СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клавдия Шульженко . Доклад

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Клавдия Шульженко . Доклад»

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава I Личная жизнь Клавдии Шульженко……………………………………4

Глава II Война в жизни певицы…………………………………………………7

Глава III Народное признание и последние годы Клавдии Шульженко…. ..11

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованных источников и литературы………………………….16

Список использованных источников………………………………………….17




















Введение

Великая Отечественная война - одна из самых трагичных страниц в истории нашей страны. Выстоять в борьбе и победить мощнейшую из развитых стран того времени - фашистскую Германию - стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Страна превратилась в единый боевой лагерь. Все было направлено на борьбу с врагом. В стороне не остался никто. Война унесла миллионы жизней, опалила кровавым дыханием каждую семью.

Война и песня: что может быть общего у этих понятий? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. Но еще А. В. Суворов говорил: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкой брал я Измаил». Песни были необходимы солдатам на войне. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, передохнуть в редкое затишье между сражениями, а в решительные минуты помогала собрать свои силы, сплотиться, справиться с болью. Считалось, что фронтовая песня-это вторая винтовка, что враг ее боится больше, чем огнестрельного оружия. Песни военных лет… Сколько их: прекрасных и неотделимых от русского человека? В них есть все: и горечь отступления в первые дни войны, и радость долгожданной победы, и надежда на скорую встречу с близкими. Военная песня - это, к счастью, не только война. Это и народная память, и призыв к сплочению и братству всех нас, живущих на Земле.

Предмет исследования: творчество Клавдии Ивановны Шульженко в военное временя.

Цель исследования - воспитание чувства гордости и любви к родине; формирование представления о великом подвиге нашего народа во время великой отечественной войны.

Задачи исследования:

1. Выявить знания о песнях ВОВ у учащихся.

2. Пробудить интерес к песням войны у своих одноклассников.

3. Разучить популярные песни К. И. Шульженко и исполнить их на школьном концерте, посвященном Дню Победы.

Актуальность темы: в 2018 году наша страна отмечает 73- летие со дня Великой Победы. Все дальше и дальше уходят от нас годы страшной войны. Но память людей навсегда сохранит имена героев, которые своими военными и трудовыми подвигами вдохновляли солдат, помогали им приблизить день победы.

Военное искусство представляет особый пласт в русской культуре, ведь в то время вся творческая энергия людей была подчинена единым целям — помочь фронту, поднять боевой дух советских солдат и защитить родную страну от захватчиков.




















Глава I Личная жизнь Клавдии Шульженко

Клавдия Ивановна Шульженко – выдающаяся советская певица и актриса, лауреат множества наград, народная артистка СССР, РСФСР. В 1971 году Шульженко получила звание народной артистки СССР, в 1976 - награждена орденом Ленина.

Родилась Клавдия Шульженко 24 марта 1906 года, в городе Харькове, в семье Ивана Ивановича Шульженко, служившего бухгалтером в управлении железной дороги, и его супруги. В семье было двое детей. Клава и ее брат Коля. Жили они вместе с родителями во флигеле небольшого дома на улице Владимирской.

Отец девочки в свободное время играл на духовых инструментах, пел соло. Для соседей семья устраивала во дворе театральные представления, в которых участвовали и дети, самозабвенно пела и играла маленькая Клава.

Девочка училась в гимназии, но музыка и пение не вызывали у нее восторга. Клавдия предпочитала словесность, зачитывалась стихами русских поэтов, учила их наизусть и декламировала знакомым.

Родители отдали дочку, грезившую о театральной сцене, обучаться музыке в Харьковскую консерваторию, к профессору Н.Л. Чемизову, который вселил в юную дебютантку веру в ее певческий талант, поведав ей, что голос ей дан от природы.

Девочка приходила в восторг от красивого папиного баритона, но с малолетства мечтала о театральной сцене. Неизгладимое впечатление на Клавдию произвели звезды немого кино, но еще больше она любила театр. Отец часто брал ее с собой на спектакли местного драмтеатра, где тогда служил режиссером Николай Синельников. В 15 лет юная Клавдия вместе с подружкой пришла к Синельникову «поступать в актрисы».

Клавдия Шульженко в молодости


На пробах девушки спели несколько песен и сыграли небольшой этюд. К слову, аккомпанировал подружкам молодой Исаак Дунаевский. Шульженко пришлась по душе режиссеру, и он зачислил ее в группу. Роли молоденькой актрисе доставались эпизодические. Так, Клавдия Ивановна пела в хоре в оперетте и изображала умершую Настасью Филипповну в 4-м акте «Идиота». По словам отца актрисы, посетившего этот спектакль, выходило у нее это довольно убедительно.

Потом были другие роли, Шульженко пела в клубах, в других театрах после окончания спектаклей. Клавдия Ивановна твердо решила связать свою жизнь и биографию с театром. Жизнь ее в то время была расписана по минутам. С утра она шла на репетицию к Синельникову, затем занималась пением и музыкой в консерватории, брала уроки балетной хореографии и основ танца, а вечером играла в спектаклях.

Первым и единственным официальным мужем Клавдии Ивановны Шульженко был артист из Одессы, конферансье, музыкант Владимир Коралли. Их брак продлился с 1930 по 1955 годы, в 1932 году у пары родился сын Игорь. Поводом для разрыва супругов послужила ревность.

Клавдия Шульженко с мужем и сыном




Глава II Война в жизни певицы


Клавдия Шульженко на фронте


Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Шульженко рассказывала: «В Харькове поезд остановился далеко от вокзала - в городе была объявлена воздушная тревога. И тут совершенно неожиданно в стоящем неподалеку от нас поезде мы повстречали нашего сына. Этим поездом в Ленинград возвращался и Аркадий Райкин с Театром миниатюр, прервавшим свои харьковские гастроли, и мои родственники передали артистам Гошу, чтобы его доставили домой. Мне сразу стало легче дышать - матери поймут меня. Поезд вез нас дальше, навстречу войне. Нам уже попадались беженцы из западных областей Украины, Белоруссии, из Прибалтики, где шли ожесточенные бои. И вот Ленинград. Как быстро изменилось все - и сам город, и люди, живущие в нем. Мешки с песком, укрывшие витрины бывшего Елисеевского гастронома и кафе «Норд» на Невском, заклеенные белыми бумажными крестами окна жилых домов, большие клещи, бочки с водой и ящики с песком в каждом подъезде - для тушения зажигательных авиабомб (зажигалок, как их называли), дежурные с противогазами на боку, воздушные тревоги и сосредоточенные, посерьезневшие лица, на которых не было и тени паники. Чувствовалось, что город готовился к сражению. В Доме Красной Армии нас аттестовали как добровольно вступивших в ряды Вооруженных Сил и выдали военную форму. Так я стала рядовым Красной Армии, а наш коллектив получил звание Ленинградского фронтового джаз-ансамбля. Командование выделило нам небольшой, видавший виды автобус, который превратился в наш дом на колесах. Но и постоянное наше жилище ничем не напоминало довоенное - мы разместились в подвальных помещениях старинного здания на Литейном - Доме Красной Армии имени Кирова, ставшем нашей базой».

Более 500 концертов дали артисты в годы войны, выступали в осажденном Ленинграде, на Дороге Жизни, на линии фронта, под обстрелами. Два музыканта из группы Шульженко умерли в Ленинграде от истощения. Добровольно вступив в ряды действующей армии, Шульженко стала солисткой фронтового джаз-оркестра Ленинградского военного округа. Этому ансамблю вместе с Клавдией Шульженко и ее мужем, артистом Коралли, было суждено войти в историю героической обороны Ленинграда.

Клавдия Ивановна помогала людям своими песнями выстоять и поверить в победу. Ей приходилось выступать в окопах и под бомбами, жизнь Шульженко не раз подвергалась опасности. Певица позже рассказывала: «Мы выступали на аэродромах, на железнодорожных платформах, в госпиталях, в цехах заводов, в сараях и палатках, на льду, припорошенном снегом, на Дороге жизни. Концерты часто прерывались вражескими атаками. Наш автобус был изрешечен пулями и осколками. К месту, где предстояло выступать, мы порой пробирались под обстрелом, перебежками. Двое музыкантов наших умерли от голода. Дело было в блокадном Ленинграде – что уж тут подробно рассказывать. Не пристало жаловаться тем, кто все-таки выжил». _

Именно в это время стала всенародно любимой песня в ее исполнении «Синий платочек», найденный певицей среди сочинений польского композитора Ежи Петербургского. Новые слова к ней написал военный журналист Михаил Максимов, кроме этого слушатели того времени особенно полюбили песни в исполнении Шульженко «Давай закурим» и «Морячка». В своей книге Клавдия Ивановна писала: «Однажды после выступления нашего ансамбля в горнострелковой бригаде ко мне подошел стройный молодой человек в форме, с двумя кубиками в петлицах. «Лейтенант Михаил Максимов!» - представился он. Робея, заливаясь краской от смущения, симпатичный лейтенант сказал, что написал песню. «Я долго думал о ней, но все не получалось. А вот вчера... Мелодию я взял известную - вы, наверное, знаете ее, - «Синий платочек», я ее слышал до войны, а вот слова написал новые. Ребята слушали - им нравится...» - он протянул мне тетрадный листок. – «Если вам понравится тоже, может быть, вы споете...». Мелодия «Синего платочка» была знакома мне. Я ее услышала впервые в одном из концертов Белостокского джаз-оркестра.

Лейтенант Максимов написал, по существу, новый текст, сумев сделать главное - выразить в нем то, что волновало слушателей 1942 года и продолжает волновать до сих пор как точная фотография чувств и настроений солдата тех далеких военных лет. Позже эту песню назовут «песней окопного быта», но мне думается, дело здесь не в терминах, тем более что не каждый из них может выразить суть. А суть, на мой взгляд, была в ином. Новый «Синий платочек» в простой и доступной форме рассказывал о разлуке с любимой, проводах на фронт, о том, что и в бою солдаты помнят тех, кого они оставили дома. Сам платочек стал теперь не девичьим атрибутом, что «мелькнет среди ночи», как в прежнем варианте, а символом верности солдата, сражающегося за тех, с кем его разлучила война, - «за них - таких желанных, любимых, родных», «за синий платочек, что был на плечах дорогих».

В 1942 году Клавдию Шульженко наградили медалью «За оборону Ленинграда», а 9 мая 1945 года - орденом Красной Звезды. Летом того же года «За выдающиеся заслуги в области вокального искусства» певице было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. Тогда журналисты писали, что окончательное творческое кредо Шульженко, её художественная тема и лирическая героиня сформировались именно в годы войны, потому что в её репертуаре больше не было «случайных» песен. На самом же деле песни по-прежнему были разными, просто артистка научилась делать их «своими». За время блокады Ленинграда К. Шульженко дала свыше 500 концертов для солдат.

В 1943 году джаз-оркестр Клавдии Шульженко гастролировал по Кавказу и Средней Азии, начиная с лета 1945 года, певица начала выступать сольно. Дискография Клавдии Ивановны Шульженко (включая записи, вышедшие при жизни певицы) включает около двух десятков пластинок. В ее репертуаре – сотни песен, сотрудничество с известными композиторами и музыкантами, певцами и исполнителями. Самыми любимыми песнями самой исполнительницы были «Вальс о вальсе», «Молчание», «Друзья-однополчане», «Письмо матери», «Школьный вальс» и другие. Благодаря исполнению фронтовых песен «Синий платочек», «Давай закурим», «Друзья-однополчане» и других Клавдия Шульженко получила всесоюзное признание.










Глава III Народное признание и последние годы

Клавдии Шульженко

Клавдия Шульженко много гастролировала по стране, записывала новые песни, и была признанным кумиром советской эстрады. Песней, получившую долгую счастливую жизнь от Клавдии Шульженко, стала песня Эдуарда Колмановского «Вальс о вальсе» на стихи Евгения Евтушенко. На протяжении полувека Клавдия Шульженко оставалась лидером советской лирической песни. Она пела, говорила, шептала любовные признания. Она утверждала, что любви все возрасты покорны. И заставляла безоговорочно верить этому. Царила на сцене женщина, певица, актриса.

Клавдия Шульженко на сцене



Последние годы актриса проживала в Москве, в доставшейся ей уже под конец жизни отдельной квартире. Будучи на пенсии, она оставалась верна своим привычкам, как и в молодости, предпочитала французскую парфюмерию, не умела экономить, не хотела расставаться с последними антикварными вещами, хотя большую часть давно уже распродала.

Клавдия Шульженко снималась в кино в эпизодических ролях, исполняла песни для кинокомедии «На отдыхе». В 1981 году увидели свет ее мемуары «Когда вы спросите меня…».

Пожилую звезду советской эстрады часто навещали молодые музыканты, певцы, артисты, однако денег от них Клавдия Ивановна не принимала, брала только гостинцы. Удивительно, но только Алле Пугачевой удавалось обмануть бдительность гордой и талантливой женщины. Уходя, она потихоньку прятала под салфетку купюру, а Клавдия Ивановна потом удивлялась, думая, что сама ее там забыла.

Клавдия Шульженко и Алла Пугачёва.


В последние годы жизни, когда Клавдия Ивановна сильно болела и уже не могла работать, главным ее утешением стал рояль. За ним Шульженко забывала о своих невзгодах. Врачи рассказывали, что, когда она лежала в больнице и жизнь отсчитывала последние часы, певица, как только сознание к ней возвращалось, шептала: «К роялю! К роялю!». Клавдия Шульженко скончалась 17 июня 1984 года, ей исполнилось 78 лет. Похоронили ее на Новодевичьем кладбище.

Алла Пугачева сказала в интервью: «Когда умирает такой талант, то чувство осиротелости охватывает душу. Утрата – как бы потеря близкого, справедливого доброго гения в нашем далеко не легком жанре...» Анатолий Папанов заметил: «Второй Шульженко никогда не будет! Как не будет второй Раневской, второго Качалова...».

Клавдия Шульженко в последние годы









Заключение

Из воспоминаний Галины Вишневской: «Примером, идеалом эстрадного пения была для меня Клавдия Шульженко. Все в ней мне нравилось, — писала в своей книге Галина Вишневская. — С самого появления ее на сцене я попадала под обаяние ее огромного мастерства, ее внешнего облика, ее пластики, отточенности ее движений. В каждой песне возникал определенный сценический образ, каждая песня была законченным произведением, со своим вступлением, развитием и финалом. Эстрадный жанр очень опасен легкостью и соблазном соскользнуть на дешевые эффекты, на убогие актерские трюки, у которых одна цель: ублажить публику. Клавдию Шульженко никогда не покидало чувство меры — она была удивительная артистка. Прекрасные выразительные руки, богатая мимика — все отражает внутреннее, душевное движение. Все искренне прочувствовано, естественно исполнено и умно рассчитано. Она никогда не пела с микрофоном. Голос у нее был небольшой, но очень приятного тембра. Она будто и не пела, а легко и свободно напевала, не фокусируя звук, что немедленно создавало особую атмосферу интимности и неизменно покоряло зрителя. Она создала в этом жанре свой собственный стиль и царила на эстраде десятки лет. Из известных мне певиц я могу сравнить ее по степени таланта только с Эдит Пиаф, хотя по характеру дарования они совершенно разные: в Пиаф — надломленность, трагический надрыв, в Шульженко — мягкая лиричность, светлая женственность. После ее пения хотелось жить».

Песни военных лет... Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов.

Песни Великой Отечественной войны: они и теперь, по прошествии многих лет, по-прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения. С первого дня войны и до праздничного победного салюта всегда были с солдатами, помогали преодолевать трудности, поднимали боевой дух воинов, сплачивали их. Как верный друг, песня не покидала фронтовика, она шла с солдатом в бой!

Прослушивая песни о Великой Отечественной войне, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года.

Ветеранов все меньше и меньше с каждым годом. Они уходят, оставляя отвоеванную землю на нас. И завещают беречь ее. Этот мир такой хрупкий и прекрасный.

Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом – это наш долг перед мужеством защитников прошедшей войны, ощутить ответственность перед памятью этих людей. Склоним головы перед величием их подвига. Они никогда не забудутся нами.

















Список использованной литературы

  1. Бирюков, Ю. Синий платочек / Юрий Бирюков // Сов. Россия. – 1985. – 17 март.

  2. Бирюков, Ю. Под этот вальс весенним днем / Юрий Бирюков // Сов. Россия . – 1985 . – 31 март.

  3. Завадская, Н. Любимые песни военных лет / Нина Завадская. – М. : Советский композитор, 1987. – 120 с.

  4. Музы вели в бой : Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны / сост. С. Красильщик. – М. : АПН, 1985. – 343 с.

  5. Священная война: Песни Победы / сост. В. А. Костров, Г. Н. Красников – М. : Олимп, 2005.























Список использованных источников

  1. Электронный ресурс. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шульженко,_Клавдия_Ивановна

  2. Электронный ресурс. Режим доступа: https://document.wikireading.ru/47634

  3. Электронный ресурс. Режим доступа: http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1138

  4. Электронный ресурс. Режим доступа: http://pobeda1945-art.ru/.


9