Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Коробчеевская школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Коломенского городского округа Московской области»
140490, Московская обл., Коломенский р-он, факс, тел.: 8 (496) – 61 7 – 63 – 03
с. Коробчеево, ул. Школьная, д. 1«Б», e-mail:[email protected]
Клубный час
«Формула профессий»
Составитель:
Стрельникова Наталья Николаевна
воспитатель школы-интерната
декабрь 2018-2019 учебного года
Коломенский муниципальный район
Клубный час «Формула профессий»
Цель: познакомить с профессиями, расширить знания о профессиях, показывая значимость каждой для общества.
Образовательные задачи:
учить ориентироваться в мире профессий.
Воспитательные задачи:
способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии.
Развивающие задачи:
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также умению работать в группах;
содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии
формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям
Оборудование: выставка детских работ, рисунки на тему «Моя будущая профессия», газеты «Профессии наших родителей» и «Наша школа», плакаты с пословицами о труде, мультимедийная презентация.
Подготовительный этап:
1. Анкета «Кем я хочу стать»;
2. нарисовать рисунки или принести фотографии о профессии своих родителей;
3. найти пословицы, поговорки, загадки о профессиях
4.подготовить проекты по профессиям.
Ход мероприятия:
1.Вводная часть.
Сценка «Два молотка».
На сцену выходят два мальчика. В руках у них молотки. Один молоток – блестящий, аккуратный, другой – ржавый, вместо рукоятки – необструганная палка.
Воспитатель . Жили – были на свете два молотка: Цок – цок (первый молоток кланяется) и Стук – бряк (второй молоток небрежно кивает). Оба и по росту и по весу одинаковые, будто в один день родились. Но посмотрите на них, ребята! Какие же они разные, не правда ли? Скажите, если бы вам надо было что - нибудь приколотить, какой бы вы молоток взяли? (Ответы детей)
Почему?
- Верно. Цок-цок всегда аккуратный, прямо блестит. И рукоятка у него гладенькая, словно отполированная – таким приятно работать. Цок – цок вставал рано – рано и сразу принимался за работу – он мастерил домики для скворцов, чинил стульчики ребятам, он всегда старался. И люди любили его. А Стук – бряк по утрам просыпался долго, лениво подтягивался, зевал, а потом с неохотой шел к доске. (Стук – бряк ударяет по гвоздю в доске.)
Стук – бряк. Ничего не выходит! (Топает ногой). Противный гвоздь!
Цок-цок. А ты не злись, постарайся, тогда и выйдет как надо.
Стук – бряк. Не выйдет, не выйдет! Я же знаю, что не выйдет!
Цок-цок. А ты спокойненько поставь гвоздь, потом цок – цок! – и готово! Видишь как просто!
Воспитатель. Но Стук – бряк не умел стараться. Потому его и прозвали Стук – бряк. Никому он добра не сделал. Зато хвастаться очень любил!
Стук – бряк. Подумаешь! Очень надо стараться! Да я !.. (Схватил гвоздь, размахнулся) У-у-уххх! ( Убегает со сцены).
Воспитатель. Сорвался с рукоятки и вылетел в окно. Долго валялся никому не нужный. Но однажды его увидел мастер. Стал его мыть – отмывать, ржавчину оттирать, суконкой шлифовать до блеска, к делу приучать. Теперь и он вставал рано – рано, строил красивые дома для птиц и делал другие полезные вещи. И люди полюбили его. Вышел однажды Цок – цок прогуляться и вдруг слышит:
(Выходит мальчик, исполнявший роль Стук – бряка. В руках у него аккуратный молоток. Это – новый Цок –цок.)
Новый Цок –цок. Добрый вечер, Цок – цок!
Цок – цок. Добрый вечер! Очень знакомое лицо, вот только не припомню, кто ты.
Новый Цок –цок. А присмотрись хорошенько!
Цок – цок. Неужели Стук –бряк?
Новый Цок – цок. Был когда – то Стук – бряк! А теперь – посмотри-ка и послушай! (Берет гвоздь, легко и красиво вбивает его)
Цок – цок. Да ты и впрямь теперь стал Цок – цоком. Как хорошо! Пойдем-ка, смастерим с тобой новый скворечник для птиц! (Уходят, взявшись за руки)
Воспитатель. . Понравилась вам эта сказка, друзья? Вот что значит умелые руки! Недаром в народе говорят: Труд – умелые руки .
Воспитатель. Ребята, вы прекрасно знаете, что каждый человек от мала до велика должен трудиться, т.к. без труда нельзя прожить.
Стихотворение «Без труда не проживешь».
Каждый город, каждый дом
Создан радостным трудом.
Без работы, без труда
Не построить города.
Слышен грохот под землёй-
Рудокоп пошел в забой.
Без работы, без труда
Не появится руда.
Экскаватор зашагал-
Будет рыть в степи канал.
Без работы, без труда
Не пойдет в поля вода.
В корпусах станки стучат-
Человек работе рад.
Поспевая, шепчет рожь:
«Без труда не проживешь».
Воспитатель. Любая профессия – это труд. А чтобы стать хорошим специалистом, человек должен много знать и уметь. Учиться и трудиться надо в полную силу – только тогда можно рассчитывать на успех и уважение других. Сегодня вы сидите за школьной партой, и ваше учение - это тоже труд и не простой. Быстро пройдут школьные годы, вы повзрослеете и перед вами встанет серьезный вопрос «Кем быть?» Вы сейчас много мечтаете, а мы ,взрослые, должны помочь вам выбрать профессию на всю жизнь и не ошибиться в выборе.
- Профессий на свете очень много, никто даже сказать не может точно, сколько их всего. Но их объединяет одно: каждый человек, приобретя какие-то умения и навыки: учить детей, строить мосты, варить сталь, выращивать хлеб, лечить больных, делает это для других людей.
2.Основная часть.
Воспитатель. -Наш классный час пройдет в необычной форме. К этому дню мы готовились долго. Месяц назад мы распределились на группы, каждая группа готовила свой творческий проект - представление профессий.
1.Выступления детей.
1 группа «Врач»
Ученик: Вдруг ангина или кашель,
Голова болит, хоть плачь.
Это точно знает каждый –
Здесь поможет только врач.
Ученик. Он прослушает дыханье
И попросит рот открыть,
Чтобы про заболеванье
Организм ваш расспросить.
Ученик. Он назначит вам лекарства,
Чтоб болезнь у вас прошла.
Медицинские заботы –
Очень важные дела!
Ученик. Врач - специалист с высшим образованием, лечащий больных.
Профессия врача - одна из наиболее древних профессий. Первым врачом на Земле стал тот человек, который смог впервые оказать помощь больному.
Ученик. На врача нужно долго и упорно учиться, ведь в руках врача находится самая ценная вещь в мире - человеческая жизнь. Врач – это профессия, но существует много медицинских специальностей.
(звучит сирена скорой помощи, вбегает ребёнок с завязанной щекой)
Ученик. Я конфеток много ел,
Вот мой зуб и заболел!
Что мне делать? Как мне быть?
Надо зубик подлечить!
Ученик. Зубки чистить каждый день
Не должна мешать вам лень.
Если зубки заболят,
Люди к доктору спешат!
Зубки больные без всяких уколов
Вылечит доктор врач - стоматолог.
Ученик. Этот доктор удалит
Мне легко аппендицит.
Скальпель – лучший его друг,
А зовут врача - хирург!
Ученик. Педиатра ты не бойся,
Не волнуйся, успокойся
И, конечно же, не плачь,
Это просто детский врач!
Уч-ся: Я самый главный врач , друзья,
Сердца стук услышу я.
И сниму кардиограмму,
Сердца вашего программу.
Уч-ся: Дети! Наш совет такой:
Чисти зубы, руки мой!
О врачах тогда забудешь
И здоровеньким ты будешь!
Все: Будьте здоровы!
2 группа «Повар»
Уч-ся: Когда-то давным-давно появились на Земле люди. И как все живые существа, они очень часто хотели есть и кушали, все, что им попадалось под руку. Затем по запаху и по вкусу они стали выбирать наиболее понравившиеся продукты. А с появлением огня они стали подвергать все это и тепловой обработке. Затем со временем выявились люди, которые лучше остальных могли приготовить пищу. Их очень ценили.
Уч-ся: Повар – это специалист по приготовлению пищи. Он умеет вкусно приготовить, умеет аппетитно, красиво оформить любое блюдо: и салат, и торт. Как вы думаете, трудная эта профессия или лёгкая?
Уч-ся: Некоторые ребята могут подумать, что совсем нетрудная! И напрасно! Легко приготовить обед на 2-3 человека, а на 100-200 человек?
Уч-ся: Чтобы дети не болели,
Не ходили еле-еле,
Чтоб здоровыми росли,
Ели кашу, пироги,
Чтоб упитанными были,
В школу каждый день ходили,
Чтобы слышать детский говор,
Нужен в каждой школе... повар
Уч-ся: Современный повар работает на специально оборудованной кухне. Чего только нет на нашей школьной кухне! Электропечи, холодильные установки, автоматы для приготовления пюре и резки овощей. Есть у повара и ручные орудия труда – длинные вилки с двумя зубьями для мяса, огромная разливательная ложка
Уч-ся: Повар - замечательная профессия! Она даёт нам возможность насладиться вкусной едой, удивиться тому, как красиво можно подать на стол.
Уч-ся: Мы попробовали сами
Побыть дома поварами.
Строго нас вы не судите,
Угощайтесь, оцените! (Дети в поварских колпаках угощают гостей )
Дети исполняют песню на мотив «Светит незнакомая звезда»
Кушать любит каждый человек,
Приготовить может и не каждый.
Повар в этом справится за всех,
Он на кухне капитан отважный.
Он умеет блюдо украшать
Так, как нам с тобою и не снилось.
Поваром хотел бы каждый стать,
Но не у всех бы это получилось.
Припев:
Шеф-повар - он как рулевой,
Внутри него целая книга.
И повар, он умный такой,
Ведь пищу готовить - наука!
Уч-ся: Приятного аппетита!!!
УМЕЛЫЙ ПОВАР.
Воспитатель. Желающим стать в будущем поварами предоставляется уже сейчас возможность попробовать свои силы в приготовлении самых простейших блюд. Для этого не нужны кастрюли, плиты, столы – чтобы приготовить, например, манную кашу или борщ. Достаточно наличия воображения, смекалки и набора необходимых знаний.
Двое желающих получают смешанный «набор продуктов» - карточки с изображением картофеля, капусты, лука, моркови, свеклы, молока, рыбы, фруктов. Необходимо выбрать те продукты, которые понадобятся для приготовления борща.
Воспитатель. Посмотрите, как быстро сумели приготовить наши ребята. Молодцы.
3 группа «Дизайнер»
Уч-ся: Мы представляем профессию «Дизайнер»
Уч-ся: Дизайнер – это человек, который делает нашу жизнь красивее. Он реализует самые смелые фантазии.
Уч-ся: Существует множество специальностей дизайнеров. Дизайнеры интерьера, мебели, штор, бытовой техники, автомобильные дизайнеры, графические дизайнеры, дизайнеры одежды и обуви, фитодизайнеры и флористы.
Уч-ся: Работу дизайнера можно увидеть на каждом шагу. Внешний вид нашей одежды, мебели, доски, монитора компьютера, учебника, детской площадки, парка, сайта в интернете – всё это работа дизайнера.
Уч-ся: Для этой профессии самым важным является творческое начало и художественный вкус. Люди этой профессии должны иметь хорошее чувство цвета и развитое чувство прекрасного.
Уч-ся: Дизайнеру под силу сделать чудо,
Преобразить буквально интерьер.
Удобной сделать неудобную квартиру,
И мебель подобрать под цвет портьер!
Уч-ся: Вам всё под силу, вы как чародеи,
И в голову приходят лишь идеи!
Вы в курсе всех новинок, моды, стилей.
Как жизнь сера без ваших творческих усилий!
Уч-ся: А я попробовала сделать макет своей комнаты.
Уч-ся: Мы с мамой любим украшать квартиру вот такими поделками.
Уч-ся: Я придумала наряд, а бабушка мне его сшила!
4 группа «Пожарный»
Ученик. Много лет тому назад первобытные люди узнали, что такое огонь. Позднее людям пришлось придумать способы борьбы с пожарами, потому что огонь иногда становится настоящим бедствием. В России пожарная охрана была создана в 1803 году. Все многочисленные задачи пожарных можно разделить на четыре основные группы:
*Борьба с огнем (пожаротушение);
Оказание технической помощи;
Работа в местах катастроф;
Спасение людей.
Пожарная часть – это целый городок. Здесь есть мастерские, душевые, помещения, где хранятся противогазы и огнетушители, комната для занятий, гараж, спальные помещения, гардероб и вешалки для снаряжения. В пожарной части находятся устройства, записывающие все переговоры по рации и телефонные разговоры.
На пожар выезжает боевой расчет из нескольких машин и команд. Команда разделена на группы, у каждой свое задание: пожаротушение, спасение и эвакуация людей, предотвращение пожара в близлежащих зданиях. При необходимости – машина службы спасения. Пожарные в любое время дня и ночи готовы выехать по вызову.
Ученик. Потушу пожар любой,
Быстро справлюсь я с бедой.
За опасный этот труд
Нас пожарными зовут.
5группа «Парикмахер»
Ученики. Вся история парикмахерского дела началась с того момента, когда человек впервые увидел свое отражение в зеркальной поверхности, и ему захотелось украсить свой облик, чтобы выделиться. В разные времена
следить за модой могли себе позволить только богатые люди, у которых были на это время и деньги, а вот профессия парикмахера (цирюльника) никогда не приносила больших доходов. Цирюльники ходили по дворам и квартирам, выискивая клиентов. На шее у них неизменно болтался деревянный стул, на который здесь же, на улице, усаживали клиентов. В наши дни ни один человек не обходится без визита в парикмахерскую. Так кто же они сегодня — парикмахеры?
Этот специалист не только стрижет, красит, сушит и завивает волосы, но и мастерски использует машинку и фен, знает особенности химических составов красок и их биологическое воздействие на человека. Он работает и с женщинами, и с мужчинами, и с детьми.
Парикмахер , взяв расческу,
Ловко делает прическу.
Быстро ножницы стригут,
Облик новый создают.
Воспитатель. Спасатель….Что это за профессия? Эта профессия включает в себя много разных других профессий, ведь спасатель должен быть сильным как спортсмен, знать основы медицины, как врач, должен оказать первую психологическую помощь пострадавшим. Быть сдержанным,владеть собой и ситуацией . Спасатель никогда не останется без работы. Ведь спасатель это и врач, и спортсмен, и психолог, и пожарный, и водитель, и ещё много разных других профессий.
Воспитатель. .Важную роль в жизни людей играют инспекторы дорожно-постовой службы. Они следят за тем, чтобы на дорогах не нарушались правила дорожного движения. Ведь из-за аварий гибнет много людей, а ещё больше остаются инвалидами.
Ученик: Посмотрите:
Постовой
Встал на нашей мостовой.
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Вы видали?
Вы видали?
Все машины сразу встали.
Дружно встали в три ряда
И не едут никуда.
Не волнуется народ.
Через улицу идёт.
И стоит на мостовой,
Как волшебник постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему.
Выходят дети в костюмах регулировщика и выполняют движения под музыку.
Воспитатель. Сегодня вы познакомились с разными профессиями.
Какая же профессия самая важная? Какая самая трудная?
Врач – важная профессия. Но врач хочет есть. Мясо, молоко, овощи ему предоставит фермер. Кто поможет доктору доехать до больницы?
Кто насчитает врачу зарплату? Доктор любит читать книги. Кто их напишет?
Вывод: все профессии нужны, все профессии важны.
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны
И актуальны, и нужны.
И ты скорее подрастай –
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!
.Игра “Волшебный мешочек”
─ Давайте вспомним ещё несколько профессий, а поможет нам в этом игра “Волшебный мешочек”. В этом мешочке лежат разные предметы. Угадайте, люди какой профессии пользуются этим предметом, для чего существует данный предмет.
Предметы:, нитки, кисточка, жезл, ручка, молоток, калькулятор, микрофон, шоколад, фотоаппарат.
Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием.
«Угадайте самую- самую..»
самая зелёная профессия (садовник, лесник)
самая сладкая (пчеловод, кондитер, повар)
самая волосатая (парикмахер)
самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)
самая ответственная (судья, прокурор, хирург)
самая смешная (клоун)
самая умная (учёный, профессор, учитель)
самая белая (врач)
самая зубастая (стоматолог)
самая начитанная (библиотекарь)
самая высокая (монтажник-высотник, строитель)
Игра « Чья фраза?»
По фразе учащиеся должны угадать профессию.
1. Кому добавки? ( Повар)
2. Какой зуб беспокоит? ( Врач – стоматолог)
3. Вам посылка, распишитесь. ( Почтальон)
4. Большое спасибо за покупку. ( Продавец)
5. Сегодня хороший улов. ( Рыбак)
6. Как будем стричься? ( Парикмахер)
Работа с выставкой рисунков « Когда я стану взрослым».
О разных профессиях мы с вами сегодня говорим. А кем хотели бы вы стать в будущем? Задумывался ли кто-нибудь из вас об этом? Мечтал? Вам слово.
(Дети показывают свои рисунки, по цепочке, 2-3 предложениями объясняют свой выбор. Вешают рисунки на доску).
Учитель. А что необходимо человеку для того, чтобы приобрести любимую профессию и приносить как можно больше пользы своей Родине?8
Игра «Доскажи пословицу»
- В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.
Терпенье и труд…(все перетрут)
Маленькое дело лучше большого … (безделья)
Не спеши языком -спеши … (делом)
Любишь кататься- люби и … (саночки возить)
Делу время, потехе … (час)
Кончил дело - … (гуляй смело)
Дело мастера … (боится)
Без труда…(нет плода)
Каков мастер,..(такова и работа).
Скучен день до вечера,,..(коли делать нечего)
- Все профессии важны. Главное, чтобы человек любил своё дело и с радостью выполнял работу.
Воспитатель: Подумайте, среди каких профессий могли появиться эти фразеологические обороты:
1. Стричь под одну гребёнку. ( Парикмахер)
2. Шить на живую нитку. ( Портной)
3. Брать на прицел. ( Военный)
4. Ждать у моря погоды. ( Рыбак)
5. Сгущать краски. ( Художник)
Игра «Угадай профессию»
- Ребята, поиграем в игру «Угадай профессию». Вытягиваете карточку с названием профессии. Ваша задача: с помощью пантомимы показать, чтобы другие догадались, о какой профессии вы хотите рассказать. (Повар, парикмахер, учитель, шофёр, строитель, швея, врач)
- Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, да и дело будет спориться!
«Профессии наших родителей»
- Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных передач, рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят- делают все то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия?
Что интересного у них было в их профессиональной деятельности.
Воспитатель. Несмотря на то, что все профессии кажутся привлекательными, каждый человек выбирает себе дело по душе. И его профессия важна не только для себя, но и для окружающих.
- Кто из вас хочет есть горький или соленый хлеб?
- Кто хочет носить красивую одежду? А дырявые башмаки?
- Кто хочет, чтобы автобус, идущий по дороге, подбрасывало на ухабах?
- Кто хочет, чтобы на наших дорогах валялся мусор?
- Кто хочет жить в красивом и прочном доме?
Воспитатель. То есть, ребята, хорошая работа приносит людям радость!
III. Подведение итогов
Воспитатель.- Какая же из профессий, о которых мы говорили сегодня, вам показалась самой нужной и важной? Почему? (дети отвечают)
Вот видите, все профессии по-своему важны и нужны. Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники. Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и, по возможности, готовиться к этой профессии.
Очень важно, чтобы человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, что правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или что у него золотые руки. Я надеюсь, что в будущем вы все выберете интересную и полезную работу и станете мастерами своего дела.
Дерево профессий.
Напишите на листочках, кем вы мечтаете быть, напишите имя и фамилию и прикрепите листочки к этому дереву.