СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Когда появилась одежда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира  "Когда появилась одежда" 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Когда появилась одежда»


Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Когда появилась одежда?"

Предмет: окружающий мир, 1 класс
Тема: Когда появилась одежда?
Цели деятельности педагога: познакомить с историей создания одежды, с разнообразием современной одежды; воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ.
Тип урока: изучение новых знаний.
Планируемые результаты образования
Предметные: познакомиться с историей одежды, разнообразием современной одежды; научиться подбирать для некоторых случаев подходящую одежду. 
Личностные: воспитывать ответственное отношение к своему внешнему виду, использовать свои жизненные наблюдения и творческие способности  в процессе работы над темой урока.
Метапредметные  (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий):
Познавательные: сравнивать виды тканей, выявлять общее; сравнивать разные виды одежды;  придумывать свои модели.
Регулятивные: формулировать тему и учебную задачу урока с помощью учителя; принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в соответствии с установкой учителя и самостоятельно оценивать правильность их выполнения.
Коммуникативные: сотрудничать  с одноклассниками в парной деятельности;  слушать собеседников,  участвовать в диалоге и строить свои высказывания в процессе обсуждения по теме урока.
Формы и методы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная, объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова; рабочая тетрадь на печатной основе; образцы тканей, вата, увеличительное стекло, клей, цветные карандаши, куклы в национальных костюмах.
Технические средства обучения:  презентация Microsoft PowerPoint «Когда появилась одежда?»

Конспект урока

I.       Организационный момент 
Обращение учителя: «Ребята! Давайте, как гостеприимные хозяева поприветствуем гостей, которые к нам сегодня пришли. Повернитесь к ним, тихонечко поздоровайтесь. Улыбнитесь и аплодисментами пожелайте друг другу хорошего настроения»
II Мотивация и целеполагание
В начале урока учитель предлагает детям вспомнить, как построен учебник «Окружающий мир»,  из чего он состоит? (Он состоит из разделов) 
«С каким разделом учебника мы сейчас работаем? 
На какие вопросы из этого раздела мы уже получили ответ?» (Когда учиться интересно? Когда придет суббота? Когда наступит лето? И др.
«Какое одинаковое слово встречается в этих вопросах?»
(Учитель вывешивает на доску слово «когда», которое является ключевым для дальнейшей работы)
Посмотрите на доску. Что вы видите? (на доске: шуба, платье, рубашка, шарф, шапка)
« Как назвать это одним словом?» (Одежда)
(Учитель вывешивает на доску карточку со словом – ОДЕЖДА) 
«Посмотрите, ребята, на доске уже открыты два слова из нашей темы. Попробуйте теперь закончить сами формулировку темы урока»
Дети формулируют тему урока. 
            Тема урока «Когда появилась одежда?»
Учащиеся с помощью учителя определяют вопросы, на которые должны ответить в ходе изучения новой темы.
На доске учитель открывает вопросы. Напечатать вопросы
«Из чего делают одежду? 
Зачем нужна одежда?
Какая бывает одежда?»


Физминутка


III. Изучение нового материала
1. Учитель сообщает о том, что мы  снова окажемся в прошлом,  и  оттуда будем двигаться в настоящее. « Как вы думаете, куда мы попадём?»
Учащиеся высказывают свои предположения.
Слайд 3,4,5 «Посмотрите на экран. Кого вы видите?» (  Первобытные люди)
«Где жили древние люди?

Из чего они делали себе одежду?

Для чего им нужна была одежда?»  

Ребята отвечают на вопросы учителя, обобщают сказанное.
Сообщение учителя: «Сначала люди просто связывали и обматывали шкуры вокруг тела. Спустя какое-то время шкуры научились связывать и переплетать. Постепенно человек научился обрабатывать шкуры и выделывать их. Одежда стала тоньше и могла закрыть всё тело. Кроме шкур, материалом служили листья, трава и даже кора деревьев: ее вымачивали и отбивали до размягчения, пропитывали жиром и раскрашивали».
2. Работа в паре
Практическая работа №1.
«Шло время, и люди научились делать ткани». Учитель предлагает учащимся рассмотреть и потрогать образцы тканей, определить все ли они одинаковые, или  отличаются. ( Ткани разные: гладкие и  ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие)
Учитель предлагает детям  узнать тайну тканей. Через увеличительное стекло,  ребята рассматривают образцы и  выясняют, что ткани состоят из переплетённых нитей. Слайд 6,7

«А кто же переплёл эти нити?» Выслушиваются ответы учащихся. 
Слайд 8(ткацкий станок)  « Это сделал ткацкий станок. А раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заостренной палки. Отсюда, кстати, и само слово «ткач»: он ведь тыкал палкой с поперечной нитью то в одну сторону, то в другую. Убери из слова «тыкать» букву «ы»... Какое слово получилось? Ткать!»
Практическая работа №2.
«Ткань из нитей ткут, а сами нити, откуда берутся?»
Учащимся предлагается взять кусочек ваты, смочить  его и,  скручивая, немного растягивать. Дети узнают, что скручивая короткие волоконца в длинную нить, они занимались прядением. 
Слайд 9 (веретено, прялка, прядильные машины) «В древние-предревние времена нить тоже скручивали пальцами. Потом изобрели веретено, а затем и прядильный станок. А сейчас нити прядут, то есть скручивают из волокон, огромные прядильные машины.  Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные»
«Итак, из далекой древности мы продвигаемся вперед. Человек из шкур переоделся в ткань.  Подумайте, как из куска ткани сделать себе одежду не сшивая её».
Слайд 10. ( древние греки в туниках)  Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу, что это ещё не та одежда,  к которой мы привыкли,  и подходит она только для тех стран,  где всегда жарко.

Самоконтроль по здоровью

Физминутка для глаз


Слайд 11,12,13 ( рыцарь, средневековые женщины и мужчины)   «Время шло,  и люди научились шить красивые наряды, придумали шарфы и шляпы. Рассмотрите людей. Кого они вам напоминают?»  Учащиеся высказывают своё мнение, описывают одежду и приходят к выводу, что изменилось назначение одежды. Кроме защиты от холода, жары, дождя, насекомых, в одежде появилась красота. Также появился особый вид одежды для защиты в бою.
3. Работа с  куклами.

У каждого народа своя национальная одежда. По одежде можно определить, где этот человек живет. Например, у русского народа основой одежды была рубаха, украшенная вышивкой или обшитая цветной материей.

Слайд 15.

Мужская одежда (косоворотка)

Слайд 16

Женщины сверху надевали сарафан, также украшенный. Девушки вокруг головы повязывали ленту, а иногда носили венец, расшитый бусинами, жемчугами. Замужние женщины должны были всегда покрывать голову, прятать волосы. Это могли быть кокошники. Ни дома, ни на людях не должны были появляться без головного убора.
На столе куклы в национальных одеждах. Предлагается рассмотреть кукол, определить, найти куклу в русском костюме. Узнать из каких вещей состоит русский национальный костюм.
«И у мужчин, и у женщин одежда была достаточно свободной, чтобы удобно было двигаться. Но рубахи и сарафаны обязательно подпоясывали. Повседневная одежда была чаще всего белого цвета, так как ткань не красили. В холодное время года надевали шубы, а на голову — меховые шапки. Руки защищали от холода рукавицами.  Бояре и царь носили такую же одежду, но сшита она была из дорогих тканей, имела яркую расцветку» .


Найди куклу в русском костюме

Работа с сигналами (согласны или нет)

Физкультурная минутка

Слайд 17

Пого, хакасский костюм. Музыка.

Хакасия, как велики твои просторы!

Бескрайна ширь степей и величавы горы.

Красива, изобилием полна,

Раскинулась могучая тайга.

Пленительная синева озер

Ласкает душу, завораживает взор.

А Енисей, как гордый великан,

Размеренно течет среди Саян.

История твоя богата,

Обычаи свои ты почитаешь свято.

Своих детей ты не привыкла разделять,

Для всех - заботливая, ласковая мать.

На свете нет прекраснее тебя,

Любимая Хакасия моя!

Выделим элемент хакасского костюма – пого. Это нагрудное украшение носили замужние женщины. Закругленный кусок плотной ткани или кожи с лицевой стороны покрывали бархатом и расшивали разноцветными бусинами , кораллами, золотыми или серебряными бляхами, перламутровыми пуговицами, ракушками каури. Все вместе составляет определенный красочный орнамент. Пого носили поверх одежды. Считалось, что раковины каури обладают свойством притягивать душу ребенка. Поэтому пого надевали свахи на свадьбу, чтобы богиня Умай, даровала молодоженам детей. Нагрудник связан с почитанием богини Умай , которая дарует детей. В настоящее время пого получил широкое распространение и хакасские женщины надевают его не только на свадьбу, а и на любой праздник.

Слайд 18,19


Найди куклу в хакасском костюме.

Работа с сигналами (согласны или нет)

4. Фронтальный опрос


Слайд 20 ( разнообразная одежда)

«В чем мы с вами ходим сегодня? Отличается ли одежда по временам года? Что мы одеваем зимой? Что — весной и осенью? Что — летом?» Вывод: выбор одежды зависит от времени года и погоды.


Распределить по временам года

Работа с сигналами (согласны или нет)

Слайд 21

Рабочая тетрадь с. 15 №1
«Мы с вами выяснили, что одежда бывает разной и зависит от погоды. Что еще повлияет на выбор нами одежды?»
Слайд 22

Учебник с.21 иллюстрация


С помощью проблемных  ситуаций, предложенных учителем,   дети приходят к выводу, что для каждого случая нужна своя одежда. 

Задание № 1. «Дайте названия одежде для разных случаев»

Работа в группах. Определить вид одежды и рассказать по плану:

  1. Вид одежды.

  2. Для какого случая используют.


Школьная форма

Как называют одежду , в которой вы ходите в школу?

Как нужно к ней относиться?

Как ухаживают за одеждой?


Слайд 23

Задание № 2. «По костюмам можно догадаться о профессиях людей». Дети делают вывод, что такая одежда называется профессиональная или специальная одежда. 
Рабочая тетрадь с.16 №2

Взаимопроверка в парах, оценивание цветными кружками.


Игра

Слайд 24,25

Показать кружком светофора.



6. Самостоятельна работа
После ответов на вопросы учителя, дети выясняют, что бывают такие ситуации, когда человек может надеть любую одежду. Учащиеся работают в тетрадях  на печатной основе. Помогают детям, пришедшим на маскарад найти свои головные уборы.

Для работы дома


IV. Закрепление пройденного


1. Творческая работа


Загадки

Я читаю описание одежды, а вы отгадываете героя.


Сорок пятого размера

Покупал он сапоги.

Он разыскивал на рынке величайшие ботинки,

Он разыскивал штаны небывалой ширины.


Это герой носит яркую синюю шляпу, желтые брюки, оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он учит нас никогда не унывать, смело идти навстречу любым испытаниям, быть веселым, добрым и находчивым.


Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила,

Девочка имя забыла свое,

А ну подскажите мне имя ее?


Как зовут героя, которому папа смастерил куртку и штанишки из бумаги?


После обобщения полученных знаний, детям предлагается придумать и нарисовать свою модель современной одежды.
После завершения работы ребята рассказывают о своих моделях: что хотели показать, что необычного в модели, куда можно пойти в этой одежде. Работа оценивается слушателями.
V. Итог урока
Учитель предлагает, используя полученные на уроке сведения, ещё раз ответить на вопросы, которые на доске (план)

«Из чего делают одежду?

Зачем нужна одежда?

Какая бывает одежда?»  

Прочитать вывод в учебнике.

Учитель обращает внимание детей на то, как правильно относиться к своей одежде, как ухаживать за ней, чтобы она была опрятной и долго служила нам. Высказывания учащихся обобщаются.
VI. Рефлексия. Оценивание результатов.

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Я выполнял задания…



«Что особенно понравилось на уроке?

В чём каждый был успешен на уроке?»
Оценивают  с помощью светофора свою работу на уроке.