СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кодирование информации

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему:"Кодирование информации".

Просмотр содержимого документа
«Кодирование информации»

Кодирование информации В мире кодов Способы кодирования информации Метод координат Это интересно

Кодирование информации

В мире кодов

Способы кодирования информации

Метод координат

Это интересно

Ключевые слова Код Кодирование / декодирование Метод координат

Ключевые слова

  • Код
  • Кодирование / декодирование
  • Метод координат

В мире кодов Информация может поступать  от источника к приёмнику  с помощью различных сигналов. Чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал,  но и расшифровать его. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

В мире кодов

Информация может поступать от источника к приёмнику с помощью различных сигналов.

Чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его.

Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

В мире кодов Код – это система условных знаков  для представления информации. Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода. !

В мире кодов

Код – это система условных знаков для представления информации.

Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.

!

В мире кодов Текстовая информация Числовая информация 12 КНИГА – русский язык BOOK  – английский язык BUCH  – немецкий язык LIVRE – французский язык  – число, записанное арабскими цифрами  – число, записанное римскими цифрами  – число, записанное вавилонской клинописью

В мире кодов

Текстовая информация

Числовая информация

12

КНИГА – русский язык

BOOK – английский язык

BUCH немецкий язык

LIVRE – французский язык

число, записанное арабскими цифрами

число, записанное римскими цифрами

число, записанное вавилонской клинописью

В мире кодов

В мире кодов

В мире кодов Луи Брайль придумал способ представления информации для слепых. Проводя пальцами по выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать.

В мире кодов

Луи Брайль придумал способ представления информации для слепых.

Проводя пальцами по выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать.

Пример кода - 1 В простейшей кодовой таблице каждой букве поставлен в соответствие её порядковый номер в алфавите. А Б 01 В К 02 Г Л 12 03 Х М 04 13 Д Е Ц Н 05 14 23 Ч 15 О 24 Ё 06 Ж Ш П 07 16 25 Р Щ З 26 08 17 С Ъ И 27 18 09 28 19 Т Ы 10 Й У Ь 20 29 11 30 21 Ф Э Ю 22 31 Я 32 33 Узнайте скороговорку : 16 20 20 16 17 16 20 01 12 16 17 29 20 17 29 13 30 17 16 17 16 13 32 13 06 20 10 20 О ТТОПОТАКОПЫТ ПЫЛЬПОПОЛЮЛЕТИТ  Проверка

Пример кода - 1

В простейшей кодовой таблице каждой букве поставлен в соответствие её порядковый номер в алфавите.

А

Б

01

В

К

02

Г

Л

12

03

Х

М

04

13

Д

Е

Ц

Н

05

14

23

Ч

15

О

24

Ё

06

Ж

Ш

П

07

16

25

Р

Щ

З

26

08

17

С

Ъ

И

27

18

09

28

19

Т

Ы

10

Й

У

Ь

20

29

11

30

21

Ф

Э

Ю

22

31

Я

32

33

Узнайте скороговорку :

16 20 20 16 17 16 20 01 12 16 17 29 20

17 29 13 30 17 16 17 16 13 32 13 06 20 10 20

О ТТОПОТАКОПЫТ

ПЫЛЬПОПОЛЮЛЕТИТ

Проверка

Пример кода - 2 Каждую букву исходного текста можно заменить следующей после неё буквой в алфавите. Такой код называют шифром замены. Ж В Ё Г Е Б Б З Д А А И Й Я К Ю Ь Э Л Ы Щ Ч Ъ Х Ц Ш М Ф Т У С Р Н Закодированный текст: Б М ЧГЁУ НКМ ОБ ГЁТЭ ТГЁУ П О Исходный текст: А Л ЦВЕТ МИЛ НА ВЕСЬ СВЕТ

Пример кода - 2

Каждую букву исходного текста можно заменить следующей после неё буквой в алфавите. Такой код называют шифром замены.

Ж

В

Ё

Г

Е

Б

Б

З

Д

А

А

И

Й

Я

К

Ю

Ь

Э

Л

Ы

Щ

Ч

Ъ

Х

Ц

Ш

М

Ф

Т

У

С

Р

Н

Закодированный текст:

Б М ЧГЁУ НКМ ОБ ГЁТЭ ТГЁУ

П

О

Исходный текст:

А Л ЦВЕТ МИЛ НА ВЕСЬ СВЕТ

В мире кодов В памяти компьютера информация представлена  в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц . Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации? Перечислите достоинства и недостатки хранения информации в оперативной и долговременной памяти. Объясните своими словами, что такое носитель информации.  Какие носители информации вам известны?  Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?  1000 0001 0101 1010 0010 0100 0101 1010 0101 1010 0010 0100 0101 1010 1000 0001 1 0 1 1 А Б В 1100 0000 1100 0001 1100 0010  254 1111 1110

В мире кодов

В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц .

  • Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации?
  • Перечислите достоинства и недостатки хранения информации в оперативной и долговременной памяти.
  • Объясните своими словами, что такое носитель информации. Какие носители информации вам известны? Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?

1000 0001

0101 1010

0010 0100

0101 1010

0101 1010

0010 0100

0101 1010

1000 0001

1 0 1 1

А

Б

В

1100 0000

1100 0001

1100 0010

254

1111 1110

Способы кодирования информации Одна и та же информация  может быть представлена разными кодами (в разных формах). Способ кодирования информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Основные способы кодирования: графический (рисунки, значки) числовой символьный.

Способы кодирования информации

Одна и та же информация может быть представлена разными кодами (в разных формах).

Способ кодирования информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование.

Основные способы кодирования:

  • графический (рисунки, значки)
  • числовой
  • символьный.
Разнообразие кодов

Разнообразие кодов

Декодирование информации Действия по восстановлению первоначальной формы представления принято называть декодированием . ! Электрический сигнал Звуковой сигнал Звуковой сигнал

Декодирование информации

Действия по восстановлению первоначальной формы представления принято называть декодированием .

!

Электрический сигнал

Звуковой сигнал

Звуковой сигнал

Задание 1 Декодируйте информацию: Проверка Только смелым покоряются моря

Задание 1

Декодируйте информацию:

Проверка

Только смелым покоряются моря

Задание 2 Декодируйте информацию, зная что  каждой букве соответствует пара чисел,  где первое число – номер столбца , а второе число – номер строки в кодовой таблице:   (5, 3) (2, 2) (5, 2) (8, 3) (2, 3) (1, 3) ДРУЖБА Проверка

Задание 2

Декодируйте информацию, зная что каждой букве соответствует пара чисел, где первое число номер столбца ,

а второе число номер строки в кодовой таблице:

(5, 3) (2, 2) (5, 2) (8, 3) (2, 3) (1, 3)

ДРУЖБА

Проверка

Метод координат Любая информация может быть представлена с помощью чисел. Чтобы «связать» числа и точки, используют системы координат. Прямоугольная система координат   названа в честь французского математика  Рене Декарта прямоугольной декартовой  системой координат. Y (X , Y)  Ось ОХ  Ось ОХ I I  четверть I четверть  Ось О Y  Ось О Y  Начало координат  Начало координат 0 1 X  (Х, У) – координаты точки  (Х, У) – координаты точки I II  четверть IV четверть

Метод координат

Любая информация может быть представлена с помощью чисел. Чтобы «связать» числа и точки, используют системы координат.

Прямоугольная система координат названа в честь французского математика Рене Декарта прямоугольной декартовой системой координат.

Y

(X , Y)

  • Ось ОХ
  • Ось ОХ

I I четверть

I четверть

  • Ось О Y
  • Ось О Y
  • Начало координат
  • Начало координат

0

1

X

  • (Х, У) – координаты точки
  • (Х, У) – координаты точки

I II четверть

IV четверть

Пример Y Отметим на координатной плоскости точки А(4,1), В(4, 2),  С(1, 2), D(4 , 5), E(2 , 5),  F(4 , 7),G(3 , 7),  H(5 , 9),  I(7 , 7), J(6 , 7),  K(8 , 5),  L(6 , 5), M(9 , 2), N(6 , 2), O(6 , 1).   10 H J I G F 5 E L K D Соединим полученные точки отрезками:  A-B-C-D-E-F-G-H-I-J-K-L-M-N-O -А . B N M C 1 A O 0 5 10 X 1 Вывод : произошло изменение формы представления информации с числовой на графическое.

Пример

Y

Отметим на координатной плоскости точки А(4,1), В(4, 2), С(1, 2), D(4 , 5), E(2 , 5), F(4 , 7),G(3 , 7), H(5 , 9), I(7 , 7), J(6 , 7), K(8 , 5), L(6 , 5), M(9 , 2), N(6 , 2), O(6 , 1).

10

H

J

I

G

F

5

E

L

K

D

Соединим полученные точки отрезками: A-B-C-D-E-F-G-H-I-J-K-L-M-N-O .

B

N

M

C

1

A

O

0

5

10

X

1

Вывод : произошло изменение формы представления информации с числовой на графическое.

Это интересно Автоматическое кодирование  и декодирование сообщений осуществляют специальные устройства. Шифровальная машина «Энигма», Англия, 1940 г.

Это интересно

Автоматическое кодирование и декодирование сообщений осуществляют специальные устройства.

Шифровальная машина «Энигма», Англия, 1940 г.

Самое главное Передаваемая информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов, то есть в закодированном виде. Код – это система условных знаков для представления информации. Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода. Выбор способа кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется. Чтобы декодировать закодированное сообщение, необходимо знать код.

Самое главное

  • Передаваемая информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов, то есть в закодированном виде.
  • Код – это система условных знаков для представления информации.
  • Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.
  • Выбор способа кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется.
  • Чтобы декодировать закодированное сообщение, необходимо знать код.
Вопросы и задания ? 1. Разгадайте ребус: , , , , ,

Вопросы и задания

?

1. Разгадайте ребус:

,

,

,

,

,

Вопросы и задания ? 2. Какие знаки используются для представления информации при:  а) записи арифметических выражений; б) записи мелодий; в) записи звуков речи; г) оформлении календаря погоды; д) управлении движением транспорта?

Вопросы и задания

?

2. Какие знаки используются для представления информации при:

а) записи арифметических выражений;

б) записи мелодий;

в) записи звуков речи;

г) оформлении календаря погоды;

д) управлении движением транспорта?

Вопросы и задания ? 3. Выразите словами смысл следующего арифметического выражения: 1+2+3+4+5 = 5 10-7

Вопросы и задания

?

3. Выразите словами смысл следующего арифметического выражения:

1+2+3+4+5

= 5

10-7

Вопросы и задания ? 4. Мальчик заменил каждую букву своего имени её номером в алфавите.  Получилось 18 21 19 13 01 15. Как зовут мальчика?  А 01 Б В 02 К 03 Г 12 Л Д Х 04 М 13 23 05 Н 14 Ц Е Ё 06 О 15 24 Ч 25 Ш 07 16 Ж П 26 Щ З 08 Р 17 27 09 И С 18 Ъ Ы 28 Т 19 10 Й 29 20 Ь 11 У Э 30 Ф 21 31 22 Ю Я 32 33

Вопросы и задания

?

4. Мальчик заменил каждую букву своего имени её номером в алфавите. Получилось 18 21 19 13 01 15.

Как зовут мальчика?

А

01

Б

В

02

К

03

Г

12

Л

Д

Х

04

М

13

23

05

Н

14

Ц

Е

Ё

06

О

15

24

Ч

25

Ш

07

16

Ж

П

26

Щ

З

08

Р

17

27

09

И

С

18

Ъ

Ы

28

Т

19

10

Й

29

20

Ь

11

У

Э

30

Ф

21

31

22

Ю

Я

32

33

Вопросы и задания ? 5. Каждая буква исходного текста была заменена третьей после неё буквой в алфавите русского языка, который считался записанным по кругу. Декодируйте следующие сообщения:  а) жуцёг льл, г ргмжиыя — дзузёл ;  б) фхгуюм жуцё оцъыз рсеюш жецш . В Ё Ж Г Е Б Б З Д А А И Й Я К Ю Э Ь Л Ы Щ Ъ Ч Х Ш Ц М Ф У Т С Р Н П О

Вопросы и задания

?

5. Каждая буква исходного текста была заменена третьей после неё буквой в алфавите русского языка, который считался записанным по кругу. Декодируйте следующие сообщения:

а) жуцёг льл, г ргмжиыя — дзузёл ;

б) фхгуюм жуцё оцъыз рсеюш жецш .

В

Ё

Ж

Г

Е

Б

Б

З

Д

А

А

И

Й

Я

К

Ю

Э

Ь

Л

Ы

Щ

Ъ

Ч

Х

Ш

Ц

М

Ф

У

Т

С

Р

Н

П

О

, й . Расшифруйте головоломку: (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (12,1), (4,2), (5,1), (4,2), (12,2), (12,1), (1,1), (4,2), (5,1), (12,1), (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (5,1), (12,1), (1,2), (5,1), (3,2), (4,2), (5,2), (1,2), (1,3), (6,3), (4,2), (12,3) . " width="640"

Вопросы и задания

?

6. Каждой букве поставлена в соответствие пара чисел: первое число — номер столбца, а второе — номер строки следующей кодовой таблицы:

  • Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации?
  • Перечислите достоинства и недостатки хранения информации в оперативной и долговременной памяти.
  • Объясните своими словами, что такое носитель информации. Какие носители информации вам известны? Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?

1

1

к

2

2

п

3

3

л

а

4

м

р

5

с

н

б

6

о

т

в

7

у

г

ь

8

ф

д

ъ

х

9

ы

е

ч

э

ё

10

11

ц

ж

ю

з

12

ш

я

щ

и

пробел

,

й

.

Расшифруйте головоломку: (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (12,1), (4,2), (5,1), (4,2), (12,2), (12,1), (1,1), (4,2), (5,1), (12,1), (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (5,1), (12,1), (1,2), (5,1), (3,2), (4,2), (5,2), (1,2), (1,3), (6,3), (4,2), (12,3) .

Вопросы и задания ? 7. Как метод координат применяется в географии? 8. Где вы встречаетесь с методом координат в быту?  Приведите примеры. Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации? Перечислите достоинства и недостатки хранения информации в оперативной и долговременной памяти. Объясните своими словами, что такое носитель информации.  Какие носители информации вам известны?  Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?

Вопросы и задания

?

7. Как метод координат применяется в географии?

8. Где вы встречаетесь с методом координат в быту? Приведите примеры.

  • Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации?
  • Перечислите достоинства и недостатки хранения информации в оперативной и долговременной памяти.
  • Объясните своими словами, что такое носитель информации. Какие носители информации вам известны? Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?
Закодированное настроение Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации? Перечислите достоинства и недостатки хранения информации в оперативной и долговременной памяти. Объясните своими словами, что такое носитель информации.  Какие носители информации вам известны?  Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?

Закодированное настроение

  • Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации?
  • Перечислите достоинства и недостатки хранения информации в оперативной и долговременной памяти.
  • Объясните своими словами, что такое носитель информации. Какие носители информации вам известны? Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?