Тема урока: Климат Африки.
Цель урока:
Образовательные: углубление знаний по теме “Климат”; формирование представлений о климатических факторах и климатических поясах Африки; формирование умений составлять опорные карты.
Развивающие: углубление умений: делать сравнительную характеристику карт; устанавливать причинно-следственные связи; читать климатограммы; продолжить формирование научного мировоззрения.
Воспитательные: продолжить формирование умений индивидуальной и групповой работы; воспитание толерантности.
Метод обучения: по традиционной классификации - словесный и видеометод и сопутствующие им практический и работа с книгой;
- по характеру познавательной деятельности - эвристический (частично-поисковый).
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: физическая карта Африки, карта климатических поясов, климатическая карта Африки.
Ход урока:
1. Организационный момент:
2. Повторение пройденного материала:
- Африка по середине пересекается …
- Нулевой меридиан пересекает Африку с …
- Африку омывают океаны, их по количеству …
- С севера материк омывается …
- Восточной крайней точкой материка считается…
- Дальше всех материков от Африки расположен…
- Самый большой остров близ берегов Африки…
- Самая высокая вершина Африки… ее высота…
- Как называется плита и платформа, на которых расположен материк?
- Какова средняя высота материка…
1. Рельеф (Гондванская платформа; преобладают равнины, возвышенности, плато и плоскогорья с высотой от 200 до 1000 м; выходы кристаллических пород – остаточные глыбово-складчатые горы и плато – Аир, Дарфур, нагорья Ахаггар и Тибести; котловины – Чад, Конго, Калахари; остров Мадагаскар; низменностей мало; в кайнозое Аравия отделилась от Африки, в разломе образовалось Красное море; Великая Восточно-Африканская зона разломов – длина 6500 км до устья Замбези; вулкан Килиманджаро; озера в тектонических разломах; Драконовы горы; Капские горы – в палеозое; Атласские складчатые молодые горы – Альпийская складчатость)
2. Полезные ископаемые (в местах излияния магмы – черные и цветные металлы (медь, цинк, олово), уран, золото, алмазы; кобальт и никель в Замбии и Заире; платина, золото и алмазы – в ЮАР; уран – в Нигере и Намибии; осадочные – каменный уголь, нефть, природный газ, соли, осадочное железо, фосфориты, бокситы, марганец; нефть – Средиземное море, Гвинейский залив; фосфориты – Атлас; уголь – Южная Африка)
Всесторонняя проверка знаний.
1. Абсолютная высота – это (превышение точки земли по отвесу над уровнем моря)
2. Чередование природных зон в горах (высотная поясность)
3.Севернее Полярного круга расположен (Анадырь)
4. Родина хлопчатника (Юж. Америка)
5. К числу молодых платформ относится (Туранская)
6. Какие параллели называются тропиками? (23,5°с. ш и 23,5°ю. ш)
3. Изложение нового материала:
3.1. - Встречая в разных литературных произведениях, при изучении биологии описания природы Африки, возникает ряд вопросов.
Например:
- Почему в Африке на экваторе каждый день идёт дождь?
- Где в Африке растут бутылочные деревья и баобабы и почему их стволы имеют причудливую форму?
- Почему в северной части Африки расположена крупнейшая пустыня мира?
- Что необходимо знать, чтобы ответить на эти вопросы?
Климат Африки! - это наша тема.
На доске надпись:
Африка – самый жаркий материк Земли.
|
– На уроке мы должны доказать, что это утверждение является верным.
Повторение.
Чтобы успешно изучить климат Африки нам необходимо вспомнить:
- Дайте определение понятия « климат».
- Вспомните основные характеристики климата.
- Какие карты необходимы, чтобы охарактеризовать климат?
- Какую информацию можно получить из карты климатических поясов?
- Какую информацию можно получить из климатической карты?
- Так почему материк самый жаркий? Для начала вспомним, какие факторы влияют на климат (географическая широта, рельеф, влияние ветров, течений, близость к океану)
- Какой из факторов самый важный? (географическая широта)
– На климат любого материка оказывают влияние разные факторы. Назовите климатообразующие факторы, используя таблицу. И попробуйте выяснить, как эти факторы, по вашему мнению, будут влиять на климат Африки.
Климатообразующий фактор
|
Какова роль фактора
|
Влияние на климат Африки
|
Географическая широта
|
Чем дальше от экватора, тем …
|
Расположена в теплых широтах, получает тепла больше, чем другие материки
|
Высота над уровнем моря
|
Чем выше, тем …
|
Несмотря на то, что Африка получает много тепла, в Африке есть горы, на вершине которых лежит снег
|
Господствующие ветры
|
Пассаты с океана приносят весь год …
|
Господствуют пассаты. Сухие пассаты с Евразии определяют сухость воздуха в Сахаре. В Южной Африке пассат влажный, но далеко не проникает
|
Направление горных хребтов
|
Осадки выпадают на наветренных склонах
|
Драконовы горы мешают пассату проникать далеко в Калахари
|
Течения
|
Если у берега проходит теплое течение, то
|
Холодное Сомалийское течение делает климат полуострова Сомали еще более сухим.
Бенгельское течение определяет образование пустыни Намиб на берегу океана.
|
3.2. – Выясним, в каких климатических поясах лежит материк, как распределяются температуры осадки по материку.
Выводы:
- получает больше солнечного тепла, чем любой другой материк благодаря ГП (между тропиками);
- самая высокая температура на земле +58о в Триполи;
- в зимние месяцы температура не опускается ниже +10о;
- много осадков в экваториальных широтах, мало в тропических;
- большие размеры материка и сухие пассаты с Аравийского полуострова определяют более сухой климат в Северной Африке;
- приокеанская пустыня Намиб сформировалась под влиянием холодного течения.
1. Главный фактор – географическая широта. Африка, в основном, расположена между тропиками в жарком поясе освещенности.
2. - Равнинный рельеф на севере обеспечивает беспрепятственное прохождение воздушных масс.
- В горах наблюдается изменение климата с высотой.
- Важно направление горных хребтов.
3. Формирование СВ пассатов над Аравийским полуостровом способствует образованию сухого климата части Сахары.
- Противоположно воздействие на климат ЮВ Африки пассатов с Индийского океана.
4. Большая протяженность Африки с запада на восток в тропическом поясе северного полушария: чем дальше вглубь материка, тем суше.
5. - Течения теплые (мыс Игольный – воздух насыщен влагой, теплый. Отсюда –на побережье влажный климат.)
- Течения холодные (например, Бенгальское – воздух холодный, тяжелый, нисходящие токи воздуха, в итоге – осадков нет.)
КФ, как правило, влияют на климат в совокупности. В результате мы имеем … Посмотрите на карту климатических поясов и продолжите…
(1 экваториальный,
2 субэкваториальных,
2 тропических,
2 субтропических, так как материк расположен по обе стороны от экватора)
Климатообразующие факторы (отвесные лучи между тропиками; средняя температура не бывает ниже +20°С; в Сахаре летом средняя температура +35+40°С; в самых прохладных местах средняя температура не ниже +8°С; сезонная разница по разные стороны экватора; в северном полушарии в июле жаркая, дождливая, душная погода, в южном – жаркая сухая; ЭВ и ТВ, лишь на крайнем юге и севере УВ; пассаты; много осадков на западных склонах прибрежных гор; в Дебунджа – 10470 мм в год; влияние рельефа)
4.2. Тесты и задания для проверки
Определите, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки.
1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш.
2. Расположен в районе тропиков.
3. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.
4. Лежит на самом севере и на самом юге материка.
5. Только одно время года – лето.
6. Погода круглый год жаркая и сухая.
7. Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная.
8. Два сезона – влажный и сухой.
9. Весь год господствуют пассаты.
10. После полудня почти всегда идет сильный ливень.
11. Весь год мало осадков.
12. Осадки в основном выпадают летом.
А) экваториальный
|
№ 3,
|
Б) субэкваториальный
|
№ 1,
|
В) тропический
|
№ 2,
|
Г) субтропический
|
№ 4,
|
А) 3, 5, 10; Б) 1, 8, 12; В) 2, 6, 9, 11; Г) 4, 7.
5. Итог урока.
Вывод: Африка – самый жаркий материк земного шара. Так как через центр материка проходит линия экватора, то большая часть Африки круглый год получает много тепла.
6. Домашнее задание. § 46