Когнитивная лингвистика и живопись: где они пересекаются и как взаимодействуют?
Автор: Ершов Денис Иванович.
Как известно, когнити́вная лингви́стика является направлением в современном языкознании, которое стремится изучить проблемы соотношения человеческого языка и нашего сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в обычных познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных когнитивных способностей современного человека с языком и формы их взаимодействия. Теперь вспомним определение живописи.
Понятие жи́вопись представляет собой наиболее популярный и прославленный в современной европейской культуре вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью различных красок, наносимых, как правило, на достаточно твёрдую поверхность. Далее, следует отметить, что главным и, возможно, единственным выразительным средством живописи является цвет. На наш взгляд, тут займёт особое место рисование цветными карандашами, когда изображение будет настолько красивым, что его сложно будет отличить от живописи красками. Между живописью и когнитивной лингвистикой, как и изобразительным искусством, имеются как прямые, так и косвенные связи. Прямые связи, на наш взгляды, отражаются через соотношение языка и сознания, отображённого на картине или иной твёрдой поверхности. Косвенные связи будут проявляться через категоризацию. Под категоризацией понимается процесс упорядочения полученных знаний, то есть распределения нового знания по тем или иным рубрикам, существующим в сознании человека, и часто задаваемых категориями языка, носителем которого этот человек является. Концептуализация — это процесс определения набора когнитивных признаков (в том числе категориальных) какого-либо явления реального (или воображаемого) мира, которые позволяют человеку иметь, хранить в сознании и пополнять новой информацией сколько-нибудь очерченное понятие и представление об этом явлении и отличать его от других феноменов. Следовательно, любые категории когнитивной лингвистики можно отразить посредством живописи, поэтому с использованием междисциплинарных связей живописи и когнитивной лингвистики можно идейный замысел любого художественного произведения отобразить посредством живописи и иных средств изобразительного искусства в категориях посредством концептуализации.
Поскольку, живопись представляет собой вид искусства, наиболее богатый изобразительными средствами: это не только цвет, вернее отношения хроматических тонов, но и ахроматические тональные отношения (контрасты и нюансы светлого и тёмного), светотеневые градации, графические средства (линия, силуэт), фактура красочного слоя. Искусство живописи по причине столь разнообразных средств тесно связано с картинностью, наглядностью изображения, дающего наиболее полное представление о форме и пространстве изображаемого. Именно этим объясняется популярность этого вида искусства. Поэтому живопись закономерно занимает первое место в академической триаде «изящных» искусств: «живопись, ваяние, зодчество». Вообще когнитивизм — совокупность наук, объединяющая исследования общих принципов, управляющих мыслительными процессами. Когда эти мыслительные процессы посредством рисования выходят из сознания человека наружу–на твёрдую поверхность, то речь идёт о живописи. Таким образом, язык представляется как средство доступа к мыслительным процессам, а живопись их обналичивает, как банкомат деньги. Связующим звеном тут может быть семиотика и система знаков-символов. Семио́тика, или семиоло́гия (греч. σημειωτική др.-греч. σημεῖον «знак; признак») — общая теория, исследующая свойства знаков и знаковых систем. Согласно Ю. М. Лотману, под семиотикой следует понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения[1]. Именно в языке фиксируется опыт человечества, его мышление; язык — познавательный механизм, система знаков, специфически кодифицирующая и трансформирующая информацию.
Объектом когнитивной лингвистики является язык как механизм познания.
В академических словарях[каких?] искусство живописи определяется исходя из этимологии («живописать» — изображать живо, жизнеподобно). Русское слово «живопись» указывает на тенденцию к реалистичности этого вида искусства в период его становления как искусства станковой картины в технике работы масляными красками. Этот длительный и многосторонний процесс был связан в России, как и ранее в странах Западной Европы, с возникновением и становлением художественных академий[источник?]. Проблемы отношения имени, значения (семантика) и символа встречаются ещё у Платона в диалоге Кратил и в трактате Аристотеля «Об истолковании». Семиотический аспект имела библейская экзегетика. В частности александрийская школа развила Анагогическое толкование. Также семиотическим проблемам были посвящены средневековые споры номиналистов и реалистов. В XVII веке Джон Локк определил семиотику, использовав этот термин в значении учения о знаках. Это учение должно иметь своей задачей «рассмотреть природу знаков, которыми ум пользуется для понимания вещей или для передачи своего знания другим».
Соответственно, живопись — творческая деятельность человека, «способность к воспроизведению разнообразных явлений жизни: природы, человека, животного мира, событий из общественной или частной жизни людей…»[4]. Искусство живописи, во-первых, основано на передаче окрашенности и освещённости предметов с помощью тепло-холодных отношений хроматических (цветных) тонов спектра и валёров[5]. Во-вторых, живописное восприятие действительности основано на так называемом далевом смотрении на натуру, при котором основным является восприятие объекта во взаимосвязи с пространственной и свето-воздушной средой. При перенесении живописного образа на плоскость холста, деревянной доски, картона или бумаги изобразительная поверхность уподобляется трёхмерному пространству. В этом заключается главное отличие живописного искусства от искусства графики. Отсюда понятие «далевой зрительный образ».
При далевом восприятии усиливаются двухмерные, силуэтные качества воспринимаемых предметов и почти не ощущаются трёхмерные, объёмные. К примеру, когда мы видим лес на горизонте или горы вдалеке, то не различаем отдельные деревья или камни, зато воспринимаем характер общего силуэта. Остроту такого восприятия можно усилить, слегка сощурившись, смотря «вполглаза», либо вообще закрыть один глаз. Именно так поступают живописцы, поскольку основой искусства живописи является восприятие предметов во взаимосвязи с окружающей пространственной средой: светом, воздухом с учётом рефлексов и тепло-холодных отношений тонов. Так, например, живописец на этюдах, отходя подальше от холста и сощурившись (смотрение «в полглаза»), проверяет общее впечатление от натуры. Эту особенность наглядно доказали французские имперессионисты в 1870—1880-х годах. Поэтому «далевое смотрение» называют синтетическим, или живописным[7]. Чарльз Сэндерс Пирс (1839—1914) пытался охарактеризовать ряд важных семиотических понятий: знак (sign), значение (meaning) и знакового отношения. Он отчётливо сознавал необходимость особой науки — семиотики, которую он определял как учение о природе и основных разновидностях знаковых процессов. Публикации Пирса охватывают период с 1867 года до конца его жизни, однако они были небольшими по объёму, нечастыми и обычно малодоступными, ни одну из задуманных им больших книг Пирс так и не успел завершить, и широкое распространение его идеи получили только в 1930-е годы, когда были опубликованы его архивы.
В частности, Пирс создал базовую для семиотики классификацию знаков:
иконические знаки (icon), содержащие образ предмета;
знаки-индексы (index), прямо указывающие на предмет
знаки-символы (symbol), произвольно и на основании конвенции обозначающие предмет[3].
Кроме того, Пирс выделил три семиотических элемента: знак, объект и интерпретант. Ему принадлежит авторство термина семиозис.
Готлоб Фреге (1848—1925) не создал детально разработанной концепции, однако несколько его статей («О смысле и значении» (1892), «Мысль: логическое исследование»), посвящённых семиотике, являются классическими. Среди идей Г. Фреге наиболее существенными для семиотики являются его понятия значения и смысла знака.
Эдмунд Гуссерль (1859—1938) немецкий философ, создатель феноменологии был одним из первых исследователей проблем семиотики; теория знака, в рамках феноменологии, разрабатывалась им в I и II «Логических исследованиях» (см. Теория знака Гуссерля).
Фердинанд де Соссюр (1857—1913) в Курсе общей лингвистики определяет создаваемую им семиологию как «науку, изучающую жизнь знаков в рамках жизни общества»[4]. Одно из основных положений теории Ф. де Соссюра — различение языка и речи. Языком (la langue) Соссюр называл общий для всех говорящих набор средств, используемых при построении фраз на данном языке; речью (la parole) — конкретные высказывания индивидуальных носителей языка. Языковой знак состоит из означающего (акустического образа) и означаемого (понятия). Таким образом, в основе представления Соссюра о знаке и его концепции в целом лежит дихотомия означающее-означаемое. Существуют два вида значимостей, основанные на двух видах отношений и различий между элементами языковой системы. Это синтагматические и ассоциативные отношения.
Чарльз Уильям Моррис (1903—1979), развивая идеи Пирса, систематизировал семиотику и ввёл разделение её на синтактику, семантику и прагматику. В 1938 году он опубликовал небольшую книгу «Основы теории знаков», которая является кратким очерком новой науки. Наиболее полную попытку изложения основных проблем семиотики можно найти в его книге «Знаки, язык и поведение», изданной в Нью-Йорке в 1946 году.
Якоб фон Икскюль (1864—1944), сформулировал концепцию умвельта (Umwelt), позднее воспринятую Томасом Себеоком. Заложил основы специфических разделов семиотики, таких как зоосемиотика и биосемиотика, чем дал начало семиотическому подходу в биологии[5]. Надо отметить, что этот учёный всегда стоял особняком от исследователей семиотики и до сих пор малоизвестен, поскольку занимался больше биологическими и естественнонаучными вопросами, нежели вопросами гуманитарной направленности. Однако в последнее время существует тенденция к росту внимания к его трудам[6].
В традиционной истории искусства выделяют несколько основных разновидностей живописи: станковая живопись (то есть картины), монументально-декоративная роспись (фрески и т. п.), театрально-декорационная живопись, цифровые изображения, миниатюра[8]. Иногда в качестве отдельной разновидности рассматривается иконопись[9].
К станковой живописи относят произведения, созданные на мольберте (то есть на станке) художника и предназначенные для автономного восприятия на выставке, в музее, то есть независимо от окружающего пространства. Поэтому произведения станковой живописи (как и графики) требуют рамы, подчёркивающей это условие. Хотя как правило станковая живопись выполняется на холсте, основой может служить также дерево, а в редких случаях — стекло или металл[9]. Монументально-декоративную живопись правильнее называть росписью, поскольку она мыслится и создаётся в качестве неотъемлемой принадлежности декорируемой поверхности. Искусство мозаики по той же причине, а также в силу специфики творческого метода и техники, рассматривают отдельно как разновидность монументально-декоративного искусства. В СССР семиотика развивалась в рамках московско-тартуской семиотической школы, во главе которой стоял Ю. М. Лотман. В 1964 в Кяэрику (Эстония) под руководством Лотмана была организована Первая летняя школа по изучению знаковых систем. Эти школы затем собирались каждые два года до 1970. Советские семиотики издавали Труды по знаковым системам. Основным свойством знака объявляется знаковость, то есть способность одного предмета замещать в сознании интерпретатора другой предмет. В процессе этого замещения один предмет становится знаком, а другой его значением. Советская семиотика возводила свое начало к Пирсу и вслед за ним делила знаки на три вида: иконические, индексальные и символические. Различие между знаками заключено в знаковой связи. В первом случае она основана на подобии, во втором она реальна, а в третьем конвенциональна. Следующий за Пирсом шаг в развитии семиотики делает Соссюр, который рассматривает знак в контексте языка (знаковой системы). Если Пирс семиотический атомист, то Соссюр семиотический холист. Московско-тартуская семиотическая школа делает предметом своего изучения уже не язык, а культуру явленную как текст (семантический универсум, комплекс информации). В процессе коммуникации происходит трансформация текста, который обнаруживает множество контекстов. Одновременно трансформируется и адресат (например, он получает знание). Поэтому семиотика может быть названа семиотикой культуры, которая тождественна с культурологией. Основная практика взаимодействия со знаками это дешифровка (семиотический анализ, интерпретация). Тартуская школа полемизирует с французской семиологией, противопоставляя текст дискурсу. Спецификой текста является локализация и композиция. Текст окружен «внетекстовой реальностью», а совокупность текстов-культур образует семиосферу.
Во Франции сформировалась Французская школа семиотики[7], представитель которой Ролан Барт обращается к понятию мифа — идеологический, контекстный элемент дискурса. Особое внимание он обращает на роль автора и процесс чтения, где присутствует дешифровка и путешествие сквозь код. В 1969 в Париже при активном участии Р. Якобсона, Э. Бенвениста и К. Леви-Строса было решено создать Международную организацию семиотических исследований (IASS). Официальным периодическим изданием этой ассоциации стал журнал «Semiotiсa», а его главным редактором — Т. Себеок. Первым президентом ассоциации стал Э. Бенвенист, а генеральным секретарем — А. Греймас[8].
В 1974 г. в Милане состоялся первый Международный конгресс по семиотике. В августе 1995 года в г. Монтерей (Калифорния, США) на конференции по интеллектуально управляемым системам состоялся симпозиум, посвященный прикладной семиотике.
Наиболее древними образцами «монументальной живописи» (на самом деле архаичных форм графики) являются петроглифы, геоглифы, наскальные рисунки первобытных охотников каменного века, например, рисунки пещер Ляско, Альтамира, Шове, Шульган-Таш. Но они синкретичны по функциям (магическим, ритуальным, гносеологическим, коммуникативным). Эстетические качества и художественно-образный смысл таких изображений ещё не выделены, поэтому и морфологически не определены. Монументальная роспись, мозаика или сграффито выполняется непосредственно на стенах и потолках зданий и других сооружений. В прошлом преобладала живопись минеральными водяными или клеевыми красками по сырой штукатурке (фреска). В Италии до начала XVI века по «чистой фреске» практиковали завершающую прописку деталей темперой. Техника «чистой фрески» требует особого мастерства от художника, поэтому применялись и другие технологии, например, не такая устойчивая живопись по сухой штукатурке — секко, позднее росписи выполнялись малоподходящими для монументальной росписи масляными красками. В семиотике принято выделять тройственную структуру знака. С одной стороны обозначающее (имя), а с другой стороны обозначаемое (референт), которое, в свою очередь, распадается на смысл (интенсионал, десигнат, сигнификат, коннотация) и значение (экстенсионал, денотат). В идеалистической философии платонизма господствовало представление, что смысл (в качестве идеи) предшествует знаку и остается постоянным при всех изменениях. Особенностью тройственной структуры является тот факт, что знак может обладать смыслом, но быть лишенным значения. Таковыми являются фантастические образы (например, кентавр), у которых нет соответствий в реальном мире. Вместе с тем, семиотика нередко затрагивает философские (онтологические) вопросы бытия предметов: есть ли денотат у чисел, моральных категорий, теоретических терминов?
Возникновение когнитивной лингвистики было обусловлено не только историей языкознания, но и в более широкой перспективе развитием когнитивных исследований и становлением так называемой «когнитивной науки» (cognitive science; в публикациях на русском языке встречаются также термины «когнитология» и «когитология»)[2]. Цветные (полихромные) изображения созданные с помощью прозрачных (транспарантных) акварельных красок и даже кроющей гуаши или темперы относят не к живописи, а к графике, поскольку основным изобразительным средством (а не только материалом) в этих случаях остаётся белый фон бумаги. Цветные изображения сангиной или пастелью, даже если они полностью перекрывают фон, уподобляя его воображаемому пространству, также относят к искусству графики, но по иной причине — методике и технике рисунка. Изображения, созданные с помощью компьютерных технологий, продукция веб-дизайна, анимация и прочие формы графического дизайна, граффити, стрит-арта, прикладной графики и способов визуальной коммуникации предполагают автономную классификацию и морфологию. Мера воображаемой глубинности изображения, пространственности и объёмности изображаемых предметов, степени их окрашенности, освещённости, материальности, разумеется, и в живописи, и в графике, может быть различной, поэтому в творческой практике сохраняются переходные формы: графичная живопись, живописный рисунок, цветная графика, гризайль, акварель и гуашь (целые субжанры живописи, в частности, портретная и книжная миниатюра, граничат с графикой[9]). Но принципиальные различия вѝдения, «смотрения» на натуру художника-живописца и художника-графика сохраняются, хотя и варьируются на протяжении творческого процесса[10]. Наивысшим выражением живописности и живописного вѝдения мира является искусство французских импрессионистов. Однако многообразие задач, межвидовых и жанровых отношений даёт широкий спектр разновидностей живописного подхода к изобразительному искусству[11].
Официальное «рождение» когнитивной лингвистики приурочивают к международному лингвистическому симпозиуму, состоявшемуся весной 1989 года в Дуйсбурге (Германия) и ставшему одновременно первой международной конференцией по когнитивной лингвистике. Участниками симпозиума была создана международная ассоциация когнитивной лингвистики (International Cognitive Linguistics Association), основан журнал Cognitive Linguistics и задумана серия монографий Cognitive Linguistics Research, в которой впоследствии публиковались труды выдающихся представителей этого направления. Однако по существу когнитивная лингвистика возникла раньше, и конец 1980-х годов — это период не зарождения её, а расцвета, время выхода в свет многочисленных работ, выполненных в духе соответствующей[какой?] идеологии[2]. Живопись различается по характеру веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по технологическим способам закрепления пигмента на поверхности.
Она может быть исполнена на любой основе: на камне, штукатурке, на холсте, шёлке, на бумаге, на коже (в том числе на теле животного или человека — татуировки), на металле, на асфальте, бетоне, стекле, керамике и т. д., и т. п.
Краски могут приготовляться из натуральных и искусственных пигментов.
Традиционные техники живописи: энкаустика, темперная (с яйцом), настенная (известковая), клеевая и других типов.
С XV века становится популярной живопись масляными красками (масляная живопись), которая остается наиболее популярной на протяжении веков. Масляная краска получается в результате соединения красящего пигмента с льняным маслом. Красочный слой в зависимости от толщины может сохнуть от двух-трех дней до нескольких месяцев. Масляная живопись требует использования специального грунта. Обычно он состоит из двух частей — нижних двух клеевых слоев (рыбий клей, желатин), предотвращающих проникновение масла в холст или дерево и последующее гниение и трех-пяти верхних слоев — для улучшения адгезии, то есть соединения краски с грунтом, в состав которых обычно входит клей, мел, глицерин. Для работы с масляной краской используют щетинные, колонковые и синтетические кисти, а также другие инструменты — мастихины, шпатели. После высыхания масляной краски картина может быть покрыта покрывным лаком. Это делается как для защиты красочного слоя, так и для равномерности отражающего блеска её поверхности.
Другие виды: живопись водяными красками по штукатурке — сырой (фреска) и сухой (а секко), уже упомянутые темпера и восковая живопись (энкауистика), клеевая живопись, эмаль, живопись керамическими красками (связующие — легкоплавкие стекла, флюсы, глазури — закрепляются обжигом на керамике), живопись силикатными красками (связующее вещество — растворимое стекло) и т. п.[1] В XX веке появляются синтетические краски со связующим веществом из полимеров (акрилик, винилик и др.), которые приобретают большую популярность благодаря лёгкости работы, высокой скорости высыхания и т. п.
Живописные техники различаются в зависимости от вида живописи. Так, в монументальной живописи наиболее распространена роспись темперой (фреска, секко), в редких случаях — масляными красками. Применявшаяся ещё в монументальном искусстве Древнего Египта и Древней Греции энкаустика (восковая живопись) в современности используется крайне редко, хотя и не исчезла полностью. В число долговечных техник монументальной живописи входят мозаика с использованием цветных камней или смальты, а также витраж, где, в отличие от обычной мозаики, используется не отражённый, а проникающий свет. Керамическая живопись (используемая при оформлении сооружений и декоративно-прикладных изделий цветными глазурями) выполняется на керамике красками, способными выдержать дальнейший обжиг — основой для этого типа красок служат прежде всего окислы металлов. Темпера применяется также в иконописи; в прошлом она была основной техникой и в станковой живописи, но впоследствии утратила эту роль, будучи вытеснена масляными, а в XX веке — и акриловыми красками[9].
В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы, в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Начало такому изучению положили нейрофизиологи, врачи, психологи (П.Брока, К.Вернике, И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов). На базе нейрофизиологии возникла нейролингвистика (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия). Стало ясным, что языковая деятельность протекает в мозге человека, что разные виды языковой деятельности (освоение языка, слушание, говорение, чтение, письмо) связаны с разными отделами головного мозга[3].
Следующим этапом развития проблемы соотношения языка и мышления стала психолингвистика, в рамках которой изучались процессы порождения и восприятия речи, процессы изучения языка как системы знаков, хранящейся в сознании человека, соотношение системы языка и её использования, функционирования (американские психолингвисты Ч.Осгуд, Т.Себеок, Дж. Гринберг, Дж. Кэррол, российские лингвисты А. А. Леонтьев, И. Н. Горелов, А. А. Залевская, Ю. Н. Караулов)[3]. Понятие жанра сформировалось в изобразительном искусстве сравнительно недавно, однако уже в наскальных изображениях и искусстве Древнего мира появляются предшественники определённых жанров. Это включает петроглифические изображения животных, древнеегипетские и месопотамские портреты 3-го тысячелетия до н. э., натюрморты и пейзажи на мозаиках и фресках Античности. Жанровая система в станковой живописи начала складываться в XV веке в Европе, и её формирование в основном завершилось в XVII веке. С этого времени и до XIX века жанры условно подразделялись на высокие (исторический, мифологический) и низкие (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись, портрет, за исключением его парадного субжанра). В современной живописи насчитывается около десяти жанров[12].
Таким образом, когнитивная лингвистика как самостоятельная область современной лингвистической науки, выделилась из когнитивной науки. При этом отличие когнитивной лингвистики от других когнитивных наук заключается именно в её материале, она исследует сознание на материале языка (другие когнитивные науки исследуют сознание на своем материале), а также в её методах, она исследует когнитивные процессы, делает выводы о типах ментальных репрезентаций в сознании человека на основе применения к языку имеющихся в распоряжении лингвистики собственно лингвистических методов анализа с последующей когнитивной интерпретацией результатов исследования[3]. Религиозная живопись. Базовым уровнем знаков являются естественные знаки, у которых наблюдается более или менее однозначная связь между знаком и его референтом. Таковы симптомы и сигналы. Над ними надстраиваются знаки, которые служат напоминанием о предмете. Таковы метафоры и аналогии. И, наконец, наиболее богатым по содержанию является символ.
Портрет — изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека»[13]. Среди субжанров портрета — парадные, камерные, групповые, аллегорические, а также автопортреты[9]. Портреты, скомпонованные в единые ансамбли по семейному или профессиональному критерию (например, изображения членов гильдии, офицеров военного подразделения), образуют портретные галереи[12]. Совокупность знаков образует знаковую систему, под которой разные семиотические школы понимали разные вещи. Для Соссюра основной знаковой системой являлся язык, который противостоял речи. Впоследствии под языком начали понимать как естественный язык, так и искусственный (в том числе языки программирования). Для тартуской школы Лотмана знаковой системой являлась культура. Также к знаковым системам относили понятие дискурса. Особенностью понятия знаковой системы является тот факт, что знак не существует изолированно и он отсылает, не только к материальным предметам (семантика), но и к другим знакам (синтаксис). Таким образом, знак немыслим без контекста (умвельт).
Историческая живопись — жанр живописи, берущий начало в эпоху Ренессанса, посвящённый реальным историческим событиям и персонажам либо мифологическим и библейским сюжетам. Эти темы могли сочетаться — на картинах на историческую тематику часто присутствовали аллегорические персонажи мифологического или библейского происхождения. Так, в живописи Востока существовали определённые типы символических композиций, изображающих апофеоз побед монарха или получение им власти от божества. Одной из первых реалистических исторических картин в станковой живописи стала в 1630-е годы «Сдача Бреды» Веласкеса[12].
Батальная живопись — жанр изобразительного искусства, тесно смыкающийся с историческим жанром[12]. Батальные полотна посвящены темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий. Знаки немыслимы не только вне контекста, но и вне интерпретации. Особенно актуальны вопросы перевода (в том числе машинный перевод) с одного языка на другой, когда обнаруживается безэквивалентная лексика. Также интерпретация знаков затрагивает вопросы правильного понимания, неправильного понимания и непонимания. Отчасти тема интерпретации пересекается с проблемой истины, авторитета и консенсуса, что затрагивает прагматику знака.
Мифологическая живопись — жанр, включающий произведения, посвящённые героям и событиям мифов древних народов. Как и батальная, примыкает к исторической живописи, получила оформление в эпоху Возрождения с усилением интереса к античной мифологии (характерный образец — «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, написанное около 1484 года). В XIX—XX веках стали чаще появляться произведения на темы германской, кельтской, славянской и индийской мифологии[12]. Социосемиотика — классическая семиотика, изучающая проблемы знака в языке и культуре.
Лингвосемиотика
Этносемиотика
Семиотика кино
Биосемиотика — семиотика, изучающая проблемы биокоммуникации и знаков в мире живой природы.
Зоосемиотика
Фитосемиотика[en]
Киберсемиотика[9]
Физиосемиотика[10][11]
Пейзаж — жанр живописи, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Существовал с древности, но утратил своё значение в Средневековье и вновь появился в эпоху Ренессанса, постепенно став одним из важнейших живописных жанров. Если в пейзаже присутствуют человеческие фигуры, они играют роль второстепенных элементов (стаффажа). Распространённые субжанры — архитектурный пейзаж, ведута, марина, каприччио[9].
Интерьер — изображение замкнутого пространства[9], внутреннего помещения здания. Хотя элементы интерьерной живописи наличествовали уже в произведениях античного искусства и иконописи, они не имели самостоятельного значения и служили лишь средством указания места действия. Толчок развитию интерьерной живописи дало в эпоху Возрождения изобретение линейной перспективы. Жанр окончательно сформировался в XVII веке в творчестве таких голландских авторов как Адриан ван Остаде и Эмануэль де Витте, создававших картины, изображавшие внутреннее убранство церквей[14].
Можно говорить, по крайней мере, о следующих направлениях в когнитивной лингвистике, которые определились на сегодняшний день (называем типичных представителей данных направлений):
Культурологическое — исследование концептов как элементов культуры в опоре на данные разных наук. Такие исследования обычно де-факто — междисциплинарны, не связаны исключительно с лингвистикой, хотя могут выполняться и лингвистами (что и позволяет рассматривать данный подход в рамках когнитивной лингвистики); язык в этом случае выступает лишь как один из источников знаний о концептах (например, для описания концепта используются данные об этимологии слова, называющего этот концепт);
Лингвокультурологическое — исследование названных языковыми единицами концептов как элементов национальной лингвокультуры в их связи с национальными ценностями и национальными особенностями этой культуры, направление «от языка к культуре»;
Логическое — анализ концептов логическими методами вне прямой зависимости от их языковой формы;
Семантико-когнитивное — исследование лексической и грамматической семантики языка как средства доступа к содержанию концептов, как средства их моделирования от семантики языка к концептосфере;
Философско-семиотическое — исследуются когнитивные основы знаковости.
Каждое из этих направлений можно считать уже достаточно оформившимся в современной лингвистике, все они имеют свои методические принципы (объединяет их все прежде всего теоретическое представление о концепте как единице сознания) и все они имеют своих сторонников среди лингвистов-когнитологов, их представляют достаточно известные научные школы[3].
Натюрморт — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве. Часто в натюрмортах фигурируют предметы обихода и труда, цветы, плоды, выловленная рыба и битая дичь. При этом объекты могут быть как изображены в естественном окружении, так и образовывать сложные конструкции или служить «обманкой», создающей иллюзию присутствия реальной натуры. Первым натюрмортом в станковой живописи считается картина «Куропатка со стрелой и перчатками» венецианца Якопо де Барбари[12], но как самостоятельный жанр он оформился только в XVII веке в творчестве голландских и фламандских художников. С тех пор является важным жанром в живописи.
Жанровая живопись является частью бытового жанра в изобразительном искусстве. Бытовые сцены с древности были предметом живописи, встречаясь в росписях Древнего Востока и античной вазописи, однако как отдельный жанр жанровая живопись сложилась лишь в XIV—XV веках. Она получила особенно сильное развитие в эпоху социальных перемен Нового времени, в частности в Нидерландах XVI века; переход к чистому бытовому жанру состоялся в творчестве Питера Брейгеля Старшего[12].
Анималистическая живопись — полотна, главным сюжетом для которых является изображение животных. Художник сосредотачивается на передаче художественно-образной характеристики животного, его повадках, при этом часто персонажам придаются человеческие черты, приписываются человеческие эмоции и действия[12].
Абстрактная живопись — это живопись, главным сюжетом для которой является изображение мира абстракции.
Помимо чистых жанров существуют произведения живописи, сочетающие различные жанровые элементы — например, пейзажа и бытового жанра, группового портрета и исторической живописи. Батальная живопись обычно включает элементы других жанров, от пейзажного и анималистического до натюрморта[12].
Когнитивная лингвистика подразделяется на 3 основных раздела:
Когнитивная семантика, занимающаяся в первую очередь лексической семантикой;
Когнитивная грамматика, занимающаяся главным образом синтаксисом, морфологией и остальными областями языкознания, связанными с грамматикой;
Когнитивная фонология.
Интересующие когнитивную лингвистику аспекты когниции включают в себя:
Конструктивную грамматику и когнитивную грамматику;
Концептуальную метафору и концептуальное смешение;
Концептуальную организацию: категоризация, метонимия, рамочная семантика, иконичность.
Когнитивная лингвистика, в большей степени, чем генеративная лингвистика, пытается соединить в единое целое эти направления. Сложности возникают в связи с тем, что терминология когнитивной лингвистики ещё не устоялась окончательно, поскольку это относительно новая область исследований, а также по причине контактов с другими дисциплинами.
Разработки когнитивной лингвистики становятся признанными способами анализа литературных текстов. Когнитивная поэтика стала важной частью современной стилистики. Лучшей книгой по этой дисциплине остаётся Cognitive Poetics Питера Стокуэлла[4].
История живописи
Основная статья: Периодизация мирового искусства
Основная статья: История европейского искусства
Пещерная живопись; Петроглифы
Живопись Древнего Египта
Крито-микенская культура
Вазопись Древней Греции
Древнеримская стенопись
Иконопись
Итальянская живопись эпохи Возрождения
Живопись барокко
Живопись классицизма
Импрессионизм
Модернизм
Восточная живопись
Китайская живопись
Японская живопись
Живопись Тибета
Живопись У-син
Персидская живопись
Раджпутская живопись
Могольская живопись
Американская живопись
Живопись индейцев
Заключение.
Подводя итог проведённому исследованию, важно отметить, что когнитивная лингвистика связана с живописью через семиотику. Любое художественное произведение можно отобразить в категориях когнитивной лингвистики путём рисования, посредством живописи или иных видов изобразительных искусств. Всё это возможно посредством использования междисциплинарного и метапредметного подходов, в которых живопись как учебная дисциплина будет связана с другой учебной дисциплиной–когнитивной лингвистикой.
Список литературы
Лотман Ю. М. Люди и знаки. / В кн. Лотман Ю. М. Семиосфера. — СПб.: Искусство-СПБ, 2010. — С. 6.
↑ Лотман Ю. М. Люди и знаки. / В кн. Лотман Ю. М. Семиосфера. — СПб.: Искусство-СПБ, 2010. — С. 8.
↑ Бурмистров С. Л. «Чарльз Сандерс Пирс»
↑ Курс общей лингвистики // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. — М., 1977. — С. 54
↑ Журнал "Вопросы философии" - Понятие "Umwelt" Якоба фон Икскюля и его значимость для современной эпистемологии. vphil.ru. Дата обращения: 2 января 2020. Архивировано 19 января 2021 года.
↑ Kalevi Kull. Jakob von Uexküll: An introduction (англ.) // Semiotica. — Vol. 2001, iss. 134. — P. 1–59. — ISSN 0037-1998. Архивировано 12 июля 2019 года.
↑ Манаенкова Е. А. Семиотические школы и направления // Аналитика культурологии. 2013. Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 23 октября 2016 года.
↑ СЕМИОТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ. Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 6 августа 2017 года.
↑ Киберсемиотика: Кибернетическая семиотика? Семиотическая кибернетика? Или что-то новенькое?.. Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 29 сентября 2017 года.
↑ University of Tartu. Sign Systems Studies 29.1. — Tartu University Press, 2001. — ISBN 9985-56-576-2.
↑ Claudio J. Rodríguez Higuera. A Typology of Arguments for the Existence of Physiosemiosis (англ.). Архивировано 2 января 2020 года.
Иванов В.В, Топоров В. Н. Славянские моделирующие семиотические системы. М.: Наука, 1965.
Ветров А. А. Семиотика и её основные проблемы. М.: 1968.
Шрейдер Ю. А. Семиотические основы информатики. М.: 1974.
Иванов В.B. Очерки по истории семиотики в СССР. М.: Наука, 1976.
Семиотика / Сост., вступит. статья и общ. ред. Ю. С. Степанова. — М., 1983.
Степанов Ю. С. Семиотика // Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: СЭ, 1990. — С. 440—442.
Философия языка и семиотика. Иваново: 1995.
Почепцов Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 года. — М.: Лабиринт, 1998
Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов; Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 702 с.
Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство—СПБ, 2000. 704 с. ISBN 5-210-01488-6
Гринев С. В. Основы семиотики. М., 2000. 47 c.
Гринев-Гриневич С. В., Сорокина Э. А. Основы семиотики: учеб. пособие. — Москва: Флинта: Наука, 2012. — 256 с.
Григорьев Б. В. Семиология. Теория и практика знаковой деятельности. — Владивосток: Изд. ДВГУ, 2003.
В. К. Финн. Семиотика // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
Eco, Umberto. Trattato di Semiotica Generale. Milano: 1975. (итал.)
Дзюба Елена Вячеславовна. О ВИДАХ И СТРУКТУРЕ КАТЕГОРИЙ // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н.А. Добролюбова : периодическое печатное издание. — 2012. — № Выпуск 19. Язык и культура.. — С. 21. — ISSN 2072-3490.
↑ Перейти обратно:1 2 Скребцова, Т. Г. Когнитивная лингвистика: Курс лекций.. — Филологический факультет СПбГУ, 2011. — С. 256. — ISBN ISBN 978-5-8465-1037-1.
↑ Перейти обратно:1 2 3 4 З.Д.Попова, И.А.Стернин,. Когнитивная лингвистика. Монография.. — АСТ: «Восток-Запад», 2007. — 314 с. — ISBN 9785170451036. — ISBN 9785478003463.
↑ Stockwell, Peter (2002). Cognitive poetics: An Introduction. London and New York: Routledge
Дзюба Е. В. О видах и структуре категорий.
Скребцова, Т. Г. Когнитивная лингвистика: Курс лекций. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 256 с. ISBN 978-5-8465-1037-1
Попова З. Д. Стернин И. А. Когнитивная лингвистика.
Бородай С. Ю. Язык и познание: введение в пострелятивизм. М.: ООО Садра, Языки славянских культур, 2020. 800 с.
Бородай С. Ю. Язык и познание: пострелятивистская исследовательская программа // Вопросы языкознания. 4. 2019. С. 106—136.
Шапочкин Д. В. Метод когнитивного анализа дискурса в лингвистике //Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 10 (301). Филология. Искусствоведение. Вып. 76. С. 101—107.
Шапочкин Д. В. Политический дискурс: когнитивный аспект /Д. В. Шапочкин, Изд-во Тюменского государственного университета, Тюмень. — 292 с.