СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОЙРО О. И. Урок "Предлог, союз, частица как служебные части речи. Междометие. Звукоподражания" X класс РЯиЛ 2020-12

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КОЙРО О. И. Урок "Предлог, союз, частица как служебные части речи. Междометие. Звукоподражания" X класс РЯиЛ 2020-12»

О. И. Койро, учитель русского языка и литературы Минского государственного областного лицея


Предлог, союз, частица как служебные части речи. Междометие. Звукоподражания X класс


Цели урока:

  • обучающая: организовать деятельность учащихся по актуализации и систематиза­ции знаний о предлоге, союзе и частице как служебных частях речи, о междометии и зву­коподражании, их морфологических призна­ках, синтаксической роли, правописании;

  • развивающая: способствовать развитию у учащихся познавательного интереса, уме­ния структурировать материал;

  • воспитательная: содействовать воспи­танию такого качества, как трудолюбие.

Материалы и оборудование: Долбик, Е. Е. Русский язык : таблицы, схемы, упражнения : для поступающих в вузы / Е. Е. Долбик, В. JI. Леонович, В. А. Саникович. — 6-е изд., испр. — Минск : Вышэйшая школа, 2010. — 312 с.; Русский язык : ЦТ за 60 уроков / Ж. Э. Бычковская и др. — 4-е изд. — Минск : Аверсэв, 2018. — 442 с.; рабочий лист учащего­ся (приложения 1-3), портрет В. Г. Белинского.

Эпиграф: Только труд может сделать че­ловека счастливым, приводя его душу в яс..- ность, гармонию и довольство самим собою (В. Г. Белинский).

Ход урока

  1. Ориентировочно-мотивационный этап.

Заходя в класс, каждый ученик выбирает карточку, на которой написан определённый теоретический материал.

  1. Слово учителя.

Учитель зачитывает эпиграф к уроку.

  • Я желаю вам, чтобы ваша работа на уроке привела душу каждого в ясность, гар­монию и довольство самим собою.

  1. Проверка домашнего задания.

Приём «Задай вопрос»

Ученики задают вопросы учителю по до­машнему заданию.

  1. Определение темы урока.

  • Прочитайте текст «Две сохи» (с пропуска­ми), определите тему урока (Приложение 1).

  1. Целеполагание.

  • В конце урока вам необходимо будет выполнить тест. А сейчас исходя из темы урока сформулируйте личные цели на урок.

Учащиеся записывают цели в тетрадь; желающие могут их озвучить.


  1. Операционно-познавательный этап.

  1. Фронтальная беседа с классом.

  • Назовите служебные части речи.

  • В чём особенность служебных частей речи?

  • Почему междометие является особой частью речи?

  1. Деление на группы.

У каждой группы есть название: «Пред­лог», «Союз», «Частица», «Междометие и звукоподражания», «Правописание служеб­ных частей речи». Учащиеся занимают место в той группе, названию которой подходит теория, написанная на карточке.

Карточки с теорией

Предлог

  1. Выражает зависимость существитель­ных, числительных, местоимений от других слов в словосочетании.

  2. По происхождению делятся на произ­водные (насчёт) и непроизводные (на).

  3. По структуре делятся на простые (пе­ред), сложные (из-за) и составные (в связи).

  4. Нельзя изъять, так как осуществляет грамматическую связь между главным и за­висимым словом в словосочетании.

  5. Согласно, вопреки, благодаря употребля­ются с существительным в дательном падеже.

Союз

  1. По структуре делятся на простые (но) и составные (так как).

  2. По значению различают сочинитель­ные (и) и подчинительные (чтобы).

  3. Служат для связи однородных членов предложения.

  4. Служат для связи частей сложного предложения и выражения смысловых от­ношений между ними.

5. Служат для связи предложений в тексте.

Частица

  1. Служат для выражения смысловых от­тенков слов и целых высказываний.

  2. Служат для образования некоторых форм слов.

  3. По функции и значению делятся на формообразовательные (бы) и смысловые (мо­дальные) (не).

  4. Смысловые делятся на отрицатель­ные, утвердительные, вопросительные, ука­зательные, усилительные, выделительно­-ограничительные, сравнительные и др.

  5. Формообразовательные участвуют в об­разовании форм условного и повелительного наклонений глаголов.

Междометие и звукоподражания

  1. Неизменяемая часть речи, которая не относится ни к самостоятельным, ни к слу­жебным частям речи.

  2. По происхождению бывают непроизвод­ными (ну) и производными (марш).

  3. Слова, являющиеся подражанием зву­кам живой и неживой природы.

  4. Часть речи, которая выражает различ­ные чувства и волеизъявления, но не назы­вает их.

  5. Служат для выражения приветствия, прощания, благодарности, пожелания и т. д.

Правописание служебных частей речи

  1. В предлогах в течение, в продолжение, в заключение, вследствие на конце пишется е.

  2. Союзы тоже, также пишутся слитно.

  3. Частицы бишь, лишь, вишь, ишь пи­шутся с мягким знаком.

  4. Частицы как будто, как раз, всё равно пишутся раздельно.

  5. Предлоги несмотря на, невзирая на пишутся в два слова.

  1. Актуализация опорных знаний (рабо­та в группах).

Учащиеся в группах работают над созда­нием интеллект-карт («Предлог», «Союз», «Частица», «Междометие и звукоподража­ния») и памятки «Правописание служебных частей речи». Во время работы можно поль­зоваться пособиями, указанными в разделе «Материалы и оборудование».

  1. Афиширование результатов работы групп.


  1. Контрольно-коррекционный этап.

  1. Работа с эпиграфом.

— Как вы понимаете слова Виссариона Белинского?

  • Что вы знаете о нём?

  • Запишите высказывание в тетрадь, ре­шая орфограф. задачи. Определите части речи.

  • Перестройте устно предложение таким образом, чтобы в нём появилось междометие.

  1. Морфологический разбор (у доски или комментированное письмо).

Только — частица, выделительно-ограни­чительная.

В — предлог, непроизводный, простой, с В. п., пространственные (объектные) от­ношения.

И — союз, простой, непроизводный, со­чинительный, соединительный, связывает однородные члены предложения.

  1. Выполнение тренировочного задания (работа в группах).

  • Спишите предложения, определите частеречную принадлежность выделенных слов. Сделайте морфологический разбор под­чёркнутого слова (Приложение 2).

  1. Фронтальная проверка выполненного задания. Консультация учителя.

  2. Индивидуальные задания (по желанию учителя и учащихся).

  1. Упражнение 263.

  2. Работа с текстом «Две сохи».

  • Дополните текст служебными частями речи, определите их частеречную принад­лежность.

  1. Индивидуальная творческая работа.

  • Запишите ответ на один из вопросов: А что бы вы ответили сохе, покрытой ржавчиной? О чём думал хозяин, слушая этот разговор? А какую «судьбу» предпоч­ли бы вы?

  1. Выполнение теста (тест на рабочих ли­стах для учащихся) (Приложение 3).

Самопроверка (ключ на доске).

Вариант I: 1) 1, 3; 2) 2, 4; 3) 2; 4) 2, 4; 5) 1, 2, 3.

Вариант II: 1) 1, 3, 5; 2) 4, 5; 3) 1, 2, 4; 4) 1, 2, 3; 5) 1, 3, 5.


  1. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Информация о домашнем задании.

  1. Упражнение 260, 272 (на выбор).

  2. Составление теста на правописание служебных частей речи (пять вопросов).

  1. Подведение итогов.

1. Повторение «подводных камней» темы.

2. Выставление отметок.

  1. Рефлексия.

  1. Возвращение к личным целям, постав­ленным в начале урока. Обсуждение того, какие цели достигнуты, а над какими ещё нужно поработать самостоятельно.

  2. Приём «Чемодан. Мясорубка. Корзи­на»: чемодан — всё, что пригодится в буду­щем, мясорубка — информацию перерабаты­ваю, корзина — то, что выброшу.


Приложение 1

Две сохи

(В) кузнице отремонтировали две сохи. Они выглядели одинаково. Одна из них оста­лась стоять (в) углу сарая. Её жизнь была легче, (в отличие от) жизни другой сохи, которую крестьянин (на) следующее утро по­грузил (на) телегу (и) привёз (на) поле, (что­бы в течение) долгого времени она помогала ему работать. Там она стала красивой (и) блестящей. (Когда) обе сохи вновь встретились (в) сарае, они (с) удивлением посмотре­ли друг (на) друга. Соха, которую (не) упо­требляли (в) дело, была покрыта ржавчиной.

(С) завистью она смотрела (на) блестящую подругу:

  • (Ах), подруга, скажи, как ты стала такой красивой? Мне так хорошо было (в) тишине сарая стоять (в) своём углу.

  • Это безделье тебя изувечило, (а) я ста­ла красивой (от) труда.


Приложение 2

1-я группа («Предлог»)

Ласка весело бежала впереди по тропин­ке. Впереди в..гона лилась река дымного электрического света. Несмотря(на) уста­лость, мы пришли прямо на берег и решили отдохнуть. Обл..чко как(будто) таял...

2-я группа («Союз»)

Вблизи шве..ких берегов с мостика замети­ли на горизонте неме..кий крейсер. (Н..)кого вблизи не было. Звёзды его не заинт..ресовали, потому что он знал, что у них нет названия. Великий человек лиш(..) громок на словах.

3-я группа («Частица»)

(В)течени.. этого времени она была за­нята важными делами. Вдруг (в)течени.. мелодии врывается ответ. Увы! Татьяна ув..дает, бл..днеет, гаснет и молчит. Глядите, ребята, вон на той льдине трясогузка плывёт.

4-я группа («Междометие. Звукоподра­жания»)

Все, исключая младшего брата, уже вста­ли и завтр..кают в столовой. Исключая из училища Павла, директор даже и не пред­полагал, что они ещё встретят(..)ся. В лесу становилось всё сумрачнее, всё тише. Эй! Пош..л, ямщик!

5-я группа («Правописание»)

(Не) смотря на ранний час, было темно. Он ш..л быстро, (не)смотря себе под ноги. Что(бы) понимать людей, надо ц..нить их. Бом! Звук слетел с колокольни и поплыл над ущельем, грус..но т..я в нём.


Приложение 3

Тест

Вариант I

  1. Предлогами являются слова, выделен­ные в предложениях:

  1. Вследствие какой-то задержки в пути лошади отстали.

  2. Я рассматривала картину, а он стояла возле и смотрел на меня с восхищением.

  3. И навстречу декабрьской метели вышли стоять под огнём.

  4. Вдаль тянулась лишь голая степь.

5) На лугу травы и цветы будто кланя­лись нам.

  1. Смысловые отношения, выраженные подчинительными союзами, определены пра­вильно в предложениях:

  1. Ученик никогда не превзойдёт учите­ля, если видит в нём образец, а не соперни­ка. — Временные отношения.

  2. Кипренский понял, что дружба гаснет от долгой разлуки. — Изъяснительные от­ношения.

  3. По сторонам, в кустах смородины и малины, буйно разрослась валериана, так что мы шли по бело-розовой валериановой аллее. — Причинные отношения.

  4. Он томился без масляных красок, как томится голодный без хлеба. — Сравнитель­ные отношения.

  5. И расстались мы с тобой, когда гря­нул грозный бой. — Целевые отношения.

  1. Количество частиц, употреблённых в предложении Мне всё мерещилось, что она сама хочет уверить себя, что всё именно так, правильно определено в случае:

  1. 7; 2) 5; 3) 2; 4) 4; 5) 1.

  1. Выделенные междометия выражают волеизъявления в предложениях:

  1. — Вакула, ты тут! Здравствуй! — сказала красавица с усмешкой.

  2. Ау, дружки! Лешутки, Лесовые! Заснули что ль? Проснитесь, отзовитесь на голос мой!

  3. Матушки! А картофель-то я и забыла.

  4. Я подумал: «Цыц! Не смей этим шу­тить!»

  5. Фи, мерзость! Как я мог не видеть всей гадости этого тогда!..

  1. Слитно пишутся все выделенные сло­ва в рядах:

  1. (не)смотря на возраст; (в)виду плохого настроения;

  2. идти (на)встречу судьбе; ошибка (в)следствие невнимательности;

  3. она то(же) закричала; сложная, за(то) интересная;

  4. (и)так, всё осталось по-прежнему; (всё)таки не сделал;

  5. он(таки) опоздал на поезд; (наподо­бие шара.


Вариант II

  1. Союзами являются слова, выделенные в предложениях:

  1. Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно.

  2. Неужели его ветер принёс издалека?

  3. Началось с того, что мы трое громко поздоровались.

  4. Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Иванов­на должна была выехать.

  5. События только назревали, и, хотя ничего не случилось, всё в нас самих было готово к подвигу.

  1. Значение предлога установлено пра­вильно в случаях:

  1. поссориться с любимой — уступи­тельные отношения;

  2. приехать спустя месяц — простран­ственные отношения;

  3. кресло наподобие шара — объектные отношения;

  4. встретимся при возможности — услов­ные отношения;

  5. заниматься начиная с марта — вре­менные отношения.

  1. Частицы есть в предложениях:

  1. Байкал — это самое глубокое озеро с пресной водой.

  2. Да здравствует солнце!

  3. Если обращаться к примерам из соб­ственной жизни, то я впервые увидел всё разнообразие красок русского ненастья после картины Левитана «Над вечным покоем».

  4. Вот и дни стали заметно короче.

  5. Так появилось поселение городского типа.

  1. Междометиями являются слова, вы­деленные в предложениях:

  1. Боже! Как темно и безлюдно здесь!

  2. Быстро марш отсюда!

  3. Здравствуйте! — Синцов пожал ему руку.

  4. Дешёвые часы на стенке: тик-тик- тик...

  5. Завтра мне заступать в караул.

  1. Раздельно пишутся все выделенные слова в рядах:

  1. (в)отношении дисциплины; (по)мере приближения грозы;

  2. (не)смотря на холод; (в)следствие задержки поезда;

  3. (в)силу различных обстоятельств; (в)течение недели;

  4. хозяин сдерживался, что(бы) не от­ветить грубо; платье на ней так(же) было изумительно красивым;

  5. это был как(раз) он; это вряд (ли) произойдёт.