СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клуб по интересам "Я познаю мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по требованиям ФГОС "Я познаю мир"

Просмотр содержимого документа
«Клуб по интересам "Я познаю мир"»

АНОО «Гимназия Святителя Василия Великого»

Московской области, Одинцовского района, д. Зайцево
















Клуб по интересам


в рамках ГПД




Срок реализации: 1 год

Возраст воспитанников: 7-8 лет

Разработала: Подобуева Вера

Александровна, воспитатель ГПД




2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовая база


Клуб по интересам «Я познаю мир» разработана на основе нормативно-правовой базы:

- Закон РФ «Об образовании» (Статья 9. Образовательные программы);

- Письмо Минобразования Российской Федерации от 20 мая 2003 г. № 28-51-391/16 «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей»;

- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Рекомендации министерства образования Оренбургской области от 20.09.2010 г. № 01/15-4324 (По организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС начального общего образования в Оренбургской области);

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Направленность программы

Клуб по интересам «Я познаю мир» культурологической направленности ориентирована на создание оптимальных условий для развития личности ребёнка, развития мотивации воспитанника к познанию и для его социального, профессионального самоопределения.

Новизна программы

Новизна данного клуба заключается в том, что освоение каждого раздела программы осуществляется через предметно–практическую деятельность: ребята обязательно применяют полученные знания на практике.

Актуальность программы

Одним из приоритетных направлений ФГОС является духовно-нравственное развитие воспитанников.

Условием для нормальной жизнедеятельности человека и обще­ства является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек — необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества. Свободно и непринужденно чув­ствует себя в современной культуре тот, кто с малых лет учится ори­ентироваться в ней, избирать для себя ценности, соответствующие личным способностям и склонностям и не противоречащие прави­лам человеческого общежития.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исто­рических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене по­литической системы, а в разрушении личности. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколе­ниями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Массовое бескультурье — причина многих бед в экономике, природопользовании.

На современном этапе развития образования сложилась ситуа­ция, которая характеризуется, с одной стороны, тем, что на первый план выходит активизация человеческого фактора как одного из условий дальнейшего человеческого прогресса, кроме того, гумани­зации общества придается большое значение, а с другой стороны — существует ряд проблем, связанных с резким падением духовно-нравственного здоровья российского общества.

Ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе связа­но с отсутствием у подрастающего поколения четких положитель­ных жизненных ориентиров. Ныне материальные ценности доми­нируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, граждан­ственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Бездуховность, низкая нравственность, грубость, наркомания, алкоголизм, а также культ насилия, эгоизма, обмана и многие другие пороки нашего време­ни — все они разрушают человека, общество и государство. Поэто­му сегодня первоочередная задача воспитания — не позволить раз­рушить личность ребенка.

Быть личностью — значит иметь способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор, уметь противостоять многим отрицательным воздействиям. Чем сложнее мир и богаче палитра вариантов жизненных устрем­лений, тем актуальнее проблема свободы выбора собственной жиз­ненной позиции. Взаимоотношения человека и окружающей его культуры в процессе развития цивилизации постоянно менялись, но сохранялось главное — взаимозависимость общечеловеческой, на­циональной культуры и культуры отдельной личности. Ведь человек выступает как носитель общей культуры человечества, и как ее тво­рец, и как ее критик, а общечеловеческая культура — как непремен­ное условие становления и развития духовной культуры личности.

Важным средством разрешения обозначенных выше проблем является Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность данного клуба заключается в том, что он отвечает потребностям общества и образовательным стандартам второго поколения в формировании компетентной, творческой личности. Программа клуба носит сбалансированный характер и направлена на развитие эмоциональной сферы и коммуникативной культуры воспитанников.

Также программа клуба определяется учётом возрастных особенностей воспитанников, широкими возможностями социализации в процессе общения.

Цель программы: развитие личности младшего школьника путем освоения им духовных, нравственных, гражданских, патриотических, трудовых, экологических и эстетических ценностей.

Задачи:

  • В обучении:

- формирование у детей знаний о нравственных ценностях;

- формирование отношения детей к предлагаемым им нормам и правилам пове­дения, оценки, оценочным суждениям;

- формирование у детей знаний о гражданских и патриотических ценностях;

- формирование у детей знаний о трудовых ценностях

- подготовка учащихся к осмысленной, ответственной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве;

- формирование знаний учащихся об экологических ценностях;

- формирование знаний учащихся об эстетических ценностях.

  • В развитии:

- развитие и воспитание нравственных качеств личности;

- развитие чувства ответственности за порученное дело;

- развития стремления к са­мопознанию и самосовершенствованию;

- развитие общей культуры младшего школьника;

- развитие способности проектировать свои действия и поступки, строить свои отноше­ния с окружающими;

- развитие стремления к осознанию своего «Я»;

- развитие и воспитание эстетических чувств, эстетического вкуса, эстетической оценки;

- развитие чувства сопричастности судьбе своей страны;

  • В воспитании:

- формирование у воспитанников общечеловеческих ценностей: Жизнь, Здоровье, Добро, Родина, Успех, Труд, Познание, Человек, Творчество, Семья;

- формирование у детей представлений о своей духовной сущ­ности;

- формирование понятий о духовных ценностях;

- приобщение детей к духовным ценностями духовной культуре;

- фор­мирование основных понятий и норм поведения;

- формирование мотивационной основы с пробуждением у ребенка желания поступать так, как от него требуется;

- воспитание экологической культуры;

- осозна­ние себя полноправным гражданином своей страны.

Обозначенные выше цель и задачи данной программы реализу­ются в совместной педагогической работе образовательного учреж­дения, семьи и других институтов общества.

Отличительные особенности программы

Отличительная особенность клуба по интересам «Я познаю мир» заключается в духовно-нравственном развитии, воспитании обучающихся на ступени начального общего образования.

Возраст детей

Программа рассчитана на 1 год обучения на детей 7-8 лет.

Сроки реализации программы

Клуб по интересам ««Я познаю мир»» реализуется в объёме 33 часов.

Режим занятий:

Программа клуба по интересам ««Я познаю мир»» реализуется в объёме 33 часов на базе творческого объединения, из которых

  • 1 год обучения - 33ч; 1 раз в неделю по 1ч (7-8 лет).

Ожидаемые результаты

Планируемые результаты освоения данного клуба отслеживаются по трем компонентам: предметный, метапредметный и личностный что позволяет определить динамическую картину творческого развития воспитанника.

В структуре планируемых результатов определяются ожидания, связанные с тем, какими учебными действиями в отношении опорной системы знаний, умений и навыков воспитанники овладевают на уровне:

актуального развития (исполнительская компетентность – освоение воспитанником духовных ценностей)

зоны ближайшего развития («перспективные действия» - находящиеся еще в стадии формирования, что лежит в основе дальнейшего развития детей в области духовно-нравственного развития).

Предметные результаты – уровень освоения воспитанниками базовых понятий общечеловеческих ценностей: Жизнь, Здоровье, Добро, Родина, Успех, Труд, Познание, Человек, Творчество, Семья, использование на практике полученных знаний.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

  • собеседования (индивидуальное и групповое),

  • опросников,

  • тестирования,

  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Метапредметные результаты овладение воспитанниками умениями, которые создадут возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, необходимые для дальнейшего совершенствования себя как личности.

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,

  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

  • активность,

  • аккуратность,

  • творческий подход к знаниям,

  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Личностные результаты – готовность и способность воспитанников к саморазвитию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества, сформированность российской, гражданской идентичности. Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,

  • проведение ролевых игр,

  • опросники,

  • анкетирование

  • психолого-диагностические методики.


1 год обучения

Методы и методики

Предметный компонент

- формирование у детей представлений о своей духов­ной, нравственной, трудовой, экологической, эстетической и гражданской сущности;

- формирование понятий о духовных, нравственных трудовых, экологических, эстетических и гражданских ценностях;


-аукцион знаний;

- интеллектуальная игра;

- олимпиада;

- конкурс;

- составление кроссвордов

викторина «Смотр знаний»;

- диспут;

- «мозговой штурм»;

- кроссворд;

- собеседование;

- тестирование;

- опросники;

- зачет;

- защита творческих работ

Метапредметный компонент

- развитие стремления к осознанию своего «Я»;

-развития стремления к самопознанию и самосовершенствованию;

- владение сведениями по истории развития духовно-нравственного воспитания;

- умение представить себя;


- наблюдение;

- творческие отчеты;

- проведение праздников


Личностный

-развитие способности проектировать свои действия и поступки, строить свои отношения с окружающими; - приобщение детей к духовным ценностям и духов­ной культуре.

- внутренняя позиция воспитанника на уровне положительного отношения к обучению.

-методика диагностики учебной мотивации;

- анкета незаконченных предложений «Мотивы учения»;

- опросник «Расскажи о себе».





















Формы подведения итогов по основным разделам

клуба по интересам «Я познаю мир»


С целью выявления степени освоения программы данного клуба ребёнком, корректировки учебного процесса после изучения каждого раздела программы проводятся контрольные занятия в форме занятий-конкурсов, игр, викторин, праздников-сюрпризов. Систематически организуются выставки работ детей, награждение лучших воспитанников творческого объединения по различным номинациям.













УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ



Название модулей

1 год обучения

Универсальные учебные действия

Цифровые образовательные ресурсы



теория

практика

всего

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1

Вводное занятие

-

1

1





Презентация «Поговорим о дружбе», ссылка http://www.rusedu.ru/detail_16294.html

2

Учусь чув­ствовать и понимать

2

4

6

положительное отношение к деятельности

принимать и сохранять поставленную задачу

осознавать поставленную задачу

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками

Презентации «По знаменитым местам мира», ссылка http://www.rusedu.ru/detail_16573.html


3

Учусь поступать правильно

2

4

6

желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции,

читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах книг

участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

Презентация "Что произошло бы с миром, если не было доброты?», ссылка http://www.rusedu.ru/detail_16293.html

Презентация «День мам», ссылка http://www.rusedu.ru/detail_16602.html


4

Учусь быть гражданином и патриотом

2

4

6

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности

действовать по плану

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных задач

задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других


5

Учусь трудиться

2

5

7

участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы

выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме

формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Презентация «Я гражданин мира», ссылка http://www.ereminaon.ru/down/r-6.html

Презентация «Социальные права человека», ссылка http://present.griban.ru/file/118-socialnye-prava-cheloveka.html

6

Учусь ценить природу

-

3

3

признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков

адекватно оценивать свои достижения

осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

строить небольшие монологические высказывания

Презентация «День Земли», ссылка http://prezentacia.ucoz.ru/load/ehkologija/23

Презентация «Экологический аукцион», ссылка http://prezentacia.ucoz.ru/load/ehkologija/23

7

Учусь видеть прекрасное

-

3

3

осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья

осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы


осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Презентация «Хорошие манеры», ссылка http://www.rusedu.ru/detail_7965.html

Презентация «Что такое терпимость», ссылка http://www.rusedu.ru/detail_7171.html

8

Итоговое занятие

-

1

1





Клип «Прощай, букварь!», ссылка http://viki.rdf.ru/item/2156/


Всего

8

25

33






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КЛУБА ПО ИНТЕРЕСАМ


Программа данного клуба состоит из шести модулей: 1 модуль — «Учусь чув­ствовать и понимать», 2 модуль — «Учусь поступать правильно», 3 модуль — «Учусь быть гражданином и патриотом», 4 модуль — «Учусь трудиться», 5 модуль — «Учусь ценить природу», 6 модуль — «Учусь видеть прекрасное».

Каждый модуль программы отражает одно или два направления воспитательной работы: духовное, нравственное, гражданское, па­триотическое, трудовое, экологическое, эстетическое воспитание, слитые в целостный педагогический процесс.

1 модуль «Учусь чувствовать и понимать»

(Духовное воспитание)

Теория. Формирование у детей представлений о своей духов­ной сущности; формирование понятий о духовных ценностях; развитие стремления к осознанию своего «Я»; развития стремления к самопознанию и самосовершенствованию; развитие способности проектировать свои действия и поступки, строить свои отношения с окружающими; приобщение детей к духовным ценностям и духов­ной культуре.


Практика. Духовные ценности: истина, красота, вечное, до­бро и зло, справедливость и несправедливость, прекрасное и бе­зобразное, радость, оптимизм, уныние, вера, верность, совесть, убеждение, долг, прощение, милосердие, разочарование, чувства, потребности, способности, цели, любовь к людям, своя сила духа, служение добру, внимание к другому, поиск смыслов и значений окружающей действительности.

Мои чувства и желания. Самопознание и самосовершенство­вание.

Я и мир, который меня окружает. Осознание своего «Я» в Свя­зях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысление сво­их действий, предвидение их последствий как для других, так и для собственной судьбы, оценивание себя как носителя знаний и отно­шений. Стремление быть понятым и причастным к окружающему миру.

Обычаи, обряды, религия. Научные открытия.

Религии народов России. Роль религий в развитии истории и культуры нашего государства.

Духовная культура. Религиозные учения. Бог, Священное Пи­сание.

Духовное творчество.

Рассматриваемые категории: истина, красота, вечное, спра­ведливость и несправедливость, прекрасное и безобразное, радость, оптимизм, уныние, верность, совесть, убеждение, прощение, мило­сердие, разочарование, чувства, потребности, способности, цели, любовь к людям, своя сила духа, служение добру, внимание к дру­гому, поиск смыслов и значений окружающей действительности, осознание своего «Я», стремление к самопознанию и самосовер­шенствованию, вера в светлое и доброе, стремление делать добро, выполнять свой долг, стремление быть понятым и причастным к окружающему миру, научные открытия, обычаи, обряды, религия, духовная культура, религиозные учения, Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание, конфессии, церкви, духовное творчество.

2 модуль «Учусь поступать правильно»

(Нравственное воспитание)

Теория. Формирование у детей знаний о нравственных ценно­стях; формирование основных понятий и норм поведения; форми­рование отношения детей к предлагаемым им нормам и правилам поведения, оценки, оценочным суждениям; формирование мотивационной основы с пробуждением у ребенка желания поступать так, как от него требуется; развитие и воспитание нравственных качеств личности.

Практика. Моральные и нравственные ценности: добро и зло, свобода и ответственность, справедливость, честь и достоин­ство человека, совесть, смысл жизни, счастье, любовь.

Правила и нормы поведения в школе, дома, в храме, в музее, в театре, в общественном транспорте, на дороге, на улице и природе.

Семья. Родственные отношения между членами семьи. Мораль­ные ценности семьи. Любовь и уважение к родным и близким.

Понятие о хороших и плохих поступках. Стремление избегать плохих поступков. Ответственность за свои поступки.

Умение анализировать собственные эмоциональные пережива­ния и владеть ими.

Понимание эмоций других людей. Понимание того, что поведе­ние другого человека может быть объяснено разными причинами и любой конфликт требует обсуждения и договора.

Культура речи и общения. Особенности ведения диалога со свер­стниками и взрослыми.

Правила общения со старшими по возрасту и теми, кто младше. Уважительное отношение к старшим и к младшим.

Правила общения с одноклассниками. Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

Правила этики. Примеры грубых нарушений этических правил в детском коллективе. Отрицательное отношение к аморальным по­ступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.

Рассматриваемые категории: моральные и нравственные цен­ности (добро, зло, свобода, ответственность, справедливость, честь, достоинство человека, совесть, смысл жизни, счастье, любовь), се­мья, духовность, чувство долга, забота и помощь, любовь к родите­лям, забота о старших и младших, дружба, товарищ, одноклассник, приятель, диалог, равноправие, терпение, взаимопомощь, взаимная поддержка, аморальный поступок, этика, гуманное отношение ко всему живому.

3 модуль «Учусь быть гражданином и патриотом»

(Гражданско-патриотическое воспитание)

Теория. Формирование у детей знаний о гражданских и патрио­тических ценностях; подготовка учащихся к осмысленной, ответ­ственной жизни и деятельности в демократическом правовом го­сударстве; развитие чувства сопричастности судьбе своей страны; осознание себя полноправным гражданином своей страны; воспи­тание гражданина и патриота своей Родины.

Практика. Политическое устройство Российского государ­ства.

Герб, флаг и гимн России. Герб и флаг родного края.

Права и обязанности гражданина России. Права и обязанности учащихся начальной школы.

Государственный язык — русский. Язык своего народа.

Многонациональное население России. Культурные традиции народов России.

Важнейшие исторические события России. Военное прошлое России. Роль малой родины в судьбе России.

Герои России. Люди, прославившие родной край.

Праздники: календарные, семейные, религиозные и др. Совре­менные праздники. Порядок и время их проведения.

Рассматриваемые категории: государство, верность своему Отечеству, правовое государство, уважение к законам своего госу­дарства и готовность к их беспрекословному выполнению, государ­ственная символика, права и обязанности людей, государственный язык, многонациональное государство, культурные традиции, исто­рическое прошлое России и родного края, гордость за Россию, гор­дость за свой родной край, любовь к России и малой родине, герои России, разнообразие праздников в России.

  1. модуль «Учусь трудиться»

(Трудовое воспитание)

Теория. Формирование у детей знаний о трудовых ценностях, развитие чувства ответственности за порученное дело, воспитание

трудолюбия и творческого отношения к труду, к учебе, к жизни; воспитание ценностного отношения к труду.

Практика. Учеба — главный труд школьника. Нравственные основы учебы. Роль знаний в жизни человека.

Роль труда в жизни человека и общества. Современные достиже­ния науки и техники. Стремление к истине.

Трудовая деятельность в школе. Бережное отношение к результа­там своего труда и труда других людей.

Творческая деятельность детей. Взаимоотношения между детьми в процессе творческого труда. Уважение к труду сверстников.

Трудовая деятельность членов семьи. Посильная помощь семье. Уважение к труду членов семьи.

Бережное отношение к школьному имуществу, учебникам, лич­ным вещам.

Отрицательное отношение к небрежности в учебе и труде.

Рассматриваемые категории: учение, нравственные основы учебы, ответственность, желание приносить пользу людям, стрем­ление к познанию и к истине, труд, трудовая деятельность, творче­ство, творческая деятельность, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, отношение к результатам труда, уважение труда и лю­дей труда, лень, небрежность, уважение за добросовестный труд.

5 модуль «Учусь ценить природу»

(Экологическое воспитание)

Теория. Формирование знаний учащихся об экологических цен­ностях, воспитание экологической культуры; воспитание ценност­ного отношения к природе и окружающей среде.

Практика. Природа (живая и неживая). Природные явления.

Природа и человек. Природа как: источник познания закономер­ностей окружающего мира, условие нравственного развития челове­ка, вдохновитель искусства.

Экология. Экологические проблемы.

Человек — важнейший компонент планетарной экосистемы и один из главных факторов ее нестабильности.

Роль человека в природе. Ценностное отношение к природе.

Природоохранная деятельность человека. Особо охраняемые природные территории.

Экологическая направленность семейного воспитания. Общественно-полезная работа школьников по охране природы. Охрана природы в родном крае.

Рассматриваемые категории: природа, человек, экология, экологические проблемы, планета Земля, природоохранная дея­тельность, общественно-полезная работа, заповедники, особо охра­няемые природные территории, экологическое сознание.

6 модуль «Учусь видеть прекрасное»

(Эстетическое воспитание)

Теория. Формирование знаний учащихся об эстетических цен­ностях; развитие и воспитание эстетических чувств, эстетического вкуса, эстетической оценки.

Практика. Эстетическое чувство (способность переживать, сопереживать, испытывать удовольствие).

Эстетический вкус (способность суждения о прекрасном в раз­личных формах его проявления).

Эстетическая оценка (результат особого вида эстетической дея­тельности художественного восприятия, выраженный в форме раз­вернутого суждения, отражающего положительное или отрицатель­ное отношение к воспринимаемому).

Понятие красоты.

Понятие душевной и физической красоты человека. Гармония.

Эстетические идеалы. Художественные ценности культуры наро­дов России.

Памятники культуры и культурные традиции родного края.

Красота природы, труда и творчества.

Изобразительное искусство, музыкальное искусство, искусство слова (литература). Произведения искусства. Роль искусства в жиз­ни человека.

Искусство и семейное воспитание.

Роль детского творчества в жизни школы.

Одежда — способ выражения внутреннего, душевного состояния человека. Опрятность внешнего вида человека.

Рассматриваемые категории: эстетическое чувство, эсте­тический вкус, эстетическая оценка, удовольствие, наслаждение, красота, душевная красота, физическая красота, гармония, эстетические идеалы, возвышенное и героическое, трагическое и коми­ческое, искусство, самовыражение в творчестве, опрятность внеш­него вида.

Тематический план 1 года обучения

Тема занятия

Часы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Вводное занятие «Здравствуй, друг»

Первый раз в первый класс

Знакомство с правилами поведения в школе

Моя дорога в школу

Я гражданин

Твой главный труд – учение

Золотая осень

Правила поведения в общественных местах

Национальный язык-русский

Труд людей вокруг нас

Кормушка для птиц

Во что верили наши предки

Что такое хорошо и что такое плохо?

День согласия и примирения

Творчества П.И. Чайковского

Как стать вежливым

День Конституции РФ

Ярмарка новогодних поделок

Зимняя природа

Здравствуй, Новый год!

Символы праздника «Рождество Христово»

Вежливый поступок

Государственная символика

Снега, снега, кругом снега…

Прощай, Азбука

День защитников Отечества

Рассказы о труде

Мы будем вечно прославлять ту женщину - чьё имя мать

На­шим мамам наш привет

Рассказы о детских поступках

На­ши первые достижения

До свидания, первый класс!

Как надо разговаривать со взрослыми

Международный день музеев

Я - личность

Я познаю мир

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


Всего:

36


Содержание программы 1 года обучения


1. Вводное занятие «Здравствуй, друг!»

Игры на знакомство. Психологические игры на установление доверительных отношений между педагогом и ребенком. Беседа с ребенком «Мои интересы». Планирование деятельности на год. Форма занятия: учебное.

2. Первый раз в первый класс

Объяснение понятия «школа», «класс», «ученик», «перемена». Беседа и презентация «Первый раз в первый класс». Игры на знакомство. Форма занятия: учебное.

3.Знакомство с правилами поведения в школе

Формирование понятий «урок», «звонок». Беседа «Правила поведения на уроке, на перемене, в столовой. Форма занятия: учебное.

4. Моя дорога в школу

Формирование понятий «светофор», «пешеходный переход». Беседа и презентация «Правила безопасности движения». Игра на внимание. Форма занятия: учебное.

5. Я гражданин

Герб, флаг и гимн России. Герб и флаг родного края. Беседа «Символы России». Игры на развитие речи. Форма занятия: учебное.

6. Твой главный труд – учение

Формирование понятий «учение». Беседа и презентация «Учеба — главный труд школьника. Нравственные основы учебы». Игра на внимание. Форма занятия: учебное.

7. Золотая осень

Знакомство с временами года. Беседа « Живая, неживая природа». Конкурс стихов. Игры на развитие речи. Форма занятия: конкурс.

8. Правила поведения в общественных местах

Беседа и презентация «Правила и нормы поведения в школе, дома, в храме, в музее, в театре, в общественном транспорте, на дороге, на улице и на природе». Форма занятия: учебное.

9. Национальный язык-русский

Беседа «Государственный язык — русский. Язык своего народа». Форма занятия: учебное.

10. Труд людей вокруг нас

Беседа и презентация «Труд людей вокруг нас».Игры на внимание. Форма занятия: учебное.

11. Кормушка для птиц

Беседа «Зимние птицы». Изготовление кормушек из бросового материала. Инструктаж при работе с ножницами, иголкой, нитками. Форма занятия: учебное.

12. Во что верили наши предки

Презентация «Обычаи, обряды, религия. Научные открытия». Форма занятия: игра.

13. Что такое хорошо и что такое плохо?


Беседа «Понятие о хороших и плохих поступках». Стремление избегать плохих поступков. Ответственность за свои поступки. Форма занятия: учебное.

14. День согласия и примирения

Беседа и презентация «О государственных праздниках. День согласия и примирения». Форма занятия: учебное.

15. Творчества П.И. Чайковского

Беседа «Биография и творчество П.И. Чайковского. Игры на внимание. Форма занятия: учебное.

16. Как стать вежливым

Презентация «Правила общения со старшими по возрасту и теми, кто младше. Уважительное отношение к старшим и к младшим». Игры на развитие речи. Форма занятия: учебное.

17. День Конституции РФ

Беседа и презентация «О государственных праздниках. День Конституции РФ». Форма занятия: учебное.

18. Ярмарка новогодних поделок

Понятие «ярмарка». Беседа и презентация «История происхождения ярмарок. История происхождения ярмарок». Изготовление поделок на ярмарку. Форма занятия: учебное.

19. Зимняя природа

Беседа «Красавица зима». Форма занятия: экскурсия.

20. Здравствуй, Новый год!

Беседа и презентация «О государственных праздниках. Новый год». Форма занятия: учебное.

21. Символы праздника «Рождество Христово»

Беседа «История возникновения праздника Рождество Христово. Символы праздника». Игры на развитие речи. Форма занятия: учебное.

22. Вежливый поступок

Беседа и презентация «Правила этики». Примеры грубых нарушений этических правил в детском коллективе. Отрицательное отношение к аморальным по­ступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям. Игры на внимание. Форма занятия: игра.

23. Государственная символика

Беседа «Символы России». Игры на развитие речи. Форма занятия: учебное.

24. Снега, снега, кругом снега…

Беседа и презентация «Красота природы, труда и творчества». Форма занятия: учебное.

25. Прощай, Азбука

Праздник «Прощание с азбукой». Форма занятия: праздник.

26. День защитников Отечества

Беседа и презентация «О государственных праздниках. День защитника Отечества». Форма занятия: праздник.

27. Рассказы о труде

Беседа «Трудовая деятельность членов семьи. Посильная помощь семье. Уважение к труду членов семьи». Форма занятия: учебное.

28.Мы будем вечно прославлять ту женщину - чьё имя мать

Беседа и презентация «Мама». Игры на развитие речи. Форма занятия: учебное.

29. Рассказы о детских поступках

Беседа и презентация «Мораль­ные ценности семьи. Любовь и уважение к родным и близким». Форма занятия: учебное.

30. На­ши первые достижения

Беседа «Эстетическая оценка» (результат особого вида эстетической дея­тельности художественного восприятия, выраженный в форме раз­вернутого суждения, отражающего положительное или отрицатель­ное отношение к воспринимаемому). Форма занятия: учебное.

31. Как надо разговаривать со взрослыми

Беседа и презентация «Правила общения со старшими по возрасту и теми, кто младше. Уважительное отношение к старшим и к младшим». Форма занятия: учебное.

32. Я – личность

Беседа «Я и мир, который меня окружает. Осознание своего «Я» в Свя­зях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысление сво­их действий, предвидение их последствий, как для других, так и для собственной судьбы, оценивание себя как носителя знаний и отно­шений».

33. Я познаю мир

Итоговое занятие. Презентация «Мои успехи». Беседа «Что я узнал». Форма занятия: чаепитие.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Принципы реализации программы клуба по интересам


Программа духовно-нравственного развития, воспитания обу­чающихся на ступени начального общего образования составлена на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Зако­на РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Конвенции ООН о правах ребенка, Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, Федеральной программы «Па­триотическое воспитание», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Устава обра­зовательного учреждения и других документов. Кроме того, данная программа основывается на следующих принципах:

Принцип личностного подхода. Личностный подход понимает­ся как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики — направленность лич­ности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформиро­вавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и по­ведения.

Принцип субъектности. Согласно этому принципу, педагог макси­мально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмыс­ливать свои действия, предвидеть их последствия как для других,

так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно. Общий способ инициирования субъектности — придать воспитанию диа­логический характер. В диалоге с другим человеком, в напряженном обращении к другому, во в чувствовании в него раскрывается чело­век в человеке... В диалоге обретается собственное «Я» через срав­нение с другим, через сопоставление его выбора и выбора своего. Принцип субъектности в своей практической реализации оснащает ребенка способностью стать стратегом своей жизни.

Принцип целостности. «Личность существует и проявля­ет себя для других как целостный феномен, в каждом отдель­ном акте поведения она разом и вкупе выстраивает систе­му личностных отношений к миру. Целостность личности как социально-психологического феномена предписывает педагогам целостность воспитательных влияний... Хорошо, организованная жизнь ребенка — это когда режим, стиль, содержание, формы, об­щий строй школьной реальности организуются с ориентацией на наивысшие общечеловеческие ценности, отраженные в трех по­нятиях: добра, истины, красоты. Целостным является отношение ребенка, поэтому влияние на него должно обеспечивать активный выход на все каналы восприятия: влияние на разум, чувство, дей­ствие через психологические каналы аудиальный (звуковой), визу­альный (зрительный), кинестетический (ощущение движения). Но целостным является и выявление ребенком своего «Я»: он разом и одновременно выходит на взаимодействие с миром через звук (речь, интонации, мелодику голоса, ритм), через движение (действие, по­ступок, поведение), через пластический образ, мимику и манипу­лирование предметами, вещами, продуктами, одеждой и прочим, имеющим материальный образ. Принцип целостности предписыва­ет видеть в отдельном акте поведения ребенка его отношение, но и учить ребенка воспринимать отдельные события как часть единого мира, проявляющая отношение людей к миру». Принцип целост­ности в своей практической реализации вооружает ребенка жизнен­ной тактикой: он выстраивает поведение согласно единому отноше­нию к жизни и людям.

Принцип сочетания личной и общественной направленности воспи­тания. Этот принцип требует подчинения всей деятельности педаго­га задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально ориентированного типа личности.

Принцип ориентации на ценности и ценностные отношения. Дан­ный принцип означает постоянство профессионального внима­ния педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитан­ника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, об­ществу, труду, познанию... и ценностным основам жизни, достой­ной человека — добру, истине, красоте. Осуществляется принцип благодаря тому, что организуемая педагогом деятельность прини­мает философский характер: за фактом обнаруживается явление, за явлением — закономерность жизни, за закономерностью — основы человеческой жизни. Это позволяет преобразовать каж­дый момент совместной деятельности в проживание ценностных отношений: решение задач — в поиск истины, уход за цветами — в заботу о красоте, участие в дискуссии — в интерес к индивиду­альности, подметание школьной дорожки — в наведение порядка на планете.

Принцип связи воспитания с жизнью, трудом. Согласно этому принципу, формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, участия в общественных и трудо­вых отношениях. Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и соци­ализации личности. Поэтому воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя соответствующее положительное отношение к ним. Участвуя в по­сильном труде на правах равноправных членов, воспитанники при­обретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепля­ют и совершенствуют моральные качества.

Принцип опоры на положительное в человеке. Этот принцип за­ключается в том, что педагоги выявляют положительное и, опира­ясь на хорошее, развивают другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необ­ходимого уровня и гармоничного сочетания. Такие положительные качества ребенка, как природная доброта, отзывчивость, щедрость и др., могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицатель­ными качествами — неумением держать слово, лживостью, ленью и др. Этот принцип выявляется при оказании доверия воспитанни­кам, внимательном отношении воспитателя даже к малозаметным росткам хорошего, пусть небольшим, но добрым проявлениям. Опора на положительное в человеке вместе с тем служит и верней­шим средством преодоления отрицательного, отвлечения от вредных привычек. Помочь человеку поверить в себя, в свои силы — важнейшая задача воспитателя... Именно эта вера в себя и служит главным стимулом в самовоспитании. Педагогу следует добиваться, чтобы в ребенке стало больше положительного и меньше отрица­тельного.

Принцип единства воспитательных воздействий. Согласно это­му принципу все причастные к воспитанию (школа, семья, обще­ственность) должны действовать сообща, предъявляя воспитанни­кам согласованные требования. Этот принцип «означает единство требований и преемственность в работе всех воспитателей, а также предполагает обеспечение непрерывности воспитательных воздей­ствий, их последовательности и взаимосвязи». Обозначенные выше цель и задачи данной программы реализуются в совместной педаго­гической работе образовательного учреждения, семьи и других ин­ститутов общества.
































ЛИТЕРАТУРА

Для педагогов:

  1. Аралова М.А.Формирование коллектив ДОУ. Сихологическое сопровождение. – Творческий центр, Сфера, М.:, 2005.

  2. Венецкая А.Б. Региональный компонент и формирования культуры общения у младших школьников // Начальная школа плюс и минус // №2 – 2007.Беспятова Н. К. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации.– Арт - Пресс – М., 2004 – С.123

  3. Горбачёва Т. А. Единство учебной, внеурочной и внешкольной работы – основа реализации права каждого ребенка на творческое развитие. // “Классный руководитель” № 6, 2002.

  4. Иванова Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2003.

  5. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 448 с.

  6. Козлова М.А. Я иду на урок в начальную школу: Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2002.

  7. Лвов М.Р. Культура речи // Начальная школа // №1 – 2002.

  8. Максименко Н.А. Практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации. // Спутник классного руководителя. 1-4 классы. // Волгоград: Учитель, 2007.

  9. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители. С-Петербург, Лютова-Робертс, 2007.

  10. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002 – 72 с.

  11. Тренинг общения. Санкт-Петербург, 2005.

  12. Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников // Классный руководитель // №3 – 2007.

  13. www.prosv.ru

Для воспитанника и родителей:

1. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. – М.: АРКТИ, 2007.

2. Макаренко А.С. Книга для родителей/ А. С. Макаренко. - М.; «Просвещение «– 1973 – 303


10