(1) У каждого человека, как и у всего человечества, есть свой список заветных мечтаний. (2) Завоевать межпланетные пространства, проникнуть в иные миры – одно из давнишних мечтаний обитателей земного шара. (3) В самом деле, неужели человек обречен довольствоваться лишь одной крупинкой мироздания – маленькой Землей? (4) Фантасты бередили самолюбие обитателей нашей планеты. (5) Ученые искали способов достичь звездных миров или, по крайней мере, Луны. (6) В отважных умах рождались различные догадки, то научные, то фантастические. (7) Так, веселый гасконский поэт XVII века Сирано де Бержерак выдумал целых семь способов полета на Луну один другого удивительнее. (8) Он, например, предлагал, как пишет Эдмонд Ростан, «сесть на железный круг и, взяв большой магнит, забросить вверх его высоко, пока не будет видеть око: он за собой железо приманит. (9) Вот средство верное. (10) А лишь он вас притянет, схватить его быстрей и вверх опять... (11) Так поднимать он бесконечно станет». | У каждого человека есть своя мечта. Фантасты всегда вдохновляли людей. |
(12) Жюль Верн послал своих выдуманных героев на Луну в пушечном ядре. (13) Были выдуманы романистами и еще разные способы космических полетов, но... | Писатели-фантасты придумывали различные способы путешествие на Луну. |
(14) Но наука опровергала все эти остроумные выдумки фантастов. (15) Ученые с сомнением покачивали седыми головами, вооружались очками и цифрами и доказывали, что, например, в пушечном снаряде человеку лететь никак нельзя: ядро вылетит из пушки сразу с огромной скоростью, необходимой для совершения дальнейшего полета, толчок будет столь ужасен, что никакие матрацы, пружины или ванны со специальной жидкостью, амортизирующей удар, не спасут пассажиров. (16) Собственный вес расплющит их в момент выстрела. (17) И затем, ну хорошо, допустим, этого каким-то чудом не случится и вы | Наука опровергала выдумки фантастов. Стремясь опровергнуть выдумки фантастов, ученые доказывали несостоятельность этих идей. |
долетите до Луны. (18) А обратно?.. (19) Кто вами выстрелит? | |
(20) Что же, значит, человечество навсегда приковано к Земле и надо оставить все попытки оторваться от неё? | Автор задает риторический вопрос. |
(21) Аэроплан? (22) Но он может летать, лишь опираясь на воздух, черпая в его сопротивлении подъемную силу. (23) Пропеллер не потянет аппарат в безвоздушном межпланетье, так как будет вертеться впустую. (24) Воздушный шар? (25) Дирижабль? (26) Но ведь они тоже плывут только в атмосфере, несомые газами, более лёгкими, чем окружающий воздух. (27) В пустоте они не могут держаться. | Выдвигают новые идеи, их опровергают. |
(28) Ученые качали головами, тёрли очки, но выхода не видели. | Учёные не видят решения проблемы. |
(29) Но вот единственная возможность выхода человека во вселенную была найдена. (30) Она была найдена у нас в России в 1883 году скромным учителем города Боровска, переехавшим через несколько лет в Калугу. | Возможность полёта в космос найдена. |
(31) Именно Калуга стала первой в мире столицей для ракетостроителей и будущих звездоплавателей. (32) Именно отсюда идет путь в мировое пространство. (33) И открыл этот путь удивительный человек, великий ученый, в которого по прошествии многих лет вырос провинциальный мальчик Костя, когда-то мечтавший в тишине о звёздах. | Мальчик, мечтавший о звездах, придумал, как полететь в космос. |
(34) Ещё в раннем детстве шевельнулась в Костиной голове совсем ещё туманная мысль. (35) Она окрепла в тишине многих последующих лет, превратилась в ошеломительную догадку, созрела, питаемая приобретёнными позднее точными знаниями, и выросла в гениальную научно-техническую идею, | Мечта, которая появилась у Кости в детстве, окрепла, созрела, «питаемая приобретёнными позднее точными знаниями, и |
которая сделала Константина Эдуардовича Циолковского знаменитым по всей нашей планете. | выросла в гениальную научно – техническую идею». |
(36) В гениальной научной дальнозоркости Циолковского была и известная трагедия его. (37) Он с удивительной прозорливостью и отчётливостью первым схватывал идеи, истины, научно-технические задачи, встававшие ещё далеко за горизонтами века. (38) Однако, «не вовремя родившись», оказавшись современником глухой поры в истории России, он как бы и жил вне времени. (39) В одних своих открытиях он отставал от современников, тратя силы на доказательства уже доказанного, в других же уходил слишком далеко, разрабатывая и предлагая проекты, бывшие для тогдашней техники ещё недосягаемыми. (40) Не встречая подлинной поддержки в обществе, он не мог разрабатывать своих открытий постепенно, в последовательном их освоении. (41) И другие люди завладевали порой славой его изобретений. | Циолковский жил «вне времени», так как оказался «современником глухой поры в истории России», опережал своё время. Циолковский не ощущал поддержки в обществе. |
(42) Но неоспоримым предвестником будущего явился он в деле открытия вселенной для человечества. | Циолковский — предвестник будущего в деле открытия вселенной для человечества. |
Проблема | | | Позиция |
Какую роль играет свершениях человека? | мечта | в | Стремление к достижению мечты может подвигнуть человека к великим свершениям: мечты рождают мысли, которые благодаря знаниям вырастают в великие идеи. |
Какое влияние оказывали на развитие науки произведения научной фантастики? | Произведения научной фантастики будили воображение людей, их самолюбие; доказывая несостоятельность идей, которые были предложены фантастами, учёные искали реальные пути достижения Луны и далёких звёзд. |
В чём проявляется верность человека своей мечте (/идее)? | Верность человека своей мечте (идее) проявляется в способности вопреки всем трудностям идти вперёд, доказывать то, во что он верит. |
В чём состоит трагедия выдающегося человека, опережающего своё время? | Трагедия выдающегося человека, опережающего своё время, состоит в том, что он, первым схватывая идеи, уходит слишком далеко, разрабатывает и предлагает проекты, недосягаемые для современного ему уровня развития техники, и не встречает подлинной поддержки в обществе. |
Проблема | В чём состоит трагедия выдающегося человека, опережающего своё время? |
Позиция автора | Трагедия выдающегося человека, опережающего своё время, состоит в том, что он, первым схватывая идеи, уходит слишком далеко, разрабатывает и предлагает проекты, недосягаемые для современного ему уровня развития техники, и не встречает подлинной поддержки в обществе. |
Пример 1 | Циолковский жил «вне времени», так как оказался «современником глухой поры в истории России», опережал своё время. |
Пример 2 | Циолковский не ощущал поддержки в обществе: «Не встречая подлинной поддержки в обществе, он не мог разрабатывать своих открытий постепенно, в последовательном их освоении. И другие люди завладевали порой славой его изобретений». |
Связь | Дополнение |
Проблема | Какое влияние оказывали на развитие науки произведения научной фантастики? |
Позиция автора | Произведения научной фантастики будили воображение людей, их самолюбие; доказывая несостоятельность идей, которые были предложены фантастами, учёные искали реальные пути достижения Луны и далёких звёзд. |
Пример 1 | Фантасты «бередили самолюбие» людей, будили их воображение. |
Пример 2 | Стремясь опровергнуть выдумки фантастов, ученые доказывали несостоятельность этих идей, искали реальные пути достижения поставленной цели: «Но наука опровергала все эти остроумные выдумки фантастов. Ученые с сомнением покачивали седыми головами, вооружались очками и цифрами и доказывали, что, например, в пушечном снаряде человеку лететь никак нельзя». |
Связь | Дополнение |