам надо разобраться в сигналах водителей, оценить обстановку, определить направление движения транспорта.



Ответим теперь на вопросы:

1. Для чего транспортные средства оборудуются световыми сигналами?

2. Как подает сигналы поворота велосипедист?

3. О чем сигнализирует загоревшийся сзади автомобиля красный огонек?

4. Как подает сигнал торможения велосипедист?

5. Когда водитель применяет звуковой сигнал?

6. Почему пешеходам надо внимательно следить за предупредительными сигналами водителей?




Классный час № 7

ТЕМА “ОБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ

И МОТОЦИКЛОВ СПЕЦИАЛЬНЫМИ

СИГНАЛАМИ”

УЧИТЕЛЬ. На сегодняшнем занятии мы повторим предупредительные сигналы водителей и поговорим об оборудовании автомобилей и мотоциклов специальными сигналами. Ответьте на вопросы: с помощью чего водитель информирует окружающих о своих маневрах?

УЧАЩИЙСЯ. С помощью указателей поворотов.

УЧИТЕЛЬ. А что это такое?

УЧАЩИЙСЯ. Это фонари белого, красного или оранжевого цветов.

УЧИТЕЛЬ. Где они устанавливаются?

УЧАЩИЙСЯ. Спереди и сзади автомобиля.

УЧИТЕЛЬ. Как они действуют?

УЧАЩИЙСЯ. С какой стороны они загораются, в ту сторону и поворачивает машина.

УЧИТЕЛЬ. Хорошо. А как водитель подает сигнал торможения?

УЧАЩИЙСЯ. Сзади автомобиля загораются два красных фонаря – стоп – сигнал.

УЧИТЕЛЬ. Современные мотоциклы тоже оборудуются световыми указателями поворота. А как быть водителям, у которых сигналы поворота неисправны или отсутствуют, например на велосипеде?

УЧАЩИЙСЯ. Им надо подать сигналы поворота рукой.

УЧИТЕЛЬ. Как велосипедист покажет поворот направо?

УЧАЩИЙСЯ. Он вытянет в сторону правую руку.

УЧИТЕЛЬ. А водитель? Его жест в кабине будет незаметен.

УЧАЩИЙСЯ. Ему надо согнуть левую руку в локте под прямым углом вверх.

УЧИТЕЛЬ. Как подает сигнал торможения велосипедист?

УЧАЩИЙСЯ. Поднятой вверх левой рукой.

УЧИТЕЛЬ. Покажите все предупредительные сигналы, подаваемые рукой.

(Учащиеся показывают сигналы поворота направо и налево, торможения).

Ребята, на улицах и дорогах мы видим машины, предназначенные для выполнения специальных работ. В общем потоке транспорта их легко отличить от других. Скажите, как?

УЧАЩИЙСЯ. По особой окраске.

УЧИТЕЛЬ. Что это за машины? (Показывает рисунок).

УЧАЩИЙСЯ. Пожарная, “скорой помощи”, милицейская.

УЧИТЕЛЬ. Чем еще оборудуются эти машины?

УЧАЩИЙСЯ. Сиреной, маячком.

УЧИТЕЛЬ. Верно. Автомобили и мотоциклы специального назначения оборудуются специальными сигналами. Вот, например, пожарная машина. Ее приближенно видно и слышно издалека. Мы видим мигающий свет синего маячка на крыше и слышим громкий звук сирены. Так же оборудована машина “скорой помощи”. Кроме того, ее можно опознать по большим цифрам “03” на кузове. Это телефон вызова к больному. Милицейские машины окрашивают, как правило, в синий и желтый цвета. Они оборудуются сиреной, громкоговорящей установкой (ГУ), маячками. На милицейских автомобилях могут устанавливаться маячки синего, красного и зеленого цветов.

При выполнении оперативного задания водители специальных автомобилей включают сирену и маячки. Колонну автобусов, важный или опасный груз сопровождают головная машина с красным и замыкающая машина с зеленым маячком. При приближении машины с красным маячком водители обязаны остановиться и возобновить движение лишь после того, как пройдет машина с зеленым маячком.

Оперативные машины с включенным маячком или сиреной могут отступать от правил дорожного движения. Например, превышать скорость, проезжать на красный сигнал светофора и т. п. Поэтому водители других машин должны уступить им дорогу. Пешеходы, услышав сирену или увидев маячок, должны освободить проезжую часть дороги и не начинать переход, пока не проедет спецмашина или колонна в ее сопровождении.

Теперь ответьте на мои вопросы:

1. Расскажите, какие автомобили оборудуют сиреной, синим и красным мигающим маячком?

2. Зачем нужны эти сигналы?

3. Могут ли двигаться с повышенной скоростью автомобили, выполняющие оперативные задания?

4. Как надо вести себя на улице, когда услышишь специальный звуковой сигнал (сирену)?



Классный час № 8

ИТОГОВАЯ БЕСЕДА



В итоговое занятие можно включить следующие виды работ:

  • просмотр и обсуждение кинофильма;

  • настольные игры по безопасности движения;

  • викторину по безопасности движения;

  • практическое занятие на специально размеченной площадке (или в автогородке);

  • экскурсию по городу.

При проведении итогового занятия следует обратить внимание учащихся на следующие вопросы:

1. Правила движения пешеходов по тротуарам (обочинам).

2. Правила движения групп учащихся.

3. Правила перехода проезжей части.

4. Подача водителями предупредительных сигналов.

5. Виды транспорта, транспорт специального назначения.

6. Дорожные знаки и их группы. Названия отдельных знаков.

7. Сигналы для регулирования дорожного движения, сигналы транспортного и пешеходного светофоров, жесты регулировщика.



ТЕСТ

ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПРАВИЛ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В 5 КЛАССЕ

1. По какой части тротуара должен двигаться пешеход?

  1. по правой;

  2. по левой;

  3. по середине.

2. Можно ли переходить дорогу рядом с пешеходным переходом (“зеброй”)?

  1. да;

  2. нет.

3. Где должны находиться люди, ожидающие автобус (троллейбус)?

  1. на обочине дороги;

  2. в любом месте на проезжей части;

  3. на посадочной площадке.

4. Можно ли выходить из автобуса (троллейбуса), если двери уже открыты, а транспорт продолжает движение?

  1. нет;

  2. да.

5. Какое из перечисленных транспортных средств представляет наибольшую опасность для пешехода?

1) автобус;

2) автомобиль, оборудованный специальным световым сигналом (маячком);

  1. троллейбус.

6. Что обозначает загоревшийся правый поворотник автомобиля?

1) автомобиль поворачивает налево;

2) автомобиль останавливается;

3) автомобиль поворачивает направо.

7. Разрешается ли передвижение пешеходов по железнодорожным путям?

  1. да;

  2. нет;

  3. можно, если вблизи нет поезда.

8. Мы переходим дорогу и видим на дороге едущий автомобиль. Мы должны:

1) быстро перебежать дорогу;

2) продолжать, пока автомобиль проедет;

3) попросить водителя остановиться и перейти дорогу.

9. С какого возраста разрешается перевозить детей на переднем сиденье автомобиля?

  1. с 8 лет;

  2. с 12 лет;

  3. с 14 лет.

10. Можно ли играть на проезжей части дороги или около нее?

  1. можно;

  2. нельзя;

  3. можно, если приняты меры безопасности.



Ответы: 1-1, 2-2, 3-3, 4-1, 5-3, 6-3, 7-2, 8-2, 9-3, 10-2.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!