В.В.Кафидова,
МБОУ СОШ №3 МО «Барышский район»,
г. Барыш
«КНОПКА» ДЛЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Многие ученики уже в начальных классах на «ты» с гаджетами, они снимают ролики и выкладывают их на ЮТУБ, ведут свои блоги. В социальных сетях мгновенно появляются их фото, записи, комментарии, репортажи. А на уроках? Многие ученики пассивны, интерес к учебным предметам падает, домашние задания списывают из решебников. Нежелание детей учиться — проблема для учителей и родителей. Родители и учителя всеми способами стараются вызвать интерес к урокам, описывают перспективы блестящего будущего с образованием и ужасного — без, но не достигают нужного эффекта. Каждый родитель хочет, чтобы ребёнок получил хорошее образование, смог хорошо трудоустроиться, преуспеть в жизни. Родители заняты на работе и хотят, чтобы их дети были заняты учёбой, а не компьютерными играми или шатанием по улицам. Видя проблемы у ребёнка, многие родители обращаются к репетиторам.
Как заставить ребёнка учиться? Где та «кнопка», которая сможет запустить процесс увлеченного обучения. Детский психолог Ирина Катин-Ярцева утверждает, что есть такие кнопки, которые работают:
Потому что это страшно интересно. Если вы считаете школьные предметы скучными, вероятность убедить ребенка в обратном невелика.
Потому что это получается. Эврика-эффект. Лучше всего работает мотивация, завязанная на удовольствие. Особое удовольствие мы получаем от «эврика-эффекта» — от разгадывания загадки, решения задачи.
Потому что за этим следует что-то приятное. Похвала. Дополнительным подкреплением учебного успеха будет радость и похвала взрослого — учителя, родителя.
Внутренняя мотивация, исходящая от самого ребёнка, состоит из
• интереса к процессу деятельности;
• интереса к результату деятельности;
• стремления к развитию своих способностей.
Внутренняя мотивация к учению – залог качественного образования. Но для развития учебной мотивации у школьников учителя сами должны быть замотивированы, должны заражать детей стремлением к знаниям и успеху.
В этом году я перешла работать учителем физики в другую школу, ученики с интересом смотрели опыты на первых уроках. Но когда стали решать задачи, стало труднее учиться, и интерес к физике стал пропадать. Я решила разбудить интерес к предмету физика у своих учеников с помощью ЯКласс— образовательного интернет-ресурса для школьников, учителей и родителей. Сайт www.yaklass.ru начал свою работу в марте 2013 года и на сегодняшний день стал площадкой для более чем 27 000 школ в России, Латвии, Армении, Австрии, Украине и Республике Беларусь.
Зарегистрировавшись на сайте как учитель, изучила возможности данного интернет – ресурса. В базе данных содержится 6000000 уникальных заданий по 9 предметам, что является самым большим задачником в мире. Задания по физике интересные, разноуровневые, многовариантные. Миссия проекта мне очень близка. Я за то, чтобы улучшить качество обучения, чтобы обучение сделать интересным для учеников, а учителям вернуть радость творчества.
Самый простой набор технических средств — это наличие в классе у учителя компьютера или ноутбука; при наличии у учащихся подключенных к Интернету ноутбуков (планшетов, смартфонов) эффективность возрастает. Вначале показала ЯКласс на переменах, предлагала выполнить логические задачи на смекалку. Поняла, что «зацепило» детей. Первую свою проверочную работу по физике выдала семиклассникам в октябре 2017 года в качестве домашнего задания, они очень хотели попасть в ТОП лучших классов. Ученики, получив задание, знали срок его выполнения, сколько у них попыток, критерии оценки. Проверять работу мне как учителю было не нужно, я получила готовую ведомость с полной информацией, кто выполнял задания, сколько времени затратили, какие оценки получил. В течение месяца учащиеся 7-9 классов привыкали к новой форме домашнего задания. ТОПы школ, классов, одноклассников, свой личный рейтинг мои ученики отслеживали из урока в урок, и вскоре стали просить выставить им дополнительное задание. В системе ЯКласс четко выстроена методика обучения: краткая теория, много образцов выполнения задания, при неправильном ответе ученик имеет возможность ознакомиться с правильным решением и повторить попытку выполнения задания ещё раз. Но задание несколько видоизменялось. Появлялись первые лидеры, им вручила грамоты под Новый год. В январе 2018 года школа была на 17 месте в регионе. За месяц поднялись на 6 место. Что произошло с моими учениками за эти четыре месяца? Им стало интересно учиться, они почувствовали свою значимость – это их заслуга, что школа повышает свой рейтинг, стали увереннее, ведь даже самые «слабые» как мне казалось вначале, побороли свою лень, победили себя и активно включились в работу на ЯКласс. Занимаются теперь не только по физике, но и по всем другим предметам. Поставив цель – попасть в пятёрку лучших школ региона, ученики сплотились, многие стали объяснять работу системы младшим братьям и сестрам. Я радуюсь вместе с ними и понимаю, это не предел. Это начало нового этапа. Родители тоже заинтересовались ЯКласс, отмечают в беседах, что меньше стали дети проводить времени в социальных сетях, появился интерес к учебе, многие готовятся к ОГЭ и ЕГЭ с помощью заданий на этом ресурсе. Самостоятельная работа дома без решебников помогает повысить качество образование. Родители увидели в ЯКлассе возможность без репетиторов отработать запущенные темы, закреплять новые. Мне как учителю интересно обучаться на курсе ИКТ-грамотность, который также предлагает ЯКласс. Учитель может создавать свои задания, курсы. Такую цель поставлю себе я - создать курс к следующему учебному году в соответствии с УМК, по которому я работаю.
Список литературы:
1.Е.В.Камаровская.
"Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание"/- Питер, 2010 г.
2. В.Д. Шадриков. Введение в психологию: способности человека. М., Логос, 2002. 3. Интернет-ресурс ЯКласс http://www.yaklass.ru/Top/Schools#!countryId=177®ionId=245&address=