СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кобанская культура

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кобанская культура названа по имени первого своего обнаруженного могильника — "кобанского", который, в свою очередь, назван исследователями по селению Кобан, расположенного на территории Северной Осетии,где в 1869 году были найдены древние материальные памятники прикладного искусства. Название «кобанский могильник» закрепилось в науке после исследований Г. Д. Филимонова «Доисторическая культура Осетии» (Москва, 1978) и В.Б. Антоновича «Дневник раскопок, ведённых на Кавказе» (V AC. Труды предварительных комитетов, 1882), а также после упоминаний в «Материалах по археологии Кавказа» (вып. VIII, 1900). Во время обнаружения древних артефактов существовало два аула — Нижний и Верхний Кобан, находки обычно связывались с последним. Сейчас эти аулы слились в одно село.

Просмотр содержимого документа
«Кобанская культура»

КОБАНСКАЯ КУЛЬТУРА

КОБАНСКАЯ КУЛЬТУРА

Коба́нская культура — археологическая культура на Кавказе в периоды бронзового ( XIII / XII  — IV вв. до н. э. ) и железного веков ( VII  — III вв. до н. э. ). Представители культуры проживали от верховий реки Кубань и до территорий современного Дагестана , Абхазии [1] и Грузии  [1] , область сосредоточения поселений находилась в центральной части региона, по обе стороны от Большого Кавказского хребта . Антропологические носители — автохтонные представители кавкасионского типа , вероятно, приняли участие в этногенезе карачаевцев , балкарцев , осетин , народов Дагестана, абхазов [1] , западных грузин

Коба́нская культура — археологическая культура на Кавказе в периоды бронзового ( XIII / XII  — IV вв. до н. э. ) и железного веков ( VII  — III вв. до н. э. ). Представители культуры проживали от верховий реки Кубань и до территорий современного Дагестана , Абхазии [1] и Грузии [1] , область сосредоточения поселений находилась в центральной части региона, по обе стороны от Большого Кавказского хребта . Антропологические носители — автохтонные представители кавкасионского типа , вероятно, приняли участие в этногенезе карачаевцев , балкарцев , осетин , народов Дагестана, абхазов [1] , западных грузин

ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАЗВАНИЯ: Кобанская культура названа по имени первого своего обнаруженного могильника — « кобанского » , который, в свою очередь, назван исследователями по селению Кобан , расположенного на территории Северной Осетии ,где в 1869 году были найдены древние материальные памятники прикладного искусства. Название «кобанский могильник» закрепилось в науке после исследований Г. Д. Филимонова «Доисторическая культура Осетии» (Москва, 1978) и В. Б. Антоновича «Дневник раскопок, ведённых на Кавказе» (V AC. Труды предварительных комитетов, 1882), а также после упоминаний в «Материалах по археологии Кавказа» (вып. VIII, 1900). Во время обнаружения древних артефактов существовало два аула — Нижний и Верхний Кобан, находки обычно связывались с последним. Сейчас эти аулы слились в одно село [2][4][5] :77 .

ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАЗВАНИЯ:

Кобанская культура названа по имени первого своего обнаруженного могильника — « кобанского » , который, в свою очередь, назван исследователями по селению Кобан , расположенного на территории Северной Осетии ,где в 1869 году были найдены древние материальные памятники прикладного искусства. Название «кобанский могильник» закрепилось в науке после исследований Г. Д. Филимонова «Доисторическая культура Осетии» (Москва, 1978) и В. Б. Антоновича «Дневник раскопок, ведённых на Кавказе» (V AC. Труды предварительных комитетов, 1882), а также после упоминаний в «Материалах по археологии Кавказа» (вып. VIII, 1900). Во время обнаружения древних артефактов существовало два аула — Нижний и Верхний Кобан, находки обычно связывались с последним. Сейчас эти аулы слились в одно село [2][4][5] :77 .

ОТКРЫТИЕ

В 1869 году весенний паводок реки Гизельдон произвёл обвалы левого берега у селения Верхний Кобан , благодаря чему местные жители обнаружили здесь многочисленные каменные ящики (могилы) с человеческими скелетами и множество бронзовых вещей. Влиятельный в этих краях землевладелец Хабош Кануков собрал некоторые предметы и переправил их в Кавказский музей Тифлиса ( Тбилиси ). В 1876 году в Тифлисе на древние артефакты обратил внимание приехавший из Москвы археолог и историк искусства Г. Д. Филимонов. В 1877 году он сам произвел раскопки у аула Кобан и убедился в существовании обширного могильника. Вслед за ним целый ряд исследователей посещали Кобан ( В. Б. Антонович и др.), в том числе и учёные не только из России — 1880 году здесь работали француз Эрнест Шантр и немец Рудольф Вирхов , ставшие первыми авторами книг о кобанских древностях в западноевропейской науке [6] . Артефакты, подобные кобанским, стали обнаруживаться и в некоторых других местах Северного Кавказа . В 1881 году в Тифлисе прошёл V Археологический съезд, на котором археолог граф А. С. Уваров особо отметил находки из Кобана, дал им развернутую характеристику и предпринял попытки датировки (нач. I тыс. до н. э.). Этот съезд вызвал развитие исторических исследований на Кавказе и привлек внимание научных кругов к кобанским древностям. Новые археологические экспедиции привели к образованию больших частных коллекций кавказской бронзы, которые со временем попали в музеи — российские и западноевропейские [4][7] .

Исследования в XX веке На сегодняшний день выделены три локальных варианта кобанской культуры и намечены три этапа её развития [2] . Историк и археолог Я. В.  Доманский указывает, что основное деление периода существования кобанской культуры производиться на два больших этапа — раннекобанский (этап классического Кобана), завершающийся в VII веке до н. э., и позднекобанский, оканчивающийся в IV веке до н. э. Знаток этой культуры, кавказовед  В. И. Козенкова , в 1990 году в своей докторской диссертации предложила новую периодизацию, которая, показывает какое место занимают артефакты древних кобанцев в системе культур эпохи поздней бронзы и раннего железа на Кавказе, Закавказье, Восточной и Центральной Европе. Также ей была предложена концепция о так называемой протокобанской (переходной) группе [4][8] . ПЕРИОДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ КОБАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ раннекобанский (этап классического Кобана) завершающийся в VII веке до н. э позднекобанский , оканчивающийся в IV веке до н. э.

Исследования в XX веке

На сегодняшний день выделены три локальных варианта кобанской культуры и намечены три этапа её развития [2] . Историк и археолог Я. В.  Доманский указывает, что основное деление периода существования кобанской культуры производиться на два больших этапа — раннекобанский (этап классического Кобана), завершающийся в VII веке до н. э., и позднекобанский, оканчивающийся в IV веке до н. э. Знаток этой культуры, кавказовед В. И. Козенкова , в 1990 году в своей докторской диссертации предложила новую периодизацию, которая, показывает какое место занимают артефакты древних кобанцев в системе культур эпохи поздней бронзы и раннего железа на Кавказе, Закавказье, Восточной и Центральной Европе. Также ей была предложена концепция о так называемой протокобанской (переходной) группе [4][8] .

ПЕРИОДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ КОБАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

раннекобанский (этап классического Кобана) завершающийся в VII веке до н. э

позднекобанский , оканчивающийся в IV веке до н. э.

Материальная культура Материальные памятники культуры достаточно разнообразны, но наиболее характерны бронзовые изделия XI—IV/III вв. до н. э. — топоры, поясные пряжки, фибулы , браслеты, налокотники, оружие (кинжалы), элементы конской сбруи, все они обычно украшались чеканкой с геометрическим орнаментом и изображениями животных, также имелись объемные фигурки зверей и антропоморфные скульптурные изображения. Изделия кобанских мастеров отличаются изящностью изготовления, исключительно высоким качеством выделки и бесспорно имеют художественные достоинства [10] . Из бронзы отливались и различные сосуды, керамика изготовлялась с налепами и тоже часто украшалась геометрическими узорами. В VII—IV/III вв. до н. э., на позднем этапе развития культуры, раскопки подтверждают появление предметов скифского типа и преобладание железных изделий над бронзовыми.

Материальная культура

Материальные памятники культуры достаточно разнообразны, но наиболее характерны бронзовые изделия XI—IV/III вв. до н. э. — топоры, поясные пряжки, фибулы , браслеты, налокотники, оружие (кинжалы), элементы конской сбруи, все они обычно украшались чеканкой с геометрическим орнаментом и изображениями животных, также имелись объемные фигурки зверей и антропоморфные скульптурные изображения. Изделия кобанских мастеров отличаются изящностью изготовления, исключительно высоким качеством выделки и бесспорно имеют художественные достоинства [10] . Из бронзы отливались и различные сосуды, керамика изготовлялась с налепами и тоже часто украшалась геометрическими узорами. В VII—IV/III вв. до н. э., на позднем этапе развития культуры, раскопки подтверждают появление предметов скифского типа и преобладание железных изделий над бронзовыми.

 Погребальный обряд… кобанцев представлял из себя трупоположение , хотя известны случаи кремации . Курганы над могильниками обычно не возводились, в исключительных случаях, когда это делалось, исследователи прослеживают влияние степных кочевников. Найденные могильники представителей кобанской культуры имеют некоторое различия — в высокогорной зоне это каменные ящики из плит, также перекрытые мощной плитой (песчаник или сланец), а в предгорьях они представляют из себя обычные грунтовые ямы или ямы обложенные рваным камнем, булыжником. В мужских погребениях обязательным атрибутом было оружие, известны случаи погребения мужчин с взнузданным конём. Также в погребения клали орудия труда, сосуды, уздечку и напутственную пищу.

Погребальный обряд… кобанцев представлял из себя трупоположение , хотя известны случаи кремации . Курганы над могильниками обычно не возводились, в исключительных случаях, когда это делалось, исследователи прослеживают влияние степных кочевников. Найденные могильники представителей кобанской культуры имеют некоторое различия — в высокогорной зоне это каменные ящики из плит, также перекрытые мощной плитой (песчаник или сланец), а в предгорьях они представляют из себя обычные грунтовые ямы или ямы обложенные рваным камнем, булыжником. В мужских погребениях обязательным атрибутом было оружие, известны случаи погребения мужчин с взнузданным конём. Также в погребения клали орудия труда, сосуды, уздечку и напутственную пищу.

СКОТ ПРИДОМНОЕ СВИНИ ПРЕДГОРНОЕ СКОТОВОДСТВО ГОРНОЕ ЯЧМЕНЬ ОТГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО РОЖЬ ПРОСО КОЗЫ ВЫРАЩИВАНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ ОВЦЫ мягкая БАРАНЫ ПШЕНИЦА твёрдая

СКОТ

ПРИДОМНОЕ

СВИНИ

ПРЕДГОРНОЕ

СКОТОВОДСТВО

ГОРНОЕ

ЯЧМЕНЬ

ОТГОННОЕ

ХОЗЯЙСТВО

РОЖЬ

ПРОСО

КОЗЫ

ВЫРАЩИВАНИЕ

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

ОВЦЫ

мягкая

БАРАНЫ

ПШЕНИЦА

твёрдая

В музеях и коллекциях

В конце XIX — начале XX веков на Северном Кавказе отдельные лица активно занимались торговлей изделиями кавказской бронзы, которую отыскивали в древних поселениях и могильниках. Большая часть артефактов, найденных во время ажиотажного спроса на изящные изделия кобанских мастеров попадала в частные коллекции (с помощью землевладельца Х. Канукова собрал коллекцию немецкий учёный Р. Вирхов , с помощью балкарского [13] князя И. Урусбиева — венгерский граф из семьи Зичи ), в наши дни многие из них оказались утеряны. Позднее, из частных коллекций предметы материальной культуры активно выкупали музеи и научные организации, как российские, так и западноевропейские. Например, выкупленные Российской Академией наук артефакты были переданы в собрание Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге; большое собрание оказалось Музее национальных древностей в Сен-Жермен-ан-Ле (Франция) [4] . Благодаря работе археологов и краеведов советского периода, собрания коллекций кобанских древностей сегодня также можно видеть в краеведческих музеях Владикавказа, Нальчика, Грозного

ВОТ НАСТОЛЬКО РАЗНООБРАЗНА И ИНТЕРЕСНА ТЕМА КОБАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ!

ВОТ НАСТОЛЬКО РАЗНООБРАЗНА И ИНТЕРЕСНА

ТЕМА КОБАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ!