« Особенности проектной деятельности в начальной школе»
Проект- это …
Проект — комплексная форма деятельности, в которой школьник самостоятельно определяет задачу, планирует, раскрывая способ решения, выполняет действия, которые ведут к достижению цели, получает результат и анализирует полученные данные, оценивает качество своей работы, сопоставляя его со своими ожиданиями.
Ключевые отличия проектов в начальной школе:
- 1. Преимущественно групповые
- Чем младше ребёнок, тем сложнее ему работать самостоятельно в каком-то продолжительном процессе. Групповой проект, впрочем, — это не обязательно проект класса, детей можно делить на небольшие команды по 3-4 человека.
2. Могут быть информационными
В средней и старшей школе получение информации не может быть главной целью проекта, мы должны обязательно понимать, зачем что-то изучаем. В младшей школе это требование менее строгое: проект можно посвятить именно изучению темы, но важно сделать акцент на ее применимости и важности. Например, тема проекта может звучать так: “Флора и фауна континентов нашей планеты”.
3. Учитель сопровождает весь процесс
- В средней и старшей школе учитель наблюдает только промежуточные процессы в работе над проектом, многие действия ученик совершает самостоятельно, и они остаются за кадром. В начальной школе все этапы и шаги проекта дети проходят вместе с учителем.
Нет, доклад нельзя назвать проектом. В проекте всегда используется несколько методов получения информации, и их выбирает сам ученик.
4. Ведущая роль учителя
- В средней и старшей школе учитель — опытный сопровождающий ученика, а в начальной школе — активный ведущий и лидер проекта. Все ключевые решения принимаются с учителем, но творческие решения поддерживаются. Например, продуктом проекта может быть плакат, но как его оформить, решают ученики.
5. Отсутствие рабочего журнала и отчетной работы
Функции рабочего журнала в каком-то смысле будет выполнять учитель, выстраивая планирование, отслеживая соблюдение плана и помогая детям рефлексировать. Младшеклассникам, конечно, не обязательно писать отчётную работу с выводами, однако уделить время тому, чтобы поделиться друг с другом результатами и впечатлениями все же стоит.
Поиск интереса и выбор темы
У детей младшего возраста обычно нет чётко сформированной, устойчивой и присвоенной иерархии интересов, поэтому обычно в начальной школе поиска интереса для проекта не происходит.
Учитель чаще даёт готовую удачную тему для проекта, например, тему или раздел из школьной программы.
Подготовка к проекту
👩 Вопрос
👧 Ответ
Какая главная проблема есть с мусором?
Люди не знают, что он разлагается так долго, и не задумывается о том, куда девается мусор.
Что мы хотим с этим сделать?
Хотим, чтобы люди узнали больше про мусор, про то, что происходит, как они его выкидывают.
Как думаете, чтобы люди узнали об этом, что нужно сделать?
Повесить плакаты в школе, выступить на общем сборе.
Что в итоге у нас получится?
Плакаты и выступление. И может быть, люди задумаются!
Ответы на эти вопросы мы письменно фиксируем на видном месте в классе и оставляем их видимыми до конца проекта
Планирование
- Из задач, которые вы выписали на доске, рождается список действий. Распределите их между командами, но помните, что у каждой команды должна быть задача на каждой встрече, посвященной проекту. Все встречи/уроки, которые вы выделяете под проект, лучше всего выделить на календаре, который будет висеть в классе до окончания проекта.
- Задачи каждой команды отразите в календаре, вписав их или выделив цветными карточками.
Действие
- На этапе действия мы по традиции стараемся следовать заявленному плану. Визуализируйте то, что сделано: например, закрывайте завершенные задачи карточками другого цвета.
- Когда удалось достичь результата, обязательно уделите время тому, чтобы подвести итог.
- Пусть разные команды поделятся достижениями и результатами.
Рефлексия
- После завершения работы устно обсудите с детьми следующие вопросы:
- Что понравилось, что запомнилось?
- Получилось добиться того, чего мы хотели?
- Как мы это делали? Что мы сделали, чтобы это получилось?
- Где мы хорошо постарались, а где не очень?
- Могли бы мы еще что-то сделать? Могли бы что-то сделать лучше, иначе?
- На какую работу понадобилось мало времени, но она была важной?
- На какую работу мы потратили слишком много времени?
Как и в случае с рефлексией у детей постарше, отразите детям ваши наблюдения, если они не стали для них очевидными.