СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клубный час "Зеленая аптека России .Иван-чай"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На клубном часе ученики в игровой форме знакомятся с лекарственным растением "Иван-чай". Исследуют его целебные свойства,  стремятся узнать и о других лекарственных растениях своего родного края.; занятие формирует у воспитанников навыки здорогого образа жизни. 

Просмотр содержимого документа
«Клубный час "Зеленая аптека России .Иван-чай"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Коробчеевская школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Коломенского городского округа Московской области»

140490, Московская обл., Коломенский р-он, факс, тел.: 8 (496) – 61 7 – 63 – 03

с. Коробчеево, ул. Школьная, д. 1«Б», e-mail:Korobcheevomsk@mail.ru








Клубный час

«Зеленая аптека России. Иван – чай».












Составитель:

Стрельникова Наталья Николаевна

воспитатель школы-интерната






2018-2019 учебный год

Коломенский городской округ






Клубный час «Зеленая аптека России. Иван – чай».


Цели и задачи клубного часа:

- воспитание потребности в здоровом образе жизни:

- формирование убеждения, что здоровье является основным богатством человека;

- расширение знаний о природе родного края, разнообразии растений Подмосковья, лекарственных растений;

- формирование детского коллектива в процессе совместной деятельности; дружелюбия, заботливого отношения к своему здоровью и здоровью своих близких и друзей.


Оборудование:

- выставка литературы по теме занятия;

- иллюстрации с лекарственными растениями;

- образцы лекарственных растений и напитков;

- кроссворды, загадки, пословицы о здоровом образе жизни.


Организационный момент.

- Дорогие ребята! Сегодня в школе проводится единый День профилактики здоровья «Здоровье – твое богатство» Принимая активное участие в этом очень важном мероприятии, вы тем самым приобщаетесь к здоровому образу жизни, и учитесь беречь свое здоровье.

- Ребята, сейчас я загадаю вам загадку. Слушайте ее очень внимательно.


На зеленом шнурочке

Белые звоночки. (ландыши)

- Что это такое? (Дети: ландыши)

- Правильно. А вы знаете что это за растение? (Дети: лекарственное растение, оно растет в лесу, в саду)

- Правильно. А для чего нужны лекарственные растения? (Дети: для того чтобы лечиться)

- Правильно. И сегодня мы с вами будем говорить о здоровье, о том как можно его укреплять, беречь, познакомимся с лекарственными растениями нашего родного Подмосковья, окунемся в историю русского народа, узнаем чем славилась Россия много лет назад, попытаемся научиться различать лекарственные растения и прменять их для укрепления своего здоровья.


Вступительное слово воспитателя.

- Народная мудрость гласит: «Здоровье потеряешь – все потеряешь». Но задумаемся, почему мы теряем этот драгоценный дар.

- Ребята, почему вы пропускаете уроки? (Дети: голова болит, простудились, отравился и т.д.)

- Так почему же мы болеем и теряем свое здоровье? Причин здесь немало. Это и плохой воздух, отравленный выхлопными газами автомобилей и ядовитыми выбросами промышленных предприятий. Чрезмерно начиненная удобрениями и ядохимикатами почва, которая нас кормит. Это и загрязненная вода, которую мы пьем. Но болезни возникают и по вине самого человека: взрослого или школьника. Вот послушайте пример из жизни. «У Игоря сильно болела голова, и он не пошел в школу. А как же бедной головушке не болеть? Если он ежедневно подолгу смотрит телепередачи, ложится спать поздно, на свежем воздухе почти не бывает.»

- Скажите, здоровый ли образ жизни ведет Игорь? (Дети: нет) Как можно исправить положение, каким должен быть режим дня Игоря, чтобы не болела его голова? (дети объясняют)

- Молодцы. А вот другой пример: «У девочки зуб удалили. Во многих случаях виноваты вы сами. Не чистите зубы или делаете это плохо, от случая к случаю. А советы стоматолога пропускаете мимо ушей.» Как нужно правильно чистить зубы? (дети объясняют).

- Правильно, и таких примеров можно привести очень много. А болезнь не ждет- разрушает наше здоровье. Есть свод правил, которые помогают человеку вырасти здоровым, крепким, жизнерадостным, готовым к преодолению трудностей в труде, учебе и вообще в жизни.

- Ребята, рассмотрите рисунки. Кого можно считать здоровым человеком? Почему вы так думаете? (Дети рассматривают картинки и защищают свое мнение)

- Итак, что вы считаете здоровеем? Отсутствие болезней? Хорошую физическую подготовку? Веселое настроение? Что еще? (Дети отвечают).

- Вы правы, отсутствие болезней, физических дефектов – непременное условие человеческого счастья, всестороннего развития личности, ощущения полноты жизни. Здоровье позволяет человеку хорошо учиться, работать и многое другое. И все же , несмотря на все наши усилия соблюдать здоровый образ жизни и не болеть, мы болеем. Болеть могут все: и люди, и животные. Но кто пропишет дикому зверю рецепт? Зверь лечится сам в лесной аптеке, чутьем отыскивая растение. которое его может исцелить.



Основная часть. И вот сегодня мы будем говорить о зеленой аптеке, а ведь называют лесную кладовую лекарственных растений.


- Еще в древние времена индейцы Южной Америки заметили, что больные пумы грызут кору какого-то дерева. Они попробовали лечить отваром этой коры людей, мучившихся болотной лихорадкой. Пумье лекарство помогло. Так было открыто хинное дерево. Хинин, который добывают из его коры, стал всемирно известным средством от малярии. А в наше время другой зверь, на этот раз олень марал, помог ученым найти новое лекарственное растение – левзею. Корень левзеи придает силы не только животным, но и человеку. Со временем наука смогла объяснить, почему нас лечит то или иное растение. Множество целебных растений используется в медицине, служит людям и сейчас. Некоторые лекарственные растения разводят на плантациях, например. перечную мяту, с которой каждый встречается по утрам , когда чистит зубы. Приятный запах зубной пасте придает ментол – главная часть мятного масла. А где еще используют мяту? (Дети: ментол входит в состав многих лекарств, мятных пряников, конфет, жевательной резинки, и даже в рацион космонавтов).


Мир растений очень разнообразен: это и водоросли, и мхи, папоротники, цветы, злаки, деревья, культурные растения, декоративные растения (предложить детям назвать по несколько растений из каждого вида).


Отдельную группу составляют лекарственные растения. И этих растений тоже очень много. Только в древности было известно более 240 растений. В современном мире их насчитывается намного больше. Богато лекарственными травами и наше родное Подмосковье.(Предложить детям назвать известные им лекарственные растения, встречающиеся в нашей местности).


Сегодня я познакомлю вас с одним замечательным растением, произрастающим в наших лесах и полях почти повсеместно, но никто из вас даже и представить не может, какой целебной силой обладает это растение, а узнав об этом вы непременно захотите его попробовать. Чтобы узнать, как оно называется вы должны отгадать кроссворд о лекарственных растениях. Первые буквы отгаданных вами растений, составят название этой чудо-травы. (дети отгадывают кроссворд, предложенный воспитателем)..


- Правильно. Это растение называется Иван-чай. На лесных вырубках и пожарищах в середине лета распускаются малиновые «свечки» соцветий Иван-чая, или кипрея узколистного, растения, принадлежащего к семейству кипрейных. Высокие. часто более 1 метра высотой, а иногда и в рост человека, эти растения растут очень близко друг к другу. Создается впечатление. что розовое море разлилось посреди леса или вырубки .На Руси Иван-чай считался очень полезной травой. В селе Копорье Петербургской губернии из его листьев изготовляли так называемый копорский чай. Молодые стебли растения ели сырыми, а из высушенных готовили муку для лепешек. Корни варили вместо картошки. Из семян получали растительное масло. Волокна стеблей использовали для получения грубой пряжи, веревок. К тому же Иван-чай прекрасный медонос (разъяснить значение слова «медонос»). Россия тех очень далеких времен поставляла за границу копорский чай в количестве большем, чем поставляла меда и льна. Копорский чай полезен при многих заболеваниях, но а лучше всего его использовать в качестве чая. как это делали в России при царе. Кстати, цари пили чай наравне с простым народом.


Чтобы закрепить свои знания мы проведем викторину «Знаешь ли ты лекарственные растения?» Ответивший на большее количество вопросов получит приз.


Вопросы викторины.

  1. Только тронь, отдернешь ладонь, обжигает трава, как огонь (крапива).

  2. Кто не прикасается, за того цепляется .Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки (репейник)

  3. Чем полезна крапива?

  4. Как используется репейник в лечебных целях?

  5. Стоят в лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички (ромашка)

  6. Как используют ромашку в домашних условиях?

  7. Какие лекарственные травы вы знаете и как их применяют, какие болезни лечат?

  8. На лесной полянке красуется Татьянка, алый сарафан, белые крапинки.(земляника)

  9. Чем полезна земляника?


Подведение итогов викторины. Вручение призов.


Ребята, предлагаю вам нарисовать понравившееся лекарственное растение, чтобы как можно лучше его запомнить и не спутать с другими растениями.


Подведение итогов клубного часа..

1.Чему был посвящен наш клубный час?

2.Какие факторы влияют на наше здоровье?

3.Как связаны между собой здоровье и образ жизни?

4Что мы должны делать, чтобы укрепить свое здоровье?

5.С какими растениями мы сегодня познакомились?

6.Что интересного узнали об этих растениях?

7.Как можно использовать растение Иван-чай?.

8.Будете ли вы здоровее и крепче, если станете пить в качестве чая лекарственные травы?.





.